kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

О работе классного руководителя в организации учебно-воспитательного процесса и сплочения группы

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье "О роли класного руководителя в организации учебно-воспитательного процесса группы и её сплочения" автор делится личным опытом в этом вопросе. На основании 10-летнего стажа работы в начальной школе и такого же в педагогическом колледже преподаватель выработал определённый алгоритм действий, дающий положительные результаты. классный руководитель - это ведущий организатор воспитательного процесса, координирующий влияние на каждого ученика, учителей предметников и родителей, где особое значение имеет организация деятельности, способствующаяи качественному усвоению знаний, и их нравственному осознанию, приучение учащихся к нравственно-ценным поступкам. Поэтому перед классным руководителем ставятся 4 группы задач: социальные, диагностические, нравственные, индивидуально-практические, согласно которым он решает более конкретизированные, значимые задачи, связанные с заботой о здоровье и формировании здорового образа жизни, формированием нравственных ценностей, поведения и развитием заложенныхспособностей и возникающих интересов. 

Все эти задачи решаются более ярков познавательной и коммуникативной деятельности. В связи с чем первоочередная цель - эта работа по формиранию коллектива и работа по организации положительной мотивации  к процессу обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«О работе классного руководителя в организации учебно-воспитательного процесса и сплочения группы»

О работе классного руководителя в организации учебно-воспитательного процесса и сплочения группы

Классный руководитель – это ведущий организатор воспитательного процесса, координирующий влияние на каждого ученика, учителей-предметников и родителей, где особое значение имеет организация деятельности, которая способствует и более качественному усвоению знаний, и их нравственному осознанию, приучению учащихся к нравственно-ценным поступкам. Поэтому перед классным руководителем ставятся 4 группы задач: социальные, диагностические, нравственные, индивидуально-практические, согласно которым он решает более конкретизированные значимые задачи, связанные с заботой о здоровье и формировании здорового образа жизни, формированием нравственных ценностей, формированием нравственного поведения учащихся и развитием заложенных в ребёнке способностей и возникающих у них интересов;

Ориентация личности формируется наиболее ярко в двух видах деятельности: познавательной и коммуникативной, поэтому классный руководитель в работе с группой может выделить следующие аспекты: формирование мировоззрения; формирование социально ценных и профессионально важных качеств личности; организация деятельности; создание качества педагогических условий; организация деятельности.; В связи с чем наши первоочередные задачи – это работа по формированию коллектива и работа по организации положительной мотивации к процессу обучения, включающая развитие таких качеств как самостоятельность, ответственность, дисциплинированность, осознанное следование правилам внутреннего распорядка учебного заведения. Исходя из этого, у каждого из нас складываются определённые алгоритмы наших действий по формированию вышеназванных качеств. Приведу примеры из собственного опыта в должности классного руководителя. Знакомство с группой у нас происходит на торжественной линейке 1-го сентября с последующим проведение классного часа, и именно с этого момента начинается учебно-воспитательный процесс и работа по сплочению группы. Поэтому взяла себе за правило наряду с тематическим классным часом на 1 сентября обязательно ознакамливать учащихся группы с правилами внутреннего распорядка, куда включаю такие вопросы:

1. Регламент прихода на занятия и ухода с занятий;

2. Внешний вид учащихся;

3. Ответственность за посещаемость учащихся и родителей;

4. Ответственность за опоздания учащихся и родителей;

5. Пользование сотовыми телефонами;

6. Регламент пребывания на улице детей-подростков

7. Соблюдение гигиенических и санитарных норми проводить анкету следующего содержания:

Анкета для учащихся


  1. Ф. И. О. , дата и год рождения____________________________________________________________________

  2. Сколько человек в Вашей семье?_____________________________________

  3. Напишите ИОФ всех членов вашей семьи и их год рождения

_мама:_______________________________________________________________________папа:_______________________________________________________________________сестра______________________________________________________________________брат_________________________________________________________________________тётя________________________________________________________________________дядя________________________________________________________________________бабушка____________________________________________________________________дедушка_____________________________________________________________

  1. Укажите место работы всех членов вашей семьи с названием должности

Мама:___________________________________________________________________

Папа:___________________________________________________________________

  1. Укажите все контактные телефоны(домашний, сотовые):

________________________________________________________________________________________________


  1. Какие условия созданы Вам дома для обучения:

А) Отдельная комната Б) Компьютер в) интернет

Г) письменный стол д) свой уголок


  1. Какие отношения у Вас в семье?

А) Доверительные б) Доброжелательные в) строгие г) авторитарные

Д) уважительные е) демократические ж) грубые з) всепозволительные


  1. На сколько часто осуществляется контроль за Вашей учёбой?

А) Ежедневно Б) раз в неделю в) раз в месяц г) ещё реже


  1. В чём заключается контроль:

а) в вопросах б) в проверке выполнения д.з. в) в проверке знаний


  1. Какие хронические заболевания имеются у членов Вашей семьи и у вас?

_____________________________________________________________________________

  1. С кем в группе Вы дружите:

____________________________________________________________________________

  1. Какие учебные предметы Вам больше нравятся?

____________________________________________________________________________

  1. Чем Вы увлекаетесь?

_______________________________________________________________________________

  1. Какие кружки, секции Вы посещаете?

____________________________________________________________________________


  1. Какие поручения хотите выполнять в группе?

____________________________________________________________________________,

которая позволяет увидеть предпочитаемые учащимися предметы, увлечения и уже имеющиеся первые дружеские или приятельские отношения, берущие начало ещё с поры вступительных экзаменов, где происходят первые знакомства между будущими сокурсниками. А так же полученные анкетные данные показывают картину позитивного или негативного настроя на желаемый характер устанавливаемых взаимоотношений в группе. Так, например, на вопрос «С кем в группе Вы дружите?» получилась вот такая картина:

«Дружу со всеми»

«Надеюсь, подружусь со всеми, пока с половиной»

«Пока ещё никого не знают и ни с кем не дружат»

Назвали 2-3 конкретных учащихся

10 человек: Калкаман Г., Шаймоллла Н., Амантаева А., Омирхан А., Сейтжанова Н., Тоштанайн Т., Еркин Н., Куанышбаева А., Раимбек Ж., Момынбекова А.

1 человек:- Жумагали А.

2 человека- Медетова А., Махтым М.

11 человек


По данным ответам классный руководитель может увидеть готовность учащихся к адекватному и положительному проявлению личностных качеств каждого студента в формировании коллективных отношений. Следуя данным этой же анкеты, следующий классный час посвящаю созданию актива группы, который вообщем-то был уже спрогнозирован. Поэтому этот этап проходит безболезненно, с учётом высказанных пожеланий в анкете, ни одного человека не приходится уговаривать кем – то быть.

Немаловажным является вопрос по проведению классных часов в группе силами учащихся и участие в мероприятиях колледжа.

Первые несколько классных часов провожу сама, постепенно вовлекая в их проведение учащихся группы, настраивая их на будущее самостоятельное проведение мероприятий с учётом их желаний, интересов и обязательных календарных событий. На всех проводимых классных часах стараюсь проводить упражнения и игры на развитие коммуникативных навыков и нравственного поведения учащихся:

Название классного часа

Упражнения

«С активным долголетием отпразднуем столетие»

Тест «Твое здоровье».

1. У меня часто плохой аппетит.

2. После нескольких часов работы у меня  начинает болеть голова.

3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.

4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.

5. Я почти не занимаюсь спортом.

6. В последнее время я несколько прибавил в весе.

7. У меня часто кружится голова.

8. В настоящее время я курю.

9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.

10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения


«Жизнь – это удача»

 Упражнение «КАПЛЯ»

Цель: показать учащимся, что многие незначительные конфликты, проблемы или неприятные ситуации можно не доводить до крайности, и что любая проблема решаема.

Ход упражнения.

Учитель каждому учащемуся кисточкой капает на чистый лист бумаги по одной капле гуаши или туши.

Условие: каждый может делать с этой каплей все, что захочет: может подуть на нее, чтобы получилось какое-то изображение, может из нее что-то нарисовать или оставить в прежнем состоянии.

Анализ: если из маленькой капли получилась огромная клякса, можно сделать вывод: Не делать из мухи слона!

«Духовное согласие- единственный путь к миру и спокойствию»

Игровой момент “Мы разные – мы равные

- Сядьте так, чтобы вам было удобно. и посмотрите друг на друга. Похожи ли вы?

- Встаньте со светлыми волосами

- А теперь с темными

- Кто любит петь

- Кто любит поспать

- Кто любит книгу читать

- Кто любит бездельничать

- Посмотрите на свои ладони. На них тоненький рисунок из линий. У каждого человека он свой, неповторимый.

- Природа утверждает, что каждый из вас чудо, которое никогда не повторится. У каждого свой неповторимый характер, свои мысли, чувства, способности. На свете нет двух

одинаковых людей.

- мы - разные.

Но мы – равные. Нас всех объединяет то, что мы все - люди, что у нас есть одна земля на всех и нам нужно жить так, чтобы сберечь мир, покой, природу, окружающую среду.


«Алгоритм студенческой удачи»

- «Моё имя по-новому»(карточка с именем и эпитетом по первой букве имени);

- «Расшифровка слова студент»;

- Игра «Волшебное пожалуйста»(высказывание в письменной форме любой абсурдной просьбы любому преподавателю колледжа, но с применением слова, пожалуйста);


Последнее игровое упражнение на первый взгляд кому-то покажется неэтичным, но тем самым классный руководитель проводит снятие нервно- психологического напряжения и видит, что волнует учащихся его группы, из-за чего они переживают, а соответственно постараться помочь им в преодолении этих ситуаций.

На данном этапе уже осуществлён переход от проведения классных часов с привлечением студентов группы к их самостоятельному проведению. Учащиеся группы Асан А. и Жумагали А. провели классный час «Информирован – значит защищён». Это так же способствует развитию конструктивных и деловых отношений в группе, поддержки, взаимовыручки, взаимоответственности, так как при организации классных часов требуется распределение обязанностей, умение подчиняться друг другу при выполнении каких-либо поручений и заданий. С другой стороны, идёт начальная стадия формирования профессиональных умений и навыков, подготовка к практике по ВВР и развитие информационной, коммуникативной компетенций, а так же решения проблем.

Участие в мероприятиях колледжа является хорошим показателем единства или разрозненности коллектива группы, где задача классного руководителя – разъяснить поставленную перед ними задачу, сумев обеспечить положительную мотивацию, а задача учащихся – достойно её выполнить. Причём надо уметь предоставлять учащимся свободу исполнения этого, не контролируя каждый шаг и не спешить сделать всё за них, но и не отказывать в решении тех проблем, с которыми обращаются к нам наши воспитанники. Если дети самостоятельно репетируют танец ко Дню Учителя и приходят с просьбой обратиться в костюмерную по поводу костюмов, то обязательно это надо сделать, чтобы не отбить у детей желание к самостоятельному проявлению инициативы. Получив положительный результат своих действий, следующий раз, например, на День посвящения в студенты учащиеся сами с удовольствием выполняют все организационные моменты, связанные с обеспечением костюмов, обращаясь в школы, где они учились. Важно в этом вопросе научить учащихся взаимодополнению учебной и внеклассной работы, а не их взаимозамещению. Если это происходит, они сразу начинают искать все возможные варианты отпрашиваний с уроков для репетиций или выполнения каких-либо других поручений. Таким образом, здесь на первый план выступает требование педагога, осуществление которого идёт с опорой на правила систематичности, ясности, конкретности, единства и доведения до логического завершения. Так, если вы ознакомили их с правилами внутреннего распорядка, где чёрным по белому написано, во сколько они должны приходить в колледж, какую одежду можно носить и какую нельзя, надо на это обращать внимание каждый день, пока не получите желаемого результата. Эта работа очень длительная, кропотливая, требующая большого терпения и усилий, затягивающаяся иногда на год или два, но в результате окупается сознательным отношением студентов к предъявляемым требованиям. Таким образом для построения коллективных отношений существуют следующие пути и стадии, которые были разработаны Макаренко, а мы просто им следуем, порой даже не осознавая этого:

1 стадия

2 стадия

3стадия

Требования предъявляет преподаватель

Подключение актива учащихся

Принцип параллельного действия – взаимодействие личности и коллектива

Пути формирования

Участие в деятельности

традиции

перспектива

Кроме этого, в качестве рекомендаций хочу предложить основные положения деятельности классного руководителя, приведенные в книге Т. К. Крикуновой «Практическая педагогика. Воспитательная работа в среднем специальном учебном заведении»:

  1. Организация деятельности коллектива группы основывается на доверии и взаимном уважении, доброжелательности;

  2. Позиция педагога – рядом и вместе;

  3. Педагог выступает не только организатором процесса, но и носителем духовных ценностей;

  4. Взаимодействие студентов и педагога имеет характер диалога;

  5. Содержание деятельности предполагает проблемность, что стимулирует интеллектуальную деятельность, способствует эмоциональной насыщенности;

  6. Деятельность группы становится фактором развития личности, если она организуется с опорой на инициативу и самодеятельность студентов;

  7. Организация созидательной деятельности студентов, отдав предпочтение простым делам, чтобы каждому участнику сопутствовал успех;

  8. Создание на каждом этапе деятельности положительного эмоционального фона, настроенность на успех посредством скрытой помощи, ободрения, формирования мотивации;

  9. Содействие повышению личностной значимости студентов, в особенности тех, кто не успевает в учёбе, вовлекая их в различные виды деятельности;

  10. Разработка цикла ярких коллективных мероприятий с учётом интересов и возможностей каждого студента, чтобы любой мог реализовать себя и выглядеть с лучшей стороны;

  11. Постоянное проявление интереса к студентам группы через выслушивание и высказывание комплиментов, в особенности тем студентам, у кого есть проблемы(в семье, учёбе, общении) и т.п.

Самое главное правило учителя:

  1. Сам выполняй то, чему учишь;

  2. Смотри первое правило;











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Озерова Ольга Анатольевна

Дата: 07.03.2016

Номер свидетельства: 302975


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства