Создание здорового психологического климата в коллективе
Создание здорового психологического климата в коллективе
Вологодская область
г.Череповец
МБДОУ «Детский сад № 26»
М.Ю.Коннова, педагог-психолог
Тема «Создание здорового психологического климата в коллективе»
Создание положительного психологического климата в педагогическом коллективе — одна из важных задач в работе педагога-психолога. Практика свидетельствует, что гораздо легче закладывать нормы деловых и личных отношений в новом, только начинающем складываться коллективе, чем что-то изменить в отношениях людей, много лет проработавших вместе. И здесь на помощь приходит знание психологии, умение понять человека, сопереживать ему, т.е. в коллективе складывается психологическая культура отношений. Психологическая культура как бы продолжает линию физической культуры, здоровья человека. И если физическая культура способствует развитию и сохранению физического здоровья, то психологическая культура способствует развитию потенциалов личности: интеллекта, характера, общей культуры поведения.
Познание самого себя, как и других людей, во всем многообразии, неповторимости является основой психологической культуры. Заблуждение большинства людей в том, что каждый считает окружающих похожими на себя. Давая оценки другим, мы часто исходим из своего понимания человека, его характера, мышления, поведения. И тех, кто от нас отличается, мы считаем хорошими или плохими людьми. Такая стихийность оценок – признак низкой психологической культуры. Все это затрудняет взаимоотношения с коллегами, вызывает конфликты, отрицательные эмоции. Значит, нужно учиться разбираться в своих отношениях с педагогами, понимать, что окружающие - не меньшая, а может быть и большая ценность, чем ты сам.
Расширение знаний о себе и других людях, умение установить оптимальные отношения, навыки личностного и делового общения - вот путь, который предлагает современная психологическая наука. В совместной профессиональной деятельности чрезвычайно важна сработанность участников, когда дело спорится, когда понимают друг друга с полуслова. А в педагогическом коллективе это условие является главным, т.к только коллектив единомышленников может успешно решать задачи по воспитанию детей.
Чтобы сформировать такой коллектив единомышленников мы ставим задачу создания положительного психологического климата. Работа эта началась с изучения информации о кадровом составе (образование, стаж, опыт работы). образование стаж опыт работы
Это позволяет сделать вывод, что образовательный и профессиональный уровень работников достаточно высокий. Но это не всегда помогает работе, а наоборот, иногда приводит к конфликтам, т.к. в профессиональных спорах каждый считает свою точку зрения неоспоримой, приоритетной.
Следующим этапом работы было определение взаимоотношений в микрооллективах - 11 специализированных группах.
При помощи социометрии (методики, предложенной американским психологом Дж.Морэно) постарались определить, кто с кем хотел бы работать в группе. Техника проведения исследования проста; работникам раздаются листы бумага, каждый пишет в верхнем углу свою фамилию, а ниже ставит цифры 1, 2, 3. Затем читаются вопросы типа: "С кем бы ты хотел поехать в отпуск?", "К кому бы обратился за помощью в написании конспекта занятии".* Единственное условие, чтобы это были люди из своего коллектива. Дальше все ответы систематизируются и делается вывод, учтена ли психологическая совместимость педагогов, работающих в паре, на группе в целом. Данный метод социологического исследования не может до конца дать объективные результаты (в силу субъективных причин). И все же социометрия показала, что нужно обратить особое внимание на микроклимат в некоторых группах.
Выяснив психологическую совместимость педагогов в группах и некоторые причины возникновения конфликтных ситуаций, мы поставили задачу научить педагогов психологической культуре общения.
Для решения этой задачи можно использовать уточненную методику определения профессиональных типов по Климову Е.А.
Модифицированный вариант ДДО (дифференциально-диагностический опросник) для педагогов дошкольных учреждений Малышев К.Б., Малышева О.А.)
Педагогам детского сада сообщается, что опросник выявляет педагогические ориентации, которые воспитатель проявляет в своей работе Предлагается начертить таблицу (табл. 1). Из двух утверждений ("а" и "б"') нужно выбрать предпочитаемый ответ и поставить "+" (да) или "-" (нет) в приведенной ниже таблице.
1а.Ухаживать за растениями и животными уголка природы.
1б Уделять особое внимание и оказывать помощь больным детям.
2а.Составлять перечни книг и материалов, необходимых для воспитательно-образовательного процесса, вести учет использования материалов (бумага, гуашь, кисточки и т.д.)
2б С большим удовольствием рассматривать с детьми и комментировать альбомы и репродукции картин, книги по искусству.
3а.Организовывать родителей группы на субботник.
3б Заниматься диагностической работой в детском саду.
4а.Следить за состоянием, развитием растений в уголке природы и на участке.
4б Заниматься работой с родителями, убеждать их в чем-либо, учить.
5а.Составить меню-раскладку на один день, если потребуется.
5б Читать детям художественную литературу, рассказывать и инсценировать сказки.
6а.Быть ответственным за организацию и проведение какого-либо мероприятия.
6б Познавать новую информацию в области педагогики и психологии.
7а.Проводить вместе с детьми опыты в природе, узнавать свойства и т предметов.
7б Учить детей выполнять физически упражнения, играть в подвижные игры.
8а.Увлечь детей решением арифметических задач.
8б Принимать участие в подготовке и проведении детских утренников.
9а.Перепоручить часть общественной нагрузки коллегам.
9б Заниматься самообразованием.
10а.Выполнять с детьми требования по содержанию аквариума.
10б Сделать сообщение на какую-либо тему, поделиться опытом работы.
11а.Производить расчёт посещаемости детей за месяц.
11б Подготовить красочно тематическую выставку, в едином стиле оформить помещение группы.
12а.Руководить людьми.
12б Подготовить статью в научно-иетодический журнал.
13а.Изготовлять по чертежам мягкую игрушку, по выкройте сшить кукольное бельё.
13б Разбирать споры между педагогами, участвовать в дискуссии по педагогическим вопросам, разъясняя свою точку зрения.
14а Обучать детей написанию букв, звуко-слоговому анализу.
14б Принимать участие в оформлении музыкального зала к празднику.
15а.Помогать детскому саду в приобретении оборудования, игрушек, инвентаря и пр. через шефов, спонсоров и других лиц.
15б Научить ребёнка логическому мышлению.
16а.Заниматься с детьми конструктивной деятельностью.
16б Оказать ребёнку первую медицинскую помощь до прибытия врача.
17а.Вести учет и анализ антропометрических данных детей за определённый период.
17б Учить детей определённым видам росписи (Хохлома, Городец, Дымка и т.п.)
18а.Заиматься профсоюзной работой.
18б Придумать новую методику обучения детей.
19а.Овладеть техникой выжигания по дереву и научить этому детей.
19б Быть наставником молодых педагогов.
20а.Изучать с детьми знаки и правила дорожного движения.
20б Эстетично оформить информацию для родителей.
21а.Организовать и провести подготовку группы к началу учебного года.
21б Развивать у дошкольников умение устанавливать причинно-следственные связи.
22б Организовывать культпоходы коллег в кино, театры, турпоходы.
23а.Печатать на компьютере.
23б Исполнять роль любого персонажа на детском утреннике или развлечении.
24а.По итогам анкетирования провести родителям «круглый стол» по проблеме воспитания детей.
24б Придумывать для детей кроссворды в доступной форме.
Ключ к методике.
Подсчитываем количество плюсов в каждом из шести вертикальных столбцов и проставляем в нижних клетках таблицы. В первом столбце определяется направленность педагогической работы «педагог-реалистический мир», во втором – «педагог-человек», в третьем – «педагог – знаковая система», в четвертом – «педагог - художественный образ», в пятом – «педагог-общество», в шестом – «педагог – наука».
Наибольшая сумма плюсов в тех или иных столбцах той или иной направленности личности дошкольного педагога.
Предлагаемая диагностика позволяет лучше понять ориентации сознания, интересы и установки педагогов в зависимости от их профиля личности.
Педагог с гармоническим профилем личности, у которого наблюдается баланс во всех 6-ти ориентациях, может быть успешен в своей работе, способствует созданию здорового психологического климата в коллективе.
В детском саду с этой целью был проведен ряд мероприятий: деловые игры («Формирование модели "идеального педагога», «Как разрешать конфликты?»), беседы, тестирование, тренинги по общению, индивидуальное психологическое консультирование, обзор психологической литературы.
Остановимся на некоторых формах работы с коллективом.
Ежемесячно проводились тренинги, благодаря которым работники д/сада имели возможность преодолеть трудности в работе, избавиться от своих «комплексов», лучше понять себя и коллег, родителей, детей.
На одном из таких занятий педагоги убедились, каким образом рождаются в коллективе слухи, проследив психологический механизм их возникновения.
Ведущий предлагает 10 педагогам выйти за дверь, приглашает к себе 2-х собеседников. Дается задание: одному (по картине) сделать словесное описание, второго внимательно слушать и передать информацию следующему, пришедшему из коридора. Второй собеседник передает информацию, которую он запомнил из рассказа первого собеседника, и передает третьему}, третий - четвертому и т.д. Последнему рассказчику и всем участника игры показывается репродукция. Далее сравнивается последний рассказ с содержанием картины.
В итоге получается, что рассказы очень отличаются от первоначального варианта (см. картину). Жюри отмечает, на каком этапе появилось искажение при передаче информации, в чем оно заключается.
В конце занятия ведущий делает вывод о том, что каждый участник игры превносит только ту информацию, которая именно для него была значима. Играющие проследили, насколько влияют индивидуальные особенности восприятия, воображение, фантазия на передачу информации.
На тренинге был сделан вывод о том, что не надо обращать внимания на слухи, нельзя пользоваться непроверенной информацией.
Такие серии тренингов, как "Умеем ли мы общаться?", "Похвали себя", "Кто я?». "Багаж в дорогу", "Об умении говорить комплименты" и многие другие погуляют посмотреть на себя со стороны глазами коллег. Они дают почувствовать, что с одними людьми легко вступать в контакт, говорить что-то откровенно, "в глаза", а с другими — наоборот. На каждом занятии педагоги имеют возможность "открыть" своих коллег с новой стороны, узнать об их внутреннем мире, интересах, возможностях. Познавая себя, можно познать друга.
На занятиях по аутогенной тренировке использовались и шутливые тесты, которые раскрывают особенности характера, эмоционального состояния.
Мы считаем, что работа, проводимая по обучена» кой культуре общения, оказывает большую помощь вое кого климата в коллективе.
Своеобразным индикатором может служить методика оценки психологического климата в коллективе. Результаты анонимного тестирования будут важны для определения конкретной работы в этом важном направлении, как для психолога, так и руководства дошкольным учреждением.
Литература
Обозов Н-Н. Психология делового общения. Л., 1991. Обозов Н.Н. Психология взрослого человека. Л., 1991 - Обозов Н.Н. Психологическая культура отношений. СПб., 1992. Полянская Н.Г. Преподавателю о педагогическом общении. СПб., 1992. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии- Под ред. Крылова А.А.Л., 1990.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Создание здорового психологического климата в коллективе»
Вологодская область
г.Череповец
МБДОУ «Детский сад № 26»
М.Ю.Коннова, педагог-психолог
Тема «Создание здорового психологического климата в коллективе»
Создание положительного психологического климата в педагогическом коллективе — одна из важных задач в работе педагога-психолога. Практика свидетельствует, что гораздо легче закладывать нормы деловых и личных отношений в новом, только начинающем складываться коллективе, чем что-то изменить в отношениях людей, много лет проработавших вместе. И здесь на помощь приходит знание психологии, умение понять человека, сопереживать ему, т.е. в коллективе складывается психологическая культура отношений. Психологическая культура как бы продолжает линию физической культуры, здоровья человека. И если физическая культура способствует развитию и сохранению физического здоровья, то психологическая культура способствует развитию потенциалов личности: интеллекта, характера, общей культуры поведения.
Познание самого себя, как и других людей, во всем многообразии, неповторимости является основой психологической культуры. Заблуждение большинства людей в том, что каждый считает окружающих похожими на себя. Давая оценки другим, мы часто исходим из своего понимания человека, его характера, мышления, поведения. И тех, кто от нас отличается, мы считаем хорошими или плохими людьми. Такая стихийность оценок – признак низкой психологической культуры. Все это затрудняет взаимоотношения с коллегами, вызывает конфликты, отрицательные эмоции. Значит, нужно учиться разбираться в своих отношениях с педагогами, понимать, что окружающие - не меньшая, а может быть и большая ценность, чем ты сам.
Расширение знаний о себе и других людях, умение установить оптимальные отношения, навыки личностного и делового общения - вот путь, который предлагает современная психологическая наука. В совместной профессиональной деятельности чрезвычайно важна сработанность участников, когда дело спорится, когда понимают друг друга с полуслова. А в педагогическом коллективе это условие является главным, т.к только коллектив единомышленников может успешно решать задачи по воспитанию детей.
Чтобы сформировать такой коллектив единомышленников мы ставим задачу создания положительного психологического климата. Работа эта началась с изучения информации о кадровом составе (образование, стаж, опыт работы).
образование
стаж
опыт работы
Это позволяет сделать вывод, что образовательный и профессиональный уровень работников достаточно высокий. Но это не всегда помогает работе, а наоборот, иногда приводит к конфликтам, т.к. в профессиональных спорах каждый считает свою точку зрения неоспоримой, приоритетной.
Следующим этапом работы было определение взаимоотношений в микрооллективах - 11 специализированных группах.
При помощи социометрии (методики, предложенной американским психологом Дж.Морэно) постарались определить, кто с кем хотел бы работать в группе. Техника проведения исследования проста; работникам раздаются листы бумага, каждый пишет в верхнем углу свою фамилию, а ниже ставит цифры 1, 2, 3. Затем читаются вопросы типа: "С кем бы ты хотел поехать в отпуск?", "К кому бы обратился за помощью в написании конспекта занятии".* Единственное условие, чтобы это были люди из своего коллектива. Дальше все ответы систематизируются и делается вывод, учтена ли психологическая совместимость педагогов, работающих в паре, на группе в целом. Данный метод социологического исследования не может до конца дать объективные результаты (в силу субъективных причин). И все же социометрия показала, что нужно обратить особое внимание на микроклимат в некоторых группах.
Выяснив психологическую совместимость педагогов в группах и некоторые причины возникновения конфликтных ситуаций, мы поставили задачу научить педагогов психологической культуре общения.
Для решения этой задачи можно использовать уточненную методику определения профессиональных типов по Климову Е.А.
Модифицированный вариант ДДО (дифференциально-диагностический опросник) для педагогов дошкольных учреждений Малышев К.Б., Малышева О.А.)
Педагогам детского сада сообщается, что опросник выявляет педагогические ориентации, которые воспитатель проявляет в своей работе Предлагается начертить таблицу (табл. 1). Из двух утверждений ("а" и "б"') нужно выбрать предпочитаемыйответ и поставить "+" (да) или "-" (нет) в приведенной ниже таблице.
1а
1б
2а
2б
3а
3б
4а
4б
5а
5б
6а
6б
7а
7б
8а
8б
9а
9б
10а
10б
11а
11б
12а
12б
13а
13б
14а
14б
15а
15б
16а
16б
17а
17б
18а
18б
19а
19б
20а
20б
21а
21б
22а
22б
23а
23б
24а
24б
сумма
сумма
сумма
сумма
сумма
сумма
Если бы пришлось выбирать, то вы бы могли:
а
б
1.Ухаживать за растениями и животными уголка природы.
Уделять особое внимание и оказывать помощь больным детям.
2.Составлять перечни книг и материалов, необходимых для воспитательно-образовательного процесса, вести учет использования материалов (бумага, гуашь, кисточки и т.д.)
С большим удовольствием рассматривать с детьми и комментировать альбомы и репродукции картин, книги по искусству.
3.Организовывать родителей группы на субботник.
Заниматься диагностической работой в детском саду.
4.Следить за состоянием, развитием растений в уголке природы и на участке.
Заниматься работой с родителями, убеждать их в чем-либо, учить.
5.Составить меню-раскладку на один день, если потребуется.
Читать детям художественную литературу, рассказывать и инсценировать сказки.
6.Быть ответственным за организацию и проведение какого-либо мероприятия.
Познавать новую информацию в области педагогики и психологии.
7.Проводить вместе с детьми опыты в природе, узнавать свойства и т предметов.
Учить детей выполнять физически упражнения, играть в подвижные игры.
8.Увлечь детей решением арифметических задач.
Принимать участие в подготовке и проведении детских утренников.
9.перепоручить часть общественной нагрузки коллегам.
Заниматься самообразованием.
10.Выполнять с детьми требования по содержанию аквариума.
Сделать сообщение на какую-либо тему, поделиться опытом работы.
11.Производить расчёт посещаемости детей за месяц.
Подготовить красочно тематическую выставку, в едином стиле оформить помещение группы.
12.Руководить людьми.
Подготовить статью в научно-иетодический журнал.
13.Изготовлять по чертежам мягкую игрушку, по выкройте сшить кукольное бельё.
Разбирать споры между педагогами, участвовать в дискуссии по педагогическим вопросам, разъясняя свою точку зрения.
14.бучать детей написанию букв, звуко-слоговому анализу.
Принимать участие в оформлении музыкального зала к празднику.
15.Помогать детскому саду в приобретении оборудования, игрушек, инвентаря и пр. через шефов, спонсоров и других лиц.
Научить ребёнка логическому мышлению.
16.Заниматься с детьми конструктивной деятельностью.
Оказать ребёнку первую медицинскую помощь до прибытия врача.
17.Вести учет и анализ антропометрических данных детей за определённый период.
Учить детей определённым видам росписи (Хохлома, Городец, Дымка и т.п.)
18.Заиматься профсоюзной работой.
Придумать новую методику обучения детей.
19.Овладеть техникой выжигания по дереву и научить этому детей.
Быть наставником молодых педагогов.
20.Изучать с детьми знаки и правила дорожного движения.
Эстетично оформить информацию для родителей.
21.Организовать и провести подготовку группы к началу учебного года.
Развивать у дошкольников умение устанавливать причинно-следственные связи.
Организовывать культпоходы коллег в кино, театры, турпоходы.
23.Печатать на компьютере.
Исполнять роль любого персонажа на детском утреннике или развлечении.
24.По итогам анкетирования провести родителям «круглый стол» по проблеме воспитания детей.
Придумывать для детей кроссворды в доступной форме.
Ключ к методике.
Подсчитываем количество плюсов в каждом из шести вертикальных столбцов и проставляем в нижних клетках таблицы. В первом столбце определяется направленность педагогической работы «педагог-реалистический мир», во втором – «педагог-человек», в третьем – «педагог – знаковая система», в четвертом – «педагог - художественный образ», в пятом – «педагог-общество», в шестом – «педагог – наука».
Наибольшая сумма плюсов в тех или иных столбцах той или иной направленности личности дошкольного педагога.
Предлагаемая диагностика позволяет лучше понять ориентации сознания, интересы и установки педагогов в зависимости от их профиля личности.
Педагог с гармоническим профилем личности, у которого наблюдается баланс во всех 6-ти ориентациях, может быть успешен в своей работе, способствует созданию здорового психологического климата в коллективе.
В детском саду с этой целью был проведен ряд мероприятий: деловые игры («Формирование модели "идеального педагога», «Как разрешать конфликты?»), беседы, тестирование, тренинги по общению, индивидуальное психологическое консультирование, обзор психологической литературы.
Остановимся на некоторых формах работы с коллективом.
Ежемесячно проводились тренинги, благодаря которым работники д/сада имели возможность преодолеть трудности в работе, избавиться от своих «комплексов», лучше понять себя и коллег, родителей, детей.
На одном из таких занятий педагоги убедились, каким образом рождаются в коллективе слухи, проследив психологический механизм их возникновения.
Ведущий предлагает 10 педагогам выйти за дверь, приглашает к себе 2-х собеседников. Дается задание: одному (по картине) сделать словесное описание, второго внимательно слушать и передать информацию следующему, пришедшему из коридора. Второй собеседник передает информацию, которую он запомнил из рассказа первого собеседника, и передает третьему}, третий - четвертому и т.д. Последнему рассказчику и всем участника игры показывается репродукция. Далее сравнивается последний рассказ с содержанием картины.
В итоге получается, что рассказы очень отличаются от первоначального варианта (см. картину). Жюри отмечает, на каком этапе появилось искажение при передаче информации, в чем оно заключается.
В конце занятия ведущий делает вывод о том, что каждый участник игры превносит только ту информацию, которая именно для него была значима. Играющие проследили, насколько влияют индивидуальные особенности восприятия, воображение, фантазия на передачу информации.
На тренинге был сделан вывод о том, что не надо обращать внимания на слухи, нельзя пользоваться непроверенной информацией.
Такие серии тренингов, как "Умеем ли мы общаться?", "Похвали себя", "Кто я?» . "Багаж в дорогу", "Об умении говорить комплименты" и многие другие погуляют посмотреть на себя со стороны глазами коллег. Они дают почувствовать, что с одними людьми легко вступать в контакт, говорить что-то откровенно, "в глаза", а с другими — наоборот. На каждом занятии педагоги имеют возможность "открыть" своих коллег с новой стороны, узнать об их внутреннем мире, интересах, возможностях. Познавая себя, можно познать друга.
На занятиях по аутогенной тренировке использовались и шутливые тесты, которые раскрывают особенности характера, эмоционального состояния.
Мы считаем, что работа, проводимая по обучена» кой культуре общения, оказывает большую помощь вое кого климата в коллективе.
Своеобразным индикатором может служить методика оценки психологического климата в коллективе. Результаты анонимного тестирования будут важны для определения конкретной работы в этом важном направлении, как для психолога, так и руководства дошкольным учреждением.
Литература
Обозов Н-Н. Психология делового общения. Л., 1991. Обозов Н.Н. Психология взрослого человека. Л., 1991 -Обозов Н.Н. Психологическая культура отношений. СПб., 1992. Полянская Н.Г. Преподавателю о педагогическом общении. СПб., 1992. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии- Под ред. Крылова А.А..Л., 1990.