«Особенности работы с одаренными детьми на уроках физики в условиях сельской школы»
«Особенности работы с одаренными детьми на уроках физики в условиях сельской школы»
Выступление на научнопрактической конференции учителей Благодарненского района.
Эпиграф: «Важен не сам опыт, а мысль, выведенная из него».К.Д.Ушинский).
Одаренные дети – стратегическое будущее России. Поэтому ни у кого не вызывает сомнения, что самые большие надежды на улучшение условий жизни и будущего всей планеты связаны именно с творчески мыслящими молодыми детьми. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями физики, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в технике в жизни, помочь полностью раскрыть свои способности.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, работа с одаренными есть и остается вечной и главной проблемой. Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.
Работа с одаренными и способными детьми, их выявление и развитие – одна из главных направлений системы работы с одаренными детьми и в нашей школе. Необходимо создать условия для их оптимального развития, включая и детей, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Индивидуальные особенности школьника формируют качества его личности, и задача учителя помочь ребенку развить и совершенствовать эти качества, которые лежат в интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной, волевой, предметно-практических сферах. Для того чтобы добиться желаемого результата на олимпиадах различного уровня требуется очень долгая целенаправленная работа учителя.
Всегда ли видна одаренность, и какой может оказаться динамика ее развития? Приводит ли она к гармоническому становлению личности, и какие проблемы возникнут на этой почве? Ведь, на мой взгляд, одаренность не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творчество, зависит от влияния взрослых в семье и, в большей степени, в школе. Ведь в равной мере можно развить или уничтожить творческий потенциал в любом возрасте. Еще в ребенке легко заметить талант: ранняя речь, большой словарный запас, необычная внимательность, ненасытное любопытство, способность продолжительное время заниматься одним видом деятельности, высокая работоспособность и т. д. В школьном возрасте по определению Рензулли одаренность является результатом сочетания трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, творческого подхода и настойчивости («Одаренные дети» под ред. В.М.Слуцкого).
Одарённость – уровень развития способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов.
Сегодня одаренными детьми называют:детей с интеллектом выше среднего;
детей с высоким уровнем творческих способностей;детей, достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Особенности работы с одаренными детьми на уроках физики в условиях сельской школы» »
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №7»
«Особенности работы с одаренными детьми на уроках физики»
Выступление учителя физики
высшей квалификационной категории
МОУ «СОШ №7» с. Каменная Балка
Черемисиной Р.Т. на МО учителей физики Благодарненского района
2014год
г. Благодарный
«Особенности работы с одаренными детьми на уроках физики»
Выступление учителя физики МКОУ «СОШ№7» Черемисиной Р.Т.
Эпиграф: «Важен не сам опыт, а мысль, выведенная из него».К.Д.Ушинский).
Одаренные дети – стратегическое будущее России. Поэтому ни у кого не вызывает сомнения, что самые большие надежды на улучшение условий жизни и будущего всей планеты связаны именно с творчески мыслящими молодыми детьми. Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями физики, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в технике в жизни, помочь полностью раскрыть свои способности.
Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, работа с одаренными есть и остается вечной и главной проблемой . Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом. Работа с одаренными и способными детьми, их выявление и развитие – одна из главных направлений системы работы с одаренными детьми и в нашей школе. Необходимо создать условия для их оптимального развития, включая и детей, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Индивидуальные особенности школьника формируют качества его личности, и задача учителя помочь ребенку развить и совершенствовать эти качества, которые лежат в интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной, волевой, предметно-практических сферах. Для того чтобы добиться желаемого результата на олимпиадах различного уровня требуется очень долгая целенаправленная работа учителя.
Всегда ли видна одаренность, и какой может оказаться динамика ее развития? Приводит ли она к гармоническому становлению личности, и какие проблемы возникнут на этой почве? Ведь, на мой взгляд, одаренность не является важнейшим показателем будущей творческой продуктивности. В какой степени творческие импульсы ребенка превратятся в творчество, зависит от влияния взрослых в семье и, в большей степени, в школе. Ведь в равной мере можно развить или уничтожить творческий потенциал в любом возрасте. Еще в ребенке легко заметить талант: ранняя речь, большой словарный запас, необычная внимательность, ненасытное любопытство, способность продолжительное время заниматься одним видом деятельности, высокая работоспособность и т. д. В школьном возрасте по определению Рензулли одаренность является результатом сочетания трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, творческого подхода и настойчивости («Одаренные дети» под ред. В.М.Слуцкого).
Одарённость – уровень развития способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов.
Сегодня одаренными детьми называют:детей с интеллектом выше среднего;
детей с высоким уровнем творческих способностей;детей, достигших успехов в определенных областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты);детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).
Классификация одаренности По формам проявления различают:
явную одаренность (достижения ребенка столь очевидны, что его одаренность не вызывает сомнения)
скрытую одаренность (проявляется в замаскированной форме. Нередко в «гадком утенке» никто не видит будущего «прекрасного лебедя», хотя известны многочисленные примеры, когда именно такие «неперспективные дети» добивались высочайших результатов)
По широте проявления различают:общую одаренность(проявляется по отношению к различным видам деятельности); специальную одаренность (обнаруживает себя в конкретных видах деятельности).
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом. Важно с первых уроков физики заинтересовать ребят в изучаемом предмете, особенно ребят способных, так как в настоящее время престиж обучения в силу объективных причин снижается. Опытному учителю достаточно провести два - три урока в классе, чтобы определить уровень интеллектуального развития, степень логического мышления учащихся и тогда легко выделить детей, с которыми в дальнейшем необходимо работать целенаправленно. В своей практике я поддерживаю тесную связь с психологической службой школы, которая проводит выявление способных детей уже в начальной школе. На основе наблюдений, общения с родителями, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления составляются карты интересов младших школьников, используя методику диагностики одаренности для педагогов и родителей (подробнее в книге А.И.Савенкова «Одаренный ребенок в массовой школе», 2005 г.). Психолог совместно с учителями проводит тренинговые занятия, организуют работу кружков по математике, природоведения и русскому языку. Для проявления одаренности каждому ребенку необходимо обеспечить равные стартовые возможности в реализации интересов, стимулировании мотивации развития собственных способностей, поддержке его талантов различными детскими группами и коллективами, общественными организациями, семьей, системой основного и дополнительного образования детей вне зависимости от их ведомственной принадлежности и на всех этапах получения образования.
Именно урок, занимающий центральное место в школьной жизни, при грамотном исполнении и использование сюжетно-структурного многообразия уроков, вариативность их дидактической структуры. вырабатывает активную или пассивную жизненную стратегию и соответствующие черты характера, формирует ментальность, учащиеся приобретаютте или иные привычки поведения.
Я пользуюсь уже имеющимися материалами о направленности интересов учащихся, это дает возможность более объективно судить о способностях и характере одаренности ребенка, без чего наши педагогические меры могут быть неадекватны.
Возможно, что, несмотря на отсутствие совпадения между интересами и склонностями с одной стороны, и способностями и одаренностью – с другой, между ними существует тесная связь: ребенок интересуется той сферой деятельности, в которой он наиболее успешен.
В 7 классе, когда собственно начинается изучение физики, я провожу диагностику по выше указанной методике, внося в нее свои вопросы, что позволит углубить имеющуюся карту интересов учащихся и определить способных и одаренных детей. Вопросы разноуровневые, дифференцированные, позволяющие реализоваться каждому ученику, проверяющих степень наблюдательности, оригинальности, одаренности.
Развитие творческих способностей осуществляю через учебную деятельность и внеклассную работу. В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся использую творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи. На уроках часто задаю ученикам творческие задания: собрать материал о том или ином явлении (например, в чём разница и что общего в давлении жидких, твёрдых и газообразных тел), указываю на межпредметные связи (например, строение человека объясняется законами физики – здесь и рычаги, и диффузия, и преломление света, и звук). Стараюсь показать учащимся, что знание физики необходимо всем людям, в любой работе, специализации. Для этого я использую беседы, конкретные примеры, эксперименты, качественные задачи. Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
При дальнейшей работе с одаренными детьми для обучения физике использую естественные механизмы и стратегии обыденного опыта, затрагивающие все логические уровни. Учу ребят умению составлять схемы и таблицы, представляя образы, проговаривая символы и законы, действовать в лабораторных условиях, составлять логически – структурированные конспекты особо значимых тем, опорные конспекты – схемы, участвовать в учебных викторинах, соревнованиях и проводить научно – практические конференции по глобальным проблемам. Например «Исследование радиоактивной загрязненности среды», «Магнитное поле Земли и здоровье человека». Постоянно создаю смысловые ситуации, в которых специально объединены изученные элементы учебного материала вокруг одной ключевой темы.
Много времени уделяю качественным задачам, особенно в случае обобщения нескольких пройденных тем (причем для одаренных детей такие задачи, которые не предполагают единственно правильного ответа). При этом цели работы формулирую в форме общей идеи поиска: «Найдите в приведенной ситуации отражение того материала, который мы изучали в этой четверти и прокомментируйте».
Важно создавать индивидуальную перспективу («траекторию развития» личности) ожиданий результатов общения. Спланировать результаты обучения для каждого ученика. В начале четверти нарисовать «карту изучаемых знаний» и «карту личных целей», где намечены сроки и практические результаты обучения, выраженные в проверяемых на практике категориях: обозначения времени, перевод единиц в СИ, проверять размерность результата и т.д.
Для поддержания позитивных ожиданий желательно периодически возвращаться к обсуждению и коррекции целей.
С точки зрения достижения логического уровня личностного своеобразия (уровня «Я – концепции») я подчеркиваю, что, приобретая новый опыт, расширяя собственные возможности во взаимодействии с миром, в поисках гармонии, человек самореализуется. Я учу самостоятельно конструировать собственную технологию обучения в условиях сельской школы, развиваю критическое мышление,
применяю многоуровневые задачи для всех учащихся, учу на высказывании Отто Юльевича Шмита «Извне я получаю только возбуждение познавательной активности, я развиваю себя сам».
В 7 – 8 классах я использую информационно – поисковый характер деятельности, а в 9 -11 классах – исследовательско – творческий. Использую такие формы и виды, как опережающее изучение темы инициативной группой, рецензирование параграфов, ответов товарищей (опираясь на составленные памятки рецензирования), озвучивание темы учащимися, составление собственных задач, «обратные физические диктанты», составление обобщающих тематических таблиц, опорных конспектов. Прививаю навыки взаимозаменяемости: выступать в роли учителя, ассистента. Привлекаю к созданию литературно – физических заданий, составлению кроссвордов и т.д., созданию «белых» стихов по сквозным обобщающим темам курса, проведение практикумов по решению задач, где учащиеся последовательно выступают в роли докладчика, оппонента, рецензента, подготовку сообщений с использованием альтернативных учебников, написание эссе – рассуждения с использованием СМИ. Например, тема «Планетарная модель атома». Задание: «Сравните параграф учебника с электронной версией урока, аргументируйте достоинства и недостатки. Есть ли в электронной версии урока неточности, ошибки?» и т.д.
Когда разрабатываю тематику и содержание уроков, методику их проведения, очень стараюсь разнообразить их. Детям всегда нравятся интересные необычные (нестандартные) уроки с элементами игры, состязательности, юмора; уроки на которых демонстрируются эффектные опыты или (считают – ещё лучше) на которых им предоставляется возможность провести эксперименты самим; знания, на которых сообщаются исторические сведения и привлекается «смежная» с физикой информация; уроки, на которых им приходится размышлять, решать познавательные задачи, свободно обсуждать возникающие проблемы. Многие ученики отмечают, что помогают им понять учебный материал по физике сравнения, аналогии, наглядные схемы, образное описание явлений, разнообразные практические работы. Важна для них при этом и атмосфера урока: отсутствие страха, напряжения, деловая обстановка, возможность пошутить, обсудить свои действия, проявить свои знания и сообразительность.
Широко использую в работе с одаренными детьми метод проектов, предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире индустриального общества. В основе методики проектов лежит креативность, умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания, выстраивать свои стратегии самореализации, и самореализироваться в социуме и самореализироваться как личность. Использую разнообразные виды проектов, с учетом внутренней потребности учащихся: фантазийные, тематические, проекты жизнедеятельности, проекты, способствующие самореализации людей в жизни, проекты решения техногенных проблем, «портреты» (город и техника будущего), рекламы, различного рода декоры и экологические проекты, исследовательские проекты физико – технического плана и т.д Проект способствует решению адаптационных проблем, делает ученика самодостаточным. Наиболее превлекательны для учащихся-физиков практико-ориентированные проекты, результатом которых должно быть изделие, иллюстрирующее какое-то физическое явление или закон. Например, проекты из практики этого года для способных и одаренных детей: изготовьте прибор для демонстрации любого электрического явления; подготовьте научное сообщение «Я хочу вам рассказать о …» (о любом заитересовавшем Вас научном открытее); творческий проект « Горизонты науки»; проект кодирования «Я и мой учебник физики», «контрольная работа самому себе» (самостоятельно составленная работа, например, по механике, 5 интересных задач из разных отделов механики, не имеющих решений в источниках, 5 и 4 задачи – олимпиадного уровня не ниже краевых); приключенческие проекты (игровые) «физико– математические фантазии» и т.д.
Одним из методов работы с одарёнными детьми является работа с использованием информационно-коммуникативных технологий, что позволяет мне развивать у школьников интеллектуальную сферу, особенно сообразительность и критичность мышления, воображение, умение концентрировать внимание, познавательные умения и умения учиться. Вместе с тем активно развивается не только интерес к учению, но и такие качества, как мотивация достижения, стремление к поиску. Возможность практической деятельности учащихся в виртуальном режиме обеспечила доступность всех групп учащихся к освоению программного материала по физике. Использование современных мультимедийных пособий по физике позволило увидеть многие физические процессы, которые невозможно продемонстрировать в рамках обычной физической лаборатории на основе опытов . Такие сложные физические явления дети увидели в компьютерном исполнении. Такие технологии позволили: организовать аналитическую работу учащихся по выявлению физических особенностей изготовления физических приборов, проводить сравнение различных физических процессов, составлять различные физические карты при анализе физиопроцессов изготовления объекта, формировать у учащихся образную, зрительную, слуховую и эмоциональную память, воспитывать у учащихся эстетические, познавательные качества, формировать ключевые компетентности необходимые учащимся в не школьных стен. Целенаправленная организация работы с презентационным материалом на уроках физики позволяет наиболее полно использовать естественно-научный потенциал данного предмета и компетентностно-ориентированный подход .
Все это создает комфортные условия для самореализации и самовыражения одаренной личности, учащиеся приобретают способность предлагать большое количество оригинальных, разнообразных идей и различные стратегии решения проблем, что формирует и развивает вербальную беглость, гибкость, оригинальность.
Организовывая свою деятельность на уроках физики для работы с одарёнными детьми всегда предусматриваю:
а) реализацию личностно -ориентированного педагогического подхода в целях гармонического развития человека как субъекта творческой деятельности;
б) создание системы развивающего образования на основе психолого-педагогических исследований, обеспечивающих раннее выявление и раскрытие творческого потенциала детей повышенного уровня обучаемости;
в) изучение факторов психолого-педагогического содействия процессам формирования личности, эффективной реализации познавательных способностей учащихся ;
г) управление процессом развития интеллектуальных способностей учащихся.
Наша школа удалена от крупных центров дополнительного образования. Поэтому на начальном этапе работы с одаренными и способными детьми в среднем эвене с 2002 года приступили к созданию НОУ «Лидер». Целью создания НОУ было выявление и поддержка способных детей, развитие их интеллектуальных и творческих способностей, привитие навыков исследовательской деятельности. В рамках НОУ совершенствуем систему работы с способными детьми: выбор элективных курсов в 8-9 классах, подготовка и участие в олимпиадах различного уровня, а с 2007 года и работа летних школ для способных детей в основном естественно – научного направления, с выполнением практически-ориентированных проектов. С приходом Интернета в 2006 году в сельские школы существенно расширилась реальная возможность использовать все способы развития творческих ресурсов учащихся. Мы принимаем участие в конкурсе «Эрудиты планеты», ярославском телекоммуникативном Интернет - проекте по физике для 7-11 классов, всероссийской олимпиаде научно-исследовательских проектов по проблемам защиты окружающей среды «Человек- Земля - Космос».
В олимпиаде «Интеллект» центра «Лидер» г. Ставрополь и во всероссийской олимпиаде ФМЗШ «Авангард» г. Москва( два последних года работы двух моих учеников по физике вошли в 15% лучших работ России, а в олимпиаде «Интеллект» мой ученик занял 3 место) мы участвуем уже 3-7 лет.
Решающее значение в работе со способными учащимися имеет мотивационная деятельность и стимулирование. Чтобы включить ученика в учебно-познавательную работу, сделать его активным участником учебного процесса, нужна мотивация. В роли мотивов могут выступать: интерес, влечение, эмоции, привлекательная цель, долг, возможность общения, получение признания. Мотивы могут меняться. Развиваясь, они изменяют, перестраивают и обогащают эмоционально-волевую сферу ребенка.
Уже в 8 классе одним из стимулов для учащихся является возможность поступления в Центр творческого развития для одаренных детей «Поиск» на физико-математическое отделение. г. Ставрополь, ул. Мира, 460, тел.: 35 – 70 – 55. Директор школы: Жигайлов Анатолий Васильевич
За последние годы мои ученики систематически становятся учащимися Центра, один из них, окончив данную школу в 2003 году, затем успешно учился в г. Москве в Академии ФСБ на бюджетной основе и окончил обучение в 2008 году с отличием. Сейчас достаточно успешно работает в Ставропольском крае по специальности. В текущем учебном году уже 4 учащихся нашей школы поступили в Центр «Поиск». География обучения моих учеников из сельской школы довольно обширна: г. Москва, академия ФСБ 2003г., г. Санкт-Петербург институт космических войск 2005г., и 2010 г. Ставрополь, СГУ, 2005г, г. Пятигорск, ПГТУ, 2005г. и многие др.
Хорошим стимулом в развитии познавательной деятельности является групповая работа на уроках (особенно в составе постоянных групп), так как способные ученики всегда являются лидерами, командирами экипажей или групп. Групповой метод обучения решает одну из важных проблем – обучая, обучайся сам.
Педагоги не всегда имеют возможность распознать способности своих исключительно одаренных учеников и не умеют стимулировать их развитие, оказывать квалифицированную помощь родителям одаренных детей. Они нередко проявляют неуверенность и неточность в идентификации одаренности. Выявление одаренных детей и отношение к ним у педагогов зачастую варьируется от нежелания признавать их таланты до существенной переоценки способностей. Именно на уроках вырабатывается главный мотив жизненной стратегии: активного достижения успеха или пассивного избегания неприятностей. (Левит М.В.) Вместе с тем, там где одаренным детям уделяется особое внимание, эффект часто распространяется и на весь ученический коллектив, что в целом положительно сказывается на результатах работы системы образования, а в дальнейшем – и на развитие общества в целом. Тренинг.Ниже перечислены личностные черты и деловые качества, которые учитель встречает у своих учеников. Отметьте знаком «+» те свойства, которые вам нравятся в учениках, а знаком «-» те, что не нравятся.
1.Дисциплинированный.
2.Неровно успевающий.
3.Организованный.
4.Выбивающийся из общего темпа.
5.Эрудированный.
6.Странный в поведении, непонятный.
7.Умеющий поддержать общее дело.
8.Выскакивающий на уроке с нелепыми замечаниями.
9.Стабильно успевающий (всегда хорошо учится).
10.Занятый своими делами (индивидуалист).
11.Быстро, «на лету» схватывающий.
12.Не умеющий общаться, конфликтный.
13.Общающийся легко, приятный в общении.
14.Иногда тугодум, иногда не может понять очевидного.
15.Ясно, понятно для всех выражающий свои мысли.
16.Не всегда желающий подчиняться большинству или руководителю.
Каких «+» у Вас больше? Если чётных «+» больше, то Вы – нестандартный учитель, умеющий обнаружить, выявить, разглядеть скрытую незаурядную одарённость. На практике такие учителя встречаются редко!
Учителям, которые решатся на столь радикальное изменение своего профессионального сознания, предстоит нелегкая работа, зато и результат обещает быть достойным: школьные знания перестанут быть мертвым грузом разрозненных сведений. А вместо них дети будут приобретать за годы учебы средства для решения практических проблем и разрешения жизненных ситуаций.
На мой взгляд, настоящий учитель - не только тот, который учит других, но и тот, который продолжает учиться на протяжении всей своей жизни. Чтобы стать учителем ХХI века - надо серьезно поработать!....
Обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра.