«Развитие индивидуальных качеств личности обучающихся в условиях сельской школы».
«Развитие индивидуальных качеств личности обучающихся в условиях сельской школы».
Главной целью воспитания сегодня являются создание условий для индивидуального развития ребёнка.
Этот вопрос нашёл своё отражение в «Концепции гуманистического воспитания и деятельности классного руководителя», а также «Концепции педагогической поддержки ребёнка в образовании» (О.С.Газман), в которых воспитание рассматривается как совместная деятельность педагога и ребёнка по созданию условий для саморазвития личности.
Особое значение сегодня приобретет процесс воспитания и развития индивидуальности, который и обеспечивает, прежде всего, классный руководитель. От уровня его мастерства, педагогической культуры во многом зависит качество его работы по осуществлению этого процесса.
Основным принципом работы классного руководителя с классным коллективом должен быть следующий: «Коллектив является средством развития и саморазвития личности». Это значит, что коллектив помогает ребёнку развивать свои духовно – нравственные, физические, интеллектуальные, коммуникативные, организаторские, индивидуальные и другие способности.
Классный руководитель должен обладать высоким уровнем педагогической культуры, принимать личность каждого ребёнка, быть готовым оказать ему помощь в его саморазвитии, любовь
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Развитие индивидуальных качеств личности обучающихся в условиях сельской школы». »
«Развитие индивидуальных качеств личности обучающихся в условиях сельской школы».
Наименование темы опыта « Планирование жизнедеятельности сельского школьника в рамках программы развития школьника».
Описание опыта работы
Главной целью воспитания сегодня являются создание условий для индивидуального развития ребёнка.
Этот вопрос нашёл своё отражение в «Концепции гуманистического воспитания и деятельности классного руководителя», а также «Концепции педагогической поддержки ребёнка в образовании» (О.С.Газман), в которых воспитание рассматривается как совместная деятельность педагога и ребёнка по созданию условий для саморазвития личности.
Особое значение сегодня приобретет процесс воспитания и развития индивидуальности, который и обеспечивает, прежде всего, классный руководитель. От уровня его мастерства, педагогической культуры во многом зависит качество его работы по осуществлению этого процесса.
Основным принципом работы классного руководителя с классным коллективом должен быть следующий: «Коллектив является средством развития и саморазвития личности». Это значит, что коллектив помогает ребёнку развивать свои духовно – нравственные, физические, интеллектуальные, коммуникативные, организаторские, индивидуальные и другие способности.
Классный руководитель должен обладать высоким уровнем педагогической культуры, принимать личность каждого ребёнка, быть готовым оказать ему помощь в его саморазвитии, любовь к детям.
Главными задачами в деятельности современного классного руководителя являются обеспечение индивидуального развития и саморазвития ребёнка, поддержка в решении жизненных проблем.
Педагогическая поддержка составляет одно из важнейших педагогических средств.
Помощь в любой затруднительной ситуации, когда личность стоит перед необходимостью выбора, принятия решения или адаптации к новым условиям.
Более 60% учащихся школы отметили, что им необходим человек – «защитник их интересов в школе и помощник в решении трудных ситуаций».
Защита требуется ребёнку, когда он, с одной стороны, не осознаёт, что его жизни и здоровью угрожает опасность, с другой стороны, когда он понимает наличие угрозы для себя, но не в состоянии с ней справиться и просит помощи.
Чтобы ребёнок мог развиваться в соответствии с присущей ему внутренней природой, он должен ощущать уверенность, психологическую устойчивость. Если этого не происходит, т.е. ребёнок не обладает верой в успех собственных действий, реакции его обусловлены страхом унижения или потери любви других людей. Поэтому от педагога требуется организация такой защиты, которая помогала бы ребёнку в удовлетворении этой потребности, овладении способам .
Рассмотрим конкретный пример. Ученица 6 класса Кузнецова Настя. Используя метод наблюдения, диагностики, работу с семьёй, был заведён паспорт, рассмотрены все критерии развития Насти. По результатам психолого-педагогических выводов наметила план коррекции. У Насти ослабленное здоровье. Метод поддержки физического здоровья ребёнка.
Метод оптимального режима жизни. Наставничество. Более точечно подхожу к решению проблемы
Предполагаемый результат: улучшение физического состояния, эмоциональный подъём, улучшение внимания, интерес к урокам.
Вся работа школы, её педагогов ведётся по основным сферам жизнедеятельности ребёнка:
«Учение» - развитие способностей через различные виды деятельности;
«Здоровье» - охрана и укрепление физического и психического здоровья школьников;
«Общение» - умение строить свои отношения с окружающим миром;
«Досуг» - развитие индивидуальных качеств личности ребёнка, его самобытности.
Эти сферы составляют содержание деятельности классного руководителя.
Чтобы работать над этими задачами, необходима система, по которой учитель смог бы работать и получить результаты.
В рамках программы были объединены усилия вышеперечисленных педагогов и родителей. Создаётся так называемая команда по изучению каждого учащегося. В связи с чем на каждого ребёнка мы завели паспорт, в котором отслеживаются, все индивидуальные особенности ребёнка по 8 критериям:
Общие сведения о школьнике.
Сведения о родителях и состав семьи. Социально – бытовые условия жизни школьников.
Особенности физического развития и состояние здоровья школьника.
Направленность личности (потребностно – мотивационная сфера) и мотивы поведения.
Темперамент и эмоциональные особенности личности.
Характер школьника и особенности его волевых качеств.
Способности.
Общественная активность.
После диагностики делаются общие психолого-педагогические выводы, определяются оптимально – эффективные пути прогнозирования и управления поведением школьника, дальнейшие улучшения индивидуально – воспитательной работы с ним.
Что даёт введение данной программы?
Более слаженная системная работа классного руководителя со всеми педагогическими структурами (в команде).
Максимальное сосредоточение всех ресурсов ОУ по изучению личности школьника.
Высокая коммуникативность педагогов и учащихся.
Ориентация учащихся на свои собственные жизненно важные цели.
Поднятие на должный уровень работы по изучению «среднего» ученика.
Формирование умений ребёнка самостоятельно планировать свою деятельность, развивать самоконтроль и самоанализ.
Я, как и все педагоги нашей школы работаю по программе изучения школьника. Классный руководитель в 6 классе. Работаю 2 – ой год. Выше уже были названы критерии, по которым идёт изучение школьника.
На каждого ребёнка завожу: 1)паспорт, где 2)выявляю проблемы. На основе проблем 3)делаю психолого - педагогические выводы. 4)Ставлю задачи работы с ребёнком. 5)Решаю эти проблемы.
Прежде чем заполнить паспорт, нужна очень большая подготовительная работа. Посещение семьи с целью выяснения жилищных условий.
Беседа с родителями о физическом состоянии ребёнка (какие болезни, врождённые). Анкетирование с целью выявления досуга школьника, его круг друзей.
Наблюдение за учеником с целью выявления поведения, его психическое состояние.
Только проделав все эти этапы, можно дальше продолжить изучение школьника. Есть ситуация, а значит, есть проблема, а значит, её необходимо решить. В работе классному руководителю помощь оказывают методы педагогической поддержки и методы педагогической защиты ребёнка (см. приложение).
Точечно работаю над развитием индивидуальных качеств личности обучающихся в условиях сельской школы. Это тема моего опыта. Год рождения:28.05.64.
Образование: высшее педагогическое
Закончила КГПИ в 1986 г.
Место работы: МОУ «Круглянская СОШ»
Общий стаж работы: 22 года.
Педагогический стаж: 22 года.
Классное руководство: 22 года.
Квалификационная категория: 1.
Актуальность проблемы опыта МОУ «Круглянская СОШ» отличается от школ района тем, что учащиеся этой школы из 8 деревень. Школа учится в 1 смену и учащиеся – на подвозе. Высокий уровень заболеваемости, низкий уровень знаний о вреде курения, алкоголя и других психоактивных веществ, попытки суицида даже среди детей из благоприятных семей. В связи с этим обуславливаем необходимость точечной работы с каждым ребёнком. На это же работает гуманистический подход в образовании в связи с модернизацией современного образования.
Описание сущности опыта: за основу взята «Программа изучения школьника» Тарабарина. Использовала доп. литературу: А.В.Иванов «Современный подход к содержанию деятельности классного руководителя и развитию его педагогической культуры».
Анкетирование по изучению условий семьи.
Диагностика физического развития.
Диагностика психического развития.
Цель опыта: создать условия максимально благоприятных для развития всех личностных качеств ребёнка.
Работаю по схеме:РАЗВИТИЕ
АДАПТАЦИЯРЕФЛЕКСИЯ КОРРЕКЦИЯ
Период адаптации у каждого ребёнка протекает по-разному. Некоторые ученики легко вливаются в коллектив и становятся «своими». Большинство чувствуют дискомфорт: много разных учителей, непривычное расписание, много кабинетов, новые дети в классе, проблемы со старшеклассниками, новый классный руководитель. Им требуется помощь. Предлагаю примерный план адаптации:
Работа классного руководителя с учителем начальных классов (особенности поведения, привычки)
Работа с психологом (тревожность и страх)
Работа с родителями
Работа с социумом (участие в школьных и классных мероприятиях)
Работа с учителями – предметниками
Работа с инспектором по делам несовершеннолетних (дивиантное поведение)
Примерный план рефлексии:
Работа с родителями и учеником. Расставить приоритетные ценности (что важнее?)
Работа с коллективом класса
Работа с педагогом – организатором (участие во внеклассных мероприятиях, главные роли)
Работа с психологом (тренинги на расслабление, создание условий для комфортного пребывания в школе и классе.)
Примерный план коррекции:
Работа с детьми индивидуально или в микрогрруппах.
Работа с родителями (режим дня, проверка домашнего задания, группа продлённого дня)
Работа с психологом: (развитие памяти, логического мышления)
Работа с социальным педагогом (сл семья неблагополучная)
Работа с активом класса (шефская помощь)
Работа с учителями – предметниками (дополнительные задания)
Рассмотрим конкретный пример. Ученица 6 класса Кузнецова Настя. Используя метод наблюдения, диагностики, работу с семьёй, был заведён паспорт, рассмотрены все критерии развития Насти. По результатам психолого-педагогических выводов наметила план коррекции. У Насти ослабленное здоровье. Метод поддержки физического здоровья ребёнка.
Метод оптимального режима жизни. Наставничество. Более точечно подхожу к решению проблемы.
Предполагаемый результат: улучшение физического состояния, эмоциональный подъём, улучшение внимания, интерес к урокам.