Работа с личностью на развитие духовно нравственных способностей
Работа с личностью на развитие духовно нравственных способностей
Работа с личностью на развитие духовно нравственных способностей
Егорова Лидия Васильевна,
учитель биологии первой категории МБОУ «СунтарскаяСОШ №1 имени А.П.Павлова
Школа сегодня – главный центр организации базового духовно – нравственного воспитания детей, а так же содействия этому процессу вне школы и в семье. А классный руководитель, как никто другой, влияет на становление личности школьника, проживающего важнейшие моменты своей жизни в группе товарищей в классе. И наша задача - духовно – нравственное обогащение и формирование личности, способной создавать свою жизнь достойной Человека разумного.
Я работаю классным руководителем 15 лет. В 2008 году я разработала воспитательную программу для своего класса с целью помочь учащимся обрести внутреннюю гармонию. Чтобы достичь этой цели я поставила такие задачи:
-оснащение учащихся основными знаниями, умениями и навыками, привычками, предметными способностями.
-научить видеть проблему жизни и найти выход в трудных ситуациях.
-научить учащихся осмысливать ценности жизни.
Для достижения этих задач нужно использовать принцип доминанты, то есть по очерёдное от возраста к возрасту доминирование какой-либо стороны очередного желаемого результата. Таким образом, работа подобна ступенчатому восхождению.В 5-7-х классах задачей доминантой является очеловечивание, распредмечивание предмета, ученик относится к предметам как к достижениям культуры, достигая общей культуры и прежде всего духовной.
В 8-9-х классах умение рассмотреть за каждой ценностью огромное количество жизненных явлений и предметов – они становятся объектами проживаемого школьником отношения.
В 10-м классе поиск личностью наиболее подходящей для себя роли своего места в жизни.
В 11 классе формирование человека способного строить достойную жизнь – это жизнь, основанная наивысших ценностях современного мира:
Пути реализации программы через воздействие на личность.
Работа с личностью
1. Изучение условия существование и условия жизнедеятельности ученика.
Изучить:
• Культуру семейных отношений как первичный социум ребенка;
• Материальное обеспечение физической, гигиенической, духовной жизни ребенка;
• Объем жизненного опыта ребенка, как виденное, так и пережитое, как наблюдаемое, так и совершаемое им самим;
• Положение личности ребенка в микрогруппе класса и социальной группе школы;
• Практические возможности приложение сил и способностей в какого-либо рода деятельности.
• Характер коммуникативных социальных влияний в обществе и поле традиционных форм поведение в общественной микросреде, где растет и развивается личность.
Ожидаемый результат: Помогает понять, принять индивидуальность другого человека.
2. Создание условия благоприятного положения в системе групповых связей.
• Выявление, публичное признание и подчеркивание в процессе общения достоинств ребенка.
• Создание ситуации успеха для всей группы, а также и для каждого отдельного ребенка в ходе предметной деятельности.
Ожидаемый результат: Если находить и подчеркивать исключительную роль, которую играет каждый из детей, будучи членом группы, то положение каждого ребенка значительно повышается и укрепляется, придает уверенность ребенку.
3. Найти «деятельную нишу » каждого из учеников.
• Вместе с ребенком и его родителями найти деятельность в соответствии способностям в согласии с интересами ребенка;
• Работа с учителями – предметниками для выявления мнений о работе и способностях ученика;
• Работа с социально психологической службой.
Ожидаемый результат: «Деятельностная ниша» каждого школьника, позволяет ему утверждать свое уникальное «Я», держать равновесие «успех – неуспех», сохранять бодрость и радость жизни, а главное, претендовать на реальное заслуженное уважение подкрепляя его индивидуальными заслугами.
Вывод:Духовно-нравственный человек осознает жизнь как ценность, личную значимость в выборе собственной жизни, организует жизнь, регулирует её ход, выбирает и осуществляет избранное направление.
Настоящая жизнь– это неисчерпаемое творчество, способствующее личностной самореализации.
Содержание работы:
1. Добро; Истина; Красота.
1) Обустройство классной комнаты.
2) Обустройство жизни учащихся.
3) Отношения между учащимися, учителями, предметниками, классным руководителем.
4) В мире красоты.
7) Забота о здоровье.
2. Жизнь Природа. Общество.
Рекомендации:
1. При развитии духовно-нравственных способностей у учащихся нужно учесть факторы развития индивидуальности:
а) Семью и историю взаимоотношений в ней;
б) Социальное окружение, социальный опыт ребёнка;
в) Общение ребёнка с педагогом.
3. Организовать внимание, заботу, нежность, признательность, восхищение, внешне выраженные материализованные в словах, мимике, пластике, действиях и предметах расположения к каждому ребёнку.
4. Организуя самодеятельность детей необходимо позаботиться о том, чтобы в процессе её совершения каждый ребёнок проживал состояние удовлетворения собой.
Педагог, вводя детей в мир духовности, вводит их в систему ценностей. И там, где духовные ценности присутствуют как содержание жизни, так жизнь обретает высокую психологическую атмосферу проживания каждого отдельного момента жизни.
В итоге реализации данной программы учащиеся достигли таких результатов:
-повысился уровень познавательной и учебной мотивации.
-успеваемость и качество обучения повысились.
- у учащихся проявились организаторские способности, творческое отношение к жизни класса.
- ученики стали заинтересованнее относиться к жизни класса и школы, проявляют инициативу и самостоятельность.
- класс достиг определенных успехов в спортивной, культурно-массовой, общественно-полезной жизни школы.
- принимают участие в улусных мероприятиях, НПК разного уровня, олимпиадах и конкурсах по предметам.
- в региональных, республиканских, всероссийских конференциях и конкурсах, выставках принимали участие 18 человек.
- успешная социализация учащихся прошла во время участия в общественно-полезных мероприятиях (благоустройство и озеленение территории школы, акции, субботники, тимуровские выходы).
Воспитательная программа показала свою эффективность по развитию духовно-нравственнных способностей.
Литература:
1. Аттюхова И.С. Дереклеева Н.И. Савченко М.Ю. Справочник классного руководителя.-М.: «Вако », 2005
2. Рожкова М.И. Классному руководителю.-М.: «Владос»,1999.
3. Савченко М.Ю. Обухова Л.А. Формирование классного коллектива.-М.: «5 за знание»,2006
4. Щуркова Н. Е. Классный руководитель.-М.:2001
5. «Эркээйи»- программа развития личности ребенка в Республике Саха (Я)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Школа сегодня – главный центр организации базового духовно – нравственного воспитания детей, а так же содействия этому процессу вне школы и в семье. А классный руководитель, как никто другой, влияет на становление личности школьника, проживающего важнейшие моменты своей жизни в группе товарищей в классе. И наша задача - духовно – нравственное обогащение и формирование личности, способной создавать свою жизнь достойной Человека разумного.
Я работаю классным руководителем 15 лет. В 2008 году я разработала воспитательную программу для своего класса с целью помочь учащимся обрести внутреннюю гармонию. Чтобы достичь этой цели я поставила такие задачи:
-оснащение учащихся основными знаниями, умениями и навыками, привычками, предметными способностями.
-научить видеть проблему жизни и найти выход в трудных ситуациях.
-научить учащихся осмысливать ценности жизни.
Для достижения этих задач нужно использовать принцип доминанты, то есть по очерёдное от возраста к возрасту доминирование какой-либо стороны очередного желаемого результата. Таким образом, работа подобна ступенчатому восхождению. В 5-7-х классах задачей доминантой является очеловечивание, распредмечивание предмета, ученик относится к предметам как к достижениям культуры, достигая общей культуры и прежде всего духовной.
В 8-9-х классах умение рассмотреть за каждой ценностью огромное количество жизненных явлений и предметов – они становятся объектами проживаемого школьником отношения.
В 10-м классе поиск личностью наиболее подходящей для себя роли своего места в жизни.
В 11 классе формирование человека способного строить достойную жизнь – это жизнь, основанная наивысших ценностях современного мира:
Пути реализации программы через воздействие на личность.
Работа с личностью
Изучение условия существование и условия жизнедеятельности ученика.
Изучить:
Культуру семейных отношений как первичный социум ребенка;
Материальное обеспечение физической, гигиенической, духовной жизни ребенка;
Объем жизненного опыта ребенка, как виденное, так и пережитое, как наблюдаемое, так и совершаемое им самим;
Положение личности ребенка в микрогруппе класса и социальной группе школы;
Практические возможности приложение сил и способностей в какого-либо рода деятельности.
Характер коммуникативных социальных влияний в обществе и поле традиционных форм поведение в общественной микросреде, где растет и развивается личность.
Ожидаемый результат: Помогает понять, принять индивидуальность другого человека.
Создание условия благоприятного положения в системе групповых связей.
Выявление, публичное признание и подчеркивание в процессе общения достоинств ребенка.
Создание ситуации успеха для всей группы, а также и для каждого отдельного ребенка в ходе предметной деятельности.
Ожидаемый результат: Если находить и подчеркивать исключительную роль, которую играет каждый из детей, будучи членом группы, то положение каждого ребенка значительно повышается и укрепляется, придает уверенность ребенку.
Найти «деятельную нишу » каждого из учеников.
Вместе с ребенком и его родителями найти деятельность в соответствии способностям в согласии с интересами ребенка;
Работа с учителями – предметниками для выявления мнений о работе и способностях ученика;
Работа с социально психологической службой.
Ожидаемый результат: «Деятельностная ниша» каждого школьника, позволяет ему утверждать свое уникальное «Я», держать равновесие «успех – неуспех», сохранять бодрость и радость жизни, а главное, претендовать на реальное заслуженное уважение подкрепляя его индивидуальными заслугами.
Вывод: Духовно-нравственный человек осознает жизнь как ценность, личную значимость в выборе собственной жизни, организует жизнь, регулирует её ход, выбирает и осуществляет избранное направление.
Настоящая жизнь – это неисчерпаемое творчество, способствующее личностной самореализации.
Содержание работы:
Добро; Истина; Красота.
Обустройство классной комнаты.
2) Обустройство жизни учащихся.
3) Отношения между учащимися, учителями, предметниками, классным руководителем.
4) В мире красоты.
7) Забота о здоровье.
2. Жизнь Природа. Общество.
Рекомендации:
1. При развитии духовно-нравственных способностей у учащихся нужно учесть факторы развития индивидуальности:
а) Семью и историю взаимоотношений в ней;
б) Социальное окружение, социальный опыт ребёнка;
в) Общение ребёнка с педагогом.
3. Организовать внимание, заботу, нежность, признательность, восхищение, внешне выраженные материализованные в словах, мимике, пластике, действиях и предметах расположения к каждому ребёнку.
4. Организуя самодеятельность детей необходимо позаботиться о том, чтобы в процессе её совершения каждый ребёнок проживал состояние удовлетворения собой.
Педагог, вводя детей в мир духовности, вводит их в систему ценностей. И там, где духовные ценности присутствуют как содержание жизни, так жизнь обретает высокую психологическую атмосферу проживания каждого отдельного момента жизни.
В итоге реализации данной программы учащиеся достигли таких результатов:
-повысился уровень познавательной и учебной мотивации.
-успеваемость и качество обучения повысились.
- у учащихся проявились организаторские способности, творческое отношение к жизни класса.
- ученики стали заинтересованнее относиться к жизни класса и школы, проявляют инициативу и самостоятельность.
- класс достиг определенных успехов в спортивной, культурно-массовой, общественно-полезной жизни школы.
- принимают участие в улусных мероприятиях, НПК разного уровня, олимпиадах и конкурсах по предметам.
- в региональных, республиканских, всероссийских конференциях и конкурсах, выставках принимали участие 18 человек.
- успешная социализация учащихся прошла во время участия в общественно-полезных мероприятиях (благоустройство и озеленение территории школы, акции, субботники, тимуровские выходы).
Воспитательная программа показала свою эффективность по развитию духовно-нравственнных способностей.