kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация для доклада "Профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних через взаимодействие семьи, школы и общественных институтов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема выступления на ГМС:

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних через взаимодействие школы, семьи и общественных институтов. Социальный педагог МБОУ г. Иркутска СОШ №77 – Зубкова Анна Романовна.

  1. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних в МБОУ г. Иркутска «СОШ № 77 осуществляется на основании нормативно-правовой базы (СЛАЙД 2): Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Федеральный закон №273 Об образовании в РФ, а также закона РФ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120 - ФЗ. 
  2. В соответствии с Федеральными Законами школа: выявляет несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в школе, принимает меры по их воспитанию и получению ими общего образования,  выявляет семьи, находящиеся в социально опасном положении,  оказывает им помощь в обучении и воспитании детей. 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ  БАЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МБОУ г. Иркутска СОШ №77 ПО ПРОФИЛАКТИКЕ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ЭТО:

•  Устав школы.

Указанные положения на слайде и  должностные инструкции.

(СЛАЙД 3) ЦЕЛИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

·         защита жизни и здоровья детей;

·         профилактика безнадзорности несовершеннолетних;

·         пропаганда и привитие навыков здорового образа жизни;

·         пропаганда культурно-семейных ценностей;

·         оказание учащимся превентивной помощи в решении проблем и трудностей социального, психологического, личностного характера.

(СЛАЙД 4) ЗАДАЧИ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ:

·         создание эффективной системы социальной поддержки детей и подростков группы риска, направленной на решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности;

·         обеспечение социальной реабилитации, адаптации, интеграции детей и подростков, охрана их жизни и здоровья;

·         организация профилактической работы по предупреждению правонарушений школьников;

·         повышение правовой культуры и социально-педагогической компетенции родителей учащихся;

·         координация деятельности и взаимодействие служб и ведомств города, заинтересованных в решении проблем безнадзорности и правонарушений в детской и подростковой среде;

·         сотрудничество с организациями и службами г. Иркутска по работе с семьей с целью повышения воспитательной функции семьи и обеспечению корректировки воспитания в семьях отдельных учащихся;

·         осуществление мероприятий по оказанию комплексной психолого-педагогической, медико-социальной, социально-правовой, профориентационно-трудовой поддержки, обеспечению досуга и отдыха детей и подростков, находящихся в социально опасном положении.

(СЛАЙД 5) В целях предупреждения противоправного поведения и безнадзорности среди учащихся, повышения правовой культуры учащихся и родителей, социально-педагогической компетенции педагогов и родителей, в школе разработаны программы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и работе с социально-неблагополучными семьями и детьми: Программа комплексного педагогического и социально  психологического сопровождения подростков «группы риска», превентивная программа «Я выбираю», волонтерское движение «Твори добро!», программа «Крепкое здоровье  - это здорово!», программа дополнительного образования составлена в рамках взаимодействия со всеми общественными институтами, составлены совместные планы работы.

(СЛАЙД 6) Профилактическая работа планируется и ведется с учетом общешкольных целей и задач, возрастных и личностных особенностей учащихся, положения семей. Деятельность осуществляется с учетом реализуемых образовательных программ и проектов в разных направлениях, с использованием активных форм и методов работы.

 - План работы социального педагога содержит раздел «Профилактика правонарушений и безнадзорности учащихся»,

•  План работы Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности.
•  План работы с семьями и учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации.
•  План работы с КДН и ЗП.
•  План работы с социальным центром помощи семье и детям.

•  План работы с ОДН ОП – 3, ОДН ОП – 1.
 

(СЛАЙД 7) СХЕМА взаимодействия социального педагога
 с участниками образовательного процесса

Это внутренний круг взаимодействия социального педагога.

(СЛАЙД 8) СХЕМА взаимодействия социального педагога со службами
 и ведомствами по профилактике правонарушений, безнадзорности среди несовершеннолетних

Это внешний круг взаимодействия социального педагога.

Взаимодействие  школы с правоохранительными органами, представителями отдела Управления образования  и КДН  и ЗП района  и здравоохранительных учреждений и других организаций по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений, защиты прав детей.

 (СЛАЙД 9) ФОРМЫ РАБОТЫ по профилактике правонарушений и безнадзорности социального педагога и взаимодействие:  с учащимися, с родителями, с ОДН ОП, педагогом – психологом, с классными руководителями.

В целях профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних используют разнообразные формы работы.

Основные формы представлены на слайде.

ЭТО:

•  выявление семей, находящихся в социально-опасном положении;

•  рейды по неблагополучным семьям;

•  деятельность Совета профилактики школы;

•  организация родительского лектория;

•  индивидуальные беседы с  учащимися, родителями;

•  работа с документацией;

•  диагностика;

•  индивидуальные и групповые консультации;

•  содействие в участии в системе внеучебной деятельности школы;

•  работа по профориентации;
• родительские собрания («О повышении ответственности родителей за воспитание детей»), общешкольные, собрания с участием членов ОДН, сотрудников других органов и учреждений системы профилактики;
• организация отдыха и оздоровления детей из малообеспеченных семей и семей, находящихся в социально-опасном положении;
•  организация занятости и временной трудовой деятельности несовершеннолетних и детей из семей, находящихся в социально опасном положении.

- Профилактика алкоголизма, табакокурения, наркомании и других зависимостей.

Профилактика правонарушений занимает большое место в работе социального педагога. Основной результат работы - это снижение преступлений и правонарушений среди подростков в школе.

           В целях предупреждения безнадзорности и правонарушений учащихся в МБОУ г.Иркутска СОШ №77 организуется внутришкольный учет школьников и семей, находящихся в социально опасном положении. Постановка на внутришкольный учет носит профилактический характер и является основанием для организации индивидуальной профилактической работы.

 (СЛАЙД 10) Анализ учащихся состоящих на учете ВШУ.

(СЛАЙД 11) Анализ учащихся состоящих на учете ОДН ОП.

Далее вашему вниманию сейчас будут представлены разнообразные  ФОРМЫ РАБОТЫ по профилактике правонарушений и безнадзорности социального педагога и взаимодействие  с участниками образовательного процесса:  с учащимися, с родителями, с ОДН ОП,а также другими общественными структурами в виде фото-отчета.

(СЛАЙД 12) Трудовое воспитание.

(СЛАЙД13)Волонтерское движение «Твори добро!».

Одной из форм организации профилактики является волонтёрское движение. Их деятельность направлена на организацию помощи своим сверстникам, поэтому эта форма является наиболее эффективной. Волонтёры – это те, которые работают для других, чтобы помочь им разобраться в проблеме. Работа волонтёрской группы 6 класса , акция «Из лучших рук с любовью!».

(СЛАЙД 14) Профилактические классные часы.

Классный час - одна из часто используемых форм работы в вопросе профилактики правонарушений. Эта форма хороша тем, что охват учащихся невелик, обычно 20-25 человек. Поэтому донести информацию намного легче. На классном часе можно использовать такую форму работы как анкетирование, которое позволяет осветить круг вопросов, интересующих учащихся. Полученные данные позволяют выявить преимущественные направления профилактики, на что, прежде всего, следует обратить внимание.

(СЛАЙД 15) Взаимодействие с ИГПК №1

В прошлом 2014 – 2015 у.г. была проведена совместная работа «Час профилактики» со студентами  ИГПК №1 в 5-6 классах по темам: «Профилактика негативных привычек», тренинги на сплочение классного коллектива.

(СЛАЙД 16) Профилактические мероприятия с родителями.

  1. Проведение бесед, семинаров, лекций, тренингов с учащимися и их родителями по пропаганде здорового образа жизни, медицинских и социальных последствиях употребления ПАВ, ответственность административная и уголовная за употребление и распространение наркотических веществ;

В работе по профилактике правонарушений важнейшее место отводится консультированию родителей, учителей, которое помогает взрослым лучше понять половозрастные и индивидуально - психологические особенности детей и подростков, а также критичнее отнестись к собственным педагогическим, воспитательным воздействиям.

Социально - педагогическое консультирование - это квалифицированная помощь взрослым и подросткам, испытывающим различные затруднения в повседневной жизни.

(СЛАЙД 17) взаимодействие социального педагога с инспектором по делам несовершеннолетних ОДН ОП - 3
(СЛАЙД 18) Работа «Совета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних» в МБОУ г. Иркутска № 77

Совет по профилактике является одной из эффективных форм работы по снижению правонарушений, также является одним из звеньев системы комплексной работы по выполнению закона Российской Федерации «О системе работы по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних».

(СЛАЙД 19) Школьная служба примирения.

(СЛАЙД 20)  Школьный НАРКОПОСТ

( СЛАЙД 21) Пропаганда ЗОЖ. Взаимодействие с ДСЮШ №5, ДДТ№2

(СЛАЙД 22) Взаимодействие с ДК «Радуга», ДХШ №1

(СЛАЙД 23) Организация летнего отдыха

(СЛАЙД 24)Знакомство с профессиями

Учить детей, воспитывать подрастающее поколение – вот главная задача нашего общества.

Поэтому  призвание  социального педагога, быть тем каналом, с помощью которого учащиеся должны стать полноценными гражданами Российского общества, не затеряться на крупных поворотах судьбы, найти своё «я», быть самим собой.

(СЛАЙД 25) СПАСИБО за ВНИМАНИЕ!

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация для доклада "Профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних через взаимодействие семьи, школы и общественных институтов" »

«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних  через взаимодействие школы, семьи  и общественных институтов » Социальный педагог МБОУ г. Иркутска СОШ №77 Зубкова Анна Романовна

«Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних через взаимодействие школы, семьи и общественных институтов »

Социальный педагог

МБОУ г. Иркутска СОШ №77

Зубкова Анна Романовна

Нормативно-правовая база: - Конвенция ООН «О правах ребенка» 1995 г.; - Конституция РФ, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ

Нормативно-правовая база:

- Конвенция ООН «О правах ребенка» 1995 г.;

- Конституция РФ, Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолених».

  • Постановление правительства РФ № 154 от 13.03.2002 г. «О дополнительных мерах по усилению профилактики безнадзорности»;
  • Устав школы МБОУ г. Иркутска СОШ №77;

- «Положение о Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений МБОУ г. Иркутска СОШ №77»;

- «Положение о Совете профилактики правонарушений МБОУ г. Иркутска СОШ №77»;

- «Положение о штабе порядка»;

- «Положение об общественном наркологическом посте»;

- «Положение о работе уполномоченного (доверенного) лица»;

- «Положение о службе примирения»;

- «Положение об учете неблагополучных семей и учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации»;

- «Должностная инструкция социального педагога»;

- «Должностная инструкция педагога-психолога»;

- «Должностная инструкция классного руководителя»;

Цели работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

Цели работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

  • защита жизни и здоровья детей;
  • профилактика безнадзорности несовершеннолетних;
  • пропаганда и привитие навыков здорового образа жизни;
  • пропаганда культурно-семейных ценностей;
  • оказание учащимся превентивной помощи в решении проблем и трудностей социального, психологического, личностного характера.

Задачи работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

  • создание эффективной системы социальной поддержки детей и подростков группы риска, направленной на решение проблем детской и подростковой безнадзорности и преступности;
  • обеспечение социальной реабилитации, адаптации, интеграции детей и подростков, охрана их жизни и здоровья; обеспечение зашиты прав и законных интересов несовершеннолетних;
  • организация профилактической работы по предупреждению правонарушений школьников;
  • повышение правовой культуры и социально-педагогической компетенции родителей учащихся;
  • координация деятельности и взаимодействие служб и ведомств города, заинтересованных в решении проблем безнадзорности и правонарушений в детской и подростковой среде;
  • сотрудничество с организациями и службами по работе с семьей с целью повышения воспитательной функции семьи и обеспечению корректировки воспитания в семьях отдельных учащихся;
  • осуществление мероприятий по оказанию комплексной психолого-педагогической, медико-социальной, социально-правовой, профориентационно - трудовой поддержки, обеспечению досуга и отдыха детей и подростков, находящихся в социально опасном положении.

 

Программы по профилактике правонарушений  среди несовершеннолетних Программа дополнительного образования «Крепкое здоровье – это ЗДОРОВО!» Программа волонтерского движения  «Твори добро!» Программа комплексного педагогического и социально-психологического сопровождения подростков «группы риска» Превентивная программа «Я выбираю»

Программы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Программа дополнительного образования «Крепкое здоровье – это ЗДОРОВО!»

Программа волонтерского движения

«Твори добро!»

Программа комплексного педагогического и социально-психологического сопровождения подростков «группы риска»

Превентивная программа

«Я выбираю»

Планы работы МБОУ г. Иркутска СОШ №77 по профилактике правонарушений, безнадзорности среди несовершеннолетних

Планы работы МБОУ г. Иркутска СОШ №77 по профилактике правонарушений, безнадзорности среди несовершеннолетних

  • План работы социального педагога содержит раздел «Профилактика правонарушений и безнадзорности».
  • План работы Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности.
  • План работы службы примирения.
  • План работы с семьями и учащимися, находящимися в трудной жизненной ситуации.
  • План работы наркопоста.
  • План работы с КДН и ЗП.
  • План работы с социальным центром помощи семье и детям.
  • План работы с ОДН ОП – 3, ОДН ОП – 1.
СХЕМА взаимодействия социального педагога  с участниками образовательного процесса Классный руководитель Учителя-предметники Администрация школы Руководители кружков, секций Ребенок Социальный педагог Медицинский работник Педагог-психолог Родители

СХЕМА взаимодействия социального педагога с участниками образовательного процесса

Классный руководитель

Учителя-предметники

Администрация школы

Руководители кружков, секций

Ребенок

Социальный педагог

Медицинский работник

Педагог-психолог

Родители

СХЕМА взаимодействия социального педагога со службами  и ведомствами по профилактике правонарушений, безнадзорности среди несовершеннолетних Центр помощи семье и детям Медицинские учреждения Отдел опеки и попечительства ОДН ОП Службы психолого-педагогической помощи семье Социальный педагог КДН и ЗП Управление социальной защитой населения Департамент образования

СХЕМА взаимодействия социального педагога со службами и ведомствами по профилактике правонарушений, безнадзорности среди несовершеннолетних

Центр помощи семье и детям

Медицинские учреждения

Отдел опеки и попечительства

ОДН ОП

Службы психолого-педагогической помощи семье

Социальный педагог

КДН и ЗП

Управление социальной защитой населения

Департамент образования

Внутри школьный учет Индивидуальная работа Встречи и беседы с классным коллективом с Организация занятости в свободное время УЧАЩИМИСЯ Инструктаж Текущий контроль успеваемости и посещаемости с РОДИТЕЛЯМИ Родительские собрания Родительский всеобуч Индивидуальная работа Рейды на дом Индивидуальная работа с ОДН ОП, Индивидуальная работа с учащимися с Педагогом - психологом с родителями Индивидуальная работа Участие в работе Совета с классными руководителями Профилактики Совещания, семинары, с Классными РУКОВОДИТЕЛЯМИ инструктивная работа Формирование банка данных о детях и семьях Индивидуальная работа  с родителями

Внутри школьный учет

Индивидуальная работа

Встречи и беседы с

классным коллективом

с

Организация занятости

в свободное время

УЧАЩИМИСЯ

Инструктаж

Текущий контроль

успеваемости

и посещаемости

с

РОДИТЕЛЯМИ

Родительские собрания

Родительский всеобуч

Индивидуальная работа

Рейды на дом

Индивидуальная работа

с ОДН ОП,

Индивидуальная работа

с учащимися

с Педагогом - психологом

с родителями

Индивидуальная работа

Участие в работе Совета

с классными руководителями

Профилактики

Совещания, семинары,

с Классными

РУКОВОДИТЕЛЯМИ

инструктивная работа

Формирование банка

данных о детях и семьях

Индивидуальная работа

с родителями

Анализ учащихся состоящих на ВШУ  в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77 Учебный год Кол-во учащихся ВШУ 2013-2014 на начало года Кол-во ВШУ учащихся на конец учебного года 12 2014-2015 17 6 2015 - 2016 7 13 -

Анализ учащихся состоящих на ВШУ в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77

Учебный год

Кол-во учащихся ВШУ

2013-2014

на начало года

Кол-во ВШУ учащихся на конец учебного года

12

2014-2015

17

6

2015 - 2016

7

13

-

Анализ учащихся состоящих на учете ОДН ОП-3, ОДН ОП - 1  в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77 Учебный год Кол-во учащихся контроль 2013-2014 на начало года Количество учащихся на контроле в конце учебного года 5 2014-2015 4 2 2015-2016 3 5 -

Анализ учащихся состоящих на учете ОДН ОП-3, ОДН ОП - 1 в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77

Учебный год

Кол-во учащихся контроль

2013-2014

на начало года

Количество учащихся на контроле в конце учебного года

5

2014-2015

4

2

2015-2016

3

5

-

Трудовое воспитание

Трудовое воспитание

Волонтерское движение «Твори добро!»

Волонтерское движение «Твори добро!»

Профилактические классные часы

Профилактические классные часы

Взаимодействие с ИГПК №1 Проводится совместная работа со студентами ИГПК №1 в 5-6 классах по темам: «Профилактика негативных привычек», тренинги на сплочение классного коллектива.

Взаимодействие с ИГПК №1

Проводится совместная работа со студентами ИГПК №1 в 5-6 классах по темам: «Профилактика негативных привычек», тренинги на сплочение классного коллектива.

Профилактические мероприятия с родителями

Профилактические мероприятия с родителями

П рофилактические беседы  с учащимися 6 - 10 – х классов  с участием инспектора ОДН ОП – 3 Шеметовой Я.А. на темы:  «Уголовная ответственность в отношении несовершеннолетних по ст.228, ст.158 УК РФ», «Профилактика наркомании», «Спайсы».   А также беседы-инструктажи инспекторов ВСЖД с учащимися 1-4 и 5-9 классов о правилах безопасности на железной дороге.

П рофилактические беседы  с учащимися 6 - 10 – х классов с участием инспектора ОДН ОП – 3 Шеметовой Я.А. на темы: «Уголовная ответственность в отношении несовершеннолетних по ст.228, ст.158 УК РФ», «Профилактика наркомании», «Спайсы».  А также беседы-инструктажи инспекторов ВСЖД с учащимися 1-4 и 5-9 классов о правилах безопасности на железной дороге.

Работа «Совета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних» в МБОУ г. Иркутска № 77  В 2014-15 учебном году было проведено 9 заседаний «Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77». На Совете по профилактике были рассмотрены вопросы работы с учащимися «группы риска». Рассмотрены вопросы о постановке на ВШУ - 17 учащихся, из них 4 на учете ОДН ОП–3 и ОДН ОП– 1, 2 учащихся - состоящих на учете в КДН и ЗП.  В 2015-16 учебном году проведено 1 заседание «Совета по профилактике» и рассмотрены вопросы о постановке на ВШУ - 13 учащихся, из них 5 на учете ОДН ОП – 3 и ОДН ОП- 1. 2 учащихся - состоящих на учете в КДН и ЗП.

Работа «Совета по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних» в МБОУ г. Иркутска № 77

В 2014-15 учебном году было проведено 9 заседаний «Совета по профилактике правонарушений и безнадзорности среди несовершеннолетних в МБОУ г. Иркутска СОШ № 77». На Совете по профилактике были рассмотрены вопросы работы с учащимися «группы риска». Рассмотрены вопросы о постановке на ВШУ - 17 учащихся, из них 4 на учете ОДН ОП–3 и ОДН ОП– 1, 2 учащихся - состоящих на учете в КДН и ЗП.

В 2015-16 учебном году проведено 1 заседание «Совета по профилактике» и рассмотрены вопросы о постановке на ВШУ - 13 учащихся, из них 5 на учете ОДН ОП – 3 и ОДН ОП- 1. 2 учащихся - состоящих на учете в КДН и ЗП.

Школьная служба примирения 1. Разрешение конфликтов силами самой школы. 2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации. 3. Профилактика школьной дезадаптации. 4. Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы. Школьная служба примирения в МБОУ г.Иркутска СОШ №77 была организована 01.09.2014 года в целях обеспечения психолого–педагогической, медико–социальной помощи, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Зачем нужна школьная служба примирения?  Подростки и дети «группы риска» часто вовлекаются в конфликты, становятся нарушителями или жертвами. Используемая нами восстановительная медиация позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (в том числе возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем.  

Школьная служба примирения

  • 1. Разрешение конфликтов силами самой школы.
  • 2. Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
  • 3. Профилактика школьной дезадаптации.
  • 4. Школьное самоуправление и волонтерское движение подростков школы.

Школьная служба примирения в МБОУ г.Иркутска СОШ №77 была организована 01.09.2014 года в целях обеспечения психолого–педагогической, медико–социальной помощи, профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

  • Зачем нужна школьная служба примирения? 
  • Подростки и дети «группы риска» часто вовлекаются в конфликты, становятся нарушителями или жертвами. Используемая нами восстановительная медиация позволяет подросткам избавиться от обиды, ненависти и других негативных переживаний, самостоятельно разрешить ситуацию (в том числе возместить ущерб), избежать повторения подобного в будущем.

 

Наркопост МБОУ г. Иркутска СОШ №77

Наркопост МБОУ г. Иркутска СОШ №77

Пропаганда ЗОЖ. Взаимодействие с ДСЮШ №5, ДДТ№2

Пропаганда ЗОЖ. Взаимодействие с ДСЮШ №5, ДДТ№2

Взаимодействие с ДК «Радуга», ДХШ №1

Взаимодействие с ДК «Радуга», ДХШ №1

Организация летнего отдыха

Организация летнего отдыха

Знакомство с профессиями

Знакомство с профессиями

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Зубкова Анна Романовна

Дата: 11.10.2015

Номер свидетельства: 238450


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства