поставить перед родителями проблему существования в школьном коллективе жаргона и матерной речи. Знакомство со встречающимися у детей речевыми ошибками и проанализировать их причины. Объяснение и обоснование необходимости борьбы с этим явлением. Почему сейчас ругаются дети и подростки. Что такое жаргонизация.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья "Почему наши дети так говорят". »
Бюджетное учреждение Омской области
"Комплексный центр социального обслуживания населения
Оконешниковского района"
Статья "Почему наши дети так говорят".
Подготовил специалист по социальной работе
отделения профилактики безнадзорности
и семейного неблагополучия
Черкащенко Анна Ивановна.
Оконешниково 2015
Что засоряет и огрубляет нашу речь? К большому сожалению, грубость и мат стали в нашей жизни почти обыденностью. Всюду слышны нецензурные слова, ругань – в магазинах, на улицах и даже в телепередачах. Наши дети чаще стали употреблять нецензурные слова в своей речи. Почему так происходит?
Бранные и неприличные слова рано или поздно появляются в лексиконе каждого ребенка. Проблема засорения речи "ненормативной лексикой" регулярно обсуждается в средствах массовой информации. Отмечается увеличение сленга и блатных выражений в газетах, журналах, книгах. Неудивительно, что дети не только рано узнают о существовании подобных слов, но и начинают их активно использовать не понимая, что эти слова означают. Почему дети так охотно повторяют нехорошие выражения?
Детей в первую очередь привлекает та эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие. Собственные наблюдения ребенка и проводимые родными воспитательные беседы наводят его на мысль, что умение вставить в свою речь крепкое словечко является одним из признаков взрослости. И если родители говорят, что использовать подобные слова можно только взрослым, естественно, ребенок, стремящийся во всем походить на старших, намеренно начинает употреблять запрещенные выражения в своей речи.
Заметив, что эти слова шокируют окружающих, дети начинают использовать ругательства, чтобы позлить, подразнить их. В этом случае бранные слова становятся еще одним орудием мести.
Тяжело и неприятно, когда совсем юные матерятся. Но надо признать, что бывают такие ситуации, когда умение употребить бранные слова необходимо, чтобы вас признавали равным, чтобы не попасть в неловкую ситуацию, по наивности не стать объектом насмешек. Кроме того, люди ругаются от отчаяния и злости. В этом случае ругань используется как средство "выпускания" пара и помогает справиться с отрицательными эмоциями. А это все-таки предпочтительнее, чем физическое насилие или деструктивное поведение. Другое дело, что лучше бы высказывать все, что накопилось, в одиночестве. Вот этому и стоит учить детей.
Кроме бранной лексики и матерщины есть еще одна опасная болезнь – жаргонизация нашей речи. Одна из главных причин появления и бытования школьного жаргона состоит в желании самоутвердиться, показать или подчеркнуть в языке свою принадлежность к определенному обществу. Жаргон так же прилипчив, как и нецензурная речь. Молодежный жаргон, будучи явлением возрастным, движется во времени и может проходить как "детская болезнь". Плохо, если она не проходит и переходит во взрослую жизнь.
То, что русский язык грубеет – очевидная и ужасная вещь. И взрослые, и дети сейчас постоянно используют такие слова, как "прикол", "прикинь" и.т.д. Эти слова постоянно встречаются в газетах и журналах, в книгах современных писателей.
Однажды писатель Виктор Ерофеев на представлении своей новой книги по радио сказал: "Через десять лет мы все поголовно будем говорить на мате. Просто перестанем его замечать". Хочется верить, что этого не произойдет.
Очень хочется, чтобы родители дарили своим детям на день рождения не только кукол и конструкторы, но и книги с настоящим русским языком.
Литература
1. Дереклеева Н.И. Родительские собрания 5-11 классы. Москва. "Вако", 2005.
2. Дюкина О.В. Родительские собрания: 6 класс. Москва "Вако", 2008.
3. Шульгина В.П. 25 современных тем родительских собраний в школе. Ростов на Дону. Феникс, 2002.