Тема: «Почему у зайца губа рассечена (эстонская сказка)»
Класс: 2 «В»
Тип: открытие новых знаний
Дата: 26.02.15
Цель: прочтение и анализ произведения «Почему у зайца губа рассечена (эстонская сказка)» и совершенствовать навык чтения
Задачи:
Личностные: Умение извлекать информацию из текста
Метапредметные:
Познавательные: находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях
Регулятивные: умение высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника
Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме
Предметные: понимание роли чтения, умение участвовать в обсуждении текста
Результаты урока:
Предметные результаты: Умение анализировать, овладение логическими действиями анализа
Овладение логическими действиями сравнения, анализа
Метапредметные результаты:
Развитие навыка сознательного чтения, формирование умения находить главную мысль в тексте
Личностные результаты: высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Оборудование: интерактивная доска, проектор, ученик, компьютер, электронная презентация, учебник
Этап
Время
Деятельность учителя
Деятельность Учащихся
УУД
Методы, формы
Орг.момент
1-2 мин
Здравствуйте, дети! Меня зовут Элина Игоревна. Сегодня я проведу вас урок литературы.
Приветствуют учителя и садятся на места
Личностные УУД: действие смыслообразование
Личностные УУД: - формирование желание выполнять учебные действия
Слово учителя
Мотивация
7 мин
Ребята, я вам предлагаю побывать в лесу. Давайте приглядимся, кто там в кустиках сидит, дрожит? Обратите внимание на зайца. (на слайде появляется заяц). Посмотрите, какие у него ушки? Какие лапки? Какие губы? Знаете ли вы, почему у зайца губа рассечена? Узнаем мы это, прочитав сказку, в которой эстонский народ делает предположение, почему у зайца такая губа. Ребята, кто знает, что означает слово рассечена?
Но в начале, мы с вами вспомним сказки, в которых героем является заяц. Каким вы его себе представляете? А вот о том, как о зайце рассказывает эстонский народ, мы узнаем, из сказки «Почему у зайца губа рассечена»?
Смотрят на слайд
Отвечают заяц
Рассматривают зайца
Отвечают на вопросы
Нет, не знаем
Дети отвечают, кто знает значение слова (ударом разрубить, разделить на две части)
Сказки: лиса и заяц, мороз и заяц, колобок, заяц-хвастун.
Личностные УУД: - формирование желание выполнять учебные действия.
Познавательные:
выделение необходимой информации.
Презентация, беседа
ОНЗ
Рефлексия
25 мин
3 мин
5 мин
Давайте откроем учебник на стр. 76.
Сейчас я вам прочитаю сказку, а вы внимательно слушайте и подумайте, на сколько частей можно разделить этот текст.
Вопросы после прочтения:
На сколько частей можно разделить этот текст?
О чем говорится в первой части?
О чем говорится во второй части?
О чем говорится в третьей части сказки?
Давайте выделим в тексте эти части. Прочитаем первую часть и подумаем, как ее можно озаглавить? Как можно озаглавить каждую из частей?
Посмотрите на первую часть сказки. Найдите в тексте слова старшего зайца, которые, говорят о трусости его братьев.
Чего боятся зайцы?
Как вы понимаете выражение «душа в пятки уходит»?
Почему зайцы решили пойти к морю и утопиться?
Как озаглавим эту часть?
Прочитайте про себя вторую часть сказки. Найдите в тексте ответ на вопрос: «Как повела себя овца, увидев зайцев?»
Почему овцы бежали неизвестно куда?
Какие слова в тексте говорят о том, что овцам было очень страшно?
Как вы думаете, почему было много шуму и крику?
Как бы вы озаглавили эту часть?
Давайте прочитаем третью часть сказки. Найдите в тексте ответ на вопрос: «Почему же не стали топиться зайцы?»
Что поняли зайцы?
Ребята, вспомните, как называется сказка?
Нашли ли мы с вами ответ на вопрос, прочитав сказку? Найдите его в тексте и зачитайте еще раз.
Физминутка
Посмотрите внимательно на иллюстрацию в учебнике. Какой эпизод на ней изображен?
Расскажите, что вы видите на переднем плане?
Опишите зайцев. Как вы думаете, о чем говорят зайцы? Над чем смеются?
Что изображено на втором плане картины?
Как вы думаете, почему зайцы изображены на переднем плане иллюстрации, а овцы на втором?
Придумайте свое название к иллюстрации.
Мы с вами разделили текст по частям и проанализировали его, кто бы мог пересказать его?
Так давайте ответим на вопрос, почему же у зайца губа рассечена?
Теперь поработаем в парах. На слайде вы видите пословицы. Прочитайте их и подумайте какая из них не подходит к нашей сказке? Обоснуйте свою точку зрения.
- Сам погибай, а товарища выручай
- Друг за друга держаться-ничего не бояться.
- Чужому горю не смейся
- Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Молодцы ребята.
Давайте подведем итог нашего урока. Кто сможет вспомнить, в каком разделе изучается эта сказка.
Какое произведение мы сегодня прочитали?
Докажите, что это сказка?
К какому виду сказок она относится?
Что помогла понять нам эстонская сказка?
В какой части произведения говорится о том, в чем сила не только зайцев, но и наша с вами?
Какое предложение из сказки могло бы стать эпиграфом нашего урока?
Открывают учебник на стр.76.
Дети называют сказки про зайцев
Слушают сказку.
Сказку можно разделить на 3 части.
В первой части говорится о том, как трудно жить зайцам.
Во второй части говорится о том, как зайцы увидели овец, которые их испугались.
В третьей части говорится о том, что зайцы поняли, что из любой ситуации есть выход.
Дети читают и выделяют в тексте части и озаглавливают их.
3-мы сильны, когда вместе
1 часть-страшно, душа в пятки уходит, всех боишься, нас и комар не испугается.
В кустах зверь зашуршит-зайке страшно; лист слетит с дерева-у зайца душа в пятки уходит.
Когда очень страшно.
Они решили утопиться, потому что они всех боятся, а их никто. Все равно рано или поздно помирать надо.
1- горькая судьба
Увидела овца столько зайцев, испугалась, заблеяла и побежала.
Потому что все стадо бежало за овцой, сами не зная от кого, сами не зная куда.
Хвостики у них дрожали, копытца стучат.
Потому что за овцами бежали собаки и лаяли, пастухи кричали.
2-испуг овец
Потому что, они поняли, что когда они вместе они сильны и им нечего бояться.
Зайцы поняли, что из любой ситуации есть выход.
Почему у зайца губа рассечена.
Да, нашли.
Смешно стало зайцам. Присели они на задние лапы, и давай хохотать. До того смеялись, что губа у них лопнула.
На иллюстрации изображен эпизод, когда зайцы увидели испугавшихся овец.
На переднем плане изображены 2 смеющихся зайца, лес, пастух и бегущие овцы, море, собаки.
Зайцы говорят об овцах, о том, как им стало смешно над этой ситуацией.
На втором плане изображен лес и бегущие овцы.
Потому что зайцы главные герои этой сказки, а овцы не главные герои и речь в сказке идет о зайцах.
Смешная ситуация.
Дети по желанию пересказывают текст.
У зайца губа рассечена, потому что он громко хохотал, отчего у него губа лопнула.
Работают в парах.
Обсуждают в парах, выбирают ту пословицу, которая по их мнению не подходит к этой сказке и объясняют почему.
Раздел 5. Сказка- ложь, да в ней намек…
Мы читали эстонскую сказку «Почему у зайца губа рассечена»?
В ней животные умеют разговаривать.
О животных.
Что нужно поддерживать друг друга, быть сплоченными и т.д.
В 3 части.
Нет, не так уж нам, зайцам, плохо на свете! И мы сильны, когда вместе!
Познавательные: поиск необходимой информации в тексте
Коммуникативное УУД: формирование умения строить фразы и объяснять свой выбор.
Работа с учебником, беседа, слово учителя
Работа в парах, беседа, презентация
Давайте назовем имена тех учеников, которым мы бы могли сказать сегодня спасибо за активную работу на уроке. Кто, по вашему мнению, лучше всех отвечал на вопросы и был самым внимательным читателем? Похлопайте в ладоши те, кому понравился урок, потопайте те, кому не понравился урок. Спасибо ребята за урок, мне было приятно с вами работать.
Называют имена учеников.
Регулятивные: оценка
Коммуникативное УУД: формирование умения строить фразы и объяснять свой выбор.
Беседа