kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Выступление по теме "Использование диагностики в деятельности классного руководителя"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Информация для классных руководителей по организации психолого-педагогической поддержки личности учащихся. Представлены теоретические основы этапов психологической поддержки. Рассматриваются не конкретные шаги, а лишь теоретические основы возможности их применения. Представлено как результат собственного опыта работы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Выступление по теме "Использование диагностики в деятельности классного руководителя"»

Использование диагностики в деятельности классного руководителя как необходимое условие организации психолого-педагогической поддержки личности учащихся

Целью образования в современном обществе является создание условий для самоопределения и самореализации личности, но на сегодняшний день эта цель не может быть реализована только в рамках обучения и воспитания. Возникает необходимость включать в образовательный процесс психолого-педагогическую поддержку развития личности.

Понятие "психолого-педагогическая поддержка" - новое для российского образования. Отсутствие систематизированных материалов по теме, несформированность специальных умений осуществлять индивидуальную помощь и поддержку каждого ученика побудило  нас обратиться к данной теме.

Мы выделили две составляющие в данной теме: собственно диагностика и поддержка личности учащегося.

Психолого-педагогическая поддержка личности учащегося состоит из следующих этапов:

1. Диагностический - фиксация факта, сигнала проблемности, проектирование условий диагностики предполагаемой проблемы, установление контакта с ребенком, вербализация постановки проблемы (проговаривание ее самим школьником), совместная оценка проблемы с точки зрения значимости ее для ребенка.

Диагностика в переводе с греческого означает «способный распознавать». Диагностика - это метод в психологии, который дает возможность распознавать и устанавливать признаки, характеризующий нормальный или отклоняющийся от нормы ход психологического развития или педагогического процесса (если речь идет о психолого-педагогической диагностике).

Отсюда основной задачей психолого-педагогической диагностики классного руководителя является выяснение взаимоотношений в классе, изучение личности каждого ребенка и взаимоотношения в семье, а также решение назревших проблем. Без методов психологической диагностики здесь не обойтись.

Среди педагогов можно услышать такое мнение, что классный руководитель не имеет право проводить психологические тесты, давать оценку ученикам и т.д., что это должен делать профессиональный психолог. На наш взгляд, нужно держаться золотой середины. У каждого из учителей есть в дипломе графа «Возрастная психология», на лекциях и семинарах каждого учили проводить тесты и применять психологическую методику и знакомили с психологическими особенностями личности. Поэтому, каждый классный руководитель имеет право провести психологическую диагностику своего класса для того, чтобы получить более полную информацию о своих воспитанниках. Не нужно забираться вглубь психологии и проводить сложные тесты, которые способен проанализировать и понять только психолог. С другой стороны, если вы видите проблему у ребенка, которую не можете понять и решить, тогда лучше использовать принцип «не навреди» и отправить ребенка к психологу.

Какие тесты можно использовать? Их можно разделить на три группы.

  1. характеристика личности ребенка (особенности памяти, мышления, внимания; выяснение темперамента и характера ребенка, мотивация к учению); 2. отношения в классе (социометрия); 3. отношения в семье (тест «Взаимодействие в семье»)

Диагностика в гимназии дала следующие результаты: 4-11% учащихся – низкий авторитет родителей; до 12% - существует база для конфликтных отношений.

  1. Поисковый - организация совместно с ребенком поиска причин возникновения проблемы /трудности, взгляд на ситуацию со стороны (прием «глазами ребенка»).

Целью поискового этапа является принятие ребенком на себя ответственности за возникновение и разрешение проблемы. Помочь выявить связанные с проблемой факты и обстоятельства, причины, которые привели к затруднению, - задача педагога. Важно проявлять внимание к любым способам, которые называет ребенок, не высказывать оценочных и критических суждений. Стимулирование такого рода активности ребенка является необходимым условием деятельности педагога. Обсуждение преимуществ того или иного способа имеет целью выбор самим учеником адекватного его состоянию способа разрешений проблемы.

Задача педагога - поддержать ребенка в любом выборе и выразить свою готовность помочь в любом случае.

3. Договорный - проектирование действий педагога и ребенка (разделение функций и ответственности по решению проблемы), налаживание договорных отношений и заключение договора в любой форме Договорный и поисковый этапы взаимосвязаны по своей сути. Если целью поискового этапа было принятие ответственности и выбор спосо­ба разрешения проблемы, то договорной этап позволяет выстраивать взаимодействие школьника и педагога в направлении решения проблемы, и главное, в распределении действий на добровольной основе: кто и что берет на себя.

В результате разделения функций открывается возможность про­ектирования своей деятельности как школьником, так и педагогом. Желание ребенка самостоятельно предпринимать усилия для решения своей проблемы - уже само по себе является важным результатом педагогиче­ской работы. Однако этот порыв может оказаться неуспешным, если не будет помощи взрослого.

4. Деятельностный: а) действует сам ребенок: со стороны педагога - одобрение его действий, стимулирование, обращение внимания на успешность самостоятельных шагов, поощрение инициативы; б) действует сам педагог: координация действий специалистов в школе и вне ее, прямая безотлагательная помощь школьнику.

Деятельностный этап является таковым не только для ребенка. Чтобы обеспечить успех, педагог должен поддерживать человека и морально-психологически, и, если надо, прямо защитить его интересы и права перед сверстниками, родителями, учителями, если это связано с обеспечением безопасности на пути самостоятельного действия.

Разрешение проблемы часто требует привлечения специалистов: психолога, врача, психоневролога, социального работника и, безусловно, учителя-предметника. Поэтому педагог не только обращается к специалистам за консультацией, но и координирует действия их по оказанию помощи ребенку в разрешении проблем.

Рефлексивный - совместное с ребенком обсуждение успехов и неудач предыдущих этапов деятельности, констатация факта разрешимости проблемы или переформулирование затруднения, осмысление ребенком и педагогом нового опыта жизнедеятельности.

Рефлексивный этап может быть как заключительным в разрешении проблемы, так и начальным, поскольку в ходе рефлексии могут «открыться» невидимые ранее причины и обстоятельства и понадобится переформулировать проблему и искать новые пути ее разрешения.

Ориентация на ребенка как субъекта своей жизнедеятельности требует осмысления такого понятия, как «индивидуальная работа». В данном контексте подчеркнем лишь, что индивидуальная работа предусматривает особую форму педагогической деятельности, в основу которой положен новый для российской педагогики метод - индивидуальное педагогическое консультирование. Суть его сводится к тому, чтобы способствовать и облегчать процесс преодоления препятствий, трудностей и проблем, мешающих жизненной успешности.

Т.о. педагог-консультант не решает проблему за ребенка, а лишь помогает ему сделать адекватный выбор из представленных разных вариантов решения проблемы и поддерживает самостоятельные действия ребенка в осуществлении его личного выбора.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Выступление по теме "Использование диагностики в деятельности классного руководителя"

Автор: Музалевская Елена Александровна

Дата: 10.07.2015

Номер свидетельства: 222607

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Выступление на ШМО учителей начальных классов "Работа с родителями" "
    ["seo_title"] => string(75) "vystuplieniie-na-shmo-uchitieliei-nachal-nykh-klassov-rabota-s-roditieliami"
    ["file_id"] => string(6) "145855"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1419003860"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Доклад, тема "Совместная работа преподавателя специальных дисциплин и мастера производственного обучения" "
    ["seo_title"] => string(118) "doklad-tiema-sovmiestnaia-rabota-priepodavatielia-spietsial-nykh-distsiplin-i-mastiera-proizvodstviennogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "210916"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431518530"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "План аттестуемого учителя "
    ["seo_title"] => string(31) "plan-attiestuiemogho-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "197341"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428234717"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Система работы с одаренными детьми в ОУ: проблемы и перспективы. "
    ["seo_title"] => string(68) "sistiema-raboty-s-odariennymi-diet-mi-v-ou-probliemy-i-pierspiektivy"
    ["file_id"] => string(6) "134539"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416757915"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(282) "Презентация для доклада "Профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних через взаимодействие семьи, школы и общественных институтов" "
    ["seo_title"] => string(173) "priezientatsiia-dlia-doklada-profilaktika-pravonarushienii-i-bieznadzornosti-niesoviershiennolietnikh-chieriez-vzaimodieistviie-siem-i-shkoly-i-obshchiestviennykh-institutov"
    ["file_id"] => string(6) "238450"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1444568680"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства