Классный час в форме беседы с элементами рассуждения и диагностики. Учитель объясняет,что такое толерантность, какое происхождение имеет это слово, в каких направлениях проявляется толерантность. Учащиеся с помощью учителя выводят правила толерантного общения,стараются их запомнить и продолжать общяться,используя эти правила. Также в ходе классного часа проводится анализ данных ситуаций и небольшой тест "Насколько вы терпимы".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"О толерантности"»
КЛАССНЫЙ ЧАС «О толерантности»
В каждом человеке-солнце, только дайте ему светить.
Сократ
Цель: развитие умения понимать чувства, настроения, мотивы поведения других людей; усвоение стандартных приемов этических форм общения и творческого их использования с учетом обстановки, эмоционального состояния партнеров по общению; раскрытие причин отсутствия взаимопонимания; воспитание толерантности среди подростков.
Ход классного часа
1.Вступление и беседа по теме
Учитель: 16 ноября 1995г. ООН приняла Декларацию принципов толерантности. Что же такое «толерантность»? Слово это происходит от латинского tolerantia – терпение. Толерантность – это умение понимать другого человека. единство трёх компонентов:
- Принятие другого мнения; - Проявление сочувствия и сострадания; - Признание ценностей и многообразия культур.
Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положениям, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Я считаю, что толерантность способна к установлению и поддержанию общения с людьми. Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках: в английском – готовность быть терпимым; во-французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам; в китайском – быть по отношению к другим великолепным; в арабском – милосердие, терпение, сострадание; в русском – умение принять другого таким, какой он есть.
По сферам проявления толерантность различают по следующим направлениям:
Политическая толерантность – терпимость к людям других политических взглядов, уважение к иным политическим позициям, признание права на свои политические направления.
Научная толерантность – терпимость к другим точкам зрения в науке, допущение разных теорий и научных школ.
Педагогическая толерантность – терпимость к собственным детям, учащихся, умение понять и простить их несовершенства.
Административная толерантность – умение руководить без нажима и агрессии.
Какое пронзительное стихотворение! Надеюсь, вам, ребята, понятна его основная мысль: поэт говорит о самоценности личности каждого человека и о том, как часто нам не хватает внимания и понимания со стороны окружающих нас людей. Нам не хватает терпимости и уважения по отношению друг к другу. Теперь это понятие носит название «толерантность».
В жизни нам часто приходится страдать, обижаться на окружающих за то, что нас неправильно поняли, незаслуженно обидели. «Счастье - это когда тебя понимают», - говорит герой фильма «Доживем до понедельника».
Что нужно для того, чтобы установить взаимопонимание? Ведь без этого не может быть ни полноценной любви, ни дружбы, ни творческого содружества, ни просто нормального общения.
Взаимопонимание во многом зависит от того, насколько правильно мы оцениваем своих товарищей, насколько хорошо знаем их. Попробуем выяснить, владеем ли мы умением правильно оценивать людей. Задание будет следующим: дать словесный портрет одного ученика из своего класса. В характеристике отразить физические данные, внешность, особенности поведения, темперамент, положительные черты характера, увлечения, преобладающие интересы, привычки, слабости. Одноклассники должны узнать, о ком идет речь, и оценить , насколько словесный портрет соответствует действительному облику ученика.
2.Анализ ситуаций
Двум-трем ученикам класса предлагается выйти за дверь. В их отсутствие зачитываются ситуации.
Ситуация 1. На улице или в транспорте вам наступил на ногу. Ваша реакция…
С возмущением посмотрю на обидчика.
Сухо, без эмоций сделаю замечание.
Выскажусь, не стесняясь в выражениях.
Ситуация 2. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция…
Не приму участия.
Лишь кратко выскажусь в пользу той точки зрения, которую считаю правильной.
Активно вмешаюсь в спор и «вызову огонь на себя».
Учащимся предлагается высказать предположения о том, как поступил бы в этой ситуации испытуемые. Затем спрашивают самих испытуемых.
3. Тест «Насколько вы терпимы»:
1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но её не поддержали. Расстраиваетесь ли вы?
- а) да б) нет
2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру. Что вы предпочтете? –
а) Чтобы участвовали только те, кто хорошо играет
б) Чтобы играли только те, кто еще не знал правил
3.Спокойно ли вы воспринимаете неприятную для вас новость?
– а) да б) нет
4. Раздражают ли вас люди, которые в общественных местах появляются нетрезвыми?
- а) если они не переступают допустимых границ, меня это вообще не интересует.
б) мне всегда были неприятны люди, которые не умеют себя контролировать.
5. Можете ли легко найти контакт с людьми иной профессии, иного положения, других обычаев?
– а) мне трудно бы было это сделать б) я не обращаю внимания на такие вещи.
6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь? – а) Мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники б) если шутка мне неприятна, я постараюсь ответить в такой же манере.
7. Согласны ли вы с мнением, что многие люди «сидят не на своём месте», «делают не свое дело»? – а) да б) нет
8.Вы приводите в компанию своего друга (подругу), который (ая) становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете? – а) мне неприятно, что отвлечено внимание от меня б) я лишь радуюсь за него (неё)
9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена. Как вы реагируете? – а) уходите пораньше под благовидным предлогом б) вступаете в спор
А теперь подсчитайте очки:
№ вопроса
Вариант ответа
а
б
1
0
2
2
0
2
3
0
2
4
2
0
5
0
2
6
0
2
7
0
2
8
0
2
9
2
0
Если вы набрали:
0-4 очка – вы непреклонны и упрямы. Вам трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы.
6-12 очков – вы способны твёрдо отстаивать свои убеждения, но можете вести диалог. Иногда идёте на излишнюю резкость, проявляете неуважение к собеседнику.
14-18 очков – твёрдость ваших убеждений отлично сочетается с уважением к собеседнику, вы способны отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.
4.Подведение итогов
Мы живем среди людей. Не забывайте, что каждое слово, каждый поступок, желание отражаются на окружающих людях. Проверяйте свою жизнь вопросом к самому себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делайте все для того, чтобы людям, окружающим вас, было хорошо.