kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОГО КОММЕНТАРИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня особое значение придается духовно-нравственному воспитанию личности.В Стандартах нового поколения существенное место занимает «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в которой выделяются: национальный воспитательный идеал, цели и задачи воспитания студентов в соответствии с духовно-нравственным развитием граждан России, ценностные установки обучения и воспитания, система воспитательной работы, управление воспитательным процессом и т.д [3].Современное российское образование нацелено на воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности; нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.Процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебных деятельностей учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Духовно-нравственное развитие гражданина России представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок [3]. Реализация духовно-нравственного компонента, обозначенного в новых государственных образовательных стандартах, предполагает преподавание религиозно-культурологических и философско-религиоведческих курсов.В этих условиях неоценима роль литературы как учебного предмета, связанного с духовной сферой жизни человека. Сегодня возрастает интерес общества и современной филологической науки к духовно-нравственным, религиозным аспектам творчества писателей ХIХ, ХХ и ХХI столетий. В наш век утраты нравственных ценностей,
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОГО КОММЕНТАРИЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ»»








«ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОГО КОММЕНТАРИЯ

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ В ФОРМИРОВАНИИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНТОВ»
















Сегодня особое значение придается духовно-нравственному воспитанию личности.В Стандартах нового поколения существенное место занимает «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в которой выделяются: национальный воспитательный идеал, цели и задачи воспитания студентов  в соответствии с духовно-нравственным развитием граждан России, ценностные установки обучения и воспитания, система воспитательной работы, управление воспитательным процессом и т.д [3].Современное российское образование нацелено на воспитание свободной, творческой, инициативной, ответственной и саморазвивающейся личности; нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.Процесс образования  понимается не только как усвоение системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебных деятельностей учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Духовно-нравственное развитие гражданина России представляет собой процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок [3].

Реализация духовно-нравственного компонента, обозначенного в новых государственных образовательных стандартах, предполагает преподавание религиозно-культурологических и философско-религиоведческих курсов.В этих условиях неоценима роль литературы как учебного предмета, связанного с духовной сферой жизни человека.

Сегодня возрастает интерес общества и современной филологической науки к духовно-нравственным, религиозным аспектам творчества писателей ХIХ, ХХ и ХХI столетий. В наш век утраты нравственных ценностей, дегуманизации, кризиса личности, наступления постмодерна, глобализации важно сохранить лицо русской литературы, представленное лучшими образцами поэзии и прозы.

Русская литература насыщена библейской образностью, религиозной проблематикой, этнографическими мотивами, поэтому на своих уроках я предлагаю студентам 1-2 курсов школьного отделения Курского педагогического колледжа анализировать художественные тексты, используя знания православной культуры для религиозного комментария. Студенты более разносторонне, полно смогут подойти к анализу идейно-тематического своеобразия произведений русских писателей. Без религиозного комментария невозможно ни полноценное восприятие самого текста, ни воспитательное его воздействие на обучающихся. Использование комментария на уроках литературы помогает, по мнению Г.А. Гуковского «высвободить идеологический заряд, содержащийся в этом произведении» [2].

Религиозные образы и мотивы буквально пронизывают все жанры мирового искусства. Большинство проблем человеческой нравственности было впервые поставлено именно в рамках религиозно-философских исканий. Знакомство с христианскими ценностями, взглядами, выраженными в произведениях русских классиков, на мой взгляд, заставит студентовзадуматься над существенными вопросами своего личного бытия.

Самые трудные тексты для анализа – это тексты о культуре, нравственности, добродетелях, вечных христианских ценностях. Ребятам не хватает элементарных знаний по культурологии. У студентов явно недостаточный запас слов духовно-нравственной лексики. Использование религиозного комментария на уроках литературы помогает решить эту проблему.

Изучение любого литературного произведения невозможно без его детального анализа, элементы разных видов анализа буквально пронизывают каждый урок литературы. Технология и методика школьного анализа литературного произведения детально разработана в научно-методической литературе. Учителя в своем большинстве успешно овладели и применяют в своей практике историко-генетический, историко-функциональный, системно-целостный, филологический и лингвистический виды анализа, по-разному сочетая и комбинируя их на своих уроках в зависимости от характера изучаемого материала.

Сейчас все большую популярность приобретают религиозно-философский, культурологический, проблемный, мотивный, ассоциативный виды анализа литературного произведения. Методика не стоит на месте, ученые-методисты ведут кропотливую работу. Будущему учителю необходимо лишь сориентироваться в обширной методической литературе, освоить основные виды анализа и применять их на своих уроках.

Наше время отмечено процессом возрождения, казалось бы, навсегда утраченной духовности, возвращения к православной вере, к вековым традициям нашего народа. «Мы живем в мире, где религия играет все большую и большую роль, – сказал Святейший Патриарх Кирилл, – и мы знаем, что эта роль может быть положительная, а может быть и отрицательная. Но сама природа религии предполагает самое активное и положительное вовлечение верующих людей в решение тех проблем, перед которыми стоят сегодня наши народы и все человечество» [8].

В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью национального сознания. Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики, но самое главное – проблемы веры и безверия, души и духа отдельного человека и целого народа.

Во все времена, особенно в периоды своего расцвета русская литература стремилась удовлетворить в первую очередь духовную потребность нации, сделав в эпоху реализма огромный прорыв в художественном постижении человеческой души. Российское литературоведение располагает «золотым» фондом исследований, посвященных феномену духовности. В последнее время получил широкое распространение термин «духовный реализм». В основе его лежит общий принцип христианства: рассматривать духовность как стремление личности к нравственному совершенству и стяжанию благодати (А.М. Буланов, Дунаев М.М., А.А. Дырдин, И.А. Есаулов, Л.В. Жаравина, В.Н. Захаров, В.Т. Захарова, В.А. Котельников, А.М. Любомудров, Т.Г. Мальчукова, С.Г. Семенова и др.).На сегодняшний день проблема связи христианства и русской литературы является очень значимой. По идеологическим причинам советское литературоведение не касалось данной темы, находя в творчестве русских писателей элементы классовой борьбы. Довольно часто это приводило к неверной интерпретации многих произведений. В связи с распадом Советского Союза в начале 90-х гг. ХХ в. к православному характеру русской литературы был проявлен большой интерес. Появились труды исследователей, посвященные проблеме связи всей русской литературы с христианством (работы А.М. Панченко, Ю.М. Лотмана, В.А. Котельникова, Ю.К. Герасимова, А.М. Любомудрова, П.Е. Бухаркина, И.А. Есаулова и др.). Одни из лучших изданий последних лет - монографии И. А. Есаулова, отличающиеся целостностью и глубиной мысли. Автор декларирует и отстаивает ценностный подход к явлениям культуры, ведет анализ с позиций православной аксиологии. В книге И.А. Есаулова «Категория соборности в русской литературе» предлагается «новая теоретическая концепция, глубинно связанная с доминантным для отечественной культуры типом христианской духовности» [5]. По мнению ученого, «православный тип духовности определил доминанту русской культуры. (...) Особый православный менталитет, наличествуя в качестве архетипа, отразился в литературных текстах художественных произведений даже тех русских авторов, которые биографически могли и не принимать (на уровне рационального осмысления...) те или иные стороны христианского вероисповедания» [5]. Другой исследователь, П.Е. Бухаркин, говоря о диалоге церкви с литературой, приходит к выводу, что «литература пользующаяся одним с Церковью художественным языком, не уходила далеко от церковных стен» [1]. Он утверждает, что, несмотря на секуляризацию, в русской литературе сохранились православные традиции, связанные с отражением православной соборности в произведениях и особым русским писательским типом, имевшим характерные свойства учительства, наставничества. Наиболее радикальную точку зрения высказывает В. Н. Захаров, считающий очевидным, что «на протяжении последних десяти веков у нас была не столько литература, сколько христианская словесность» [6]. Он высказывает еще одну, как ему представляется, «азбучную истину»: «Русская литература была не только христианской, но и православной, оставаясь ею и в советские времена» [6]. Следует отметить и серию сборников «Евангельский текст в русской литературе XVIII-XIX веков», выпускаемых под редакцией В. Н. Захарова. Методологической выверенностью и точностью определений отличаются статьи и монографии В. А. Котельникова. По мнению этого учёного, в любом значительном явлении русской литературы можно обнаружить следы доверия к Высшему началу или слова о «почти религиозной серьезности, почти аскетической дисциплине ума и совести, новозаветной человечности» русской классики от Пушкина до Чехова [7]. Основное направление исследований В. А. Котельникова – взаимодействие языка Церкви и языка мирской культуры, в рамках которого разрабатываются такие аспекты, как использование христианской топики, образование новых стилевых тенденций, характер глубинных семантических слоев языка [7]. В своём труде «Православие и русская литература» М. М. Дунаев осуществил систематизированное религиозное осмысление особенностей развития отечественной словесности с XVIII до конца XX века. По мнению М.М. Дунаева, литература на Руси возникла как духовная, религиозная. «Новая (светская) литература созидалась на традициях предшествующих веков, традиции же эти были освящены идеалами Православия» [4].

Таким образом, русская литература дает нам богатейший материал для изучения ее отдельных произведений в контексте культуры Православия. В Рабочую программу по литературе для студентов школьного отделения включены произведения отечественной литературы, идейную основу которых составляют религиозно-философские взгляды авторов. Встречающиеся в текстах многочисленные христианские и православные реалии, имена, понятия требуют детального разъяснения со стороны учителя и большой самостоятельности и инициативы самих студентов.















Использование религиозного комментария на уроках литературы

Приложение

Произведение, изучаемое студентами школьного отделения

Где необходимо использовать религиозный комментарий

Содержание, которое студенты усваивают благодаря религиозному комментарию

А.С. Пушкин «Бесы»

«Вьюга мне слипает очи;

Все дороги занесло;

Хоть убей, следа не видно;

Сбились мы. Что делать нам!

В поле бес нас водит, видно,

Да кружит по сторонам…»

Разбушевавшаяся стихия как аллегорический образ бездуховности, богоборчества, приводящего к политическим катастрофам в России (сквозной образ в русской литературе). С другой стороны – образ «заблудившейся» человеческой души, потерявшей смысл жизни.

А.С. Пушкин «На холмах Грузии…», «Я вас любил…»

«Мне грустно и легко; печаль моя светла…»;

«И сердце вновь горит и любит – оттого,

Что не любить оно не может».

Любовь истинная – всегда жертва; счастье жить ради другого человека. Исполнение евангельской истины: «Любовь… не ищет своего»

А.С. Пушкин «Пророк»

«Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился…» - и до конца стихотворения

Ответственное отношение к Божественному дару; величие пророческого служения, значение подвига поэта-пророка

М.А. Шолохов «Судьба человека»

Образ Андрея Соколова

История страданий, окаменения и воскресения человеческой души под влиянием жертвенной любви










Использованная литература:

  1. Бухаркин, П. Е. Православная церковь и русская литература в XVIII - XIX веках: проблема культурного диалога/ П.Е. Бухаркин. – СПб.. 1996. –С. 81-126.

  2. Гуковский Г.А., Жукова Д.А. Использование религиозно-философского комментария в процессе анализа эпического произведения. / Интеграция гуманитарных и искусствоведческих дисциплин в практике современного образования./ Материалы первой областной научно-практической конференции и регионального научно-методического семинара: Волгоград, 25 апреля 2012 г./ Сост. Г.М. Вялкова, Т.А. Чернова; под ред. Л.Н. Савиной. – М.: «Планета», 2013. – С.18.

  3. Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк и др.- М.: Просвещение, 2009.

  4. Дунаев, М.М. Православие и русская литература. В 5-ти ч. М., 1997-1998.: [Электронный ресурс]/www.pravkniga.ru

  5. Есаулов, И.А. Категория соборности в русской литературе/ И.А. Есаулов. – Петрозаводск, 1995.

  6. Захаров В. Н. Русская литература и христианство / В.Н. Захаров // Евангельский текст в русской литературе ХVШ-ХХ веков. – Петрозаводск, 1994. с. 5 – 11.

  7. Котельников В. А. Язык Церкви и язык литературы / В.А. Котельников // Русская литература. – 1995. – N 1. – С. 5-26.

  8. Радонеж. Православное обозрение. – 2010, № 4. – С. 2.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Автор: Каратыгина Елена Юрьевна

Дата: 14.02.2016

Номер свидетельства: 293383


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства