Методические материалы для занятий с родителями.
Занятие первое.
- Лекция: «Роль семьи в воспитании подрастающего поколения».
- Беседа: «Учебная работа первоклассников и задачи родителей».
План.
1.Содержание школьного образования в начальных классах. Современные взгляды на интеллектуальные возможности младшего школьника, на необходимость его трудового воспитания и физическое развитие.
2.Задачи начального обучения в условиях осуществления реформы школы:
а) способствовать созданию у учащихся широкого диапазона первоначальных конкретных знаний о явлениях природы и важнейших событиях общественной жизни; помочь детям уяснить свои обязанности перед семьёй, школой, детской организацией, перед обществом;
б) вооружить школьников основательными и прочными знаниями, умениями и навыками в области чтения, письма и счёта, обучить элементарным трудовым навыкам;
в) «научить учиться» каждого школьника – важное условие успешного усвоения программ по всем учебным предметам;
г) добиться максимального развития у учащихся наблюдательности, мышления, воображения, речи, памяти, воли. Диалектическая связь этих задач.
3.Реформа школы о совершенствовании учебных программ:
а) введение новых программ – важный этап в совершенствовании содержания образования в нашей стране;
б) всемерное сближение теории и практики обучения, более тесная связь обучения с жизнью;
в) значительно большее внимание воспитанию учащихся в процессе обучения;
г) опора на непосредственное восприятие при изучении природных явлений и трудовой деятельности людей, раскрытие взаимосвязи, закономерностей явлений и преобразующей роли человека;
д) расширение круга представлений о жизни нашего общества, о выдающих достижениях науки и техники;
е) доступность учебного материала для прочного усвоения учащимися.
- На что родителям обратить особое внимание:
а) поступление ребёнка в школу – новый этап в жизни семьи. Новые обязанности ребёнка. Новые заботы родителей. Учитель – новый друг семьи.
б) почему первоклассникам в первые месяцы не задаются письменные домашние задания. Необходимость постепенного переключения первоклассников от домашнего ритма жизнедеятельности на школьный учебный распорядок;
в) как уберечь первоклассников от перегрузки (недопустимость со стороны родителей самим давать домашние задания первоклассникам, необходимость соблюдения меры во внешкольных занятиях первоклассников, поощрение игровой деятельности первоклассников, обязанность ежедневных прогулок и игр на свежем на свежем воздухе);
г) как помогать ребёнку в учении в период, когда ещё нет письменных домашних заданий. Интерес родителей к учебной деятельности ребёнка ( «Что нового узнал сегодня в школе?»). Поощрение первых успехов ребёнка в учении, тактическое отношение к его возможным неудачам. Развитие родителями познавательного интереса ребёнка. Дидактические игры в семье, на прогулке. Приучение первоклассника к самостоятельности. Уголок школьника;
д) досуг семьи. Первоклассник у телевизора;
е) родители – верные союзники учителя. Какую помощь родители обязаны оказать школе, учителю;
ж) необходимость ознакомления родителей с некоторыми темами программы и методами их преподнесения. Какие занятия школа организует для родителей.
5.Первые дни занятий:
а) общая характеристика учебной работы и поведения первоклассников в первые дни;
б) какие трудности испытывали первоклассники. Советы родителям.
Занятие второе.
- Лекция : «Младший школьный возраст и его особенности».
План.
Характеристика анатомо – физиологических и индивидуально – психологических особенностей младшего школьника, пути, средства и задачи его физического воспитания. Особенности нервной системы детей младшего школьного возраста.
Режим дня школьника. Изменение работоспособности школьника в течение недели. Значение правильной организации отдыха ребёнка. Сон, его значение и гигиеническая организация.
Гигиенические требования к одежде, белью, обуви детей. Навыки личной гигиены школьников, пути и методы воспитания их в семье.
Особенности начального периода школьной жизни ребёнка. Новые обязанности и требования. Изменение взаимоотношения младшего школьника со взрослыми и сверстниками. Роль учителя в жизни ребёнка. Формирование личности младшего школьника в учебной и общественной деятельности. Усвоение моральных норм и правил поведения.
Новый этап развития потребностей и форм общения с приходом ребёнка в школу и началом учебной деятельности. Интересы младшего школьника, особенности развития его воли и характера. Подражательность, эмоциональность, впечатлительность учащихся начальных классов, пластичность их нервной системы.
Особенности познавательных процессов, восприятие, внимание, память и воображение младшего школьника. Детская рассеянность, её предупреждение и преодоление. Индивидуальные особенности младшего школьника.
2.Педагогический практикум.
а) Педагогическое самообразование родителей – важный путь овладения искусством воспитания (краткая беседа о педагогическом самообразовании).
б) Рекомендации по самообразованию. Посоветовать родителям прочитать статьи , которые посвящены трудовому воспитанию детей в семье.
в) Предложить родителям охарактеризовать (в уме для себя) индивидуальные особенности своего ребёнка. Определить черты его характера.
г) Дать отдельным родителям поручения по подготовке конференции по трудовому воспитанию младших школьников в семье. Группе родителей поручается посетить две – три семьи и ознакомиться, как осуществляют они трудовое воспитание своих детей в семье. Нескольких родителей учитель просит поделиться опытом по трудовому воспитанию.
Занятие третье.
- Конференция: «Труд в жизни младших школьников». (Выступают родители, а также члены родительского комитета, проверявшие состояние трудового воспитания в отдельных семьях. Используются также данные опроса родителей.
- Вступительное слово учителя.
Трудовое воспитание,участие школьников в общественно –полезном,производительном труде – незаменимые факторы выработки осознанного отношения к учёбе, нравственного и интеллектуального формирования личности, физического развития.
Труд детей в семье. Их любимые занятия. Обязанность родителей организовать труд детей в семье – по поддержанию порядка в хилых помещениях,приготовлению пищи, стирке и починке одежды.
- Выступление родителей (обмен опытом).
- Заключительное слово.
- Педагогический практикум. Проанализируйте данные ситуации.
«У входа в дом стоит розовощёкая девочка – первоклассница. На ногах у
неё – резиновые сапожки. Мать, низко склонившись, отмывает их от грязи.
Подхожу поближе и спрашиваю:
- Чем девочка болеет?
- Моя девочка вполне здорова. Посмотрите: стоит как королева! – откликнулась мать.
Тогда обращаюсь к девочке:
- Разве, перед тем как пойти в школу, ты не сама моешь обувь?
Девчушка утвердительно кивает и объясняет мне, как непонятному:
- А здесь мне мама не разрешает мять…
Женщина, сообразив, что к чему, смутилась, но всё же в мою сторону посмотрела с укоризной.
С работы домой я иду по улице и нередко вижу: у одного домика дед с внуком старательно наводят чистоту. Мальчугану тоже не больше семи лет. Он метёт, скребёт снег, ловко орудует небольшой лопатой. И летом онидружно работают. Иногда дедушка слегка помогает внуку или показывает, как надо делать». Я.И.Носков.