Экология души: методы и приёмы работы по формированию духовно – нравственных ценностей на уроках русского языка и литературы.
Экология души: методы и приёмы работы по формированию духовно – нравственных ценностей на уроках русского языка и литературы.
Предназначено учителям при работе на уроках и внеклассных мероприятиях.Цель данной работы поднять духовное развитие учеников, так как наблюдается в настоящее время снижение нравственности.
Целью нашей работы является раскрытие Истинного Я и создание определенной системы, воздействующей на личность в урочное и внеурочное время. Я уверена, вы со мною согласитесь, что нужно воспитывать детей добродетельными; дать им нравственные ориентиры; воспитывать волевые качества. Так как только волевой человек не склоняется перед злом.
Гармоничная душа способна гармонично взаимодействовать с окружающим миром. Уроки русского языка и литературы помогают детям прикасаться к жизненной мудрости, духовности. Позволяют на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания обучающихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих обучающихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Экология души: методы и приёмы работы по формированию духовно – нравственных ценностей на уроках русского языка и литературы.»
Методическое объединение на тему:
Экология души: методы и приёмы работы по формированию духовно – нравственных ценностей на уроках русского языка и литературы.
Кусякова Роза Ахметшарафовна, учитель русского языка и литературы
МОБУ СОШ с.Новый Зирган Хайбуллинского района.
Категория-I
Педагогический стаж -23, по специальности -10 лет.
Образование – высшее ( СГПА им. З. Биишевой, 2009г.)
2013 год указом Президента Российской Федерации объявлен Годом охраны
окружающей среды. Главная цель принятия такого решения — "обеспечение
права каждого человека на благоприятную окружающую среду".
- Что такое окружающая среда?! Это окружающая нас природа, окружающее нас пространство и, конечно, люди.
Экология мира начинается с экологии души. Тема моего выступления: Экология души: методы и приёмы работы по формированию духовно – нравственных ценностей на уроках русского языка и литературы.
В законе Российской Федерации « Об образовании», решениях Министерства Республики Башкортостан, а также в новых образовательных стандартах определен приоритет духовно-нравственного развития подрастающего поколения.
Душа - это внутренний мир человека, сориентированный на вечные ценности, что человека делает человеком.
Школа должна уделять особое внимание духовному оздоровлению нации и страны. Если болит палец или ухо, мы плохо чувствуем себя. Если человек нездоров, то и нация нездорова.
Кому, как не нам, учителям, наполнять души детей духовностью?
Мы с вами, уважаемые коллеги, при подготовке к урокам ставим триединую цель: обучающая, развивающая, воспитывающая. Как вы думаете, какая цель первостепенна? Безусловно, все они приоритетные. Но я на своих уроках особое внимание уделяю воспитанию.
В нашей школе была открыта опытно-экспериментальная площадка по теме «Духовно-нравственное воспитание личности гражданина Башкортостана», в связи с этим понятна и моя тема моего выступления на методическом объединении. Научным руководителем является доцент кафедры теории и практики управления образования ИРО РБ БайгуловаГульназираСафаргалеевна. Работа основана на трудах Шалвы Александровича Амонашвили, Роджерса Карла Энсома и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Целью нашей работы является раскрытие Истинного Я и создание определенной системы, воздействующей на личность в урочное и внеурочное время. Я уверена, вы со мною согласитесь, что нужно воспитывать детей добродетельными; дать им нравственные ориентиры; воспитывать волевые качества. Так как только волевой человек не склоняется перед злом.
Гармоничная душа способна гармонично взаимодействовать с окружающим миром. Уроки русского языка и литературы помогают детям прикасаться к жизненной мудрости, духовности. Позволяют на каждом уроке уделять внимание вопросам духовно-нравственного воспитания обучающихся. Причем, происходит это ненавязчиво, порой незаметно для самих обучающихся.
Ведь слово носит оценочный характер. Утверждающие ценности заключаются в слове.
Главная цель школы – добрая: воспитание высоконравственного гражданина России.Новые образовательные стандарты определяют личностные результаты образования и нашим союзником является великая русская литература.
Так как писатели создали произведения, не дающие человеческим сердцам зачерстветь, превратиться в кусок льда.
Рассмотрим некоторые методы и приёмы работы с текстами на нравственную тему, дающими прекрасную возможность сформировать в детях сочувствие, соучастие, воспитать полноценную личность.
Первый приём – это эвристическая беседа.
В качестве примера рассмотрим повесть В.Г. Распутина «Пожар».
Читая повесть, рассуждаем о том, что помогает человеку жить, находим выразительные средства языка. И постепенно добираемся до слов: «Добро и зло перемешались. Добро в чистом виде превратилось в слабость, зло - в силу». Обычно детей удивляет эта фраза, они пытаются понять причины случившегося, спорят друг с другом, с автором текста.
В работе над повестью В.Г. Распутина «Пожар» мы обращаем внимание на эпиграф: «Горит село, горит родное…»
Эти слова из народной песни взял писатель эпиграфом к своему произведению. Пожары издавна были на Руси привычным делом. Но у Распутина пожар – это повод к размышлению о наболевшем.
К своему уроку эпиграфом я беру слова Валентина Распутина:
«Бездуховный человек способен и жизнь пройти, не ведая о своей беде, но насколько же беднее, убоже, рыскательней, а не искательней, будет его существование. Бездушный человек, тот и вовсе опасен для окружающих».
Следующий из приёмов – работа с дефинициями слов и проблемными вопросами.
Являются ли синонимичными понятия БЕЗДУШНЫЙ и БЕЗДУХОВНЫЙ?
1. Без сочувственного, живого отношения к кому-чему-либо, равнодушный к людям,бессердечный.
2. Лишенный живого чувства, яркости, остроты.
Почему для Распутина бездушность опаснее бездуховности?
(Бездуховный приносит вред себе, а бездушный –окружающим. )
Какую идею хотел донести до читателя автор?
(Человек не может жить в мире, где властвуют бездуховность и бездушность).
-Что же случилось в мире? Почему люди теряют свою душу?
(Люди теряют свой дом, свою землю,следовательно, теряют человеческую жизнь, а с ней и душу)
Проблемные вопросы являются толчком к продуктивному мышлению, направленному на осмысление изучаемого материала
Повесть В.Распутина заставляет задуматься нас над многими вопросами современной жизни: чем человек живёт, в чём причина нравственной деградации людей и что делать, чтобы устранить эти явления? Поэтому произведения Распутина ещё долго не утратят своей актуальности.
Прием работы с прецедентным текстом можно рассмотреть на примере стихотворения А.А. Фета «Добро и зло».
Мы понимаем, что в мире есть добро и зло. Дети должны осознать эту истину.
И даже в час отдохновенья.
Подъемля потное чело,
Не бойся горького сравненья
И различай добро и зло.
Никого не оставляет равнодушной фраза «и различай добро и зло». Ведь так важно – уметь увидеть зло, под какой бы маской оно ни скрывалось!
Далее использую ассоциативный метод. Провожу следующие этапы работы: объясняю или восстанавливаю в памяти обучающихся представления о том, что такое ассоциации; презентация слова-стимула; анализ собственных слов-реакций; сопоставление собственных ассоциаций с ассоциациями других учеников, выявление общего и индивидуального.
Один ученик описывает мир добра, второй – мир зла. Ответ выстраиваю в форме дискуссии, дружеской беседы.
Очень нравятся детям игровые технологии, которые позволяют мне активизировать деятельность обучающихся. Например, ученикам нравится ролевая игра-суд по А. А. Фету «Обвиняется Зло» (судебный процесс над злом), по В.Распутину - «Обвиняется распутство и халатность» в повести «Пожар». Эта форма работы требует, безусловно, большой предварительной подготовки.
Именно не проходить, закрыв глаза, мимо зла, и учит нас рассказ Т.Н. Тэсс «Голубая ель».
Формировать воспитательную цель помогают и творческие задания:
- написать письмо подлецу, срубившему ель;
- сочинить стихотворение, в которой выражалась позиция ученика;
- написать заметку в газету, как реальный случай;
- создать радиопередачу (работа в группе);
- рассказать о подобном случае из твоей жизни;
- составить обращение к людям «Берегите нашу Землю !»
Благодатным материалом для выполнения различных видов заданий на уроках является устное народное творчество.
Особый интерес вызывает у обучающихся проекты, основанные на фольклоре. Проекты удобны тем, что они очень разнообразны по форме, содержанию, характеру доминирующей деятельности, по количеству участников, по продолжительности исполнения. Формы реализации проекта также различны: это может быть печатная работа, статья, доклад на конференцию, стенгазета, альманах, мультимедиа презентация, творческий отчет и т.п.
Тематика проектных работ:
1)Пословицы о пользе знаний и труда;
2)Осуждение эгоизма, грубости и предательства;
3)Пословицы о товариществе и дружбе;
4) Пословицы о Родине, семье,…( и другие).
Пословицы сгруппированы не только по смысловой тематике, но и по орфограммам.
Таким образом, могу с уверенностью сказать, что такие методы и приемы помогают достигнуть не только предметные умения, но и личностные. Воспитание души – это непрерывный процесс. Он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь.
Народная мудрость гласит:
« Посеешь Поступок – пожнешь Привычку,
Посеешь Привычку – пожнешь Характер,
Посеешь Характер – пожнешь Судьбу ».
Ведь чистые помыслы и поступки, это и есть экология души.