Развитие аналитических и творческих способностей учащихся при работе с комплексным анализом текста.
Развитие аналитических и творческих способностей учащихся при работе с комплексным анализом текста.
Развитие аналитических и творческих способностей учащихся при работе с комплексным анализом текста.Развитие аналитических и творческих способностей учащихся при работе с комплексным анализом текста.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие аналитических и творческих способностей учащихся при работе с комплексным анализом текста.»
Публичное выступление на тему:
«У меня это хорошо получается»… а именно…
Развитие аналитических и творческих способностей учащихся при работе с комплексным анализом текста.
Педагог – это не просто профессия, это призвание. Не каждый человек может быть учителем, эта профессия требует большого терпения, труда, любви к детям и интереса к избранному пути.
Мне нравится проживать детство вместе с моими учениками, видеть окружающий мир их глазами, познавать вместе с ними и быть вместе с ними, когда это необходимо.
Несмотря на то, что мой путь в профессии «учитель» начался не так давно, у меня уже есть первые результаты работы за столь непродолжительный период.
Отвечая на вопрос, что я ожидала от своей профессии, могу сказать честно, ожидания не оправдались. Студенткой я думала, что я выйду на работу, дети придут маленькие, хорошенькие, послушные и мы будем с ними жить своим мирком, и все будет легко и просто, ведь это всего лишь дети. Но со временем я понимала, что это не просто дети, с которыми нужно играть и веселить их, а им нужно дать знания. Стали закрадываться мысли «а все ли у меня получится», «а смогу ли я это сделать». Прошел год. Сравниваю. Сначала были палочки и петельки, написанные дрожащими маленькими ручками. Чуть позже уже «Мама мыла Милу мылом» красивыми буквами. Цифры сменяются примерами и задачами. Так мы начинали. «А я многому их научила!» — проносится в моей голове. И следующая мысль: «И я тоже многому научилась. У них».
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обозначено, что одним из результатов обучения в начальной школе является способность выпускников решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи.
Способность переносить знания и способы учебных действий, полученных при изучении одних предметов, на другие учебные задачи требует от обучающегося умения анализировать сложившиеся ситуации, даже если они нестандартные и выбрать самый оптимальный вариант для их решения.
Успешное использование данных умений возможно в случае, если у ученика развиты на высоком уровне аналитические и творческие способности.
Задача учителя в начальной школе: создать для учеников все условия для качественного овладения данными способностями.
Умения рассматривать ситуацию со всех сторон и находить ее оригинальное решение – относятся к группе познавательных УУД. Их развитие возможно как во время учебной, так и во время внеурочной деятельности.
В преподавании я руководствуюсь системно-деятельностным и личностно-ориентированным подходами. Они предполагают систематизацию учебного процесса и его адаптацию к индивидуальным особенностям каждого обучающегося, различному уровню сложности содержания общения.
Полагаю, что применение современных технологий и методов обучения и в практике работы содействует формированию творческой, активной личности и позволяет учащимся при переходе на вторую ступень образования наиболее успешно и безболезненно пройти период адаптации и продолжить успешно дальнейшее обучение.
Для оценки аналитических способностей я использовала данные входных, промежуточных и итоговых срезов.
Входная диагностика сформированности аналитических и творческих способностей была проведена по завершению I четверти 1 класса, посредством выполнения комплексного анализа текста, с помощью учителя.
Целью данной работы являлось установление уровня овладения ключевыми навыками: умение анализировать текст, понимать
Количество обучающихся, имеющих высокий уровень развития навыка – 38%, со средним уровнем проявления навыка – 19%, а с низким – 44%.
Анализ результатов проведенного мониторинга показал, что аналитические способности у большинства обучающихся были сформированы на низком уровне.
Данная ситуация позволила мне поставить перед собой задачу: развивать умение анализировать тексты по разным параметрам.
Промежуточная и итоговая диагностика сформированности аналитических способностей была проведена в 1 классе.
Результаты, полученные в этот период, показали положительную динамику развития ключевых навыков: чтения, умения анализировать текст, понимать и выполнять инструкции.
Количество обучающихся, имеющих низкий и средний уровень сформированности навыков, уменьшилось, напротив – количество учеников, чьи навыки сформированы на высоком уровне, увеличилось.
Разница между количеством обучающихся, с низким уровнем развития аналитических способностей составила - 7,4 %, со средним уровнем – 6,4 %, с высоким уровнем – 16,8%.
Причиной послужило то, что учащиеся, имевшие первоначально средний и низкий уровень, на протяжении полугода улучшали свои навыки работы с текстом. Впоследствии, они показали результаты выше, чем те, что были у них первоначально.
При планировании и проведении учебных и внеурочных занятий я использую следующие технологии:
информационно – коммуникационные технологии;
проблемное обучение;
игровые технологии;
проектные технологии;
здоровьесберегающую технологию.
метапредметные технологии мыследеятельностной педагогики
Методы обучения:
словесные (рассказ, лекцию, объяснение, беседу, дискуссию, а также самостоятельную работу с учебником, опрос);
практические (упражнения, дидактические игры);
наглядные ( иллюстрация и демонстрация);
проблемный;
частично-поисковый;
исследовательский;
методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.
Формы организации учебной деятельности:
фронтальная работа;
групповая работа;
парная работа;
индивидуальная работа.
Особое внимание на уроках отвожу организации работы с текстом – проведению комплексного анализа текста.
Интерес к комплексному анализу текста продиктован, прежде всего, необходимостью подготовить обучающихся к всероссийским проверочным работам (ВПР), проходящим в начальной школе. Впоследствии полученные умения послужат базой для подготовки к выпускным экзаменам в 9 и 11 классах.
«Современный этап развития методики характеризуется тенденцией слияния обучения языку и речи в единое целое. Материалом для комплексного обучения языку и речи может служить текст как основная дидактическая единица» - пишет О.А. Холодова, предлагая в методических пособиях «Комплексная работа текста. Рабочая тетрадь» тексты, различные по типу и стилю, соответствующие программе по развитию речи для начальных классов общеобразовательной школы.
« Анализ текста начинается с заданий, связанных с речевым развитием школьников: выразительное чтение, определение темы и идеи, типа и стиля, составление плана, затем даются вопросы, проверяющие грамматические умения и навыки».
В систему вопросов для анализа текста включаются вопросы по орфографии и пунктуации, отвечая на которые, ребенок должен использовать знания, полученные в начальных классах, возможно, переосмыслив их, систематизировав или заполнив существующие «пробелы», то есть, освоив новый для себя материал. Кроме того, исследуя предложенный текст детально, кропотливо и вдумчиво и пытаясь охарактеризовать его как единое целое, работая то с отдельными словами, то с предложениями, а то и с целым листом печатного материала, ученик тренирует свою внутреннюю зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
Польза слияния обучения языку и речи несомненна: занимаясь комплексным лингвистическим анализом текста, ребенок учится видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом, учится наблюдать за «жизнью» слова в лексическом контексте, интерпретировать текст.
Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой. Это фрагменты из произведений А.С. Пушкина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, о восприятии художественного произведения как творческой деятельности. Особую роль в воспитании, развитии современного ученика приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре поведения, о моральных ценностях, о национальных традициях, экологии и т. п.
Мною составлен примерный план анализа текста, учитывающий особенности изучения материала в начальных классах.
1. Выразительное чтение текста (с 1 класса, со второго полугодия)
2. Словарная работа (с 1 класса, со второго полугодия)
3. Тема текста (со 2 класса, первого полугодия)
4. Главная мысль текста (со 2 класса, первого полугодия)
5. Тип текста (со 2 класса, второго полугодия)
6. Выразительные средства речи и их роль (со 2 класса, второго полугодия).
Кроме этого на уроках я использую дополнительные задания, которые позволяют дать развернутый анализ предлагаемого текста:
словарная работа
произвести звуко-буквенный разбор слова;
сделать разбор предложения по членам;
вставить пропущенные буквы, слова;
определить тему, главную мысль;
найти многозначные слова, слова, употреблённые в переносном значении, синонимы и антонимы;
ответить на вопросы по тексту;
составить вопросы по тексту;
высказать свое мнение по поводу прочитанного текста;
составить характеристику героя;
продумать концовку (незаконченный текст)
нарисовать иллюстрацию к тексту;
составить план текста.
Дети осуществляют в тексте поиск неизвестных слов, затем с помощью словаря объясняют их лексическое значение. Например, уцененные товары в словаре имеют значение – товары, которые стоят меньше прежней стоимости.
Кроме комплексного анализа, имеющего своей главной целью развитие аналитических способностей детей, занимаюсь развитием их творческих умений.
Для развития творческих способностей детей используются следующие творческие задания: создание учебных проектов («Рифма», «Занимательные задания по русскому языку» и т. д.), создание рисунков и поделок (рисунок «Лиса и журавль», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», рассказ от первого лица (Н.Н.Носов «На горке», В. Осеева «Хорошее»), пересказ отрывка (Н.Н.Носов «Живая шляпа», В. Драгунский «Тайное становится явным») полный пересказ по плану (Ш. Перро «Кот в сапогах», Н. Булгаков «Анна, не грусти», В.Осеева «Почему?»), мини-сочинения (сочинение по картине «Золотая осень», сочинение «Зимние забавы», письмо Деду Морозу) творческие рассказы (восстановление предложений в правильной последовательности, рассказ «Зимние забавы»).
Таким образом, восполнение недостатка теоретических сведений, индивидуальный подход при ликвидации пробелов, жесткое определение параметров при сравнении текстов, формирование умения находить в тексте тему и главную мысль, а также проводить сопоставления по ассоциациям помогут преодолеть трудности, возникающие у обучающихся при анализе текста, и позволят в дальнейшем лучше подготовиться к ВПР.
Безусловно, стараюсь стремиться к тому, чтобы учащиеся стали активными участниками процесса обучения: занимались напряженной умственной деятельностью, решали проблемные задачи, обосновывали свое мнение. Для формирования у обучающихся навыков поисково-исследовательской деятельности и анализа, использую в работе развивающие и творческие задания.
Развитие малейших творческих способностей приводит к большим успехам и победам. Мои учащиеся активно принимают участие в конкурсах, что позволяет им развивать их творческие способности и применять полученные знания.
На протяжении всех лет мы участвовали в различных конкурсах и мероприятиях. Неоднократно являлись победителями и призерами общешкольных конкурсов. Мы не боялись показать свои результаты и пробовали участвовать в городских, областных и всероссийских конкурсах. Очень полюбились моему классу творческие конкурсы, особенно конкурс чтецов. Всегда было приятно смотреть, как они с желанием читают стихи, еще такие маленькие а уже вкладывают душу в свое выступление. В прошлом году конкурс чтецов к празднованию ВОВ был посвящен теме «Фронтовой треугольник». И вроде бы маленькие дети, не знаю, что такое война, а тем более фронтовой треугольник, но они смогли понять, что это грусть, а не радость, что это память о прошлом. Ученица нашего класса стала победительницей школьного и городского конкурса, девочка прожила это стихотворение и была неоднократно приглашена на встречи с ветеранами.
Только не нужно думать, что всё так просто! Трудности, разочарования, детские шалости преследуют нас на каждом шагу. Я не могу сказать, что все сразу получалось. Бывают такие моменты, когда опускаются руки от осознания того, что не все из моих воспитанников усваивают материал, не все послушны и внимательны.
Многие молодые специалисты согласятся, что отношение родителей к нам очень «острое» и найти взаимосвязь с родителями бывает очень нелегко. В редких случаях родители оказываются достаточно мудры и тактичны, чтобы дать учителю возможность спокойной профессиональной жизни. Вполне понятна их тревога за судьбы собственных детей (зрелый учитель однозначно совершит меньше ошибок и научит лучше), но учителю от этого не легче. Естественно, срабатывает возрастной момент: не каждый сможет серьезно слушать советы от 20-летней молодой учительницы. Основным "аргументом" становится очевидное: "Да что вы нам говорите, если у вас собственных детей нет. Вот будут - поймете!". И это будет до тех пор, как ты не станешь проявлять себя, показывать свои результаты, достигать цели, стать для родителей образцом, на который должны равняться их дети.
Проработав в школе 2 года, я старалась проявить себя с разных сторон, участвовала в различных конкурсах, семинарах, спортивных соревнованиях. Часто посещала курсы, чтобы узнать что-то новое и интересное. Безумно рада, что попала в коллектив, в котором непременно найду помощь, опору и поддержку… Коллеги всегда идут навстречу, подсказывают в трудных ситуациях, помогают проявить себя, ведь это так необходимо молодому специалисту. У нас в школе все педагоги активно участвуют в различных конкурсах и для меня большая честь, когда выступить от школы выбирают именно меня, тем самым я понимаю, что результаты в моей деятельности есть. И хочется сказать большое спасибо за то, что помогают раскрыться молодому специалисту, а не закрывают глаза, как это зачастую бывает сейчас в школах.
Соединив воедино: улыбки детей, отзывчивость родителей и взаимосвязь коллег – можно добиваться высоких результатов.
Ярким примером послужит наша победа в окружном конкурсе «Выпускник КПК – молодой специалист!». Мне предложили поучаствовать в этом конкурсе, где предстояло выполнить четыре конкурсных задания. Педагоги школы помогли качественно подготовиться к конкурсу, а дети и даже их родители помогли выступить. Мне было очень приятно, что родители согласились выступать, ведь выйти на одну сцену – довериться учителю, я понимала свою ответственность, как они будут выглядеть со стороны, все ли у нас получиться. Безусловно, только совместными трудами у нас все получилось и нас наградили дипломом 1 степени.
Проанализировав собственные результаты и условия их достижения, я выявила много положительного в собственной деятельности, отметила безусловный рост своего профессионализма, верный выбор создаваемых мною условий в образовательном процессе.
Я с уверенностью могу сказать, что я благодарна своей судьбе, которая привела меня в школу. Мой педагогический путь только начался, но я верю, что он будет интересным и плодотворным. А проблемы, которые встречаются на пути бывают всегда и везде, но для меня очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед. И каждому молодому специалисту я желаю, чтобы их девиз был: «Чтобы чего-то добиться - нужно трудиться, трудиться, трудиться».
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте,