kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа секции «Химическая экология» НОУ «Диалог»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа секции «Химическая экология» НОУ «Диалог»

Паспорт программы

Название программы «Основы исследовательской деятельности в области химической экологии».

Образовательная область: химия и экология.

Рассчитана на 2-4 года

Объем нагрузки на ученика 144 часов в год (4 часа в неделю), из них 72 часа (2 часа в неделю) отводится на самостоятельную исследовательскую работу школьников.

Цель: формирование углубленных знаний по основным разделам химии и экологии, а также знаний об исследовательской работе; формирование профессиональной направленности личности, содействие экологическому воспитанию; развитие мышления, исследовательских умений и навыков, содействие общему развитию личности, способности к самообучению и саморазвитию.

Задачи:

1.Закрепить школьные знания в области химии, физики, биологии и экологии.

2.Сформировать дополнительные знания в области общей, аналитической и физической химии, общей и химической экологии, представление об экологических проблемах Российской Федерации, Курской области и г. Курска.

3.Сформировать знания об исследовательской деятельности, ее структуре, требованиях, особенностях и порядке выполнения.

4.Сформировать исследовательские умения и навыки: работы с литературой, постановки эксперимента и обработки результатов, оформления исследовательской работы, написании тезисов.

5.Сформировать устойчивый мотив выбора будущей профессии.

6.Развивать творческое мышление, содействовать общему развитию личности, развивать способность к самообразованию и саморазвитию.

7.Формировать экологическое сознание. Содействовать экологическому движению, направленному на защиту окружающей среды города и области.

Требования к знаниям, умениям и навыкам:

После окончании курса, обучаемые должны получить знания теоретических основ химического и экологического эксперимента, его методики и методологии, структуры учебно-исследовательской и научно-исследовательской работ и принципов их выполнения, экологических проблем России, области и города. За время обучения у них должны быть развиты умения работы с литературой, подготовки, планирования и проведения эксперимента, обработки его результатов, оформления исследовательской работы и написания тезисов к ней, представления работы на научно-практических конференциях. Должны быть сформированы навыки анализа и конспектирования литературы, наблюдения за химическими и экологическими процессами, проведения химических операций (проведения качественных реакций, приготовления растворов, взвешивания, прокаливания, фильтрования, титровании и др.), работы с приборами (ареометром, рефрактометром, рН-метром, сталагмометром, гальванометром и др.), проведения математических расчетов (количества вещества, концентрации раствора, содержании примесей, теплового эффекта реакций, скорости реакций, электрохимических показателей и др.), построения графиков, составления научных текстов, написания статей и тезисов.

Пояснительная записка

Прогресс науки и общества приводит к серьезным изменениям, прежде всего, в образовательной сфере. Так в первую очередь значительно изменяются цели образования, а, следовательно, и критерии его эффективности. Не качество знаний, как таковое, и тем более не объем усвоенных знаний и умений, а развитие личности, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка к сложностям жизни становятся ведущей целью образования, которое не ограничивается рамками школы, а выходит далеко за ее пределы. Научно-технический прогресс, новейшие достижения в области информатики, генетики, медицины и других наук требуют для освоения своих открытий знающих и грамотные специалистов; с другой стороны, общество все больше нуждается в повышении всеобщей культуры межличностных, деловых и профессиональных взаимоотношений. Запросы современного общества таковы, что специалист высокого класса должен не только обладать запасом знаний, умений и навыков, но еще и профессиональной направленностью личности, таким психологическим качеством, которое воспитывается непрерывно в течение всей жизни. В ст. 14 Закона «Об образовании» ведущей выдвинута задача самоопределения и самореализация личности, и уже затем – задача развития гражданского общества, усовершенствования правового государства.

В связи с данными запросами педагогика, которая в своем историческом развитии характеризуется периодической сменой акцентов с обучения на воспитание и наоборот, на сегодняшний день пришла к идее органического единства учебного и воспитательного процессов. Этот факт подтверждает создание новых личностно-ориентированных педагогических технологий и широкое внедрение деятельностного подхода в обучении. При этом приоритетное значение отдается личности ребенка как субъекту учебно-воспитательного процесса и субъекту своего развития. Объяснительно-иллюстративный способ обучения сменяется активно-деятельностным. Совершенно ясно обозначилось также движение от унифицированных форм организации образования к разнообразию форм образования и типов образовательных учреждений: гимназии, лицеи, колледжи, комплексные образовательные учреждения типа сад-школа, лицей-колледж, и т.д.

Одним из факторов преемственности образования авторы видят в интеграции школы и ВУЗа, создании такой системы, которая бы обеспечила органичный переход от школьного образования к ВУЗовскому, от общего к специальному (профильному). Основу такого подхода, на наш взгляд, должна составлять творческо-исследовательская деятельность в разных формах ее проявления. Использование различных форм учебно- и научно-исследовательской деятельности обусловлено, в первую очередь, ее творческим потенциалом, благодаря которому она является ведущим звеном большинства современных инновационных педагогических технологий. Изначально являясь преимущественно видом деятельности, характерным профессиональным учебным заведениям (ВУЗам) и системе послевузовского обучения, переместившись в школу, исследовательская деятельность, на наш взгляд, создает условия для формирования профессионально значимых качеств личности учащихся, будет являться единой линией, нанизывающей на себя интересы, потребности и мотивы, а также знания, умения и навыки.

Кроме решения воспитательных и развивающих задач, таких как развитие исследовательских умении и навыков, экологическое воспитание, формирование профессиональной направленности и т.д., программа призвана внести определенный реальный вклад в улучшение экологической ситуации города и его отдельных районов.

Особенности содержания программы

Программа учебно-исследовательского комплекса включает теоретические и практические занятия в области химии и экологии для двух возрастных групп: младшей (учащиеся 8-9 классов), результатом которой является профессиональное самоопределение школьников, и старшей (учащиеся 10-11 классов), результат – формирование устойчивых мотивов, пропедевтический этап освоения профессии.

Программа включает в себя три основных аспекта: теоретический, практический и индивидуально-исследовательский, которые изучаются параллельно. Таким образом, постоянно осуществляется соотношение общефилософского, предметного и частного уровней рассмотрения проблемы. При этом приоритет отдайся частному уровню, индивидуально- исследовательскому аспекту, в то время как содержание теоретического и практического курса строятся исходя из его запросов и потребностей. Данные курсы, а также рассматриваемые в них основные тематические блоки стационарны для каждого года обучения. Усложняется лишь их содержание. Таким образом, создана возможность построения изучаемого материала в поступательной логике. Такой подход согласуется с философским принципом спирального развития, в то время каждый учебный год представлен как целостный курс, который отличается самостоятельностью и логической завершенностью и заканчивается решением какой-либо частной проблемы, масштаб и глубина рассмотрения которой зависят от возраста учащихся и степени их обученности. Так учащиеся младших ступеней выполняют коллективную исследовательскую работу, в которую каждый привносит какой-либо небольшой результат, на старших ступенях учащиеся выполняют индивидуальную работу, или работают  в паре. Таким образом, происходит чередование различных видов деятельности: фронтальной (во время практических занятий), групповой и индивидуальной.

Стоит отметить преемственность тем исследовательских работ. Учащиеся в течение всего времени обучения продолжают работу над одной темой, расширяя ее, рассматривая с разных сторон. Такой подход, на наш взгляд, станет основным фактором сохранения преемственности как вертикальной, так и горизонтальной (межпредметной), поскольку всестороннее изучение проблемы требует обращения к разным дисциплинам школьной и внешкольной программы.

Таким образом, учебно- и научно-исследовательская работа школьников потенциально способна реализовать единую линию развития, на которую «нанизываются» личностные и профессиональные качества. Следовательно, предлагаемая программа способна стать связующим звеном между общим и специальным (школьными, послешкольным) образованием. Результаты исследовательской деятельности школьников, на наш взгляд, способны в будущем стать основным критерием отбора абитуриентов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа секции «Химическая экология» НОУ «Диалог» »

Программа секции «Химическая экология» НОУ «Диалог»


Паспорт программы

Название программы «Основы исследовательской деятельности в области химической экологии».

Образовательная область: химия и экология.

Рассчитана на 2-4 года

Объем нагрузки на ученика 144 часов в год (4 часа в неделю), из них 72 часа (2 часа в неделю) отводится на самостоятельную исследовательскую работу школьников.

Цель: формирование углубленных знаний по основным разделам химии и экологии, а также знаний об исследовательской работе; формирование профессиональной направленности личности, содействие экологическому воспитанию; развитие мышления, исследовательских умений и навыков, содействие общему развитию личности, способности к самообучению и саморазвитию.

Задачи:

1.Закрепить школьные знания в области химии, физики, биологии и экологии.

2.Сформировать дополнительные знания в области общей, аналитической и физической химии, общей и химической экологии, представление об экологических проблемах Российской Федерации, Курской области и г. Курска.

3.Сформировать знания об исследовательской деятельности, ее структуре, требованиях, особенностях и порядке выполнения.

4.Сформировать исследовательские умения и навыки: работы с литературой, постановки эксперимента и обработки результатов, оформления исследовательской работы, написании тезисов.

5.Сформировать устойчивый мотив выбора будущей профессии.

6.Развивать творческое мышление, содействовать общему развитию личности, развивать способность к самообразованию и саморазвитию.

7.Формировать экологическое сознание. Содействовать экологическому движению, направленному на защиту окружающей среды города и области.

Требования к знаниям, умениям и навыкам:

После окончании курса, обучаемые должны получить знания теоретических основ химического и экологического эксперимента, его методики и методологии, структуры учебно-исследовательской и научно-исследовательской работ и принципов их выполнения, экологических проблем России, области и города. За время обучения у них должны быть развиты умения работы с литературой, подготовки, планирования и проведения эксперимента, обработки его результатов, оформления исследовательской работы и написания тезисов к ней, представления работы на научно-практических конференциях. Должны быть сформированы навыки анализа и конспектирования литературы, наблюдения за химическими и экологическими процессами, проведения химических операций (проведения качественных реакций, приготовления растворов, взвешивания, прокаливания, фильтрования, титровании и др.), работы с приборами (ареометром, рефрактометром, рН-метром, сталагмометром, гальванометром и др.), проведения математических расчетов (количества вещества, концентрации раствора, содержании примесей, теплового эффекта реакций, скорости реакций, электрохимических показателей и др.), построения графиков, составления научных текстов, написания статей и тезисов.

Этапы отслеживания работы программы

Эффективность работы данной программы можно проследить на переходных этапах (от среднего школьного звена к старшему, от полного школьного образования к высшему). При этом на наш взгляд, должна сохраняться устойчивая мотивация к обучению вообще и овладению профессией в частности, положительный эмоциональный настрой и усиливаться уровень адаптации к особенностям образовательной системы новой возрастной ступени. Одним из основных показателей эффективности программы будет являться процент поступления выпускников, занимавшихся по данной программе в ВУЗы на химические и экологические специальности, и их дальнейший процесс обучения в данных ВУЗах. С другой стороны, хорошая успеваемость при обучении в старших классах и в ВУЗе, особенно на первых курсах, выпускников, занимавшихся по данной программе, но выбравших другие ВУЗы также может служить второстепенным показателем эффективности программы. Еще одним показателем будет служить участие занимающихся в объединении школьников в научно-практических конференциях разного уровня и масштаба, предметных олимпиадах, конкурсах, тестировании; а также наличие фактов продолжения и развития начатой в объединении работы при дальнейшем обучении в ВУЗе.

Методы диагностики

Наблюдение за выполнением и качеством исследовательских работ, ежегодное тестирование и анкетирование обучаемых с целью выявления уровня сформированности исследовательских навыков и профессиональной направленности, отслеживание количественных и качественных показателей участия обучаемых в научно-практических конференциях школьников различного уровня и масштаба, наблюдение за дальнейшей судьбой выпускников объединения, анкетирование первокурсников с целью выявления их адаптивности к новой системе обучения, отслеживание степени активности студентов-выпускников объединения в научно-исследовательской жизни ВУЗа.

Пояснительная записка

Прогресс науки и общества приводит к серьезным изменениям, прежде всего, в образовательной сфере. Так в первую очередь значительно изменяются цели образования, а, следовательно, и критерии его эффективности. Не качество знаний, как таковое, и тем более не объем усвоенных знаний и умений, а развитие личности, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка к сложностям жизни становятся ведущей целью образования, которое не ограничивается рамками школы, а выходит далеко за ее пределы. Научно-технический прогресс, новейшие достижения в области информатики, генетики, медицины и других наук требуют для освоения своих открытий знающих и грамотные специалистов; с другой стороны, общество все больше нуждается в повышении всеобщей культуры межличностных, деловых и профессиональных взаимоотношений. Запросы современного общества таковы, что специалист высокого класса должен не только обладать запасом знаний, умений и навыков, но еще и профессиональной направленностью личности, таким психологическим качеством, которое воспитывается непрерывно в течение всей жизни. В ст. 14 Закона «Об образовании» ведущей выдвинута задача самоопределения и самореализация личности, и уже затем – задача развития гражданского общества, усовершенствования правового государства.

В связи с данными запросами педагогика, которая в своем историческом развитии характеризуется периодической сменой акцентов с обучения на воспитание и наоборот, на сегодняшний день пришла к идее органического единства учебного и воспитательного процессов. Этот факт подтверждает создание новых личностно-ориентированных педагогических технологий и широкое внедрение деятельностного подхода в обучении. При этом приоритетное значение отдается личности ребенка как субъекту учебно-воспитательного процесса и субъекту своего развития. Объяснительно-иллюстративный способ обучения сменяется активно-деятельностным. Совершенно ясно обозначилось также движение от унифицированных форм организации образования к разнообразию форм образования и типов образовательных учреждений: гимназии, лицеи, колледжи, комплексные образовательные учреждения типа сад-школа, лицей-колледж, и т.д.

Одним из факторов преемственности образования авторы видят в интеграции школы и ВУЗа, создании такой системы, которая бы обеспечила органичный переход от школьного образования к ВУЗовскому, от общего к специальному (профильному). Основу такого подхода, на наш взгляд, должна составлять творческо-исследовательская деятельность в разных формах ее проявления. Использование различных форм учебно- и научно-исследовательской деятельности обусловлено, в первую очередь, ее творческим потенциалом, благодаря которому она является ведущим звеном большинства современных инновационных педагогических технологий. Изначально являясь преимущественно видом деятельности, характерным профессиональным учебным заведениям (ВУЗам) и системе послевузовского обучения, переместившись в школу, исследовательская деятельность, на наш взгляд, создает условия для формирования профессионально значимых качеств личности учащихся, будет являться единой линией, нанизывающей на себя интересы, потребности и мотивы, а также знания, умения и навыки.

Кроме решения воспитательных и развивающих задач, таких как развитие исследовательских умении и навыков, экологическое воспитание, формирование профессиональной направленности и т.д., программа призвана внести определенный реальный вклад в улучшение экологической ситуации города и его отдельных районов.

Особенности содержания программы

Программа учебно-исследовательского комплекса включает теоретические и практические занятия в области химии и экологии для двух возрастных групп: младшей (учащиеся 8-9 классов), результатом которой является профессиональное самоопределение школьников, и старшей (учащиеся 10-11 классов), результат – формирование устойчивых мотивов, пропедевтический этап освоения профессии.

Программа включает в себя три основных аспекта: теоретический, практический и индивидуально-исследовательский, которые изучаются параллельно. Таким образом, постоянно осуществляется соотношение общефилософского, предметного и частного уровней рассмотрения проблемы. При этом приоритет отдайся частному уровню, индивидуально- исследовательскому аспекту, в то время как содержание теоретического и практического курса строятся исходя из его запросов и потребностей. Данные курсы, а также рассматриваемые в них основные тематические блоки стационарны для каждого года обучения. Усложняется лишь их содержание. Таким образом, создана возможность построения изучаемого материала в поступательной логике. Такой подход согласуется с философским принципом спирального развития, в то время каждый учебный год представлен как целостный курс, который отличается самостоятельностью и логической завершенностью и заканчивается решением какой-либо частной проблемы, масштаб и глубина рассмотрения которой зависят от возраста учащихся и степени их обученности. Так учащиеся младших ступеней выполняют коллективную исследовательскую работу, в которую каждый привносит какой-либо небольшой результат, на старших ступенях учащиеся выполняют индивидуальную работу, или работают в паре. Таким образом, происходит чередование различных видов деятельности: фронтальной (во время практических занятий), групповой и индивидуальной.

Стоит отметить преемственность тем исследовательских работ. Учащиеся в течение всего времени обучения продолжают работу над одной темой, расширяя ее, рассматривая с разных сторон. Такой подход, на наш взгляд, станет основным фактором сохранения преемственности как вертикальной, так и горизонтальной (межпредметной), поскольку всестороннее изучение проблемы требует обращения к разным дисциплинам школьной и внешкольной программы.

Таким образом, учебно- и научно-исследовательская работа школьников потенциально способна реализовать единую линию развития, на которую «нанизываются» личностные и профессиональные качества. Следовательно, предлагаемая программа способна стать связующим звеном между общим и специальным (школьными, послешкольным) образованием. Результаты исследовательской деятельности школьников, на наш взгляд, способны в будущем стать основным критерием отбора абитуриентов.

Основное содержание программы

I. Теоретический блок (42 часа в год)

1. Введение (2 часа)

Общее представление об исследовательской деятельности. История великих открытий и изобретений. Развитие исследовательской деятельности. Роль ученых-исследователей в развитии общества, всеобщей культуры и в научно-техническом прогрессе.

2. Структура исследовательской работы (8 часов)

Основные элементы исследовательской работы и этапы ее выполнения. Понятия «тема исследования», «актуальность проблемы», «цели», «задачи», «объекты и методы исследования». Работа с литературой. История развития библиотечной системы. Литературные каталоги и работа с ними. Литературный обзор и требования к его оформлению. Требования к выбору темы и обоснованию ее актуальности. Правила постановки целей и задач. Эксперимент, понятие, виды эксперимента. Требования к подготовке и проведению эксперимента. Тезисы к исследовательской работе и правила их написания. Оформление работы.

3. Теоретические основы исследовательской работы в области химии и химической экологии (32 часа)

  • Основы обшей химии (8 часа): основные химические законы, строение атома, химическая связь, растворы, электролитическая диссоциация, гидролиз солей, окислительно-восстановительные реакции, генетическая связь между основными классами неорганических и органических соединений.

  • Теоретические основы химического анализа (8 часов): качественный анализ, количественный гравиметрический анализ, количественный титриметрический анализ, количественные характеристики аналитической химии.

  • Теоретические основы физической химии (8 часов): термодинамика химических реакций, химическая кинетика, электрохимические процессы, поверхностные явления.

  • Основы экологии (8 часов): структура экологии, задачи экологии, основные экологические понятия, экосистемы, их структура, типы, взаимосвязи, экология почвы, воды, воздуха, экология человека, экология РФ, экология Курской области, экология г. Курска.

II. Практический блок (66 часов в год)

1. Введение (2 часа)

Знакомство с химической лабораторией. Правила поведения в химической лаборатории и техника безопасности при работе с химическим оборудованием, реактивами и приборами. Знакомство с химической посудой.

2. Структура и порядок проведения эксперимента (6 часов)

Требования к постановке химического эксперимента. Основные этапы проведения эксперимента. Порядок проведения основных операций эксперимента. Обработка результатов эксперимента. Ведение лабораторного журнала. Табличное отображение результатов эксперимента, правила составления и использования таблиц. Графическое отображение результатов эксперимента. Правила построения и анализа графиков.

3. Подготовка эксперимента (6 часов)

Объекты и методы эксперимента. Требования к объектам и методам. Подбор химической посуды и оборудования. Подготовка посуды и реактивов для проведения эксперимента. Планирование эксперимента, разработка порядка проведения операций. Подготовка объекта экспериментального исследования. Взятие пробы.

4. Качественный химический эксперимент (26 часов)

Аналитический эффект химических реакций. Исследование растворов кислот, оснований и солей при помощи индикаторов. Реакции ионного обмена. Анализ сухим и мокрым путем. Анализ катионов. Анализ анионов. Дробный и систематический виды анализа. Анализ смеси катионов и анионов. Анализ сухого вещества. Качественное наблюдение выделения и поглощения энергии в результате химических реакций, а также перехода химической энергии в другие виды энергии. Качественное наблюдение влияния внешних факторов на скорость химической реакции. Хроматографический анализ. Понятие маскировки. Качественное наблюдение явления хроматографии.

5. Количественный химический эксперимент (26 часов)

Гравиметрический анализ содержания структурных частиц в образце, массовой доли примесей, количества кристаллизационной воды, содержания вещества в растворе.

Титриметрический анализ, его виды и методы. Метод нейтрализации, редоксиметрии, комплексонометрии, потенциометрии и т.д. Определение концентраций растворов различными титриметрическими методами. Определение жесткости воды и почвы.

Физико-химические методы анализа, приборы. Определение скорости химической реакции с помощью поляриметра. Определение константы и степени диссоциации электролита. Определение pН раствора с помощью рН-метра. Определение вязкости и поверхностного натяжения растворов. Определение концентрации раствора по его температуре кипения.

III. Индивидуальный блок (36 часов в год)

  1. Введение. Организационная консультация (1 час)

Определение круга интересов. Выбор темы исследования. Определение общего направления поиска литературных источников.

2. Постановка проблемы эксперимента, целей и задач (2 часа)

Обоснование актуальности проблемы, формулирование и редактирование целей и задач. Формулирование рабочей гипотезы.

3. Изучение литературы по проблеме (5 часов)

Выбор направления поиска литературы, научной области. Поиск литературы, составление каталога по проблеме.

4. Планирование и подготовка эксперимента (4 часа)

Составление индивидуального плана работы над экспериментом. Подбор методов и методик эксперимента. Определение объекта исследования, создание базы эксперимента. Подготовка приборов, посуды и реактивов.

5. Проведение эксперимент (10 часов)

Проведение эксперимента, предварительный анализ результатов. Корректировка эксперимента согласно предварительным результатом. Получение стойкого результата более чем в пятикратном повторе.

6. Обработка результатов эксперимента (4 часа)

Проведение расчетов, построение графиков, таблиц и диаграмм и их описание. Формулирование выводов по эксперименту.

7. Оформление работы (6 часов)

Письменное оформление всех результатов работы согласно правилам. Написание тезисов к работе.

8. Защита работы (4 часа)

Публичное представление результатов работы с анализом всех аспектов разрабатываемой проблемы.

3


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Химия

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа секции «Химическая экология» НОУ «Диалог»

Автор: Степанова Лилия Андреевна

Дата: 25.03.2015

Номер свидетельства: 191256


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства