«В ДЕТСТВЕ ДЕЛАЕТСЯ ПОСЕВ ДОБРА»
«…Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать».
В. А. Сухомлинский
С. Михалков: «…Человек начинается с детства. Именно в детстве делается посев добра. Взойдет он лишь через годы, и тогда будет видно, взошел ли посев добра или же сорняки зла заглушили его. Будет видно, какой человек вошел в жизнь и стал членом общества».
Знаменитый СВ. А. Сухомлинский с тревогой отмечал, что пришедшие в школу дети даже не считают доброту важным человеческим качеством.
«Я вспомнил, - пишет Сухомлинский, - сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным. И никто не сказал: добрым».
Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное.
Добрый – относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.
Щедрость – оказание бескорыстной помощи другим, отсутствие скупости, охотно тратящийся на других.
Я часто на родительских собраниях задаю вопрос: «Какими вы хотели бы видеть своих детей?» Ответы самые разные: умными, смелыми, красивыми, счастливыми. И почти никто не ответил: добрыми. Почему? Разве в наше время доброта утратила свою нравственную силу? Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность? Или в стремительном темпе ценятся только «бойцовские качества» человека? Наверное, тут что-то не так, вернее не совсем так. Хочется верить, что родители, которые не выразили желание видеть своих детей добрыми, просто перепутали понятия «добрый» и «добренький».
Конечно, никто не хочет вырастить беспринципного, мягкотелого, слабодушного человека. Этакого добрячка, всему и всегда улыбающегося. Добренького, дрябленького умом и душой человека. Такой человек вызывает раздражение, у людей возникает пренебрежительное к нему отношение. Нет, мы не хотим, чтоб наши дети, наши ученики выросли добренькими. Значит ли это, что мы должны воспитывать у них «бойцовские качества»? Чтобы они могли все перенести, все отразить и, грубее говоря, дать сдачу?
Как сделать, чтобы доброта встала в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость, чтобы наши ученики не стеснялись своей доброты? Как убедить отдельных родителей, особенно пап, которые утверждают обратное: пусть лучше у наших детей будут твердая рука и крепкий лоб, а не мягкое сердце?!
Говорят, что доброта бывает нескольких видов. Самая «маленькая» - доброта пассивная: человек не ударит слабого, не оборвет робкого, не заденет самолюбия, легкоранимого. Но пройдет мимо зла. Более ценный вид доброты – это такая ее стадия, когда чувства не только не разрешают человеку делать зло, но и заставляют его совершать добрые дела. Это уже доброта активная. Третий вид доброты – это доброта борющаяся. Это самая высокая ступень ее, самое прекрасное, самое бескорыстное и благородное ее проявление. И вот эта доброта обычно выбирает себе хозяина среди людей с чувством собственного достоинства, ибо только уважающий себя человек и ощущающий поэтому себя сильным может по-настоящему почувствовать несправедливость, зло, унижение одного человека другим.
Корень, источник доброты – в созидании, в творчестве, в утверждении жизни и красоты…
При подборе материала я руководствовалась личным опытом работы в школе, наблюдениями за поведением учащихся в различных жизненных ситуациях, многолетним общением с родителями, а также воспользовалась текстами из педагогической и художественной литературы.
Одним словом, задача старших – разговорить детей, растревожить, взволновать словом, вызвать на заинтересованный, доверительный разговор; обогатить лексикон младших учащихся новыми словами и понятиями о доброте и добре, расширить представление детей об этих словах как с позиции нравственного смысла, так и с позиции грамматических; закрепить практические и поведенческие умения и навыки; через нетрадиционные практические задания развивать детское речевое творчество. Нужно всегда помнить слова Монтеня: «Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред».
Мною приводятся высказывания известных педагогов, писателей, философов; поэтические строки знакомых поэтов; пословицы и поговорки; оригинальные тексты для этических бесед, классных часов, родительских собраний, Размышлений на тему добра и зла, а ребятам – для самовоспитания и самоорганизации.
Добро и зло – основные категории этики, употребляемые при нравственных оценках отдельных явлений, поступков, побудительных мотивов деятельности людей и т. Д. Добро – этическая категория, обозначающая совокупность положительно оцениваемых классом, обществом или отдельными людьми условий жизни, а также нравственных действий, принципов и норм поведения.
(Философская энциклопедия)
Самое быстрое и верное средство прослыть добродетельным человеком – это работать над собой с тем, чтобы быть им.
(Сократ)
Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки.
(Л. Толстой)
Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.
(Б. Паскаль)
Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!.. Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте же добро!
(А. Чехов)
Иметь твердый характер чрезвычайно важно. И нельзя в жизни забывать себя, в хорошем смысле слова: надо пополнять себя знаниями, отвечать за свою собственную душу. Каждый из нас ответствен за нее. Нужно все уметь сочетать, а это не просто.
(В. Розов)
Что же такое доброта и какова ее роль в психической жизни человека? Почему, когда она находится в забвении, отсутствует или ее недостаточно, люди сворачивают с дороги и нередко гибнут для общества, принося в мир лишь горе, разочарование и беды, а мы говорим тогда, что торжествует зло?
С давних пор и во все времена в разных концах Земли, на разных широтах, всегда и повсюду это было предметом большой заботы и самого пристального внимания. Подтверждение мы находим в обычаях и верованиях стран и народов.
Пословицы и поговорки
Спеши делать добро.
Добрые дела красят человека.
Без добрых дел нет доброго имени.
Жизнь дана на добрые дела.
Злой не верит, что есть добрые люди.
Скромность каждому к лицу.
Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
Добро век не забудется.
От добра добра не ищут.
Нет худа без добра.
Добрая наседка одним глазом зерно видит, другим – коршуна.
Чего вдругом не любишь, того и сам не делай.
Доброе слово – половина счастья.
Кто не делает добра, тот не человек.
Кусок хлеба помнят целый век.
Не ищи красоты – ищи доброты.
Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
Доброму человеку бывает стыдно и перед собакой.
Так пожелаем же нашим детям доброты, открытости к людям, душевной щедрости и добра.