kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья «В ДЕТСТВЕ ДЕЛАЕТСЯ ПОСЕВ ДОБРА»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

 

«В ДЕТСТВЕ ДЕЛАЕТСЯ ПОСЕВ ДОБРА»

 

                                            «…Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать».

                                                               В. А. Сухомлинский

С. Михалков: «…Человек начинается с детства. Именно в детстве делается посев добра. Взойдет он лишь через годы, и тогда будет видно, взошел ли посев добра или же сорняки зла заглушили его. Будет видно, какой человек вошел в жизнь и стал членом общества».

Знаменитый СВ. А. Сухомлинский с тревогой отмечал, что пришедшие в школу дети даже не считают доброту важным человеческим качеством.

«Я вспомнил, - пишет Сухомлинский, - сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным. И никто не сказал: добрым».

Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное.

Добрый – относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.

Щедрость – оказание бескорыстной помощи другим, отсутствие скупости, охотно тратящийся на других.

Я часто на родительских собраниях задаю вопрос: «Какими вы хотели бы видеть своих детей?» Ответы самые разные: умными, смелыми, красивыми, счастливыми. И почти никто не ответил: добрыми. Почему? Разве в наше время доброта утратила свою нравственную силу? Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность? Или в стремительном темпе ценятся только «бойцовские качества» человека? Наверное, тут что-то не так, вернее не совсем так. Хочется верить, что родители, которые не выразили желание видеть своих детей добрыми, просто перепутали понятия «добрый» и «добренький».

Конечно, никто не хочет вырастить беспринципного, мягкотелого, слабодушного человека. Этакого добрячка, всему и всегда улыбающегося. Добренького, дрябленького умом и душой человека. Такой человек вызывает раздражение, у людей возникает пренебрежительное к нему отношение. Нет, мы не хотим, чтоб наши дети, наши ученики выросли добренькими. Значит ли это, что мы должны воспитывать у них «бойцовские качества»? Чтобы они могли все перенести, все отразить и, грубее говоря, дать сдачу?

Как сделать, чтобы доброта встала в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость, чтобы наши ученики не стеснялись своей доброты? Как убедить отдельных родителей, особенно пап, которые утверждают обратное: пусть лучше у наших детей будут твердая рука и крепкий лоб, а не мягкое сердце?!

Говорят, что доброта бывает нескольких видов. Самая «маленькая» - доброта пассивная: человек не ударит слабого, не оборвет робкого, не заденет самолюбия, легкоранимого. Но пройдет мимо зла. Более ценный вид доброты – это такая ее стадия, когда чувства не только не разрешают человеку делать зло, но и заставляют его совершать добрые дела. Это уже доброта активная. Третий вид доброты – это доброта борющаяся. Это самая высокая ступень ее, самое прекрасное, самое бескорыстное и благородное ее проявление. И вот эта доброта обычно выбирает себе хозяина среди людей с чувством собственного достоинства, ибо только уважающий себя человек и ощущающий поэтому себя сильным может по-настоящему почувствовать несправедливость, зло, унижение одного человека другим.

Корень, источник доброты – в созидании, в творчестве, в утверждении жизни и красоты…

При подборе материала я руководствовалась личным опытом работы в школе, наблюдениями за поведением учащихся в различных жизненных ситуациях, многолетним общением с родителями, а также воспользовалась текстами из педагогической и художественной литературы.

Одним словом, задача старших – разговорить детей, растревожить, взволновать словом, вызвать на заинтересованный, доверительный разговор; обогатить лексикон младших учащихся новыми словами и понятиями о доброте и добре, расширить представление детей об этих словах как с позиции нравственного смысла, так и с позиции грамматических; закрепить практические и поведенческие умения и навыки; через нетрадиционные практические задания развивать детское речевое творчество. Нужно всегда помнить слова Монтеня: «Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред».

Мною приводятся высказывания известных педагогов, писателей, философов; поэтические строки знакомых поэтов; пословицы и поговорки; оригинальные тексты для этических бесед, классных часов, родительских собраний, Размышлений на тему добра и зла, а ребятам – для самовоспитания и самоорганизации.

 

Добро и зло – основные категории этики, употребляемые при нравственных оценках отдельных явлений, поступков, побудительных мотивов деятельности людей и т. Д. Добро – этическая категория, обозначающая совокупность положительно оцениваемых классом, обществом или отдельными людьми условий жизни, а также нравственных действий, принципов и норм поведения.

 (Философская энциклопедия)

Самое быстрое и верное средство прослыть добродетельным человеком – это работать над собой с тем, чтобы быть им.

                                                                                                (Сократ)

Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки.

                                                                                                (Л. Толстой)

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

                                                                                                (Б. Паскаль)

Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!.. Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте же добро!

                                                                                                (А. Чехов)

Иметь твердый характер чрезвычайно важно. И нельзя в жизни забывать себя, в хорошем смысле слова: надо пополнять себя знаниями, отвечать за свою собственную душу. Каждый из нас ответствен за нее. Нужно все уметь сочетать, а это не просто.

                                                                                                (В. Розов)

Что же такое доброта и какова ее роль в психической жизни человека? Почему, когда она находится в забвении, отсутствует или ее недостаточно, люди сворачивают с дороги и нередко гибнут для общества, принося в мир лишь горе, разочарование и беды, а мы говорим тогда, что торжествует зло?

С давних пор и во все времена в разных концах Земли, на разных широтах, всегда и повсюду это было предметом большой заботы и самого пристального внимания. Подтверждение мы находим в обычаях и верованиях стран и народов.

 

Пословицы и поговорки

Спеши делать добро.

Добрые дела красят человека.

Без добрых дел нет доброго имени.

Жизнь дана на добрые дела.

Злой не верит, что есть добрые люди.

Скромность каждому к лицу.

Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.

Добро век не забудется.

От добра добра не ищут.

Нет худа без добра.

Добрая наседка одним глазом зерно видит, другим – коршуна.

Чего вдругом не любишь, того и сам не делай.

Доброе слово – половина счастья.

Кто не делает добра, тот не человек.

Кусок хлеба помнят целый век.

Не ищи красоты – ищи доброты.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Доброму человеку бывает стыдно и перед собакой.

 

Так пожелаем же нашим детям доброты, открытости к людям, душевной щедрости и добра.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья «В ДЕТСТВЕ ДЕЛАЕТСЯ ПОСЕВ ДОБРА» »


«В ДЕТСТВЕ ДЕЛАЕТСЯ ПОСЕВ ДОБРА»


«…Добрый ребенок не сваливается с неба. Его надо воспитывать».

В. А. Сухомлинский

С. Михалков: «…Человек начинается с детства. Именно в детстве делается посев добра. Взойдет он лишь через годы, и тогда будет видно, взошел ли посев добра или же сорняки зла заглушили его. Будет видно, какой человек вошел в жизнь и стал членом общества».

Знаменитый СВ. А. Сухомлинский с тревогой отмечал, что пришедшие в школу дети даже не считают доброту важным человеческим качеством.

«Я вспомнил, - пишет Сухомлинский, - сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным. И никто не сказал: добрым».

Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; все положительное, хорошее, полезное.

Добрый – относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.

Щедрость – оказание бескорыстной помощи другим, отсутствие скупости, охотно тратящийся на других.

Я часто на родительских собраниях задаю вопрос: «Какими вы хотели бы видеть своих детей?» Ответы самые разные: умными, смелыми, красивыми, счастливыми. И почти никто не ответил: добрыми. Почему? Разве в наше время доброта утратила свою нравственную силу? Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность? Или в стремительном темпе ценятся только «бойцовские качества» человека? Наверное, тут что-то не так, вернее не совсем так. Хочется верить, что родители, которые не выразили желание видеть своих детей добрыми, просто перепутали понятия «добрый» и «добренький».

Конечно, никто не хочет вырастить беспринципного, мягкотелого, слабодушного человека. Этакого добрячка, всему и всегда улыбающегося. Добренького, дрябленького умом и душой человека. Такой человек вызывает раздражение, у людей возникает пренебрежительное к нему отношение. Нет, мы не хотим, чтоб наши дети, наши ученики выросли добренькими. Значит ли это, что мы должны воспитывать у них «бойцовские качества»? Чтобы они могли все перенести, все отразить и, грубее говоря, дать сдачу?

Как сделать, чтобы доброта встала в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость, чтобы наши ученики не стеснялись своей доброты? Как убедить отдельных родителей, особенно пап, которые утверждают обратное: пусть лучше у наших детей будут твердая рука и крепкий лоб, а не мягкое сердце?!

Говорят, что доброта бывает нескольких видов. Самая «маленькая» - доброта пассивная: человек не ударит слабого, не оборвет робкого, не заденет самолюбия, легкоранимого. Но пройдет мимо зла. Более ценный вид доброты – это такая ее стадия, когда чувства не только не разрешают человеку делать зло, но и заставляют его совершать добрые дела. Это уже доброта активная. Третий вид доброты – это доброта борющаяся. Это самая высокая ступень ее, самое прекрасное, самое бескорыстное и благородное ее проявление. И вот эта доброта обычно выбирает себе хозяина среди людей с чувством собственного достоинства, ибо только уважающий себя человек и ощущающий поэтому себя сильным может по-настоящему почувствовать несправедливость, зло, унижение одного человека другим.

Корень, источник доброты – в созидании, в творчестве, в утверждении жизни и красоты…

При подборе материала я руководствовалась личным опытом работы в школе, наблюдениями за поведением учащихся в различных жизненных ситуациях, многолетним общением с родителями, а также воспользовалась текстами из педагогической и художественной литературы.

Одним словом, задача старших – разговорить детей, растревожить, взволновать словом, вызвать на заинтересованный, доверительный разговор; обогатить лексикон младших учащихся новыми словами и понятиями о доброте и добре, расширить представление детей об этих словах как с позиции нравственного смысла, так и с позиции грамматических; закрепить практические и поведенческие умения и навыки; через нетрадиционные практические задания развивать детское речевое творчество. Нужно всегда помнить слова Монтеня: «Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред».

Мною приводятся высказывания известных педагогов, писателей, философов; поэтические строки знакомых поэтов; пословицы и поговорки; оригинальные тексты для этических бесед, классных часов, родительских собраний, Размышлений на тему добра и зла, а ребятам – для самовоспитания и самоорганизации.


Добро и зло – основные категории этики, употребляемые при нравственных оценках отдельных явлений, поступков, побудительных мотивов деятельности людей и т. Д. Добро – этическая категория, обозначающая совокупность положительно оцениваемых классом, обществом или отдельными людьми условий жизни, а также нравственных действий, принципов и норм поведения.

(Философская энциклопедия)

Самое быстрое и верное средство прослыть добродетельным человеком – это работать над собой с тем, чтобы быть им.

(Сократ)

Думай хорошо, и мысли созреют в добрые поступки.

(Л. Толстой)

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

(Б. Паскаль)

Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро!.. Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте же добро!

(А. Чехов)

Иметь твердый характер чрезвычайно важно. И нельзя в жизни забывать себя, в хорошем смысле слова: надо пополнять себя знаниями, отвечать за свою собственную душу. Каждый из нас ответствен за нее. Нужно все уметь сочетать, а это не просто.

(В. Розов)

Что же такое доброта и какова ее роль в психической жизни человека? Почему, когда она находится в забвении, отсутствует или ее недостаточно, люди сворачивают с дороги и нередко гибнут для общества, принося в мир лишь горе, разочарование и беды, а мы говорим тогда, что торжествует зло?

С давних пор и во все времена в разных концах Земли, на разных широтах, всегда и повсюду это было предметом большой заботы и самого пристального внимания. Подтверждение мы находим в обычаях и верованиях стран и народов.


Пословицы и поговорки

Спеши делать добро.

Добрые дела красят человека.

Без добрых дел нет доброго имени.

Жизнь дана на добрые дела.

Злой не верит, что есть добрые люди.

Скромность каждому к лицу.

Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.

Добро век не забудется.

От добра добра не ищут.

Нет худа без добра.

Добрая наседка одним глазом зерно видит, другим – коршуна.

Чего вдругом не любишь, того и сам не делай.

Доброе слово – половина счастья.

Кто не делает добра, тот не человек.

Кусок хлеба помнят целый век.

Не ищи красоты – ищи доброты.

Доброе слово человеку, что дождь в засуху.

Доброму человеку бывает стыдно и перед собакой.


Так пожелаем же нашим детям доброты, открытости к людям, душевной щедрости и добра.







































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Статья «В ДЕТСТВЕ ДЕЛАЕТСЯ ПОСЕВ ДОБРА»

Автор: Карнаухова Ольга Вильгельмовна

Дата: 17.07.2014

Номер свидетельства: 110120

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Статья "Игры- терапия психолого- педагогической направленности с детьми дошкольного возраста." "
    ["seo_title"] => string(104) "stat-ia-ighry-tierapiia-psikhologho-piedaghoghichieskoi-napravliennosti-s-diet-mi-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "136033"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417018615"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Духовно - нравственное воспитание детей "
    ["seo_title"] => string(43) "dukhovno-nravstviennoie-vospitaniie-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "242412"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445451252"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Проблема духовно-нравственного воспитания детей "
    ["seo_title"] => string(54) "probliema-dukhovno-nravstviennogho-vospitaniia-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "242422"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1445452403"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(45) "Открытый урок "Антонимы" "
    ["seo_title"] => string(22) "otkrytyi-urok-antonimy"
    ["file_id"] => string(6) "179432"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425013688"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства