kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Повышение качества образования через воспитательную деятельность классного руководителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Доклад классного руководителя на тему: "Повышение качества образования через воспитательную деятельность классного руководителя". Сформированы основная деятельность классного руководителя, необходимая для повышения качества образования учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Повышение качества образования через воспитательную деятельность классного руководителя»

Повышение качества образования через воспитательную деятельность классного руководителя

Сегодня наша страна активно развивается во всех сферах жизни. Развиваются различные отрасли промышленности, сельскохозяйственный сектор, производство и продажа военной техники, развивается здравоохранение, разрабатываются ряд социальных мер поддержки граждан, не осталось без внимания и образование. Все больше говорится о том, что необходимо улучшать качество образования.

Обратимся к закону «Об образовании В Российской Федерации» (ст.2):

Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень его соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе, степень достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы». Если сказать просто, качество образования – образование, которое гарантирует успешность.

Образование – это целенаправленный процесс, результат воспитания и обучения человека. И в этом процессе важную роль играет классный руководитель. Понятно, что воспитательная часть образования во многом больше лежит на воспитателе, а вот обучение ложится на плечи педагогов. Но, помочь ребенку в учебе во многом может и классный руководитель. Он выступает и в качестве наставника, и посредника между учителем и ребенком, и координатором, и даже просто другом. Попробуем разобраться, как может воспитатель помочь повысить качество образования учащегося.

  1. Создание благоприятного психологического климата.

Каждый из нас, приходя на работу, хочет чувствовать себя эмоционально комфортно. Любой взрослый человек, находясь в напряженном состоянии, не сможет достичь высоких результатов. Что уж говорить о детях, находящихся целый день в школе. Необходимо создать ребятам все условия, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно. Как этого добиться? Можно выделить основные составляющие атмосферы эмоционального комфорта, над которыми обязан работать классный руководитель:

- Изучение семьи ребенка, семейного климата. От эмоционального комфорта родителей, от их уверенности в правильности своего поведения и от ощущения заинтересованности в жизни своих детей, во многом зависит эмоциональное состояние ребенка;

- Развитие умения выражать свои мысли и слушать окружающих. Ребенок должен ощущать свободу в выражении своих мыслей, стремлений, не переживать о том, что его не услышат или не поймут;

- Формирование единого коллектива. Воспринимая себя членом коллектива, объединенного общими целями и задачами, ощущая постоянную поддержку со стороны товарищей, ребенок чувствует себя защищенным, а значит комфортным.

- Отсутствие страха из-за ошибки. Не испытывая страха перед возможностью ошибиться и получить плохую оценку, ребенок чувствует себя спокойно, а значит комфортно;

- Одобрение, озвучивание любых усилий ребенка, при помощи которых он достиг результата. Есть ученики с разной успеваемостью, необходимо всех хвалить, даже за их маленькие достижения. Любая похвала будет стимулировать ребят к новым успехам. Нельзя дать ребенку привыкнуть к плохим результатам и смириться с ними.

- Работа над мотивацией ребенка в учебной деятельности. Вряд ли ребенок будет идти в школу с желанием, если он не будет понимать, для чего ему эти знания нужны. Необходимо помочь детям понять, где и как они смогут применить полученные знания.

- Принятие каждого ребенка таким, какой он есть. Если ребенок чувствует, что он прият «коллективом» таким, какой он есть, то он рад приять законы, цели и задачи этого «коллектива». Он чувствует себя частью этого общества, не чувствует себя отстраненным, одиноким, а следовательно ощущает комфорт.

- Помощь детям становиться еще лучше. Каждое воспитательное воздействие должно быть на эмоционально положительном фоне. Классный руководитель занимает позицию поддержки в стремлении ребенка стать лучше.

- Выстраивание не только партнерских отношений между ребятами, но и дружеских. Организация совместных мероприятий вне школы, во время которых ребята сближаются еще больше, находят себе друзей близких по духу. Что может быть комфортнее, приходить в класс и видеть не только одноклассников, но и друзей?

- Диагностика социально-психологического климата в классе. Существует много различных анкет, позволяющих оценить эмоциональный климат в классном коллективе (Приложение 1). Диагностику желательно проводить 2 раза в год, тщательно анализировать, выявлять трудности и находить пути решения проблем.

- Организация свободного времени ребят. Формирование традиций класса, участие в общешкольных делах.

- Быть примером для своих подопечных. Если ребенок видит перед собой воспитателя с «горящими» глазами, способного научить чему-то новому, прийти на помощь, поддержать в нужную минуту, быть рядом в момент нового открытия, это дает ему возможность не думать ежеминутно о свой безопасности и своем комфорте, а позволяет полностью погрузиться в творческий процесс воспитания и обучения, сделать все, что он может, или даже больше.

2. Формирование познавательного интереса.

Конечно, первоочередная цель работы воспитателя – это создание, развитие, формирование и сплочение коллектива. Но, и важнейшими являются цели, связанные с учебной деятельностью школьников. Классный руководитель должен помочь школьнику воспитать в себе сознательное отношение к учебе, повысить уровень успеваемости, помочь в развитии познавательных интересов и мотивов учения, в активизации мотивов учения. Некоторые рекомендации для классных руководителей, как добиться выше перечисленного:

- формировать мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и индивидуальные особенности для развития и стимулирования познавательных интересов с помощью разнообразных форм и методов индивидуальной работы;

- координировать выбор форм и методов индивидуальной и групповой внеклассной деятельности, организовывать участие класса в общешкольных мероприятиях во внеучебное и каникулярное время;

- привлекать школьников к работе в творческих объединениях по интересам (кружках, секциях, клубах), действующих в школах и в учреждениях дополнительного образования;

- координировать усилия по образованию и самообразованию ребенка, изучая информацию об интересах воспитанников, их материально-бытовых условиях, требования родителей, их видение перспектив развития ребенка.

Необходимо изучать познавательные интересы и склонности ребенка. С этой целью рекомендуется:

- проводить анкетирование учащихся при помощи родителей (Приложение 2);

- знакомиться с читательскими формулярами учеников, с их кругом чтения, анализировать собранный материал;

- наблюдать за каждым воспитанником, больше беседовать с детьми и учителями-предметниками, интересоваться их жизнью;

- для выявления познавательных и практических умений в процессе подготовки собраний, внеклассных мероприятий, праздников, учебных занятий дать возможность каждому ученику проявить себя в определенном виде деятельности, организовывать различные смотры – конкурсы;

- данные анкет, сочинений, бесед и других форм изучения интересов и склонностей учащихся проанализировать, сопоставить между собой.

После анализа всех диагностических данных, необходимо составить краткую характеристику на каждого ученика, составить план индивидуальной работы с каждым учеником. Главными задачами перед индивидуальной работой ставятся:

- выявление познавательных интересов и склонностей у отдельных учащихся;

- целенаправленное воздействие на их укрепление, развитие и углубление.

Особым направлением работы по формированию познавательных интересов учащихся является работа с родителями учащихся. Здесь также ставятся 2 взаимосвязанные задачи:

- пополнение данных об интересах детей.

- создание в семье условий для активного формирования этих интересов. Необходимо проводить беседы с родителями, рассказывать им о результатах диагностик. Рекомендовать родителям больше беседовать с детьми на интересующие их темы, играть, читать с детьми книги, беседовать о событиях дня, помогать ставить опыты, эксперименты.

Для повышения качества образования школьников классный руководитель должен использовать разнообразные формы работы. Из форм внеклассной работы рекомендуются те, которые получили достаточную апробацию в опыте школ: вечера вопросов и ответов; конкурсы смекалистых; КВН; вечера-викторины; конференции и диспуты на темы о новом в науке, искусстве и жизни; школьные издательства, «выпускающие» книги о новейших открытиях, изобретениях, которые появляются в периодической печати; стенные газеты, посвященные отдельным отраслям знаний; познавательные игры, игры-путешествия, заочные путешествия с элементами научной фантастики; творческие коллективы любителей искусства, техники.

3. Контроль за учебой учащихся.

Как же контролировать главную деятельность школьника в школе – учебу? Что еще может делать классный руководитель, кроме привычного просматривания классного журнала и бесед с учителями предметниками и последующими за ними «грозных» разговоров с учениками и родителями? Воспитатель не может репетитором по всем предметам для ученика. Но, он может добиться того, чтобы ребенок сам стремился повысить успеваемость, осознавая необходимость получаемых знаний. Важно повлиять на ребенка с целью повышения его самооценки, формирования его веры в свою успешность, понимания необходимости личностного роста. Уровень социализации ребенка напрямую влияют на успешность учебы. Успех обучения во многом зависит от личностных взаимоотношений учителя и ученика. В свою очередь классный руководитель может выяснить, каковы взаимоотношения учителей-предметников и учеников, при помощи различных анкет, тестов и (или) проверки уровня самоактуализации (Приложение 3).

Стремление к успешной учебе и веру учащегося в себя можно поддерживать, используя популярную сегодня рейтинговую систему, при этом результаты рейтинга можно наглядно оформлять различными способами: графики, диаграммы, таблицы, знаки поощрения для победителей рейтинга. Этот же рейтинг можно отслеживать в Портфолио учащихся, который заполняется и при помощи родителей, и воспитателя. Этот рейтинг необходимо обсуждать и с учениками, и с родителями ребят.

Организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающегося в рамках деятельности общешкольного коллектива, входит в функционал классного руководителя. Классный руководитель выбирает различные формы работы для контролирования учебной деятельности учащихся, но прежде всего он должен учитывать все факторы, влияющие на достижение успехов в учебе детей, как то: уровень взаимодействия учителя-предметника и учеников, эмоциональную наполняемость учебной среды, самооценку учащегося.

На основе выше сказанного можно сделать вывод, что если классному руководителю удастся сформировать комфортный эмоциональный климат в классе, если воспитатель будет помогать детям формировать познавательный интерес к учебе, если он будет отслеживать результаты учебы каждого ученика, видеть динамику каждого ученика, то у такого классного руководителя получится повысить качество образования своих воспитанников.





Литература

  1. Воронов, В. Разнообразие форм воспитательной работы. [Текст] / В.Воронов // Воспитание школьников, №7, 2001 с. 21-26.

  2. Григорьев, Д.В.; Кулешова, И.В.; Степанов, П.В. Личностный рост ребенка: методика диагностирования. [Текст] / Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова, П.В. Степанов // Классный руководитель, №6, 2003 с. 65-86.

  3. Колесник, В.А. Положение о классном руководителе и МО классных руководителей. [Текст] В.А. Колесник // Классный руководитель, №6, 2004 с. 40-46.

  4. Черноусова, Ф.П. Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности. [Текст] / Ф.П. Черноусова, И.Н. Круть // Завуч, №8, 2003 с. 107-117.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Черниховская Александра Игоревна

Дата: 11.12.2021

Номер свидетельства: 594258

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "сценарий педсовета "Панорама деятельности классного руководителя" "
    ["seo_title"] => string(73) "stsienarii-piedsovieta-panorama-dieiatiel-nosti-klassnogho-rukovoditielia"
    ["file_id"] => string(6) "109875"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405173439"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Многомерная компетентность классного руководителя в малокомплектной сельской школе. "
    ["seo_title"] => string(93) "mnoghomiernaia-kompietientnost-klassnogho-rukovoditielia-v-malokompliektnoi-siel-skoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "121190"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413903271"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Анализ воспитательной работы"
    ["seo_title"] => string(27) "analiz_vospitatelnoi_raboty"
    ["file_id"] => string(6) "477049"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1535997690"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Анализ воспитательной работы за 2012-2013 учебный год МКОУ "Уянская СОШ" "
    ["seo_title"] => string(77) "analiz-vospitatiel-noi-raboty-za-2012-2013-uchiebnyi-ghod-mkou-uianskaia-sosh"
    ["file_id"] => string(6) "106827"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403093843"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "План воспитательной работы в 8 "Б" классе  (2013 - 2014 учебный год). "
    ["seo_title"] => string(66) "plan-vospitatiel-noi-raboty-v-8-b-klassie-2013-2014-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "224227"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1438606219"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства