Просмотр содержимого документа
«Психологический практикум для родителей "Помоги своему ребёнку"»
Лахардова Наталья Викторовна, г. Cаратов, МОУ школа №106, учитель нач. кл.
(Психологический практикум для родителей начальной школы)
Цель: помочь родителям наладить доверительные взаимоотношения с детьми.
Задачи: - раскрыть значение ведения детьми «Дневника настроения»;
- дать родителям первоначальные научные сведения о психологическом анализе детского рисунка;
- оказать помощь родителям в понятии и раскрытии детских проблем.
Оборудование: детские рисунки на темы: «Кем я хочу стать?», «О чём мечтаю?» памятки для родителей с анализом теста «Автопортрет»;
детские «Дневники настроения»;
Применённая методика: переработанный метод Р. Бернса и апробированный
к условиям начальной школы.
Используемая литература:
1) «Школьная неуспеваемость. Причины, диагностика, помощь» - мет. пособие, Агентство образования администрации. Красноярского края, Красноярск – 2006г.;
2) журнал «Дошкольное воспитание» №12, 2000г., В. Доскин – доктор мед. наук, профессор, зав кафедрой педиатрии; К. Печора – кандидат педагогических. наук, доцент кафедры;
3) журнал «Карапуз» 03.2001г., Т.Н. Рожкова;
4) психологические тесты американского исследователя Р. Бернса.
Содержание:
1. Это актуально: детские проблемы.
2. Результаты анкетирования детей и родителей.
3. Дневник настроения: что это такое и зачем он нужен?
4. Советы родителям.
5. Психологический анализ детского рисунка (с примерами). Работы детей.
6. Узнай больше про своего ребёнка. Тест «Автопортрет» -
(метод американского исследователя Р. Бернса).
7. Итоги.
1. Это актуально: детские проблемы
Одна из наиболее важных составляющих жизни ребёнка – обучение в школе. В каждом человеке с рождения заложено стремление быть успешным, но не всегда и у всех это получается. Безусловно, успешные в учёбе дети психологически стабильны, уверены в своих силах, не боятся трудностей. Более того, успехи в школе – залог успешности человека в будущем. Ребёнок, испытывающий трудности в учёбе, зачастую находится в состоянии психологического дискомфорта. Как правило, это дети с низкой самооценкой, замкнуты в общении с окружающими. Ситуация школьной неуспешности тяжела не только для самого ребёнка, но и для его родителей.
Чаще всего в неудачах своих детей родители склонны обвинять педагогов, школу, образовательную систему в целом, реже – ребёнка, и почти никогда – самих себя. В действительности всё как раз наоборот: большая часть проблем так или иначе спровоцирована родителями. Мы, взрослые, не слышим своих детей, не можем понять их детские проблемы. Нам кажется, что всё в порядке, что мы в курсе всех событий.
Проанализируем анкеты наших детей.
2. Результаты анкетирования учащихся и родителей
Вопрос детям: «Делишься ли ты своими секретами с родителями?»
«Всегда делюсь» - 25%
«Иногда делюсь» - 30%
«Никогда не делюсь» - 45%
Все родители, без исключения, ответили, что в их семье «полное взаимопонимание с ребёнком».
Почему дети уходят от нас в свой собственный мир, куда нам нет доступа? Как сохранить их детскую открытость, желание общаться с нами, поверять свои переживания и мечты? Предложите ребенку вести Дневник настроения. Рассматривая вместе рисунки в дневнике, обсуждая их, вы лучше узнаете и поймёте своего ребенка: что его радует, огорчает, в чем надо ему помочь.
3.1. О чём может рассказать в своём дневнике ребёнок?
О том, чем наполнен его день. Он учится, играет, постоянно узнает что-то новое, старается помочь взрослым в их делах, о чем-то мечтает. Эти темы и вставьте в дневник.
Последовательность тем в дневнике может быть любой и разнообразной (по желанию вашего ребёнка)
3.2. Как научить вести дневник?
Прежде всего, выясните, как ориентируется ваш ребенок в обобщающих понятиях – что такое погода, мечта и т.д. Начните с погоды, эта тема самая простая для ребенка. Явления природы, определяющие погоду, всегда рядом: идешь ли ты по улице или смотришь в окно. Спросите, например: «А ты знаешь, что такое погода? Это дождик? А что еще? Это цветы?»
Подскажите ребенку, как можно изобразить погодные явления, какая погода бывает в разное время года, какая ему больше нравится и т.д.
Развивайте его речь, поощряя искать разные слова для обозначения одного и того же явления.
4. Несколько советов родителям
Работая над темой «Что я узнал нового?», учите ребенка вспоминать прожитый день. Помогите ему с помощью конкретных вопросов вспомнить, чем он занимался дома с утра, с кем играл на улице, общался в школе и т.д.
Вполне достаточно, если ребенок будет рисовать в дневнике хотя бы раз в неделю.
Если ваш сын или дочь не хотят рисовать, не настаивайте. Спросите: «Почему?» Предложите: «А давай я нарисую про себя». И рисуйте с видом радости и увлечения, чтобы подзадорить ребенка, вызвать любопытство. Разрешите ему что-либо дорисовать в вашем рисунке, закрасить, рисуйте «рука в руку». Затем уступите главную роль ребенку, а сами закрашивайте, дорисовывайте. Не забывайте хвалить ребёнка за старание .
5. Рисунки детей. Психологический анализ. (Всем родителям раздать рисунки их детей, «Дневники настроений»)
Так выглядят детские «Дневники настроения»
Ещё в начале 20 века было доказано, что рисунок может быть индикатором психического развития, раскрывает душевное состояние человека.
Анализ изобразительного творчества детей представляет собой один из важнейших приёмов диагностики в их развитии и поведении. В рисунках отражаются настроение ребёнка, его переживания, различные фантазии и влечения, которые он не всегда сам осознаёт и ещё реже высказывает. Детский pисунок специфичен и качественно отличается от pисунка взpослого человека. Главная его особенность заключается в том, что pебёнок pисует не то, что видит, а то, что знает и чувствует.
В детских pисунках отpажается уpовень интеллектуального pазвития, эмоциональное отношение pебенка к окpужающему. Свое положительное отношение к изобpажаемому дети выpажают яpкими, чистыми тонами, пpи этом стаpательно пpоpисовывают детали, включают в pисунок элементы декоpиpования ( цветы, флаги, яpкие занавесочки; у людей - бусы, кpасивую одежду, бантики и т.д.). Отpицательное эмоциональное отношение пеpедается в детских pисунках пpи помощи темных тонов (чеpного, темно-коpичневого, темно-зеленого, синего). В целом такие pисунки носят незаконченный хаpактеp, линии пpеpывистые, небpежные, декоpиpование отсутствует.
Давно замечено, что изобpажение pебенком значимых для него ситуаций имеет психотеpапевтический эффект. В pисунке дети избавляются от непpиятных пеpеживаний, пpоигpывают возможные pешения конфликтов, вынося во внешний план свои стpахи и тpевоги. Гpафическое изобpажение того, что пугает детей, не пpиводит к фиксации и усилению стpаха, а напpотив, снижает эмоциональное напpяжение.
Существует несколько способов анализа рисунка, которые обрабатываются математически. Этим занимаются психологи – профессионалы. Мы рассмотрим простейшие примеры.
Анализ рисунков детей (все работы выполнены на свободную тему)
У этого ребёнка явно выражен протест против того, что он вынужден делать (в данный момент или вообще) - в рисунке много агрессивных символов. Устойчивое преобладание агрессивных сюжетов говорит о скрытом психическом заболевании, что должно насторожить родителей (в рисунке несколько черепов).
Нагромождение различных деталей, отдельно прорисованных частей, - это попытка что–либо изменить в своей жизни. Внутренний мир этого ребёнка запутан, он хочет разобраться в себе, но в то же время отталкивает от себя всех. Заштрихованные геометрические фигуры говорят о том, что человека подсознательно мучает закрепощённость в каких-то рамках.
Ребёнок нарисовал свою маму. Портрет большого размера, что говорит о значимости любимого человека в жизни ребёнка.
Рисунок незавершённый – скрытое психическое расстройство на фоне общего благополучия (либо тайное желание чего-то).
Маленькие, почти не прорисованные черты лица предполагают самопоглощенность, скрытность, замкнутость в себе.
Необходимо срочно принять меры. Этому ребёнку живётся не совсем уютно.
Рисунок занимает большую часть площади листа – у автора всё в порядке с самооценкой.
Правильная композиция, движение говорят о признаках умственной зрелости ребёнка.
На бумаге реализовано желание увидеть дальние страны, прослеживается интерес к неизведанному.
Центральное положение на глобусе России говорит о целенаправленном патриотическом воспитании ребёнка.
По одному рисунку нельзя давать психологическую характеристику ребёнку.
Проследите несколько изобразительных работ, выполненных в разное время, в течение нескольких дней. После попробуйте сделать свои выводы.
Изобразительное творчество ребёнка не должно рассматриваться изолированно от состояния его здоровья, особенностей личности, поведения, социального окружения и т.п.
6. Тест «Автопортрет»
Тест «Автопортрет» адаптирован американским исследователем Р. Бернсом, который предлагал нарисовать себя одного или с членами семьи. Чаще всего мы скрываем свои эмоции, отношения, позиции по тем или иным вопросам. Всё это может отразиться в рисунке.
Голова.Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом. Рисунок маленькой головы обычно отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватности (т.е. не может показать себя, выразить в обществе).
Глаза.Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность к кому-либо, а также проявление озабоченности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению. Маленькие или закрытые глаза – самопоглощённость, замкнутость в себе.
Уши и нос. Большие уши предполагают чувствительность к критике. Акцент, смещённый на нос, говорит о наличии сексуальных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.
Рот. Выделенный рот предполагает примитивные оральные тенденции или возможную затруднённость с речью. Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении.
Руки. Символизируют контакт личности с окружающим миром; скованные руки предполагают жёсткую, обязательную, замкнутую личность. Вяло опущенные руки говорят о неэффективности. Хрупкие, слабые руки предполагают физическую и психологическую слабость. Длинные, сильные руки: амбициозность, чувство неадекватности.
Ноги. Длинные ноги означают потребность в независимости. Большие ноги подразумевают потребность в безопасности. Рисунок без ног означает нестабильность и отсутствие основы. Дезертиры, например, часто рисуют людей без ног.
7. Итоги
- Что нового вы открыли в своём ребёнке?
- Каковы мечты вашего ребёнка?
- Что бы вы предприняли?
- Считаете ли вы, что данный «Психологический практикум» вам полезен?
Родительский труд – очень тяжёлый труд. Это, пожалуй, самая трудная на свете душевная работа. Она требует сверхтерпения, пересиливания усталости, одоление неумений. Она требует постоянного самоусовершенствования.
И пусть у вас никогда не опускаются руки, даже если вы останетесь единственными, кто продолжает верить в вашего ребёнка.