В техникум подростки приходят с разным уровнем базовой подготовки, познавательной активности, социальной адаптацией культуры поведения.
Поэтому первоочередной целью воспитательной работы с группой на первом курсе я определяю выявление психологических и поведенческих особенностей обучающихся и максимально комфортное прохождение фаз развития группы.
Для этого я использую знания и навыки, полученные мной при обучении на курсах повышения квалификации: «Современные технологии профилактики асоциального поведения детей, подростков, молодежи» (по программе «Спасибо, нет») и «Переориентация поведения детей».
Программа «Спасибо, нет» основной своей целью выявляет формирование ценностного отношения у молодежи (от 14 до 21 года) к себе, к собственному здоровью.
Программа включает в себя 3 основных блока:
- информация;
- обучение навыкам общения, противостояния групповому давлению;
- организация свободного времени.
Основной принцип программы: «Со здоровыми людьми нужно говорить о здоровье».
Суть программы заключается в том, что с идеей о здоровом образе жизни выступают сами ребята, т.к. исследования показали, что наиболее эффективным способом проведения профилактической работы является метод «Молодежь обучает молодежь». В этом возрасте присутствует у молодежи нигилизм по отношению к информации исходящей от взрослых.
Программу «Переориентации поведения детей» в работе с группой я использую с целью:
- находить пути, ведущие к развитию обучающихся правильной оценки своих поступков;
- научить обучающихся самостоятельно выходить из сложных конфликтных ситуаций;
- развивать у обучающихся чувство уверенности в себе и своих способностях;
- осознавать конечные цели, которые преследует ребенок своим поведением.
Данную программу я реализую через проведение диагностики, личных бесед с обучающимися и наблюдений за их поведением и собственными чувствами при общении с подростками.
Автором курса «Переориентации поведения детей» является Кетрин Кволс, философия этого курса берет свои истоки в работе доктора Рудольфа Дрейкурса. «За последние двадцать пять лет в наших представлениях о детях и семьях произошли разительные перемены. Современные дети требуют к себе уважения и демократичного подхода, не признают строгих ограничений и принудительных мер. И если их продолжают воспитывать по старинке, применяя традиционные методы «кнута» или «пряника», то отношения с родителями и воспитателя накаливаются, дети становятся агрессивными, скрытными, неуправляемыми. А мы зачастую даже не осознаем, почему нам так трудно общаться с собственными детьми!»
Переориентация – это одновременно строгий и добрый подход к поведению ребенка, подразумевающий его полную ответственность за свои поступки. Принцип переориентации основан на взаимном уважении взрослых и детей.
Переориентация – это новый образ жизни, суть которого – в создании ситуаций, где не бывает проигравших как среди родителей, учителей, так и среди детей. Когда дети чувствуют, что вы не намерены подчинить их поведение своей воле, а, наоборот, стараетесь найти разумный выход в жизненной ситуации, они проявляют больше уважения и готовности помогать вам. (К.Кволс, «Радость воспитания», стр.18)
Определленые убеждения по отношению к себе и окружающим складываются в раннем детстве и, как следствие формируется наше отношение.
Когда я рассматриваю плохое поведение как информацию к размышлению, то задаю себе вопрос: «Что моя ученица хочет сказать мне своим поведением?»
Это позволяет вовремя снять нарастающее напряжение в отношениях и одновременно повышает наши шансы исправить ее поведение.
Однако обольщаться не стоит, скорее всего, ребенок не однократно будет возвращаться к выбранному стереотипу поведения и следовательно педагогу нужно много терпения и настойчивости, чтобы ученики изменили отношение к себе и выросли способными подарить больше любви другим.