kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие аналитических и творческих способностей учащихся при работе с комплексным анализом текста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие аналитических и творческих способностей учащихся при работе с комплексным анализом текста.Развитие аналитических и творческих способностей учащихся при работе с комплексным анализом текста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие аналитических и творческих способностей учащихся при работе с комплексным анализом текста.»

Публичное выступление на тему:

«У меня это хорошо получается»… а именно…

Развитие аналитических и творческих способностей учащихся при работе с комплексным анализом текста.

Педагог – это не просто профессия, это призвание. Не каждый человек может быть учителем, эта профессия требует большого терпения, труда, любви к детям и интереса к избранному пути.

Мне нравится проживать детство вместе с моими учениками, видеть окружающий мир их глазами, познавать вместе с ними и быть вместе с ними, когда это необходимо.

Несмотря на то, что мой путь в профессии «учитель» начался не так давно, у меня уже есть первые результаты работы за столь непродолжительный период.

Отвечая на вопрос, что я ожидала от своей профессии, могу сказать честно, ожидания не оправдались. Студенткой я думала, что я выйду на работу, дети придут маленькие, хорошенькие, послушные и мы будем с ними жить своим мирком, и все будет легко и просто, ведь это всего лишь дети. Но со временем я понимала, что это не просто дети, с которыми нужно играть и веселить их, а им нужно дать знания. Стали закрадываться мысли «а все ли у меня получится», «а смогу ли я это сделать». Прошел год. Сравниваю. Сначала были палочки и петельки, написанные дрожащими маленькими ручками. Чуть позже уже «Мама мыла Милу мылом» красивыми буквами. Цифры сменяются примерами и задачами. Так мы начинали. «А я многому их научила!» — проносится в моей голове. И следующая мысль: «И я тоже многому научилась. У них».

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обозначено, что одним из результатов обучения в начальной школе является способность выпускников решать учебно-практические и учебно-познавательные задачи.

Способность переносить знания и способы учебных действий, полученных при изучении одних предметов, на другие учебные задачи требует от обучающегося умения анализировать сложившиеся ситуации, даже если они нестандартные и выбрать самый оптимальный вариант для их решения.

Успешное использование данных умений возможно в случае, если у ученика развиты на высоком уровне аналитические и творческие способности.

Задача учителя в начальной школе: создать для учеников все условия для качественного овладения данными способностями.

Умения рассматривать ситуацию со всех сторон и находить ее оригинальное решение – относятся к группе познавательных УУД. Их развитие возможно как во время учебной, так и во время внеурочной деятельности.

В преподавании я руководствуюсь системно-деятельностным и личностно-ориентированным подходами. Они предполагают систематизацию учебного процесса и его адаптацию к индивидуальным особенностям каждого обучающегося, различному уровню сложности содержания общения.

Полагаю, что применение современных технологий и методов обучения и в практике работы содействует формированию творческой, активной личности и позволяет учащимся при переходе на вторую ступень образования наиболее успешно и безболезненно пройти период адаптации и продолжить успешно дальнейшее обучение.

Для оценки аналитических способностей я использовала данные входных, промежуточных и итоговых срезов.

Входная диагностика сформированности аналитических и творческих способностей была проведена по завершению I четверти 1 класса, посредством выполнения комплексного анализа текста, с помощью учителя.

Целью данной работы являлось установление уровня овладения ключевыми навыками: умение анализировать текст, понимать

Количество обучающихся, имеющих высокий уровень развития навыка – 38%, со средним уровнем проявления навыка – 19%, а с низким – 44%.

Анализ результатов проведенного мониторинга показал, что аналитические способности у большинства обучающихся были сформированы на низком уровне.

Данная ситуация позволила мне поставить перед собой задачу: развивать умение анализировать тексты по разным параметрам.

Промежуточная и итоговая диагностика сформированности аналитических способностей была проведена в 1 классе.

Результаты, полученные в этот период, показали положительную динамику развития ключевых навыков: чтения, умения анализировать текст, понимать и выполнять инструкции.

Количество обучающихся, имеющих низкий и средний уровень сформированности навыков, уменьшилось, напротив – количество учеников, чьи навыки сформированы на высоком уровне, увеличилось.

Разница между количеством обучающихся, с низким уровнем развития аналитических способностей составила - 7,4 %, со средним уровнем – 6,4 %, с высоким уровнем – 16,8%.

Причиной послужило то, что учащиеся, имевшие первоначально средний и низкий уровень, на протяжении полугода улучшали свои навыки работы с текстом. Впоследствии, они показали результаты выше, чем те, что были у них первоначально.

При планировании и проведении учебных и внеурочных занятий я использую следующие технологии:

  • информационно – коммуникационные технологии;

  • проблемное обучение;

  • игровые технологии;

  • проектные технологии;

  • здоровьесберегающую технологию.

  • метапредметные технологии мыследеятельностной педагогики

Методы обучения:

  • словесные (рассказ, лекцию, объяснение, беседу, дискуссию, а также самостоятельную работу с учебником, опрос);

  • практические (упражнения, дидактические игры);

  • наглядные ( иллюстрация и демонстрация);

  • проблемный;

  • частично-поисковый;

  • исследовательский;

  • методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности.

Формы организации учебной деятельности:

  • фронтальная работа;

  • групповая работа;

  • парная работа;

  • индивидуальная работа.

Особое внимание на уроках отвожу организации работы с текстом – проведению комплексного анализа текста.

Интерес к комплексному анализу текста продиктован, прежде всего, необходимостью подготовить обучающихся к всероссийским проверочным работам (ВПР), проходящим в начальной школе. Впоследствии полученные умения послужат базой для подготовки к выпускным экзаменам в 9 и 11 классах.

«Современный этап развития методики характеризуется тенденцией слияния обучения языку и речи в единое целое. Материалом для комплексного обучения языку и речи может служить текст как основная дидактическая единица» - пишет О.А. Холодова, предлагая в методических пособиях «Комплексная работа текста. Рабочая тетрадь» тексты, различные по типу и стилю, соответствующие программе по развитию речи для начальных классов общеобразовательной школы.

« Анализ текста начинается с заданий, связанных с речевым развитием школьников: выразительное чтение, определение темы и идеи, типа и стиля, составление плана, затем даются вопросы, проверяющие грамматические умения и навыки».

В систему вопросов для анализа текста включаются вопросы по орфографии и пунктуации, отвечая на которые, ребенок должен использовать знания, полученные в начальных классах, возможно, переосмыслив их, систематизировав или заполнив существующие «пробелы», то есть, освоив новый для себя материал. Кроме того, исследуя предложенный текст детально, кропотливо и вдумчиво и пытаясь охарактеризовать его как единое целое, работая то с отдельными словами, то с предложениями, а то и с целым листом печатного материала, ученик тренирует свою внутреннюю зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

Польза слияния обучения языку и речи несомненна: занимаясь комплексным лингвистическим анализом текста, ребенок учится видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом, учится наблюдать за «жизнью» слова в лексическом контексте, интерпретировать текст.

Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой. Это фрагменты из произведений А.С. Пушкина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, о восприятии художественного произведения как творческой деятельности. Особую роль в воспитании, развитии современного ученика приобретают тексты, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о культуре поведения, о моральных ценностях, о национальных традициях, экологии и т. п.

Мною составлен примерный план анализа текста, учитывающий особенности изучения материала в начальных классах.

1. Выразительное чтение текста (с 1 класса, со второго полугодия)

2. Словарная работа (с 1 класса, со второго полугодия)

3. Тема текста (со 2 класса, первого полугодия)

4. Главная мысль текста (со 2 класса, первого полугодия)

5. Тип текста (со 2 класса, второго полугодия)

6. Выразительные средства речи и их роль (со 2 класса, второго полугодия).

Кроме этого на уроках я использую дополнительные задания, которые позволяют дать развернутый анализ предлагаемого текста:

  • словарная работа

  • произвести звуко-буквенный разбор слова;

  • сделать разбор предложения по членам;

  • вставить пропущенные буквы, слова;

  • определить тему, главную мысль;

  • найти многозначные слова, слова, употреблённые в переносном значении, синонимы и антонимы;

  • ответить на вопросы по тексту;

  • составить вопросы по тексту;

  • высказать свое мнение по поводу прочитанного текста;

  • составить характеристику героя;

  • продумать концовку (незаконченный текст)

  • нарисовать иллюстрацию к тексту;

  • составить план текста.

Дети осуществляют в тексте поиск неизвестных слов, затем с помощью словаря объясняют их лексическое значение. Например, уцененные товары в словаре имеют значение – товары, которые стоят меньше прежней стоимости.

Кроме комплексного анализа, имеющего своей главной целью развитие аналитических способностей детей, занимаюсь развитием их творческих умений.

Для развития творческих способностей детей используются следующие творческие задания: создание учебных проектов («Рифма», «Занимательные задания по русскому языку» и т. д.), создание рисунков и поделок (рисунок «Лиса и журавль», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», рассказ от первого лица (Н.Н.Носов «На горке», В. Осеева «Хорошее»), пересказ отрывка (Н.Н.Носов «Живая шляпа», В. Драгунский «Тайное становится явным») полный пересказ по плану (Ш. Перро «Кот в сапогах», Н. Булгаков «Анна, не грусти», В.Осеева «Почему?»), мини-сочинения (сочинение по картине «Золотая осень», сочинение «Зимние забавы», письмо Деду Морозу) творческие рассказы (восстановление предложений в правильной последовательности, рассказ «Зимние забавы»).

Таким образом, восполнение недостатка теоретических сведений, индивидуальный подход при ликвидации пробелов, жесткое определение параметров при сравнении текстов, формирование умения находить в тексте тему и главную мысль, а также проводить сопоставления по ассоциациям помогут преодолеть трудности, возникающие у обучающихся при анализе текста, и позволят в дальнейшем лучше подготовиться к ВПР.

Безусловно, стараюсь стремиться к тому, чтобы учащиеся стали активными участниками процесса обучения: занимались напряженной умственной деятельностью, решали проблемные задачи, обосновывали свое мнение. Для формирования у обучающихся навыков поисково-исследовательской деятельности и анализа, использую в работе развивающие и творческие задания.

Развитие малейших творческих способностей приводит к большим успехам и победам. Мои учащиеся активно принимают участие в конкурсах, что позволяет им развивать их творческие способности и применять полученные знания.

На протяжении всех лет мы участвовали в различных конкурсах и мероприятиях. Неоднократно являлись победителями и призерами общешкольных конкурсов. Мы не боялись показать свои результаты и пробовали участвовать в городских, областных и всероссийских конкурсах. Очень полюбились моему классу творческие конкурсы, особенно конкурс чтецов. Всегда было приятно смотреть, как они с желанием читают стихи, еще такие маленькие а уже вкладывают душу в свое выступление. В прошлом году конкурс чтецов к празднованию ВОВ был посвящен теме «Фронтовой треугольник». И вроде бы маленькие дети, не знаю, что такое война, а тем более фронтовой треугольник, но они смогли понять, что это грусть, а не радость, что это память о прошлом. Ученица нашего класса стала победительницей школьного и городского конкурса, девочка прожила это стихотворение и была неоднократно приглашена на встречи с ветеранами.

Только не нужно думать, что всё так просто! Трудности, разочарования, детские шалости преследуют нас на каждом шагу. Я не могу сказать, что все сразу получалось. Бывают такие моменты, когда опускаются руки от осознания того, что не все из моих воспитанников усваивают материал, не все послушны и внимательны.

Многие молодые специалисты согласятся, что отношение родителей к нам очень «острое» и найти взаимосвязь с родителями бывает очень нелегко. В редких случаях родители оказываются достаточно мудры и тактичны, чтобы дать учителю возможность спокойной профессиональной жизни. Вполне понятна их тревога за судьбы собственных детей (зрелый учитель однозначно совершит меньше ошибок и научит лучше), но учителю от этого не легче. Естественно, срабатывает возрастной момент: не каждый сможет серьезно слушать советы от 20-летней молодой учительницы. Основным "аргументом" становится очевидное: "Да что вы нам говорите, если у вас собственных детей нет. Вот будут - поймете!". И это будет до тех пор, как ты не станешь проявлять себя, показывать свои результаты, достигать цели, стать для родителей образцом, на который должны равняться их дети.

Проработав в школе 2 года, я старалась проявить себя с разных сторон, участвовала в различных конкурсах, семинарах, спортивных соревнованиях. Часто посещала курсы, чтобы узнать что-то новое и интересное. Безумно рада, что попала в коллектив, в котором непременно найду помощь, опору и поддержку… Коллеги всегда идут навстречу, подсказывают в трудных ситуациях, помогают проявить себя, ведь это так необходимо молодому специалисту. У нас в школе все педагоги активно участвуют в различных конкурсах и для меня большая честь, когда выступить от школы выбирают именно меня, тем самым я понимаю, что результаты в моей деятельности есть. И хочется сказать большое спасибо за то, что помогают раскрыться молодому специалисту, а не закрывают глаза, как это зачастую бывает сейчас в школах.

Соединив воедино: улыбки детей, отзывчивость родителей и взаимосвязь коллег – можно добиваться высоких результатов.

Ярким примером послужит наша победа в окружном конкурсе «Выпускник КПК – молодой специалист!». Мне предложили поучаствовать в этом конкурсе, где предстояло выполнить четыре конкурсных задания. Педагоги школы помогли качественно подготовиться к конкурсу, а дети и даже их родители помогли выступить. Мне было очень приятно, что родители согласились выступать, ведь выйти на одну сцену – довериться учителю, я понимала свою ответственность, как они будут выглядеть со стороны, все ли у нас получиться. Безусловно, только совместными трудами у нас все получилось и нас наградили дипломом 1 степени.

Проанализировав собственные результаты и условия их достижения, я выявила много положительного в собственной деятельности, отметила безусловный рост своего профессионализма, верный выбор создаваемых мною условий в образовательном процессе.

Я с уверенностью могу сказать, что я благодарна своей судьбе, которая привела меня в школу. Мой педагогический путь только начался, но я верю, что он будет интересным и плодотворным. А проблемы, которые встречаются на пути бывают всегда и везде, но для меня очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед. И каждому молодому специалисту я желаю, чтобы их девиз был: «Чтобы чего-то добиться - нужно трудиться, трудиться, трудиться».


«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте,

и хотя и криво, да сами».

(Э. Лессинг)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Автор: Буйских Софья Анатольевна

Дата: 24.11.2021

Номер свидетельства: 592488

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Лингвистическое толкование текста как средство развития навыков анализа художественного произведения на уроках литературы "
    ["seo_title"] => string(139) "linghvistichieskoie-tolkovaniie-tieksta-kak-sriedstvo-razvitiia-navykov-analiza-khudozhiestviennogho-proizviedieniia-na-urokakh-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "146877"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419268560"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(247) "Рабочая  программа элективногокурса по русскому языку  «Функция знаков препинания и тенденция их употребления  в современной печати» "
    ["seo_title"] => string(149) "rabochaia-proghramma-eliektivnoghokursa-po-russkomu-iazyku-funktsiia-znakov-priepinaniia-i-tiendientsiia-ikh-upotrieblieniia-v-sovriemiennoi-piechati"
    ["file_id"] => string(6) "104443"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402700775"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "МЕТОДЫ  АКТИВИЗАЦИИ  МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ  СТАРШИХ КЛАССОВ  НА  УРОКАХ МАТЕМАТИКИ"
    ["seo_title"] => string(106) "mietody-aktivizatsii-myslitiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-starshikh-klassov-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "252117"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447334683"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Программа секции «Химическая экология» НОУ «Диалог» "
    ["seo_title"] => string(57) "proghramma-siektsii-khimichieskaia-ekologhiia-nou-dialogh"
    ["file_id"] => string(6) "191256"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427287703"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства