Сформировать у учащихся знания о предмете экологии, о теоретическом и практическом значении экологических знаний для человека, развивать экологическую этику учащихся, этику ответственности в их отношениях с природой; формировать личную ответственность за все происходящее вокруг, воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью. Учить доброте, отзывчивости, помогать друг другу.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экологическая безопасность»
Тема: «Экологическая безопасность»
Классный руководитель 8б класса: Хисамеева Зульфия Анваровна
МБОУ «Васильевская средняя общеобразовательная школа №2
Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан»
Цель урока:
— образовательная – сформировать у учащихся знания о предмете экологии, о теоретическом и практическом значении экологических знаний для человека.
— развивающая – развивать экологическую этику учащихся, этику ответственности в их отношениях с природой; формировать личную ответственность за все происходящее вокруг;
— воспитывающая –воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью. Учить доброте, отзывчивости, помогать друг другу.
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они-
На планете мы останемся одни.
В.Берестов
С первых шагов своего развития человек неразрывно связан с природой. Он всегда находится в тесной зависимости от растительного и животного мира, от их ресурсов и был вынужден повседневно считаться с особенностями распределения и образа жизни зверей, птиц, рыб. Россия обладает уникальным разнообразием неживой и живой природы, видов растений и животных, их сообществ. Исторически сложилось так, что это – основа богатства нашей страны, ее развития и процветания.
Однако, как и везде на планете, биологическому разнообразию России грозит сокращение. Главная причина этому – в том, что люди стали ценить свое материальное благополучие выше, чем сохранение природы как источника этого благополучия. Наука, доказывающая необходимость бережного отношения к природным ресурсам, современные «зеленые» технологии, позволяющие природе восстанавливать взятые у нее ресурсы, не помогут выйти из экологического кризиса, если каждый из нас, и мы все вместе не пересмотрим свои ценности.
Сама Природа, все более скудеющая и больная, взывает нас вспомнить уроки прошлого, богатую культуру многонациональной России, в которой накоплен бесценный опыт уважения и гармоничного сосуществования с природой.
Экология – наука, изучающая взаимоотношения организмов друг с другом, с окружающей средой. Образовано от 2-х греческих слов «ойкос» — дом, жилище и «логос» — наука. Дословно – наука о местообитании. Возникла в ХХ веке.
Существует четыре закона экологии, которые сформулировал американский учёный Барри Коммонер.
Первый закон: «Всё связано со всем».
Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться». Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.
Третий закон: «Ничто не даётся даром». Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.
Четвёртый закон: «Природа знает лучше». Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. У природы нет никаких отходов: для любого органического вещества в природе существует фермент, способный это вещество разложить. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её.
Страшные, уничтожающие цифры. Брали, брали, загрязняли, рубили, выкидывали, продавали, думали, что на долгие века хватит. А – нет, видимо не хватит.
ХХ век – это недавно. Но не думайте ребята, что призыв охранять природу прозвучали только в ХХ веке. Вот имена первых защитников природы: Аристотель, Теофраст. К.Линней, Ж.Б.Ламарк, Геккель.
Загрязнение воздуха, загрязнение воды, загрязнение почвы отходами с заводов и фабрик, выхлопные газы автомобилей, повышенный радиоактивный фон…
Как видим, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов
Сейчас мы проведём рейд по улицам нашего родного посёлка и увидим, выполняют ли его жители экологические законы?
Васильево расположено на берегу реки Волги, в очень живописном месте. Природа этого прекрасного уголка удивительно разнообразна, красива. Участки смешанного леса и крупнейшей в РТ колонией серой цапли. 383 гнезда расположены на 98 соснах (до 14 гнезд на дереве). Лес представлен насаждениями липы, сосны, дуба, березы, вяза. Почвы дерново-подзолистые. Кроме цапли отмечено еще 36 видов птиц. Имеет научное значение.
Посмотрите какой прекрасный, удивительный мир нас окружает.
А вот и первый нарушитель. Завод сбросил в реку сточные воды, загрязнённые ядовитыми веществами. Чем это грозит водоёму и жителям посёлка? Какой экологический закон нарушен? И как правильно действовать в этой ситуации?
- Эти вещества обязательно осядут на растениях и водорослях, живущих в реке. Растения и водоросли попадут в желудок травоядным рыбам вместе с ядовитыми веществами. Если травоядную рыбу съест хищная, токсичные вещества переселятся уже в её организм. Последняя же может попасться на крючок человеку, и тогда человек по закону получит пищевое отравление.
- Нарушены первый и второй экологические законы.
- Нужно пропустить промышленные отходы через очистку.
-Идём дальше. Что-то трудно становится дышать! Ага, это дворники сжигают листву, чтобы не вывозить её за город. Чем это грозит нам, и какой экологический закон дворники нарушают?
Это природа. Наша жизнь неотделима от нее. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Мы должны помочь ей! А каким образом? Например, участием в экологических маршах, субботниках…
У писателя Паустовского есть такие слова: “И если мне хочется иногда жить до 120 лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца все очарования нашей природы”
Мы – представители разных народов России, должны осознать, что бережное отношение к своей культуре, ее «экологической мудрости» поможет нам всем вместе сохранить и приумножить совокупный культурный опыт страны, а значит, и сохранить ее природное достояние.
Мы все – разные, но экологические проблемы мы сможем решить только сообща. А для этого необходимо, чтобы люди разных народов, разных культур научились обсуждать общие проблемы, договариваться, совместно действовать во благо страны, ее природы, всех народов, а значит – и каждой семьи, каждого из нас.
А сейчас предлагается подумать:
Участники игры должны прочитать названия животных. Для этого в каждом горизонтальном ряду надо зачеркнуть одинаковые буквы.
Летом 2013 года наш Татарстан будет принимать гостей Универсиады со всего мира. Хотелось бы, чтобы представители всех народов увидели и восхищались богатством и красотой нашей малой родины. Давайте же сохраним её и приумножим! Мы за чистоту природы!