данная программа воспитательной работы пригодится для классных руководителей начальных классов.
С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие».
Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.
Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.......33
Актуальность и принципы
Воспитание - великое дело: им решается участь человека. В.Г. Белинский
Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.
В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.
Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.
Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.
Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.
С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.
Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», « сострадание» и «милосердие».
Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинение своих интересов его интересам.
Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.
В основе программы заложены принципы:
- ориентация на общечеловеческие ценности (человек, добро, красота, отечество, семья, культура, знания, труд, мир) как основу здоровой жизни;
- ориентация на социально-ценностные отношения (способность обнаружить за словами, событиями, действиями, предметами, поступками внутренний мир человека),- субъективность (содействие педагога развитию способности ребенка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и жизни);
- принятие ребенка как данности (т.е. признание права ребенка на данное поведение и производимый им выбор).
1.2. Цели и задачи программы
Цель данной программы - состоит в обеспечении целостного подхода к воспитанию и развитию личности ученика, в создании основы для сознательного, обдуманного управления развитием с учётом возрастных изменений; создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.
Задачи воспитания:
Развивать умение общаться и сотрудничать.
Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
Развивать эмоциональную и волевую сферы.
Изучать личностные качества обучающихся.
Содействовать формированию классного коллектива и созданию в нём нравственно и эмоционально благоприятной среды для развития.
Повышение педагогической и психологической культуру родителей через совместную деятельность.
Объект: учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет: содержание и формы организации УВП; процесс формирования личности младшего школьника; технологии обучения и воспитания, способствующие созданию поведенческой модели, отвечающей социальному запросу.
1.3. Приоритетные направления развития воспитания школьников.
Направление 1. « Счастливо жить - здоровым быть».
Направление 2. «Традиции храня и умножая».
Направление 3. «Дорога к человечности».
Направление 4. «Наш дом – Россия».
Направление 5. «Путь в мир профессии».
Направление 6 «Отчий дом».
1.4.Участники программы
Программа предлагается для учащихся 1—4-х классов общеобразовательной школы и реализуется в ходе УВП. В реализации программы участвуют: учащиеся, родители, педагоги, администрация школы, социальный педагог, психолог.
1.5.Сроки реализации программы
Программа рассчитана на четыре учебных года.
1.6. Виды занятий, применяемых в ходе реализации программы
Теоретические занятия:
беседы, рассказы, убеждения учителя;
слушание;
решение проблем;
обсуждение прочитанной литературы;
исследование (обучение установлению причинно-следственных связей).
Практические занятия:
игры;
ролевые игры;
рассказывание истории, сказок;
импровизированные сценки, спектакли;
дебаты;
мозговой штурм или мозговая атака;
изготовление газеты;
моделирование;
тренинги;
опросы, анкетирование.
Экскурсии:
посещение библиотек;
посещение леса.
1.7. Предполагаемым результатом данной воспитательной программы является постоянное участие родителей в учебно-воспитательном процессе; осознание норм социального поведения; снижение уровня конфликтности, агрессивности и правонарушений школьников; улучшение состояния здоровья детей; повышение мотивации к обучению; формирование у детей навыков самостоятельности: самоанализа,самооценки, самоуправления. Это необходимо учащимся при переходе в среднее образовательное звено. Они должны уметь анализировать свою деятельность, не бояться принимать самостоятельно решение, уметь отвечать за свои поступки, передавать свой опыт своим сверстникам.
Средствами воспитания являются деятельность, общение и отношения, которые подчинены правилам, обязанностям и правам, закрепленными Уставом школы.
Деятельностьлюбого вида должна привести к личному успеху, должна быть не бесполезной для людей, нравственно и экономически значимой.
В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:
умение выслушивать его до конца;
не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
открытость и доступность учащимся.
Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении,
доверии, справедливости и требовательности.
2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс « Познай самого себя»- на первом этапе, где дошкольник уже школьник,- ведущая деятельность - учёба. Происходит узнавание себя в ней, в собственном взгляде на окружающих.
2 класс «Учись дружить» - на втором этапе - главное не ты мне, а я тебе. Результат совместной деятельности – забота не только о себе, но и о сверстниках, близких.
3 класс «Азбука коллективной жизни» - на третьем этапе - умение жить и работать в коллективе, подчинение своих интересов интересам коллектива.
4 класс «Вместе мы сила»- на завершающем этапе - от авторитарности управления к демократичности, приём самостоятельных решений, самостоятельный анализ своей деятельности, поступков.
Содержание программы на 6 основных направлений:
Направление 1. «Счастливо жить – здоровым быть»
Цель: использование педагогических технологий и методических приемов для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Воспитание понимания важности здоровья для будущего самоутверждения.
Задачи работы в направлении «Счастливо жить – здоровым быть»:
- Формировать у учащихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья.
- Знакомить учащихся с опытом и традициями предыдущих поколений по сохранению физического и психического здоровья.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Счастливо жить – здоровым быть»:
1. Сотрудничество с больницей поселка с целью изучения состояния физического здоровья учащихся класса.
2. Сотрудничество с родителями учащихся и учителем-предметником в рамках обозначенной проблемы.
3. Сотрудничество с психологической службой школы с целью формирования у учащихся умений саморегуляции и самовоспитания.
4. Организация и проведение внутриклассных мероприятий, формирующих правильное отношение учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
5. Формирование собственной «Я» -позиции учащихся к проблеме сохранения и защиты собственного здоровья.
Приоритетные понятия «Здоровье» в работе с классным коллективом:
- психическое и физическое здоровье,
- традиции и обычаи нации и семьи по сохранению здоровья,
- культура сохранения собственного здоровья,
- ответственность за здоровье других людей,
- гармония души и тела, режим дня и здоровье,
- воля и её значение в сохранении здоровья,
- самовоспитание и саморегуляция и здоровье.
Формы работы с классным коллективом в направлении «Счастливо жить – здоровым быть»:
- спортивные конкурсы, соревнования внутри класса и между классами школы, между школами;
- встречи со старшеклассниками, активно занимающимися спортом, победителями спортивных соревнований;
- походы выходного дня, дни здоровья, туристические походы;
- спортивные викторины, тематические классные часы по спортивной тематике, конкурсы газет, посвященных спортивной тематике, устные журналы;
- беседы и дискуссии на различные темы;
- тематические консультации для родителей;
- обсуждения газетных и журнальных публикаций, просмотр специальных видеосюжетов и художественных фильмов по этой проблеме.
Направление 2. «Традиции храня и умножая»
Цель: оказание помощи ученикам в развитии в себе способностей мыслить рационально, эффективно проявлять свои интеллектуальные умения в окружающей жизни и при этом действовать целесообразно.
Задачи работы:
- Определить круг реальных учебных возможностей ученика и зону его ближайшего развития.
- Создать условия для продвижения учащихся в творческом развитии.
-Формировать творческую культуру учащихся, развивать их кругозор и любознательность.
- Сохранить любопытство и информационную ненасыщаемость.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении «Традиции храня и умножая»:
1. Педагогический анализ результативности учебной деятельности учащихся класса.
2. Интеллектуальное развитие учащихся класса, формирование культуры творческого труда.
3. Организация и проведение внеклассных мероприятий, позитивно влияющих на интеллектуальное развитие учащихся.
4. Сотрудничество с внешкольными учреждениями для совместной деятельности по развитию творческих умений.
Основные понятия направления «Традиции храня и умножая»:
- способности,
- фантазии в жизни человека,
- способности к творчеству,
- культура умственного труда.
Формы работы с классным коллективом в направлении:
- внутриклассные конкурсы по развитию внимания, памяти, читательских умений младших школьников;
- игры внутри класса;
- классные мероприятия.
Направление 3. «Дорога к человечности»
Цель: обучение учащихся пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи:
1. Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.
2. Формировать у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, и своей роли в нем.
Основные моменты деятельности классного руководителя в данном направлении:
- Развитие у учащихся желания поступать сообразно полученным нравственным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
- Знакомство учащихся нравственными позициями людей прошлого и их нравственным подвигом во имя человечества.
- Формирование у учащихся умения отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора, формирование морали как осознанной личностью необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
- Развитие совести как нравственного самосознания личности, способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам;
- Принятие личностью базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций;
- Готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки;
- Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремлённость и настойчивость в достижении результата;
- Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей;
- Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.
Основные понятия направления:
- нравственный выбор,
- нравственная позиция,
- нравственное поведение,
- нравственные ценности,
- жизненные ценности,
- самоактуализация и самореализация.
Формы работы с классным коллективом в направлении:
- Тематические классные часы по нравственной тематике.
- Дискуссии по нравственной тематике.
- Изучение нравственного наследия мира.
- Читательские конференции.
- Организация циклов бесед «Уроки нравственности».
- Праздники, сюрпризы, конкурсы.
- Изучение нравственного наследия своей страны.
- Знакомство с историями жизни людей, оставивших след в нравственной истории страны и мира.
Направление 4 «Наш дом - Россия»
Цель: формирование у учащихся соответствующих знаний о праве, правовых нормах как регуляторов поведения человека в обществе и отношений между личностью и государством, требующих самостоятельного осознанного поведения выбора поведения и ответственности за него.
Задачи:
1. Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития.
2. Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом.
3. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
Основные моменты деятельности классного руководителя в направлении:
- Знакомство с законами и правовыми нормами государства и формирование ответственного отношения учащихся к законам и правовым нормам.
- Сотрудничество с правовыми организациями в целях правового просвещения учащихся.
- Организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения.
- Формирование умений руководствоваться мотивами долга, совести, справедливости в ситуациях нравственно-правового выбора.
Основные понятия направления:
- право,
- закон,
- права и обязанности,
- правонарушения,
- преступления,
- ответственность,
- долг,
- честь,
- достоинство,
- личность,
- правовые нормы,
- совесть,
- справедливость.
Формы работы классного руководителя в направлении:
- Тематические классные часы.
- Конкурсы, викторины по правовой тематике.
- Праздники, читательские конференции по праву.
Направление 5 «Путь в мир профессии».
Работа с семьями, попавшими в трудную жизненную ситуацию
Организация психолого-педагогической помощи детям и их родителям
Профилактика правонарушений.
Защита прав детства.
Выявление детей и семей группы риска
Психодиагностика и психопрофилактика
Направление 6 ««Отчий дом»
Цель: максимальное сближение интересов родителей и педагогов по формированию развитой личности.
Задачи:
1. Организация и совместное проведение досуга детей родителей.
2. Организация психолого-педагогического просвещения родителей через систему родительских собраний, тематических и индивидуальных консультаций, бесед.
3. Создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников учебно-воспитательного процесса – педагогов, детей и родителей.
4. Обучение родителей умению быть родителем, владеть приемами воспитания и взаимодействия с детьми.
Основные моменты деятельности классного руководителя:
- Изучение семей учащихся, ситуации развития ребенка в семье, нравственных ценностей и традиций семей, влияющих на нравственные и личностные развития ребенка.
- Сотрудничество с психологической службой школы, организующей консультативную индивидуальную и групповую работу с родителями.
- Поощрения родителей, участвующих в жизни класса и школы.
Основные понятия направления «Отчий дом»:
- семья,
- уклад жизни и традиции семей,
- родительский дом,
- родословная,
- семейные корни,
- авторитет отца и матери,
- духовное общение в семье,
- братья и сестры в семье и их взаимоотношения,
- младшие и старшие дети,
- традиции отношения к старшим в семье,
- положение ребенка в семье.
Формы деятельности классного руководителя в направлении «Отчий дом»:
- Тематические классные часы.
- Праздники семьи, спортивные состязания с участием мам, пап, бабушек и дедушек.
- Праздники, посвященные красным датам календаря (8 Марта, 23 февраля, День Победы) и красным датам школы (1 Сентября, День Учителя, День рождения школы, школьные юбилеи).
- Походы выходного дня, экскурсии, викторины.
- Дни творчества, дни открытых дверей.
- Тренинги родительского взаимодействия, индивидуальные и групповые консультации для детей и родителей, тематические беседы с детьми и родителями.
- Читательские конференции по проблемам семьи.
1 класс « Познай самого себя»
Направление
Мероприятие
Цели, задачи
Сентябрь
Счастливо жить – здоровым быть
1. Игра «Я - школьник».
2.Месячник безопасности дорожного движения.
3. Проведение инструктажей по ГО, ПДД.
4. День здоровья.
5. «Волшебные стёкла»- беседа о зрении.
Создать условия для сохранения здоровья, физического развития. Воспитывать негативное отношение к вредным привычкам и сознательное отношение к своему здоровью.
Традиции храня и умножая
1. Диагностическое исследование по изучению интеллектуального уровня детей класса.
2. Посещение представления «Праздник первоклассника»
3. Экскурсия в природу «Вот и осень пришла»
Прививать интерес к учёбе, повысить мотивацию учения, расширять кругозор, развивать логическое мышление, внимание.
Дорога к человечности
1.«Я гражданин России»
2. Правила поведения в школе, в столовой.
Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания.
Создавать условия для проявления учащимися нравственных знаний, умений и совершенствования духовно-нравственных оправданных поступков.
Наш дом – Россия
1.«Государственная символика РФ»
2. Права и обязанности школьника.
3. День солидарности в борьбе с терроризмом (беседа).
Обучение решению задач, связанных с нормами права и проблемами морального саморазвития. Формирование у учащихся правовой культуры, свободного и ответственного самоопределения в сфере правовых отношений с обществом. Формирование гуманистического мировоззрения, способного к осознанию своих прав и прав других людей, способности к саморазвитию.
Путь в мир профессии.
Изучение семей обучающихся, составление социального паспорта.
Встреча с интересными людьми
Выявление семей, требующих особого внимания со стороны учителя, школы (вызывающих беспокойство)
Отчий дом
1. Игра «Давайте познакомимся».
2. Родительское собрание «Давайте познакомимся!»
3. Консультирование родителей.
4. Р.собрание «Знакомство с Уставом школы».
Создавать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся. Преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях. Создавать условия для духовного общения детей и родителей.
Направление
Мероприятие
Октябрь
Счастливо жить - здоровым быть
1. Участие во всероссийской акции «За здоровье и безопасность наших детей».
2. Кл.час по теме «Внимание, грипп».
3. Обеспечение всех обучающихся класса горячим питанием.
4. Весёлые эстафеты
5. Кл.час «Огонь- друг и враг человека»
Традиции храня и умножая
.
1. Викторина «Знаешь ли ты птиц?»
2. Праздник «Золотая осень».
3. Праздник «День Учителя».
Дорога к человечности
1. Участие в акции ко дню пожилых людей «Подари улыбку»
2. Час общения «Моя любимая игрушка».
3. Учебная книга – наш друг.
Наш дом - Россия
1. Месячник гражданской обороны (беседы)
2. Подготовка к празднику «День народного единства».
Путь в мир профессии
1. Беседа о правилах поведения в школе, на прогулке.
2. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания.
3. «Человек красит место»
Отчий дом
1. Подготовка к участию в конкурсе «Звёздный дождь».
2. Весёлые эстафеты.
3. Индивидуальное консультирование родителей.
Направление
Мероприятие
Ноябрь
Счастливо жить - здоровым быть
1. Разучивание подвижных игр.
2. Беседа о вредных привычках среди детей.
3. День здоровья.
4. Месячник профилактики (конкурс рисунков)
5. Беседа по теме «Как правильно пользоваться электроприборами, водой, газом…»
Традиции храня и умножая
1. Посещение кружков по интересам учащихся в школе.
2. Творческие конкурсы по окружающему миру.
3. Кл.час «Мир моих увлечений».
4. Экскурсия в клуб
5. День Матери.
Дорога к человечности
1. Кл.час «Традиции семьи – история России»
2. Поговорим о нравственности (беседа)
3. Мудрые заповеди предков (беседа)
4. Ролевые игры «Учимся дружить»
5. Беседа о празднике «День матери».
Наш дом - Россия
1. Кл.час «Я гражданин России».
2. Беседа «Новотремино – наш дом».
Путь в мир профессии
1. Кл.час «Азбука безопасного поведения в профессии»
Отчий дом
1. Индивидуальные встречи с родителями.
2. Подготовка к конкурсу «Звёздный дождь»
Направление
Мероприятие
Декабрь
Счастливо жить - здоровым быть
1. День здоровья «Снежные забавы»
2. Игра «Красный, жёлтый, зелёный».
3.Игра «Да здравствует мыло душистое и полотенце пушистое!»
4. Контроль за посещаемостью.
Традиции храня и умножая
1. Кл.час по теме «Книга рекордов Гиннеса».
2. КВН по русскому языку.
3. Участие в конкурсе на лучшую новогоднюю игрушку.
4. Диагностическое исследование по изучению мотивации учения детей класса.
5. Всемирный день борьбы со СПИДом.
6.Новогодняя сказка
Дорога к человечности
1. Участие в акции «В защиту хвойных растений».
2. Игра-путешествие «Где живёт Дед Мороз?»
3. Кл.час « Встречают по одёжке, провожают по уму».
1. Кл.час по теме «День Конституции РФ»
2. Беседа о дне Героев Отечества.
Путь в мир профессии
1. «Что такое конституция? Какие права и обязанности есть у тебя» (беседа)
2. Игра «Тропинка безопасности»
Отчий дом
1. Участие в конкурсе «Снежная скульптура».
2. Родительское собрание «Проблемы и трудности периода адаптации первоклассников».
3. Выставка рисунков «Семейные радости».
Направление
Мероприятие
Январь
Счастливо жить - здоровым быть
1. Беседа о рациональном правильном питании
2. Подвижные игры на свежем воздухе.
3. Витамины наши друзья…(беседа)
Традиции храня и умножая
1. КВН «Лес – наше богатство».
2. Конкурс пословиц о зимних приметах.
3. Мои любимые уроки (Викторина-игра)
4. Алло, мы ищем таланты.
Дорога к человечности
1. Кл.Час «История одежды мальчиков и девочек».
2. Путешествие по страницам Красной книги».
3. Птичкам зимой надо помогать. Конкурс кормушек.
Наш дом - Россия
1. Семейные праздники (беседа, рисунки)
2. Участие в конкурсе социальных проектов «Я гражданин России».
3. «Защита хвойных растений». Конкурс рисунков.
Путь в мир профессии
1. Мои права и обязанности (беседа)
2. Встреча с социальным педагогом школы.
Отчий дом
1. Конкурс кормушек, рисунков.
2. Родительское собрание «Мотивы учения младших школьников».
Направление
Мероприятие
Февраль
Счастливо жить - здоровым быть
1. «Самые ловкие и смелые» (спортивные соревнования)
2. «Хорошо с горы катиться». Конкурсы и игры на улице.
3. Беседа и личных вещах гигиены…
Традиции храня и умножая
1. Игра-викторина «Что? Где? Когда?»
2. Кл.час «Поговорим о профессиях»
3. Игра-путешествие «Путешествие по сказкам»
4.День Святого Валентина.
5. День Защитника Отечества
Дорога к человечности
1. Искусство делать подарки (беседа)
2. Наш родной Тайшетский район. Игра - путешествие.
3. Ролевая игра «Пойми меня правильно».
Наш дом - Россия
1. Урок мужества.
2. Символика города Тайшета и Тайшетского района
Путь в мир профессии
1. Кл.час «Где нас подстерегает опасность?»
2. Разговор о взаимоотношениях детей друг с другом.
Отчий дом
1. Конкурс рисунков «Профессии моих родителей».
2. «Хорошо с горы катиться». Конкурсы и игры на улице.
3. Индивидуальные встречи с родителями и консультирование.
Направление
Мероприятие
Март
Счастливо жить - здоровым быть
1. Лыжная прогулка в парк.
2. «В природе должно быть чисто и красиво!». Прогулка.
3. «Дорожные приключения Бабы-Яги». Игра по ППД
Традиции храня и умножая
1. Конкурс лучших тетрадей, учебников.
2. Кл.час « Путешествие в книжное царство - мудрое государство».
3. Международный женский день.
4.Масленица – праздник проводов зимы и блинов.
Дорога к человечности
1. Концерт для мам и бабушек.
2. «О наших мамах, бабушках, сестричках». Викторина.
3. Кл.час « Добру путь откроет сердце».
Наш дом - Россия
1. Игра «Приятная наука вежливость»
2. Этическая беседа «Не стесняйся доброты своей»
Путь в мир профессии
1. Кл.час «Будь справедливым в словах и поступках».
1. Лыжная прогулка совместно с детьми.
2. Концерт для мам и бабушек. «Спасибо, дорогие мамы».
3. Родительское собрание «Волевые качества ребёнка. Как их развивать» (встреча с психологом).
Направление
Мероприятие
Апрель
Счастливо жить - здоровым быть
1. Игра-соревнование «Дальше, выше, быстрее».
2. Кл.час «Чистота – залог здоровья!»
Традиции храня и умножая
1. Игры на развитие воображения и внимания.
2. КВН по сказкам.
3.День юмора и смеха.
4. День рождения школы.
5. День Космонавтики
Дорога к человечности
1. Учебная игра «Что такое правила хорошего тона?»
Наш дом - Россия
1. Беседа «Любовь к Родине».
Путь в мир профессии
1. Упражнения на гармонизацию противоречивости личности.
2. Профессия - космонавт.
Отчий дом
1. Игра-соревнование «Дальше, выше, быстрее».
2. Клуб выходного дня
3. Консультирование родителей.
Направление
Мероприятие
Май
Счастливо жить - здоровым быть
1. Кл.час «Чтобы гриппа не бояться, надо братцы закаляться».
2. Правила поведения на водоёмах.
3. Конкурс рисунков «Я выбираю спорт».
Традиции храня и умножая
1. Конкурс «Грамотеев».
2. Экскурсия в природу.
3.День Победы.
4. День Семьи.
5. Последнийй звонок.
6. Туристический слет.
Дорога к человечности
1. Кл.час «Будь справедливым в делах и поступках».
2. Беседа «Учимся выигрывать и проигрывать»
Наш дом - Россия
1.Кл.час «О тех, кто мир нам подарил».
2. Беседа «Будь внимательным к людям».
Путь в мир профессии
1. Беседа «Плохо природе, плохо человеку».
2. Будь внимателен на дорогах.
3. О профессии дорожно патрульной службы.
Отчий дом
1. Проведение анкетирования родителей по теме «Летние каникулы».
2. Итоговое родительское собрание.
3. Конкурс рисунков «Я выбираю спорт».
2 класс «Учись дружить»
Направление
Мероприятие
Сентябрь
Счастливо жить - здоровым быть
1. Кл.час «Правила поведения в школе, общественных местах…»
2. Игра – путешествие «Береги сам себя»
3. День здоровья.
Традиции храня и умножая
1. Час общения «Моя любимая игрушка»
2. Кл.час «Зачем мы ходим в школу?»
Дорога к человечности
1. Кл.час «Человек среди людей».
2. Ролева игра «Учимся дружить».
3. Беседа «Содержи в порядке книжки и тетрадки»
Наш дом - Россия
1. Беседа «Я - гражданин России»
2. Беседа «Знай свои права».
Путь в мир профессии
1. Кл.час «Что значит быть ответственным на улицах и дорогах»
2. Составление социального паспорта.
Отчий дом
1. Родительское собрание «Воспитание в семье»
2. Консультирование родителей по текущим вопросам.
3. Участие в ярмарке «Дары осени 2012»
Направление
Мероприятие
Октябрь
Счастливо жить - здоровым быть
1. «Славная осенняя пора». Экскурсия в парк.
2. Беседа «О режиме дня».
3. Проведение инструктажей по технике безопасности, по пожарной безопасности.
Традиции храня и умножая
1. Кл.час «Трудно ли учиться в школе».
2. Сказка родина чувств А.С.Пушкин «У лукоморья».
Дорога к человечности
1. Кл.час «Что такое хорошо!»
2. Кл.час «Профессии наших родителей».
Наш дом - Россия
1. Беседа «Россия – родина моя».
Путь в мир профессии
1. Чтение и обсуждение произведений В.Осеевой и Л.Толстого о поступках детей.
Отчий дом
1. Кл.час «Профессии наших родителей»
2. Индивидуальное консультирование родителей.
Направление
Мероприятие
Ноябрь
Счастливо жить - здоровым быть
1. Кл.час «Правила гигиены».
2. Беседа «Береги зрение с молоду».
3. Весёлые старты.
Традиции храня и умножая
1. Кл.час «Самооценка и взаимооценка, как способ познания себя и других».
1. Экскурсия в природу «Весна! Весна! И все ей рады!»
2. Беседа «Осторожно, грипп!»
3. Выходи играть во двор.
Традиции храня и умножая
1. Игры для тренировки памяти.
2. КВН для девочек «Супершкольница».
Дорога к человечности
1. Праздник «Я песню милой маме пою»
Наш дом - Россия
1. Кл.час «Какое оно, наше общество?»
2. Лекторий по правилам пожарной безопасности.
Путь в мир профессии
1. Беседа о службах экстренной помощи.
2. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания.
Отчий дом
1. Родительское собрание « О детской дружбе».
2. Праздник «Я песню милой маме пою»
Направление
Мероприятие
Апрель
Счастливо жить - здоровым быть
1. Кл.час «Почему важно не забыть о гигиене».
2. День здоровья «Весёлые старты». (7 апреля – Всемирный день здоровья)
Традиции храня и умножая
1. Экологическая беседа «Экология – это наука о том, как сберечь дом»
2. Конкурс лучших тетрадей, дневников, учебников.
3. «Космический» КВН
Дорога к человечности
1. Кл.час «Готов ли я к обучению в 5 классе?»
2. Путешествие по Красной книге.
3. Беседа о международном дне книги.
Наш дом - Россия
1. День космонавтики. Игра – викторина «Космический рейс».
2. Деловая игра «Мои права и обязанности».
Путь в мир профессии
1. Кл.час «Берегись огня».
2. Круглый стол «Должен ли я знать и соблюдать законы страны?»
Отчий дом
1. День здоровья «Весёлые старты».
2. Беседа с родителями по теме «Проблемы преемственности обучения в начальном и среднем звене, пути и способы решения».
Направление
Мероприятие
Май
Счастливо жить - здоровым быть
1. Кл.час «Волшебные стёкла»(разговор о зрении)
2. Игра – путешествие «Станции здоровья»
Традиции храня и умножая
1. Игра «Путешествие по родному краю».
2. КВН «Природные зоны»
Дорога к человечности
1. Беседа – диспут «За что уважают человека в семье и обществе».
2. Кл.час «Международный день птиц».
Наш дом - Россия
1. Концерт. «Вспомни героев своих!»
2. Конкурс чтецов ко дню Победы.
3. Читательская конференция «Будь человеком» (по произведениям С. Михалкова)
Путь в мир профессии
1. Беседа «Основные правила пожарной безопасности на природе».
2. Индивидуальная работа с детьми, требующими внимания.
3. Проведение анкетирования родителей по теме «Летние каникулы».
Отчий дом
1. Родительское собрание «Прощай начальная школа».
2. Консультирование родителей
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
I Проявление гражданских качеств детьми через поступки и поведение в целом;
2) Знание истории поселка и района;
3) Ощущение себя равноправным членом коллектива школы;
II.
1) Мотивация учащихся на успешное освоение знаний, умений и навыков;
2) Интеллектуальные умения, способствующие в дальнейшем адаптации учащихся к новым учебным предметам;
III.
Раскрытие собственной индивидуальности через:
а) навыки группового взаимодействия;
б) работу творческого коллектива “Класс!”;
IV.
Принятие культуры здорового образа жизни и умение действовать в нестандартных ситуациях.
V.
Взаимосвязь и согласованные действия родителей, педагогов, учащихся и классного руководителя по всем вопросам.
Методические рекомендации.
На первом году воспитания учителю необходимо обратить внимание на вовлечение ребёнка в школьную деятельность, формирование доверительных отношений между учеником и учителем. Поэтому важно большее внимание уделить общению в малых группах, индивидуальных беседах, посещению на дому. Большая работа в этот год проводиться школьным психологом. Тренинги «Мимика и жесты», «Приветствия», классные часы «Настроение», «мальчики и девочки». «Мы школьниками стали». Итогом первого года воспитания должно стать осознания себя как ученика.
Мероприятия, проводимые во второй год воспитания, нацелены на пресечение детской эгоистичности, созидание положительных черт характера. Большую помощь в этом могут оказать родители. Поэтому учителю надо более ответственно подойти к проведению родительских собраний и лекториев. Это родительские собрания «Трудовое воспитание в семье», «Воспитание созидательной дисциплины», семейный праздник « Род, родные, Родина». Итогом второго года должно стать формирование устойчивых дружеских отношений.
Итогом третьего года является осознание детьми, что их класс – дружный коллектив. Этому способствуют игры на свежем воздухе, выездные экскурсии, беседы «Я чувствую себя счастливым, когда…»
Четвёртый год воспитания является наиболее ответственным. Дети должны самостоятельно принимать решения, анализировать свою деятельность, поступки. Наиболее актуальны здесь беседы «Встречают по одёжке, провожают по уму», «Моё хочу и моё надо», диспут «За что уважают в семье и в обществе», «Мои мечты, мои желания», «Что значит быть счастливым в своей стране». Итогом данного года и всей воспитательной программы является овладение детьми системой общечеловеческих ценностей, установление гуманистического типа отношений между людьми.
4. МОНИТОРИНГ
Мониторинг результатов осуществляется по направлениям ежегодно, проводится анализ и в случае необходимости коррекция. В конце обучения данная работа позволит проследить динамику формирования знаний, умений, навыков, степень развития отношений к предмету по направлениям программы.
Отслеживание (выявление) уровня интеллектуального развития и тревожности школьников, мотивации, готовности их к обучению и мотивации успешности обучения;
Изучение межличностных отношений;
Наблюдение и составление карты здорового образа жизни;
Изучение стиля семейного воспитания и разработка практических рекомендаций для родителей.
Диагностический блок.
Основные формы изучения
Наблюдения.
Беседы с учениками, родителями.
Изучение высказываний на уроке, классных часах, внеклассных мероприятиях.
Изучение отношения к проводимым мероприятиям, урокам.
Анкетирование и тестовый опрос учащихся и родителей.
Аспекты изучения и показатели учебно-воспитательной работы
Аспекты изучения
Показатели
1
2
1. Создание условий для развития личности воспитанника
Уровень подготовки дошкольника к обучению в школе
Образовательный статус родителей и уровень их воспитательной активности
Характеристика семьи учащегося
Уровень адаптации учащихся
Состояние отдельных направлений учебно-воспитательной работы в школе