kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психологический практикум для родителей "Помоги своему ребёнку"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: помочь родителям наладить доверительные взаимоотношения с детьми.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психологический практикум для родителей "Помоги своему ребёнку"»

Лахардова Наталья Викторовна, г. Cаратов, МОУ школа №106, учитель нач. кл.

(Психологический практикум для родителей начальной школы)


Цель: помочь родителям наладить доверительные взаимоотношения с детьми.

Задачи: - раскрыть значение ведения детьми «Дневника настроения»;

- дать родителям первоначальные научные сведения о психологическом анализе детского рисунка;

- оказать помощь родителям в понятии и раскрытии детских проблем.

Оборудование: детские рисунки на темы: «Кем я хочу стать?», «О чём мечтаю?» памятки для родителей с анализом теста «Автопортрет»;

детские «Дневники настроения»;

Применённая методика: переработанный метод Р. Бернса и апробированный

к условиям начальной школы.

Используемая литература:

1) «Школьная неуспеваемость. Причины, диагностика, помощь» - мет. пособие, Агентство образования администрации. Красноярского края, Красноярск – 2006г.;

2) журнал «Дошкольное воспитание» №12, 2000г., В. Доскин – доктор мед. наук, профессор, зав кафедрой педиатрии; К. Печора – кандидат педагогических. наук, доцент кафедры;

3) журнал «Карапуз» 03.2001г., Т.Н. Рожкова;

4) психологические тесты американского исследователя Р. Бернса.


Содержание:

  • 1. Это актуально: детские проблемы.

  • 2. Результаты анкетирования детей и родителей.

  • 3. Дневник настроения: что это такое и зачем он нужен?

  • 4. Советы родителям.

  • 5. Психологический анализ детского рисунка (с примерами). Работы детей.

  • 6. Узнай больше про своего ребёнка. Тест «Автопортрет» -

(метод американского исследователя Р. Бернса).

  • 7. Итоги.


1. Это актуально: детские проблемы

  • Одна из наиболее важных составляющих жизни ребёнка – обучение в школе. В каждом человеке с рождения заложено стремление быть успешным, но не всегда и у всех это получается. Безусловно, успешные в учёбе дети психологически стабильны, уверены в своих силах, не боятся трудностей. Более того, успехи в школе – залог успешности человека в будущем. Ребёнок, испытывающий трудности в учёбе, зачастую находится в состоянии психологического дискомфорта. Как правило, это дети с низкой самооценкой, замкнуты в общении с окружающими. Ситуация школьной неуспешности тяжела не только для самого ребёнка, но и для его родителей.

  • Чаще всего в неудачах своих детей родители склонны обвинять педагогов, школу, образовательную систему в целом, реже – ребёнка, и почти никогда – самих себя. В действительности всё как раз наоборот: большая часть проблем так или иначе спровоцирована родителями. Мы, взрослые, не слышим своих детей, не можем понять их детские проблемы. Нам кажется, что всё в порядке, что мы в курсе всех событий.

  • Проанализируем анкеты наших детей.


2. Результаты анкетирования учащихся и родителей

  • Вопрос детям: «Делишься ли ты своими секретами с родителями?»

  • «Всегда делюсь» - 25%

  • «Иногда делюсь» - 30%

  • «Никогда не делюсь» - 45%

  • Все родители, без исключения, ответили, что в их семье «полное взаимопонимание с ребёнком».

  • Почему дети уходят от нас в свой собственный мир, куда нам нет доступа? Как сохранить их детскую открытость, желание общаться с нами, поверять свои переживания и мечты? Предложите ребенку вести Дневник настроения. Рассматривая вместе рисунки в дневнике, обсуждая их, вы лучше узнаете и поймёте своего ребенка: что его радует, огорчает, в чем надо ему помочь.


3.1. О чём может рассказать в своём дневнике ребёнок?

  • О том, чем наполнен его день. Он учится, играет, постоянно узнает что-то новое, старается помочь взрослым в их делах, о чем-то мечтает. Эти темы и вставьте в дневник.

  • Последовательность тем в дневнике может быть любой и разнообразной (по желанию вашего ребёнка)


3.2. Как научить вести дневник?

  • Прежде всего, выясните, как ориентируется ваш ребенок в обобщающих понятиях – что такое погода, мечта и т.д. Начните с погоды, эта тема самая простая для ребенка. Явления природы, определяющие погоду, всегда рядом: идешь ли ты по улице или смотришь в окно. Спросите, например: «А ты знаешь, что такое погода? Это дождик? А что еще? Это цветы?»

  • Подскажите ребенку, как можно изобразить погодные явления, какая погода бывает в разное время года, какая ему больше нравится и т.д.

  • Развивайте его речь, поощряя искать разные слова для обозначения одного и того же явления.


4. Несколько советов родителям

  • Работая над темой «Что я узнал нового?», учите ребенка вспоминать прожитый день. Помогите ему с помощью конкретных вопросов вспомнить, чем он занимался дома с утра, с кем играл на улице, общался в школе и т.д.

  • Вполне достаточно, если ребенок будет рисовать в дневнике хотя бы раз в неделю.

  • Если ваш сын или дочь не хотят рисовать, не настаивайте. Спросите: «Почему?» Предложите: «А давай я нарисую про себя». И рисуйте с видом радости и увлечения, чтобы подзадорить ребенка, вызвать любопытство. Разрешите ему что-либо дорисовать в вашем рисунке, закрасить, рисуйте «рука в руку». Затем уступите главную роль ребенку, а сами закрашивайте, дорисовывайте. Не забывайте хвалить ребёнка за старание .


5. Рисунки детей. Психологический анализ. (Всем родителям раздать рисунки их детей, «Дневники настроений»)

Так выглядят детские «Дневники настроения»


  • Ещё в начале 20 века было доказано, что рисунок может быть индикатором психического развития, раскрывает душевное состояние человека.

  • Анализ изобразительного творчества детей представляет собой один из важнейших приёмов диагностики в их развитии и поведении. В рисунках отражаются настроение ребёнка, его переживания, различные фантазии и влечения, которые он не всегда сам осознаёт и ещё реже высказывает. Детский pисунок специфичен и качественно отличается от pисунка взpослого человека. Главная его особенность заключается в том, что pебёнок pисует не то, что видит, а то, что знает и чувствует.

  • В детских pисунках отpажается уpовень интеллектуального pазвития, эмоциональное отношение pебенка к окpужающему. Свое положительное отношение к изобpажаемому дети выpажают яpкими, чистыми тонами, пpи этом стаpательно пpоpисовывают детали, включают в pисунок элементы декоpиpования ( цветы, флаги, яpкие занавесочки; у людей - бусы, кpасивую одежду, бантики и т.д.). Отpицательное эмоциональное отношение пеpедается в детских pисунках пpи помощи темных тонов (чеpного, темно-коpичневого, темно-зеленого, синего). В целом такие pисунки носят незаконченный хаpактеp, линии пpеpывистые, небpежные, декоpиpование отсутствует.

  • Давно замечено, что изобpажение pебенком значимых для него ситуаций имеет психотеpапевтический эффект. В pисунке дети избавляются от непpиятных пеpеживаний, пpоигpывают возможные pешения конфликтов, вынося во внешний план свои стpахи и тpевоги. Гpафическое изобpажение того, что пугает детей, не пpиводит к фиксации и усилению стpаха, а напpотив, снижает эмоциональное напpяжение.

  • Существует несколько способов анализа рисунка, которые обрабатываются математически. Этим занимаются психологи – профессионалы. Мы рассмотрим простейшие примеры.



Анализ рисунков детей
(все работы выполнены на свободную тему)

  • У этого ребёнка явно выражен протест против того, что он вынужден делать (в данный момент или вообще) - в рисунке много агрессивных символов. Устойчивое преобладание агрессивных сюжетов говорит о скрытом психическом заболевании, что должно насторожить родителей (в рисунке несколько черепов).

  • Нагромождение различных деталей, отдельно прорисованных частей, - это попытка что–либо изменить в своей жизни. Внутренний мир этого ребёнка запутан, он хочет разобраться в себе, но в то же время отталкивает от себя всех. Заштрихованные геометрические фигуры говорят о том, что человека подсознательно мучает закрепощённость в каких-то рамках.



  • Ребёнок нарисовал свою маму. Портрет большого размера, что говорит о значимости любимого человека в жизни ребёнка.

  • Рисунок незавершённый – скрытое психическое расстройство на фоне общего благополучия (либо тайное желание чего-то).

  • Маленькие, почти не прорисованные черты лица предполагают самопоглощенность, скрытность, замкнутость в себе.

  • Необходимо срочно принять меры. Этому ребёнку живётся не совсем уютно.



  • Рисунок занимает большую часть площади листа – у автора всё в порядке с самооценкой.

  • Правильная композиция, движение говорят о признаках умственной зрелости ребёнка.

  • На бумаге реализовано желание увидеть дальние страны, прослеживается интерес к неизведанному.

  • Центральное положение на глобусе России говорит о целенаправленном патриотическом воспитании ребёнка.


  • По одному рисунку нельзя давать психологическую характеристику ребёнку.

  • Проследите несколько изобразительных работ, выполненных в разное время, в течение нескольких дней. После попробуйте сделать свои выводы.

  • Изобразительное творчество ребёнка не должно рассматриваться изолированно от состояния его здоровья, особенностей личности, поведения, социального окружения и т.п.

6. Тест «Автопортрет»

  • Тест «Автопортрет» адаптирован американским исследователем Р. Бернсом, который предлагал нарисовать себя одного или с членами семьи. Чаще всего мы скрываем свои эмоции, отношения, позиции по тем или иным вопросам. Всё это может отразиться в рисунке.

  • Голова. Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом. Рисунок маленькой головы обычно отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватности (т.е. не может показать себя, выразить в обществе).

  • Глаза. Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность к кому-либо, а также проявление озабоченности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению. Маленькие или закрытые глаза – самопоглощённость, замкнутость в себе.

  • Уши и нос. Большие уши предполагают чувствительность к критике. Акцент, смещённый на нос, говорит о наличии сексуальных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.

  • Рот. Выделенный рот предполагает примитивные оральные тенденции или возможную затруднённость с речью. Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении.

  • Руки. Символизируют контакт личности с окружающим миром; скованные руки предполагают жёсткую, обязательную, замкнутую личность. Вяло опущенные руки говорят о неэффективности. Хрупкие, слабые руки предполагают физическую и психологическую слабость. Длинные, сильные руки: амбициозность, чувство неадекватности.

  • Ноги. Длинные ноги означают потребность в независимости. Большие ноги подразумевают потребность в безопасности. Рисунок без ног означает нестабильность и отсутствие основы. Дезертиры, например, часто рисуют людей без ног.

7. Итоги

  • - Что нового вы открыли в своём ребёнке?

  • - Каковы мечты вашего ребёнка?

  • - Что бы вы предприняли?

  • - Считаете ли вы, что данный «Психологический практикум» вам полезен?


Родительский труд – очень тяжёлый труд. Это, пожалуй, самая трудная на свете душевная работа. Она требует сверхтерпения, пересиливания усталости, одоление неумений. Она требует постоянного самоусовершенствования.

И пусть у вас никогда не опускаются руки, даже если вы останетесь единственными, кто продолжает верить в вашего ребёнка.

Успехов вам и вашему ребёнку!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Психологический практикум для родителей "Помоги своему ребёнку"

Автор: Лахардова Наталья Викторовна

Дата: 29.11.2015

Номер свидетельства: 259843

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ  «ОВЛАДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ КАК ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГОВ» "
    ["seo_title"] => string(149) "sieminar-praktikum-dlia-vospitatieliei-dou-ovladieniie-proiektnoi-tiekhnologiiei-razvivaiushchiego-obuchieniia-kak-chast-profiessionalizma-piedagogov"
    ["file_id"] => string(6) "183784"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425926913"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Создание здорового психологического климата в коллективе"
    ["seo_title"] => string(65) "sozdaniie-zdorovogho-psikhologhichieskogho-klimata-v-kolliektivie"
    ["file_id"] => string(6) "136372"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1417097216"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Методические материалы для занятий с родителями "
    ["seo_title"] => string(56) "mietodichieskiie-matierialy-dlia-zaniatii-s-roditieliami"
    ["file_id"] => string(6) "156562"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1421438332"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(177) "Развитие творческой активности ребенка как основа предпосылок к успешной учебной деятельности."
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_tvorcheskoi_aktivnosti_rebenka_kak_osnova_predposylok_k_uspeshnoi_ucheb"
    ["file_id"] => string(6) "536378"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579422621"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(235) "Система методической работы как средство повышения профессиональной компетентности по развитию детского экспериментирования"
    ["seo_title"] => string(128) "sistiemamietodichieskoirabotykaksriedstvopovyshieniiaprofiessionalnoikompietientnostiporazvitiiudietskoghoekspierimientirovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "258603"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448534173"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства