О работе классного руководителя в организации учебно-воспитательного процесса и сплочения группы
О работе классного руководителя в организации учебно-воспитательного процесса и сплочения группы
В данной статье "О роли класного руководителя в организации учебно-воспитательного процесса группы и её сплочения" автор делится личным опытом в этом вопросе. На основании 10-летнего стажа работы в начальной школе и такого же в педагогическом колледже преподаватель выработал определённый алгоритм действий, дающий положительные результаты. классный руководитель - это ведущий организатор воспитательного процесса, координирующий влияние на каждого ученика, учителей предметников и родителей, где особое значение имеет организация деятельности, способствующаяи качественному усвоению знаний, и их нравственному осознанию, приучение учащихся к нравственно-ценным поступкам. Поэтому перед классным руководителем ставятся 4 группы задач: социальные, диагностические, нравственные, индивидуально-практические, согласно которым он решает более конкретизированные, значимые задачи, связанные с заботой о здоровье и формировании здорового образа жизни, формированием нравственных ценностей, поведения и развитием заложенныхспособностей и возникающих интересов.
Все эти задачи решаются более ярков познавательной и коммуникативной деятельности. В связи с чем первоочередная цель - эта работа по формиранию коллектива и работа по организации положительной мотивации к процессу обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«О работе классного руководителя в организации учебно-воспитательного процесса и сплочения группы»
О работе классного руководителя в организации учебно-воспитательного процесса и сплочения группы
Классный руководитель – это ведущий организатор воспитательного процесса, координирующий влияние на каждого ученика, учителей-предметников и родителей, где особое значение имеет организация деятельности, которая способствует и более качественному усвоению знаний, и их нравственному осознанию, приучению учащихся к нравственно-ценным поступкам. Поэтому перед классным руководителем ставятся 4 группы задач: социальные, диагностические, нравственные, индивидуально-практические, согласно которым он решает более конкретизированные значимые задачи, связанные с заботой о здоровье и формировании здорового образа жизни, формированием нравственных ценностей, формированием нравственного поведения учащихся и развитием заложенных в ребёнке способностей и возникающих у них интересов;
Ориентация личности формируется наиболее ярко в двух видах деятельности: познавательной и коммуникативной, поэтому классный руководитель в работе с группой может выделить следующие аспекты: формирование мировоззрения; формирование социально ценных и профессионально важных качеств личности; организация деятельности; создание качества педагогических условий; организация деятельности.; В связи с чем наши первоочередные задачи – это работа по формированию коллектива и работа по организации положительной мотивации к процессу обучения, включающая развитие таких качеств как самостоятельность, ответственность, дисциплинированность, осознанное следование правилам внутреннего распорядка учебного заведения. Исходя из этого, у каждого из нас складываются определённые алгоритмы наших действий по формированию вышеназванных качеств. Приведу примеры из собственного опыта в должности классного руководителя. Знакомство с группой у нас происходит на торжественной линейке 1-го сентября с последующим проведение классного часа, и именно с этого момента начинается учебно-воспитательный процесс и работа по сплочению группы. Поэтому взяла себе за правило наряду с тематическим классным часом на 1 сентября обязательно ознакамливать учащихся группы с правилами внутреннего распорядка, куда включаю такие вопросы:
1. Регламент прихода на занятия и ухода с занятий;
2. Внешний вид учащихся;
3. Ответственность за посещаемость учащихся и родителей;
4. Ответственность за опоздания учащихся и родителей;
5. Пользование сотовыми телефонами;
6. Регламент пребывания на улице детей-подростков
7. Соблюдение гигиенических и санитарных норми проводить анкету следующего содержания:
Анкета для учащихся
Ф. И. О. , дата и год рождения____________________________________________________________________
Сколько человек в Вашей семье?_____________________________________
Напишите ИОФ всех членов вашей семьи и их год рождения
которая позволяет увидеть предпочитаемые учащимися предметы, увлечения и уже имеющиеся первые дружеские или приятельские отношения, берущие начало ещё с поры вступительных экзаменов, где происходят первые знакомства между будущими сокурсниками. А так же полученные анкетные данные показывают картину позитивного или негативного настроя на желаемый характер устанавливаемых взаимоотношений в группе. Так, например, на вопрос «С кем в группе Вы дружите?» получилась вот такая картина:
«Дружу со всеми»
«Надеюсь, подружусь со всеми, пока с половиной»
«Пока ещё никого не знают и ни с кем не дружат»
Назвали 2-3 конкретных учащихся
10 человек: Калкаман Г., Шаймоллла Н., Амантаева А., Омирхан А., Сейтжанова Н., Тоштанайн Т., Еркин Н., Куанышбаева А., Раимбек Ж., Момынбекова А.
1 человек:- Жумагали А.
2 человека- Медетова А., Махтым М.
11 человек
По данным ответам классный руководитель может увидеть готовность учащихся к адекватному и положительному проявлению личностных качеств каждого студента в формировании коллективных отношений. Следуя данным этой же анкеты, следующий классный час посвящаю созданию актива группы, который вообщем-то был уже спрогнозирован. Поэтому этот этап проходит безболезненно, с учётом высказанных пожеланий в анкете, ни одного человека не приходится уговаривать кем – то быть.
Немаловажным является вопрос по проведению классных часов в группе силами учащихся и участие в мероприятиях колледжа.
Первые несколько классных часов провожу сама, постепенно вовлекая в их проведение учащихся группы, настраивая их на будущее самостоятельное проведение мероприятий с учётом их желаний, интересов и обязательных календарных событий. На всех проводимых классных часах стараюсь проводить упражнения и игры на развитие коммуникативных навыков и нравственного поведения учащихся:
Название классного часа
Упражнения
«С активным долголетием отпразднуем столетие»
Тест «Твое здоровье».
1. У меня часто плохой аппетит.
2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.
3. Часто выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.
4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.
5. Я почти не занимаюсь спортом.
6. В последнее время я несколько прибавил в весе.
7. У меня часто кружится голова.
8. В настоящее время я курю.
9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.
10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения
«Жизнь – это удача»
Упражнение «КАПЛЯ»
Цель: показать учащимся, что многие незначительные конфликты, проблемы или неприятные ситуации можно не доводить до крайности, и что любая проблема решаема.
Ход упражнения.
Учитель каждому учащемуся кисточкой капает на чистый лист бумаги по одной капле гуаши или туши.
Условие: каждый может делать с этой каплей все, что захочет: может подуть на нее, чтобы получилось какое-то изображение, может из нее что-то нарисовать или оставить в прежнем состоянии.
Анализ: если из маленькой капли получилась огромная клякса, можно сделать вывод: Не делать из мухи слона!
«Духовное согласие- единственный путь к миру и спокойствию»
Игровой момент “Мы разные – мы равные
- Сядьте так, чтобы вам было удобно. и посмотрите друг на друга. Похожи ли вы?
- Встаньте со светлыми волосами
- А теперь с темными
- Кто любит петь
- Кто любит поспать
- Кто любит книгу читать
- Кто любит бездельничать
- Посмотрите на свои ладони. На них тоненький рисунок из линий. У каждого человека он свой, неповторимый.
- Природа утверждает, что каждый из вас чудо, которое никогда не повторится. У каждого свой неповторимый характер, свои мысли, чувства, способности. На свете нет двух
одинаковых людей.
- мы - разные.
Но мы – равные. Нас всех объединяет то, что мы все - люди, что у нас есть одна земля на всех и нам нужно жить так, чтобы сберечь мир, покой, природу, окружающую среду.
«Алгоритм студенческой удачи»
- «Моё имя по-новому»(карточка с именем и эпитетом по первой букве имени);
- «Расшифровка слова студент»;
- Игра «Волшебное пожалуйста»(высказывание в письменной форме любой абсурдной просьбы любому преподавателю колледжа, но с применением слова, пожалуйста);
Последнее игровое упражнение на первый взгляд кому-то покажется неэтичным, но тем самым классный руководитель проводит снятие нервно- психологического напряжения и видит, что волнует учащихся его группы, из-за чего они переживают, а соответственно постараться помочь им в преодолении этих ситуаций.
На данном этапе уже осуществлён переход от проведения классных часов с привлечением студентов группы к их самостоятельному проведению. Учащиеся группы Асан А. и Жумагали А. провели классный час «Информирован – значит защищён». Это так же способствует развитию конструктивных и деловых отношений в группе, поддержки, взаимовыручки, взаимоответственности, так как при организации классных часов требуется распределение обязанностей, умение подчиняться друг другу при выполнении каких-либо поручений и заданий. С другой стороны, идёт начальная стадия формирования профессиональных умений и навыков, подготовка к практике по ВВР и развитие информационной, коммуникативной компетенций, а так же решения проблем.
Участие в мероприятиях колледжа является хорошим показателем единства или разрозненности коллектива группы, где задача классного руководителя – разъяснить поставленную перед ними задачу, сумев обеспечить положительную мотивацию, а задача учащихся – достойно её выполнить. Причём надо уметь предоставлять учащимся свободу исполнения этого, не контролируя каждый шаг и не спешить сделать всё за них, но и не отказывать в решении тех проблем, с которыми обращаются к нам наши воспитанники. Если дети самостоятельно репетируют танец ко Дню Учителя и приходят с просьбой обратиться в костюмерную по поводу костюмов, то обязательно это надо сделать, чтобы не отбить у детей желание к самостоятельному проявлению инициативы. Получив положительный результат своих действий, следующий раз, например, на День посвящения в студенты учащиеся сами с удовольствием выполняют все организационные моменты, связанные с обеспечением костюмов, обращаясь в школы, где они учились. Важно в этом вопросе научить учащихся взаимодополнению учебной и внеклассной работы, а не их взаимозамещению. Если это происходит, они сразу начинают искать все возможные варианты отпрашиваний с уроков для репетиций или выполнения каких-либо других поручений. Таким образом, здесь на первый план выступает требование педагога, осуществление которого идёт с опорой на правила систематичности, ясности, конкретности, единства и доведения до логического завершения. Так, если вы ознакомили их с правилами внутреннего распорядка, где чёрным по белому написано, во сколько они должны приходить в колледж, какую одежду можно носить и какую нельзя, надо на это обращать внимание каждый день, пока не получите желаемого результата. Эта работа очень длительная, кропотливая, требующая большого терпения и усилий, затягивающаяся иногда на год или два, но в результате окупается сознательным отношением студентов к предъявляемым требованиям. Таким образом для построения коллективных отношений существуют следующие пути и стадии, которые были разработаны Макаренко, а мы просто им следуем, порой даже не осознавая этого:
1 стадия
2 стадия
3стадия
Требования предъявляет преподаватель
Подключение актива учащихся
Принцип параллельного действия – взаимодействие личности и коллектива
Пути формирования
Участие в деятельности
традиции
перспектива
Кроме этого, в качестве рекомендаций хочу предложить основные положения деятельности классного руководителя, приведенные в книге Т. К. Крикуновой «Практическая педагогика. Воспитательная работа в среднем специальном учебном заведении»:
Организация деятельности коллектива группы основывается на доверии и взаимном уважении, доброжелательности;
Позиция педагога – рядом и вместе;
Педагог выступает не только организатором процесса, но и носителем духовных ценностей;
Взаимодействие студентов и педагога имеет характер диалога;
Содержание деятельности предполагает проблемность, что стимулирует интеллектуальную деятельность, способствует эмоциональной насыщенности;
Деятельность группы становится фактором развития личности, если она организуется с опорой на инициативу и самодеятельность студентов;
Организация созидательной деятельности студентов, отдав предпочтение простым делам, чтобы каждому участнику сопутствовал успех;
Создание на каждом этапе деятельности положительного эмоционального фона, настроенность на успех посредством скрытой помощи, ободрения, формирования мотивации;
Содействие повышению личностной значимости студентов, в особенности тех, кто не успевает в учёбе, вовлекая их в различные виды деятельности;
Разработка цикла ярких коллективных мероприятий с учётом интересов и возможностей каждого студента, чтобы любой мог реализовать себя и выглядеть с лучшей стороны;
Постоянное проявление интереса к студентам группы через выслушивание и высказывание комплиментов, в особенности тем студентам, у кого есть проблемы(в семье, учёбе, общении) и т.п.