Просмотр содержимого документа
«Работа классного руководителя по формированию у учеников здорового образа жизни»
РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У ПОДРОСТКОВ ЗОЖ
Н.Н. Аболмасова, классный руководитель 8 класса
МБОУ «ОО Каплинская школа»
Культура здоровья человека – показатель его общей культуры. В современных требованиях к выпускнику общеобразовательной школы культура здоровья рассматривается как один из компонентов личности.
Здоровый образ жизни – такой образ жизни, который обеспечивает сочетание полноценной биологической и социальной адаптации с возможностью максимального самовыражения нации, класса, социальной группы, отдельных людей в конкретных условиях жизни и который предполагает дальнейшее развитие общества.
По формулировке академика Ю.П. Лисицына – "Здоровый образ жизни – способ жизнедеятельности человека, направленный на сохранение и укрепление его здоровья".
Здоровый образ жизни – это не только медико-биологическая деятельность, но и разумное удовлетворение физических и духовных потребностей, формирование личной культуры и образованности человека. Это высокая медицинская активность, возможность выполнять свои профессиональные и социальные функции независимо от политической и экономической ситуации в стране.
Формирование здорового образа жизни имеет целью совершенствование условий жизнедеятельности человека на основе его валеологической грамотности, обучения гигиеническим навыкам, знании основных факторов, ухудшающих его здоровье.
Правила здорового образа жизни включают в себя следующее:
Организация рационального режима дня;
Организация рационального режима питания;
Здоровый психологический климат в классе и школе;
Культура движений;
Активный развивающий досуг.
По этим правилам строится работа каждого классного руководителя в нашей школе.
1. Организация рационального режима дня.
Формы работы, используемые при этом – беседы, составление индивидуального режима дня для каждого ученика на уроках “Я расту здоровым”, отслеживание выполнения режима дня в процессе выполнения в школе и в сопоставлении со сведениями родителей, классные часы, игры по станциям, организованные совместно с учащимися начальной и старшей школы.
Так с учащимися 5 класса была проведена дидактическая игра по станциям “Путешествие в Страну здоровья», театрализованное представление для 1 класса «Вредные привычки», игра «Берегись от бед, пока их нет».
При подготовке игры были поставлены следующие задачи:
– закрепить знания учащихся о режиме дня;
– закрепить правила поведения на перемене;
– закрепить знания учащихся о личной гигиене.
В игре принимали участие не только учащиеся 5-го класса и их родители, но и ученики 1-го класса, которые пришли к первой учительнице после выпуска .
Самое главное при планировании такой работы – чтобы у каждого ребенка в классе сложилось представление, как организовать рабочий день таким образом, чтобы снять усталость и лишнее напряжение.
2. Организация рационального режима питания.
Так как у нас каждый ребенок ежедневно получает бесплатное горячее питание, меню которого составлено с учетом всех требований санПИН, то необходимо вести предметный разговор о том, чтобы дети не отказывались от этого.
Проблема заключается в следующем: многие дети имеют низкое представление о правильном питании и полезности тех или иных продуктов, вследствие чего не все продукты они едят. Моя задача состоит в том, чтобы научить их кушать всех и все приготовленные блюда.
Для этого проводятся игровые классные часы, на уроках “Я расту здоровым” рассказывается о каждом продукте, его свойствах и влиянии на организм, дети составляют меню на неделю, объясняют, почему они выбрали тот или иной продукт.
В столовой дежурные следят за порядком, помогают накрывать на стол, контролируют санитарное состояние рук, а также смотрят за тем, чтобы каждый убрал за собой посуду после приема пищи.
Ставятся вопросы о вреде фастфуда, о проведении питьевого режима, о культуре поведения за столом. И здесь нам помогают такие формы работы, как тематические классные часы. Вот их тематика «Если правильно питаешься, значит здорово живешь», «Как питались на Руси», «Твое здоровье – в твоей тарелке», конкурс стихов о ЗОЖ, выступление агитбригад «О пользе молока и меда» и др.
3. Здоровый психологический климат в классе и школе.
Для выполнения этого правила здорового образа жизни проводится мониторинг психического здоровья детей (адаптация к школе, выявление уровня тревожности, уровня мотивации к учению, социометрия и д.т). Работа классного руководителя ведется в сотрудничестве с родителями и опирается на исследования психологов. Учитель должен выстроить индивидуально-личностную траекторию воспитания каждого ребенка в классе, продумать формы и методы воспитательной работы, учитывая эти исследования. Анализ информации помогает определить детей на занятия в дополнительном образовании с учетом их физического здоровья, направить их на массаж, коррекцию зрения и занятия ЛФК. На каждого ребенка в классе я составила карту психологических исследований, в которой отразились все результаты проводимых исследований за 5-7 класс, а так же исследования, проводимые в следующих классах.
На основе психологических исследований, а так же проводимой в классе социометрии дети, которые оказались в числе аутсайдеров, включаются в совместную внеклассную деятельность: подготовку классных мероприятий: кросс, турпоход, «А ну-ка, мальчики», защищают честь класса на школьных спортивных турнирах, и честь школы на муниципальных спортивных играх ( лапта, футбол, баскетбол).
4. Культура движений
В учебном плане заложены 3 часа двигательной активности учащихся в неделю – это уроки физкультуры. В другие дни дети могут восполнить недостаток двигательной активности в секциях дополнительного образования и физкультурных секциях, а так же вне школы. Это занятия в бассейне, танцы и спортивные секции.
5. Активный развивающий досуг.
С этим направлением деятельности в нашей школе создана активная развивающая среда во второй половине дня за счет студий дополнительного образования, которое включает в себя 4 направления:
Танцы
Живопись
Музыка
Спорт
И здесь роль классного руководителя заключается в том, чтобы направить каждого ребенка по тому направлению, которое ему интересно, а в случае потери интереса организовать работу по повышению мотивации, отслеживать, чтобы дети не бросали занятия, вести работу совместно с родителями. Для этого проводится анкетирование детей и родителей, каким видом деятельности хотел бы заниматься ребенок, чем реально могут помочь родители школе и детям в занятиях по этим направлениям.
В моем классе в системе дополнительного образования занимается 76% учащихся. Из 23 человек:
Танцами занимаются 2 человек;
Рисованием – 2 человека;
Вокалом – 4 человек;
Игрой на музыкальных инструментах (фортепиано, гитара, баян) – 3 человек;
7 мальчиков занимаются в спортивной секции по футболу.
1 девочка посещает секцию восточных единоборств.
6 мальчиков ездят на футбол во дворец спорта ПРОМАГРО.
Помимо дополнительного образования многие дети посещают занятия вне школы. Это плавание (4 человек), танцы (2 человека), музыкальная школа (1 человек), карате (2 человека), художественная школа (2 человека).
Одним из ведущих видов деятельности классного руководителя является планирование своей работы, без которого мы не видим будущего учащихся. Формирование здорового образа жизни включается в планирование работы классного руководителя и всей школы, многие мероприятия становятся традиционными. Это спортивный конкурс “Мой учитель и я – спортивная семья”, проведение агитбригад, Дни здоровья, “Веселые старты” и другие.
Таким образом, что должен уметь классный руководитель, чтобы осуществлять деятельность по формированию ЗОЖ?
Планировать работу по здоровьесбережению.
Анализировать данные мониторинга здоровья учащихся.
Организовывать совместную деятельность “ученик – учитель – родитель”.
Сотрудничать со специалистами школы.
Отслеживать результативность деятельности
Результатом грамотного подхода классного руководителя в вопросах здоровьесбережения является:
Возрастание мотивационных установок учащихся.
Снижение количества пропусков учащихся по болезни.