СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ДОУ
«ОВЛАДЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ КАК ЧАСТЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА ПЕДАГОГОВ»
- Теоретическая часть.
Метод проектов - система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий- проектов.
ВОПРОС? Нужны ли проекты, работая с детьми дошкольного возраста?
Используя в работе с дошкольниками над проектами было замечено, что они :
- помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
- помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;
-способствуют развитию творческих способностей детей;
- способствуют умению наблюдать;
- способствуют умению слушать;
-способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;
- способствуют развитию мышления;
- помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;
- развивают воображение;
- развивают внимание, память, речь.
Количество участников проекта не ограничено. Это может быть как один человек, так и целый детский сад.
Основные требования к использованию метода проектов:
1. Наличие значимой в последовательском творческом плане проблемы/ задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для её решения.
2. Практическая. Теоретическая.познавательная значимость предполагаемых результатов.
3. Самостоятельная(индивидуальная, парная, групповая) деятельность воспитанников.
4. Структурирование содержательной частипроекта(с указанием поэтапных результатов).
5. Использование исследовательских методов, предусматривающих определенную последовательность действий: (Определение проблемы; выдвижение гипотезы их решения; обсуждение методов исследования; обсуждение способов оформления конечных результатов;сбор, систематизация и анализ полученных данных; подведение итогов, оформление результатов и их презентация; корректировка; выводы, выдвижение новых проблем исследования.)
Различают несколько видов проектов:
Ролево-игровые ( в нем дети играют конкретных персонажей. Приемлем для маленьких детей).
Исследовательские/творческие (в нем дети исследуют, экспериментируют, анализируют, а результаты выдают в виде сборников сочинений, отчетов, докладов, газет или журналов).
Информационно- практические (в нем дети создают различные прикладные предметы, которые могут быть использованы в реальной жизни (лук на подоконнике) или используются, например, в оформлении группы ( создаем цветочные кашпо или выращиваем цветы).
Творческие ( результат – спектакль, сказка, постановка).
Вариативность использования интегрированного метода довольно многообразна.
? Полная интеграция (экологическое воспитание с худ. литературой, ИЗО, муз. воспитанием, физ. развитием)
? Частичная интеграция (интеграция худ. литературы и изодеятельности)
? Интеграция на основе единого проекта, в основе которого лежит проблема.
Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
• занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования и т.д.;
• комплексные блочно-тематические занятия;
• интеграция:
−частичная интеграция;
−полная интеграция;
• метод проектов:
−форма организации образовательного пространства;
−метод развития творческого познавательного мышления.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
? На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
? Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
? Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
? Составление плана-схемы проекта.
? Сбор, накопление материала.
? Включение в план схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
? Домашние задания для сам. выполнения.
? Презентация проекта, открытое занятие.
Основные этапы метода проектов
1. Целеполагание: педагог помогает ребёнку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определённый отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
к кому обратится за помощью (взрослому, педагогу);
в каких источниках можно найти информацию;
какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
В настоящее время проекты классифицируются:
? по составу участников;
? по целевой установке;
? по тематике;
? по срокам реализации.
По продолжительности они бывают краткосрочными (одно или несколько занятий), средней продолжительности, долгосрочные (например, «Творчество Пушкина» - на учебный год).
Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи развития:
обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
развитие познавательных способностей;
развитие творческого воображения;
развитие творческого мышления;
развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.
В старшем дошкольном возрасте – это:
формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться к школьному обучению.
2.Практическая часть
Задание №1. Работа в группах. Определите к какому из столбцов таблицы относится «Деятельность педагога» и «Деятельность детей»?
Этапы
проекта
?
?
1 этап
1. Формулирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.
2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.
3. Формулирует задачу (нежёстко).
1. Вхождение в проблему.
2. Вживание в игровую ситуацию.
3. Принятие задачи.
4. Дополнение задач проекта.
2 этап
4. Помогает в решении задачи.
5. Помогает спланировать деятельность
6. Организует деятельность.
5. Объединение детей в рабочие группы.
6. Распределение амплуа.
3 этап
7. Практическая помощь (по необходимости).
8. Направляет и контролирует осуществление проекта.
7. Формирование специфических знаний, умений навыков.
4 этап
9. Подготовка к презентации.
10.Презентация.
8. Продукт деятельности готовят к презентации.
9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.
Задание №2. Изобразите в тетради схематично алгоритм организации проектной деятельности, который вы используете в своей работе
Алгоритм организации проектной деятельности:
Проблема
Задание №3. Проанализируйте просмотренные мероприятия :
- мастер- класс“ Проектная деятельность учащихся начальных классов”.учителя начальных классов
- мастер- класс воспитателя ДОУ по использованию деятельностного метода в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.