Воспитание толерантности у учащихся.
Процессы интеграции, глобализации, происходящие в современном мире, приводят к росту интенсивности соприкосновения различных государств и культур. Возрастающая мобильность населения земного шара превращает многие страны в поликультурные сообщества, гармоничное развитие которых возможно только на принципах равноправия и равноценности, толерантного отношения к разным проявлениям человеческой самобытности.
Однако параллельно с плюралистическим мировоззрением в мире существуют противоположные взгляды на человеческое общество: возникают идеи национализма, шовинизма и культурной исключительности; создаются расистские, религиозно-экстремистские, неофашистские теории, которые имеют основой социальную нетерпимость и становятся распространенным явлением.
Международная практика определила толерантность в качестве необходимого условия общения людей разных культур, этнических и межконфессиональных групп. Культивирование толерантности на уровне индивидуального и общественного сознания - необходимое условие создания демократического государства. Формирование толерантности и установок толерантного сознания выступает и как условие успешного развития современного полиэтнического общества, и как социальный заказ системе образования.
В этом смысле воспитание толерантности можно считать одной из частей модернизации образования. Понятие «толерантность» вошло в широкий обиход в связи с усилением ЮНЕСКО в области нормализации международных отношений. Согласно определению, данному в Декларации принципов толерантности (подписана 16 ноября 1995 года в Париже 185 государствами-членами ЮНЕСКО, включая и Казахстан), толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.
Толерантность - это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность.
Толерантность - это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».
Разными народами данный термин понимается неодинаково, что определено их историческим опытом. В зависимости от культуры, языка, оно имеет различный смысл.
В английском языке толерантность означает «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь».
Французы трактуют этот термин как «уважение свободы другого, его образа мысли, поведения, политических или религиозных взглядов».
В китайском языке толерантность - прощение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение.
В белорусском - толерантность используется как характеристика человека, но чаще в качестве характерного признака всего белорусского этноса.
Толерантность в общеупотребительном понимании определяется как настойчивость, упорство и выдержка в каком-нибудь деле, работе и как способность терпеть. Термин «толерантность» происходит от латинского tolerantia, что означает «терпение». Толковый словарь русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова определяет толерантность как производное от французского tolerant - терпимый. Основу данного понятия, используемого непосредственно в русском языке, в первую очередь составляет позиция уважения к иным религиозным представлениям. В одном из наиболее кратких определений, данном энциклопедическим словарем, толерантность понимается как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению».
Толерантность - понятие многоаспектное. Оно может рассматриваться не только как регулятор межличностных, международных и межконфессионных отношений, как принцип гражданско - правового поведения, как социально - политический императив человеческого сообщества, но и как этико - философская категория, как культурная норма и моральная ценность.
Словари XX века определяют «толерантность» как терпимость к чужому, поведению, чужим, чувствам, мнениям, идеям или просто называют «толерантность» синонимом понятия «терпимость», сводит толерантность в основном к веротерпимости.
В соответствии с Декларацией принципов толерантности. ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям…
Характеристика определения "толерантность" видоизменяется в преамбуле Устава ООН: ". проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи". Здесь понятие приобретает не только действенную, социально активную окраску, но и рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии и со своим внутренним миром, и с миром людей (микро- и макросредой).
Казахстанская модель межэтнического и межрелигиозного согласия
за годы независимости в Казахстане сложилась органичная система межэтнических и межрелигиозных отношений, сочетающая в себе особенности общегражданского сознания, традиционного казахского менталитета и национального самосознания других народов.
Именно во взаимодействии друг с другом народы Республики Казахстан познают систему общечеловеческих ценностей: политической демократии, норм правовой и социальной справедливости, художественных богатств, глубоких религиозных ценностей, высоких нравственных идеалов, достижений науки.
При всех различиях в национальности, вероисповедании, политических пристрастиях граждане Казахстана едины во мнении, что духовность, нравственность, культура, уважение к законам - это основа очищения и преображения общества.
Терпимость, взаимопонимание и взаимоуважение, поиск компромиссов, мир и согласие - основные идеи, утверждающиеся как мировоззренческие идеалы и как нормы повседневной жизни казахстанского общества.
Приверженность этим общечеловеческим ценностям позволит и впредь избежать потрясений и резких поворотов, осуществлять взвешенный и реалистичный курс на постепенное и последовательное либеральное реформирование экономики, демократизацию общества, вести сбалансированную внешнюю политику.
Межэтническое и межрелигиозное согласие являются важнейшими элементами стабильности всякого общества. За последнее время мир стал свидетелем многих этнических и религиозных конфликтов и столкновений. Это и Украина, и Сирия, Ирак, Афганистан. Поэтому очень ценным достоянием нашей страны является согласие в этнической и религиозной сферах, которое отмечается и отечественными, и зарубежными экспертами, и аналитиками. Это согласие - следствие достаточно зрелого гражданского сознания народа Казахстана, взвешенной политики политического руководства страны, и в первую очередь, Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева, толерантного курса лидеров абсолютного большинства конфессий Казахстана. Далеко не случайно, что именно в Казахстане по инициативе Президента было проведено 4 Съезда лидеров мировых и традиционных религий, получивших широкое признание мировой общественности, а казахстанская модель межэтнического согласия получила признание в мире. Впервые в истории собрались вместе руководители мировых и традиционных религий и приняли совместные документы.
Съезды стали существенным вкладом в глобальный процесс меж цивилизационного и межкультурного диалога. Форумы отразили усилия мирового сообщества по преодолению кризиса цивилизаций и конфликтов на основе культурных и религиозных различий, и построению толерантного, стабильного мира, достижению устойчивого развития.
Работа Съездов была направлена на укрепление доверия и установления конструктивного сотрудничества между основными конфессиями мира в решении актуальных задач и выработки совместных действий. Это открыло новые горизонты для использования огромного потенциала мировых и традиционных религий для укрепления мира и согласия между народами.
Съезды последовательно и системно актуализировали главные и актуальные вопросы и проблемы современного мира, выработали адекватные механизмы противодействия этим новым вызовам и угрозам глобализирующегося мира с одной главной целью - обеспечить и сохранить духовную безопасность обществ и государств.
Представители духовенств из разных государств в ходе работы Съездов лидеров мировых и традиционных религий неоднократно подчеркивали, что мир и согласие - были и есть главные ключевые принципы, и ценности при выборе человечеством своего пути.
Благодатной нивой для культивирования всеобщего согласия и единства в Казахстане является усиливающаяся роль Ассамблеи народа Казахстана. Об не раз говорил Президент: «Впервые на древней казахской земле создано стабильное, крепкое, процветающее государство. Граждане Казахстана живут в мире и дружбе под общим флагом Независимости», - сказал Глава государства, отметив, что сила и мощь нашего единства - это истинное богатство всех поколений нашего народа, которое культивируются Ассамблеей народа Казахстана, Съездом лидеров мировых религий.
Ассамблея народа Казахстана — консультативно-совещательный орган при Президенте Республики Казахстан.
Первоначальное название — Ассамблея народов Казахстана, переименована в 2007 году. Ассамблея народа Казахстана как общегражданский, неполитический и общенародный институт является воплощением политической воли Лидера Нации - Елбасы Нурсултана Абишевича Назарбаева, символом духовного единения, основой сохранения стабильности и благополучия. «Объявленный по инициативе Главы государства 2015 год - годом Ассамблеи народа Казахстана является ярким свидетельством нерушимости политики мира и согласия, как внутри страны, так и за ее пределами. Ассамблея народа Казахстана призывает народ нашей страны укреплять наше общенациональное единство, стабильность, совместно противостоять экстремизму, невежеству и насилию. «Высокие своды шанырака, надежные опоры и открытые двери нашего дома - это суть народа Казахстана, воплощение его многовекового опыта, духа и мудрости».
Взвешенная, последовательная и выверенная политика Президента Казахстана, ее всенародная поддержка, сплочение народа во имя великой цели - благополучия и процветания страны - позволят обеспечить достойное Будущее нашей Родины! «Нам необходимо дальнейшее развитие высоких стандартов человеческих и общественных отношений, которые базируются на укреплении культуры мира и духовности, развитии исконных традиций толерантности, доверия и взаимоуважения на нашей земле!»,- сказал Президент, - «Мы утверждаем общие ценности нашего общества: Мир, Согласие и Единство».
Толерантное сознание и мирный настрой нельзя обрести – их можно воспитать. Вот поэтому важную роль в этом в этом имеет школа. Сегодня в Республике почти 3,5 тысячи школ, где дети обучаются на казахском языке, 2,5 тысячи школ обучают на русском языке, в 78 – на узбекском, в 13 – на уйгурском, в 3 – на таджикском и в одной - на украинском. В 2017 школах предметы преподаются на нескольких языках. В 143 школах дети изучают 14 языков в качестве родных. За последнее время в Республику вернулось более 40 тысяч семей этнических казахов. Как правило, местное население относится к ним совершенно лояльно. По словам главы миссии Международной организации по миграции в РК Михаэля Чанца, Казахстан первым из стран СНГ точно обозначил приоритеты своей миграционной политики, и это позволило сохранить стабильность в Республике.
Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе толерантности начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы. Оно должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим; способствовать формированию навыков у молодежи независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях. Именно молодое поколение будет определять будущее нашей республики в XXI веке. Обычно в народе говорят: что посеешь, то и пожнешь. Поэтому мы должны посеять добрые зерна воспитания, чтобы получить хорошие плоды.