Программа секции «Химическая экология» НОУ «Диалог»
Паспорт программы
Название программы «Основы исследовательской деятельности в области химической экологии».
Образовательная область: химия и экология.
Рассчитана на 2-4 года
Объем нагрузки на ученика 144 часов в год (4 часа в неделю), из них 72 часа (2 часа в неделю) отводится на самостоятельную исследовательскую работу школьников.
Цель: формирование углубленных знаний по основным разделам химии и экологии, а также знаний об исследовательской работе; формирование профессиональной направленности личности, содействие экологическому воспитанию; развитие мышления, исследовательских умений и навыков, содействие общему развитию личности, способности к самообучению и саморазвитию.
Задачи:
1.Закрепить школьные знания в области химии, физики, биологии и экологии.
2.Сформировать дополнительные знания в области общей, аналитической и физической химии, общей и химической экологии, представление об экологических проблемах Российской Федерации, Курской области и г. Курска.
3.Сформировать знания об исследовательской деятельности, ее структуре, требованиях, особенностях и порядке выполнения.
4.Сформировать исследовательские умения и навыки: работы с литературой, постановки эксперимента и обработки результатов, оформления исследовательской работы, написании тезисов.
5.Сформировать устойчивый мотив выбора будущей профессии.
6.Развивать творческое мышление, содействовать общему развитию личности, развивать способность к самообразованию и саморазвитию.
7.Формировать экологическое сознание. Содействовать экологическому движению, направленному на защиту окружающей среды города и области.
Требования к знаниям, умениям и навыкам:
После окончании курса, обучаемые должны получить знания теоретических основ химического и экологического эксперимента, его методики и методологии, структуры учебно-исследовательской и научно-исследовательской работ и принципов их выполнения, экологических проблем России, области и города. За время обучения у них должны быть развиты умения работы с литературой, подготовки, планирования и проведения эксперимента, обработки его результатов, оформления исследовательской работы и написания тезисов к ней, представления работы на научно-практических конференциях. Должны быть сформированы навыки анализа и конспектирования литературы, наблюдения за химическими и экологическими процессами, проведения химических операций (проведения качественных реакций, приготовления растворов, взвешивания, прокаливания, фильтрования, титровании и др.), работы с приборами (ареометром, рефрактометром, рН-метром, сталагмометром, гальванометром и др.), проведения математических расчетов (количества вещества, концентрации раствора, содержании примесей, теплового эффекта реакций, скорости реакций, электрохимических показателей и др.), построения графиков, составления научных текстов, написания статей и тезисов.
Пояснительная записка
Прогресс науки и общества приводит к серьезным изменениям, прежде всего, в образовательной сфере. Так в первую очередь значительно изменяются цели образования, а, следовательно, и критерии его эффективности. Не качество знаний, как таковое, и тем более не объем усвоенных знаний и умений, а развитие личности, реализация уникальных человеческих возможностей, подготовка к сложностям жизни становятся ведущей целью образования, которое не ограничивается рамками школы, а выходит далеко за ее пределы. Научно-технический прогресс, новейшие достижения в области информатики, генетики, медицины и других наук требуют для освоения своих открытий знающих и грамотные специалистов; с другой стороны, общество все больше нуждается в повышении всеобщей культуры межличностных, деловых и профессиональных взаимоотношений. Запросы современного общества таковы, что специалист высокого класса должен не только обладать запасом знаний, умений и навыков, но еще и профессиональной направленностью личности, таким психологическим качеством, которое воспитывается непрерывно в течение всей жизни. В ст. 14 Закона «Об образовании» ведущей выдвинута задача самоопределения и самореализация личности, и уже затем – задача развития гражданского общества, усовершенствования правового государства.
В связи с данными запросами педагогика, которая в своем историческом развитии характеризуется периодической сменой акцентов с обучения на воспитание и наоборот, на сегодняшний день пришла к идее органического единства учебного и воспитательного процессов. Этот факт подтверждает создание новых личностно-ориентированных педагогических технологий и широкое внедрение деятельностного подхода в обучении. При этом приоритетное значение отдается личности ребенка как субъекту учебно-воспитательного процесса и субъекту своего развития. Объяснительно-иллюстративный способ обучения сменяется активно-деятельностным. Совершенно ясно обозначилось также движение от унифицированных форм организации образования к разнообразию форм образования и типов образовательных учреждений: гимназии, лицеи, колледжи, комплексные образовательные учреждения типа сад-школа, лицей-колледж, и т.д.
Одним из факторов преемственности образования авторы видят в интеграции школы и ВУЗа, создании такой системы, которая бы обеспечила органичный переход от школьного образования к ВУЗовскому, от общего к специальному (профильному). Основу такого подхода, на наш взгляд, должна составлять творческо-исследовательская деятельность в разных формах ее проявления. Использование различных форм учебно- и научно-исследовательской деятельности обусловлено, в первую очередь, ее творческим потенциалом, благодаря которому она является ведущим звеном большинства современных инновационных педагогических технологий. Изначально являясь преимущественно видом деятельности, характерным профессиональным учебным заведениям (ВУЗам) и системе послевузовского обучения, переместившись в школу, исследовательская деятельность, на наш взгляд, создает условия для формирования профессионально значимых качеств личности учащихся, будет являться единой линией, нанизывающей на себя интересы, потребности и мотивы, а также знания, умения и навыки.
Кроме решения воспитательных и развивающих задач, таких как развитие исследовательских умении и навыков, экологическое воспитание, формирование профессиональной направленности и т.д., программа призвана внести определенный реальный вклад в улучшение экологической ситуации города и его отдельных районов.
Особенности содержания программы
Программа учебно-исследовательского комплекса включает теоретические и практические занятия в области химии и экологии для двух возрастных групп: младшей (учащиеся 8-9 классов), результатом которой является профессиональное самоопределение школьников, и старшей (учащиеся 10-11 классов), результат – формирование устойчивых мотивов, пропедевтический этап освоения профессии.
Программа включает в себя три основных аспекта: теоретический, практический и индивидуально-исследовательский, которые изучаются параллельно. Таким образом, постоянно осуществляется соотношение общефилософского, предметного и частного уровней рассмотрения проблемы. При этом приоритет отдайся частному уровню, индивидуально- исследовательскому аспекту, в то время как содержание теоретического и практического курса строятся исходя из его запросов и потребностей. Данные курсы, а также рассматриваемые в них основные тематические блоки стационарны для каждого года обучения. Усложняется лишь их содержание. Таким образом, создана возможность построения изучаемого материала в поступательной логике. Такой подход согласуется с философским принципом спирального развития, в то время каждый учебный год представлен как целостный курс, который отличается самостоятельностью и логической завершенностью и заканчивается решением какой-либо частной проблемы, масштаб и глубина рассмотрения которой зависят от возраста учащихся и степени их обученности. Так учащиеся младших ступеней выполняют коллективную исследовательскую работу, в которую каждый привносит какой-либо небольшой результат, на старших ступенях учащиеся выполняют индивидуальную работу, или работают в паре. Таким образом, происходит чередование различных видов деятельности: фронтальной (во время практических занятий), групповой и индивидуальной.
Стоит отметить преемственность тем исследовательских работ. Учащиеся в течение всего времени обучения продолжают работу над одной темой, расширяя ее, рассматривая с разных сторон. Такой подход, на наш взгляд, станет основным фактором сохранения преемственности как вертикальной, так и горизонтальной (межпредметной), поскольку всестороннее изучение проблемы требует обращения к разным дисциплинам школьной и внешкольной программы.
Таким образом, учебно- и научно-исследовательская работа школьников потенциально способна реализовать единую линию развития, на которую «нанизываются» личностные и профессиональные качества. Следовательно, предлагаемая программа способна стать связующим звеном между общим и специальным (школьными, послешкольным) образованием. Результаты исследовательской деятельности школьников, на наш взгляд, способны в будущем стать основным критерием отбора абитуриентов.