kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система методической работы как средство повышения профессиональной компетентности по развитию детского экспериментирования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система методической работы как средство повышения профессиональной компетентности по развитию детского экспериментирования

             

В Концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в  ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому, задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний, а в «превращении знаний в инструмент творческого освоения мира» [1, с.78]. Оно должно строиться как самостоятельный творческий поиск. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть стоящими у истоков становления личности.

С особой остротой встает вопрос о развитии у детей положительного отношения к познанию. Один из возможных путей – «создание условий для детского экспериментирования, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям» [ 2, с.99].

Наш детский сад имеет приоритетное направление интеллектуального развития, а также мы работаем по программе «Радуга» (авт. Т.Н.Доронова и др.), в которой нашла отражение центральная идея отечественной психологической школы – о творческом характере развития.  В связи с этим для нас представляет особый интерес изучение детского экспериментирования – истинно детской деятельности и его активное внедрение в практику работы дошкольного учреждения.

Теоретической базой опыта работы стали исследования О.В. Дыбиной, которые помогли выяснить «сущность детского экспериментирования как формы поисковой деятельности, его структуру и значение в развитии личности ребёнка» [2,с.101]. Она утверждает, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование» [2,с.103]. По мнению О.В. Дыбиной, именно эта деятельность идёт от самого ребёнка с первых месяцев его жизни.  «В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами» [2, с.104]. Современные исследователи (Савенков А.И., Иванова А.И., Куликовская И.Э. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста.

Однако, детское экспериментирование в практике ДОУ используется ещё недостаточно широко, хотя оно является важнейшим средством развития таких качеств личности, как творческая активность и самостоятельность. Это обусловлено рядом причин.

Так, анализ образовательных программ позволил выявить следующее: детская экспериментальная деятельность предлагается в программе «Детство» (под ред. Т.И.Бабаевой и др.) в разделе «В игре ребёнок развивается, познаёт мир, общается» в части «Игра-экспериментирование»; в «Программе воспитания и обучения в детском саду»  (под ред. М.А.Васильевой) в разделе «Умственное воспитание» выделена задача: развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов; в  программе «Радуга» (состав. Т.Н.Доронова и др.)  в разделе «Познавательное развитие» выделены два направления: первое - знакомить детей с интересными фактами, сведениями о мире; второе  – создать условия для самостоятельной поисковой деятельности детей. Все программы указывают на необходимость детского экспериментирования, но сам процесс не раскрыт, не раскрыто содержание знаний, умений, навыков, способов познания и опыта творческой деятельности, что не позволяет практикам реализовывать образовательную программу в полной мере.

Кроме того, педагогу надо суметь подобрать из имеющихся методических разработок то, что учитывает, с одной стороны, задачи развития, а с другой стороны, актуальные интересы детей. Зачастую «рациональный опыт взрослого сужает границы накопления детьми личного опыта взаимодействия с предметами и явлениями, а ребёнку дошкольного возраста свойственны любознательность, желание самостоятельно искать причину» [2,с.106].

Всё это натолкнуло нас на необходимость анализа организационных, технологических, содержательных компонентов исследовательской деятельности, на выявление факторов, ограничивающих развитие познавательных способностей детей,  и определение путей их устранения.

Таким образом, учитывая актуальность вопроса детского экспериментирования, недостаточность теоретической разработанности темы и как следствие – затруднения, испытываемые  педагогами в организации этой работы, их потребность в повышении профессионального мастерства, актуальным для нас стало создание системы методической работы, поиск  эффективных форм и видов работы с кадрами и оказания им методической помощи по проблеме организации  экспериментальной деятельности дошкольников.

Исходя из этого, мы поставили цель - обновление содержания методической работы с учётом деятельности ДОУ по интеллектуальному направлению и методического обеспечения организации непосредственной образовательной деятельности по организации эксперимента как метода познания окружающего мира в дошкольном возрасте.

На начальной ступени большое внимание было уделено созданию информационной среды и информационного обеспечения. Совместно с педагогом-психологом было проведено анкетирование педагогов с целью выявления состояния организации детского экспериментирования, выявления положительных достижений и возможных затруднений воспитателей в работе по данному направлению. Анализ диагностических карт  показал, что 46% педагогов испытывают трудности в реализации данного направления в связи с недостаточной изученностью экспериментальной деятельности дошкольников.

С целью совершенствования научно-методической и материально-технической базы по экспериментальной деятельности дошкольников в методическом кабинете была подобрана литература по развитию познавательного интереса дошкольников средствами экспериментирования; оформлена картотека публикаций по данному направлению, разработаны методические рекомендации по оснащению уголков в группах и по организации работы с детьми.

Поскольку в основной образовательной  программе «Радуга» в теме «Познавательное развитие детей» определены  направления, но нет рекомендаций по организации этой работы с дошкольниками, нами были изучены материалы некоторых разделов из других  программ: «Ребенок в мире поиска» под редакцией О.В. Дыбиной; программы «Детское экспериментирование» И. Э.Куликовской, Н.Н.Совгир; методики А.И. Ивановой по организации экологических наблюдений экспериментов в детском саду.

Созданная система педагогического мониторинга позволила собрать  необходимую информацию для принятия и коррекции решений, направленных на достижение поставленных задач. Она  включала в себя [3,с. 12]:

Для детей – была разработана диагностическая карта исследования динамики развития познавательной активности дошкольников средствами экспериментирования.

Для  педагогов - был предложен опросник для оценки и самооценки профессионализма по организации экспериментальной деятельности дошкольников.

Для родителей - была составлена анкета, направленная на изучение    их отношения к поисково-исследовательской активности ребенка.

Для вооружения педагогов необходимыми педагогическими техниками и методиками были проведены: семинар-практикум «Особенности детского экспериментирования»; консультации «Экспериментальная деятельность со старшими дошкольниками», «Организация уголка экспериментатора», «Ранний возраст: игры, развивающие познавательную активность». Для определения новых подходов по развитию детского экспериментирования, выявления положительного опыта работы проведён педагогический совет «Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности».

Хорошим стимулом для педагогов служило включение их в творческую группу для разработки и апробации конспектов познавательных занятий с элементами экспериментирования. Также творческой группой детского сада во главе со старшим воспитателем были подобраны эксперименты для каждой возрастной группы. Это помогло педагогам, «во-первых, активно внедрять эксперимент в разные виды детской деятельности; во-вторых, в системе решать поставленные задачи; в-третьих, качественно осуществлять педагогический процесс» [3,с. 16].

Воспитатели  провели открытые занятия внутри сада и на муниципальном уровне: «Удивительные свойства воздуха», «Как органы человека помогают друг другу», «Школа здоровья», «В гости к звездам», «Знакомство со свойствами песка и глины».

Для динамичного развития содержания воспитательно-образовательного процесса по изучаемой проблеме, повышения его эффективности, необходимо своевременное выявление и коррекция состояния и результатов работы педагогического коллектива. С этой целью нами была разработана система контроля, включающая в себя разные формы и виды.

Был проведён смотр-конкурс «Уголок экспериментатора», который позволил укрепить материально-техническую базу, выявить передовой опыт, способствовал развитию инициативы и творческого потенциала воспитателей. Были оборудованы мини-лаборатории, укомплектованные всем необходимым (лабораторная посуда, простые приборы, объекты живой и неживой природы). Оформлены картотеки опытов и экспериментов, которыми могут пользоваться и взрослые, и дети.

Изучение документации, перспективного и календарного планирования, оперативный контроль по выполнению решений педсовета, проведение тематического контроля «Экспериментальная деятельность дошкольников», мониторинг качества усвоения знаний показали эффективность воспитательно-образовательной работы в детском саду по данному разделу. При обсуждении итогов посещения групп, нами использовались методы взаимоконтроля и самоанализа педагогов, позволяя тем самым развивать педагогическую рефлексию, умение прогнозировать возможные затруднения в решении педагогических ситуаций.

Систематический анализ результатов контроля позволил нам своевременно регулировать и корректировать процесс управления развитием познавательно-поисковой активности дошкольников средствами экспериментирования, что в свою очередь привело к реализации поставленных задач в методической работе ДОУ.

Таким образом, созданная система методической работы, ориентированная на индивидуальность педагогов, совершенствование творческого потенциала, профессиональной мотивации, позволила нам создать «коллектив единомышленников – как залог эффективности организованной инновационной  деятельности детского сада» [2,с.124]. Значительно повысился уровень профессионального мастерства воспитателей при проведении занятий по экспериментированию. Педагоги детально продумывают методы и приёмы обучения, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка, его психофизические особенности, полоролевую направленность в воспитании детей. Это позволяет полноценно спроектировать результат педагогических воздействий уже в процессе подготовки к занятию, а затем  грамотно проанализировать свою деятельность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система методической работы как средство повышения профессиональной компетентности по развитию детского экспериментирования»

  1. Система методической работы как средство повышения профессиональной компетентности по развитию детского экспериментирования


Рудакова Александра Геннадьевна,

студентка, 1 курс

специальность Менеджмент дошкольного образования

Саратовский государственный университет,

г.Саратов

[email protected]

8-927-102-71-62(моб), (84566)5-14-94(дом)

В Концепции модернизации российского образования говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому, задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний, а в «превращении знаний в инструмент творческого освоения мира» [1, с.78]. Оно должно строиться как самостоятельный творческий поиск. А это во многом зависит от педагогов, работающих с дошкольниками, то есть стоящими у истоков становления личности.

С особой остротой встает вопрос о развитии у детей положительного отношения к познанию. Один из возможных путей – «создание условий для детского экспериментирования, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям» [ 2, с.99].

Наш детский сад имеет приоритетное направление интеллектуального развития, а также мы работаем по программе «Радуга» (авт. Т.Н.Доронова и др.), в которой нашла отражение центральная идея отечественной психологической школы – о творческом характере развития. В связи с этим для нас представляет особый интерес изучение детского экспериментирования – истинно детской деятельности и его активное внедрение в практику работы дошкольного учреждения.

Теоретической базой опыта работы стали исследования О.В. Дыбиной, которые помогли выяснить «сущность детского экспериментирования как формы поисковой деятельности, его структуру и значение в развитии личности ребёнка» [2,с.101]. Она утверждает, что «детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование» [2,с.103]. По мнению О.В. Дыбиной, именно эта деятельность идёт от самого ребёнка с первых месяцев его жизни. «В дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами» [2, с.104]. Современные исследователи (Савенков А.И., Иванова А.И., Куликовская И.Э. и др.) рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста.

Однако, детское экспериментирование в практике ДОУ используется ещё недостаточно широко, хотя оно является важнейшим средством развития таких качеств личности, как творческая активность и самостоятельность. Это обусловлено рядом причин.

Так, анализ образовательных программ позволил выявить следующее: детская экспериментальная деятельность предлагается в программе «Детство» (под ред. Т.И.Бабаевой и др.) в разделе «В игре ребёнок развивается, познаёт мир, общается» в части «Игра-экспериментирование»; в «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А.Васильевой) в разделе «Умственное воспитание» выделена задача: развивать экологическое мышление в процессе проведения элементарных опытов; в программе «Радуга» (состав. Т.Н.Доронова и др.) в разделе «Познавательное развитие» выделены два направления: первое - знакомить детей с интересными фактами, сведениями о мире; второе – создать условия для самостоятельной поисковой деятельности детей. Все программы указывают на необходимость детского экспериментирования, но сам процесс не раскрыт, не раскрыто содержание знаний, умений, навыков, способов познания и опыта творческой деятельности, что не позволяет практикам реализовывать образовательную программу в полной мере.

Кроме того, педагогу надо суметь подобрать из имеющихся методических разработок то, что учитывает, с одной стороны, задачи развития, а с другой стороны, актуальные интересы детей. Зачастую «рациональный опыт взрослого сужает границы накопления детьми личного опыта взаимодействия с предметами и явлениями, а ребёнку дошкольного возраста свойственны любознательность, желание самостоятельно искать причину» [2,с.106].

Всё это натолкнуло нас на необходимость анализа организационных, технологических, содержательных компонентов исследовательской деятельности, на выявление факторов, ограничивающих развитие познавательных способностей детей, и определение путей их устранения.

Таким образом, учитывая актуальность вопроса детского экспериментирования, недостаточность теоретической разработанности темы и как следствие – затруднения, испытываемые педагогами в организации этой работы, их потребность в повышении профессионального мастерства, актуальным для нас стало создание системы методической работы, поиск эффективных форм и видов работы с кадрами и оказания им методической помощи по проблеме организации экспериментальной деятельности дошкольников.

Исходя из этого, мы поставили цель - обновление содержания методической работы с учётом деятельности ДОУ по интеллектуальному направлению и методического обеспечения организации непосредственной образовательной деятельности по организации эксперимента как метода познания окружающего мира в дошкольном возрасте.

На начальной ступени большое внимание было уделено созданию информационной среды и информационного обеспечения. Совместно с педагогом-психологом было проведено анкетирование педагогов с целью выявления состояния организации детского экспериментирования, выявления положительных достижений и возможных затруднений воспитателей в работе по данному направлению. Анализ диагностических карт показал, что 46% педагогов испытывают трудности в реализации данного направления в связи с недостаточной изученностью экспериментальной деятельности дошкольников.

С целью совершенствования научно-методической и материально-технической базы по экспериментальной деятельности дошкольников в методическом кабинете была подобрана литература по развитию познавательного интереса дошкольников средствами экспериментирования; оформлена картотека публикаций по данному направлению, разработаны методические рекомендации по оснащению уголков в группах и по организации работы с детьми.

Поскольку в основной образовательной программе «Радуга» в теме «Познавательное развитие детей» определены направления, но нет рекомендаций по организации этой работы с дошкольниками, нами были изучены материалы некоторых разделов из других программ: «Ребенок в мире поиска» под редакцией О.В. Дыбиной; программы «Детское экспериментирование» И. Э.Куликовской, Н.Н.Совгир; методики А.И. Ивановой по организации экологических наблюдений экспериментов в детском саду.

Созданная система педагогического мониторинга позволила собрать необходимую информацию для принятия и коррекции решений, направленных на достижение поставленных задач. Она включала в себя [3,с. 12]:

Для детей – была разработана диагностическая карта исследования динамики развития познавательной активности дошкольников средствами экспериментирования.

Для педагогов - был предложен опросник для оценки и самооценки профессионализма по организации экспериментальной деятельности дошкольников.

Для родителей - была составлена анкета, направленная на изучение их отношения к поисково-исследовательской активности ребенка.

Для вооружения педагогов необходимыми педагогическими техниками и методиками были проведены: семинар-практикум «Особенности детского экспериментирования»; консультации «Экспериментальная деятельность со старшими дошкольниками», «Организация уголка экспериментатора», «Ранний возраст: игры, развивающие познавательную активность». Для определения новых подходов по развитию детского экспериментирования, выявления положительного опыта работы проведён педагогический совет «Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности».

Хорошим стимулом для педагогов служило включение их в творческую группу для разработки и апробации конспектов познавательных занятий с элементами экспериментирования. Также творческой группой детского сада во главе со старшим воспитателем были подобраны эксперименты для каждой возрастной группы. Это помогло педагогам, «во-первых, активно внедрять эксперимент в разные виды детской деятельности; во-вторых, в системе решать поставленные задачи; в-третьих, качественно осуществлять педагогический процесс» [3,с. 16].

Воспитатели провели открытые занятия внутри сада и на муниципальном уровне: «Удивительные свойства воздуха», «Как органы человека помогают друг другу», «Школа здоровья», «В гости к звездам», «Знакомство со свойствами песка и глины».

Для динамичного развития содержания воспитательно-образовательного процесса по изучаемой проблеме, повышения его эффективности, необходимо своевременное выявление и коррекция состояния и результатов работы педагогического коллектива. С этой целью нами была разработана система контроля, включающая в себя разные формы и виды.

Был проведён смотр-конкурс «Уголок экспериментатора», который позволил укрепить материально-техническую базу, выявить передовой опыт, способствовал развитию инициативы и творческого потенциала воспитателей. Были оборудованы мини-лаборатории, укомплектованные всем необходимым (лабораторная посуда, простые приборы, объекты живой и неживой природы). Оформлены картотеки опытов и экспериментов, которыми могут пользоваться и взрослые, и дети.

Изучение документации, перспективного и календарного планирования, оперативный контроль по выполнению решений педсовета, проведение тематического контроля «Экспериментальная деятельность дошкольников», мониторинг качества усвоения знаний показали эффективность воспитательно-образовательной работы в детском саду по данному разделу. При обсуждении итогов посещения групп, нами использовались методы взаимоконтроля и самоанализа педагогов, позволяя тем самым развивать педагогическую рефлексию, умение прогнозировать возможные затруднения в решении педагогических ситуаций.

Систематический анализ результатов контроля позволил нам своевременно регулировать и корректировать процесс управления развитием познавательно-поисковой активности дошкольников средствами экспериментирования, что в свою очередь привело к реализации поставленных задач в методической работе ДОУ.

Таким образом, созданная система методической работы, ориентированная на индивидуальность педагогов, совершенствование творческого потенциала, профессиональной мотивации, позволила нам создать «коллектив единомышленников – как залог эффективности организованной инновационной деятельности детского сада» [2,с.124]. Значительно повысился уровень профессионального мастерства воспитателей при проведении занятий по экспериментированию. Педагоги детально продумывают методы и приёмы обучения, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка, его психофизические особенности, полоролевую направленность в воспитании детей. Это позволяет полноценно спроектировать результат педагогических воздействий уже в процессе подготовки к занятию, а затем грамотно проанализировать свою деятельность.

Анкетирование показало, что сократился процент педагогов, испытывающих затруднения в работе с детьми по экспериментальной деятельности с 46% до 23%.

Результаты диагностики показали, что увеличились показатели сформированности у детей умений и навыков в экспериментальной деятельности с 27% до 41%, что так же свидетельствует о повышении педагогического мастерства воспитателей, их компетентности в организации детской поисковой деятельности.

Таким образом, реализация системы методической работы с педагогами по развитию экспериментальной деятельности дошкольников позволила нам выйти на следующие результаты:

  • в детском саду создана научно-методическая и материально-техническая база для экспериментальной деятельности дошкольников;

  • систематизирована работа методического кабинета по развитию экспериментальной деятельности;

  • значительно увеличилась заинтересованность воспитателей в овладении инновациями, в повышении профессиональной компетентности по организации исследовательской деятельности дошкольников;

  • создана единая система мониторинга.

В дальнейшем мы планируем:

  • создать в детском саду в отдельном помещении детскую научную лабораторию;

  • разработать подробное перспективное планирование разных видов занятий с элементами экспериментирования в каждой возрастной группе;

  • продолжать работу по совершенствованию педагогического мастерства воспитателей в организации детского экспериментирования через инновационные формы.

Как показывает практика, осуществление системного подхода в работе с кадрами способствует повышению профессиональной компетентности педагогов, росту творческого потенциала в коллективе.


Литература

1.Волобуева Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ. // Управление ДОУ. – 2009.- № 6. – «С №70 -№78»

2.Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. – М.: ТЦ «Сфера», 2011. – 287 с.

3.Малашенкова В.Л. Активные методы обучения в методической работе детского сада: Пособие для работы с педагогическими кадрами дошкольных учреждений. – Омск- ООИПКРО, 2013.- 32 с.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Рудакова Александра Геннадьевна

Дата: 26.11.2015

Номер свидетельства: 258603


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства