Родительское собрание на тему:
«Как воспитать толерантного человека?»
ПЛАН РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
Тема:
«Как воспитать толерантного человека?»
Цель:
Вовлечение семьи в формирование у обучающихся толерантности.
Задачи:
- научить родителей быть толерантными в отношениях с детьми между собой
и с окружающими.
- развить интерес к вопросам толерантного подхода к процессу воспитания.
- применять полученные знания в процессе воспитания детей, во взаимоотношениях.
Ожидаемый результат:
Повышение педагогической культуры родителей. Заинтересовать вопросом толерантного подхода к процессу воспитания.
Целевая аудитория:
Родители
Методы и приемы:
Круглый стол.
Ресурсы:
Презентация; чистые листы бумаги, ручки; тест для каждого участника; памятки для родителей.
Дополнительная литература:
Интернет ресурсы
ХОД РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ
Этапы работы
Содержание этапа
Деятельность родителей
- Организационный момент.
Вводная часть.
- Уважаемые родители! Я рада приветствовать вас. Спасибо, что, отложив все дела, вы пришли на эту встречу. Проблема, которая станет предметом нашего обсуждения, весьма актуальна: «Как воспитать толерантного человека?»
Необходимость ее решения продиктована тем, что толерантность человека, выходящего в большую жизнь, является фактором социализации и в значительной мере определяет успешность жизненного пути человека. Вот уже 9 лет большинство наших детей, а некоторые 2 года, учатся жить одной семьей. Но и в нашем коллективе иногда возникают конфликты. Как разрешать возникающие конфликты, как воспитать у детей толерантное отношение друг к другу?
- Основная часть.
Работа в группах.
- Работа с тестами
- Мини-лекция.
Я хотела бы узнать, что вы знаете о толерантности. Предлагаю собрать цветок толерантности. Для этого нужно подобрать слова - синонимы к слову толерантность, т.е. какими качествами, по вашему мнению, должен обладать толерантный человек.
- Сравните ваш цветок с цветком на доске
(Предполагаемые ответы родителей Толерантность: уважение друг к другу; понимание непохожего на вас человека; дружба, взаимопонимание между разными людьми, разными расами, разными характерами; терпение друг к другу; умение общаться между людьми; гуманное отношение к окружающим, терпение к недостаткам других, а также признание индивидуальности каждого человека; когда все люди живут в мире и согласии с самим собой и другими, прощение, сочувствие, милосердие, сострадание)
А сейчас я вам предлагаю узнать, какой тип воспитания преобладает в вашей семье, от которого напрямую зависит, каким вырастит ваш ребенок.
Тест для родителей
Из трех ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитайте, каких ответов больше всего – А, Б, В.
1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел. Вы:
а) дадите ему другое блюдо; б) разрешите выйти ему из-за стола;
в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все.
2. Ваш ребенок во дворе «круто» поссорился со сверстниками. Вы:
а) идете во двор и разбираетесь с детьми; б) советуете ребенку самому уладить конфликт;
в) предлагаете остаться дома.
3. Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки Вы:
а) начнете его ругать, кричать;
б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете
рядом и разберете вместе с ним домашнее задание; в) без слов выключите телевизор.
4. Ваш ребенок скрыл от Вас полученные двойки:
а) вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков;
б) пытаетесь помочь исправить положение;
в) физически или как-нибудь иначе наказываете подростка.
5. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся (ась) домой:
а) не выяснив причины, начинаете ругать;
б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался и договоритесь,
что впредь опозданий не будет;
в) накажете.
Результат теста: А – это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.
Б – это тип родителя, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки. (ЭТО ТОЛЕРАНТНЫЙ родитель)
В – тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.
Вы оценили наедине с собой свою собственную толерантность и, возможно, теперь измените характер воспитательных действий в отношении своего ребенка. Мы пришли с вами к выводу, что ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь, а модель отношений к людям, принятые в семье – их принятие или дружелюбное отношение к ним или подозрительность и недоверие – формируют толерантность ребенка.
Слово «толерантность» происходит от латинского глагола - переносить, выдерживать. В русском языке «толерантность» - способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.
Толерантность – понятие достаточно новое, это:
– ценностное отношение человека к людям, выражающееся в признании, принятии и понимании им представителей иных культур;
– терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
Как видим, толерантность – это не просто отдельно взятое качество, а результирующий фактор взаимосвязанных свойств личности. А потому, чтобы воспитать ребенка толерантным, необходимо учитывать то, что дети – зеркало отношений и характеров родителей. Толерантность начинается в семье. Насколько мы терпимы к своему ребенку после работы, как часто мы раздражаемся по любому поводу, можем позволить себе сорваться на ребенка? Почему же он не может сорваться на другого человека?
Толерантный путь - это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
Вопрос:
- Как вы думаете, какие условия необходимо создать в семье, чтобы ребенок вырос добрым, отзывчивым, послушным?
Отсюда – ряд правил воспитания, связанные с темой нашего собрания:
1. Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.
3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
4. Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно
5. В этом случае в ребёнке будут черты толерантной личности
- терпение
- умение владеть собой
- доверие
- чуткость
- способность к сопереживанию
- снисходительность
- расположение к другим
- чувство юмора
- терпимость к различиям
- доброжелательность
- гуманизм
- умение слушать
- несклонность осуждать других
Родители пишут на лепестках слова и собирают цветок.
Родители отвечают на вопросы
Родители отвечают
- Разбор ситуации
«Оставьте проблему за дверью, станьте образцом подражания и восхищения для своего ребенка»
Паша (с радостью). Папа, идем кататься на каток! Смотри, Ваня со своим папой уже там. Ты же мне вчера обещал.
Папа (проблемы на работе). Отстань! Ну и что, что обещал. Мне сейчас не до тебя.
Паша (настаивает). Ну, пожалуйста.
Папа (отталкивает Пашу). Какой же ты бестолковый, займись своим делом
Учитель:
- Какую ошибку допустил папа?
- Как нужно поступить?
Объяснение с позиции толерантности: Паше не так важно пойти на каток, он мог бы пойти один, но для него очень важно, чтобы с ним пошел папа, потому что дети, а особенно мальчики стремятся во всем подражать и быть похожими на своих отцов, гордиться и восхищаться ими.
Совет папе: оставить проблему за дверью, пойти на каток с сыном, что поможет отвлечься от проблемы на некоторое время. Тем самым вы не усугубите ситуацию и не создадите еще один конфликт.
Родители разыгрывают
Толкнул ребенка, оскорбил, не сдержал слово.
Пообещать, что пойдем на каток завтра, предложить ребенку пойти одному.
- Итоги
Что важного для себя вы узнали?
Почему необходимо воспитывать толерантного человека?
Дети, на практике познающие, что такое уважение и терпимость по отношению к другим, получают основы, необходимые для созидания мира и развития сообщества. Действия, предпринятые ими для служения сообществу семьи, класса, школы, укрепляют их знания и делают возможным создание общества взаимного согласия, где живут в радости и гармонии.
Отвечают на вопросы
- Заключительная часть
Китайская притча «Ладная семья»
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги, и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение, терпение.
И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:
- И все?
- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
Наше собрание близится к концу. Мы вместе должны помочь нашим детям овладеть навыками общения, знаниями в области культуры, политики, прав человека, национальных отношений. Однако вряд ли можно говорить о том, что у наших детей в результате наших совместных усилий толерантная позиция сформируется быстро. Ведь всякая жизненная позиция требует значительного времени, необходимого жизненного опыта. Процесс этот не завершается никогда. И это позволяет нам надеяться на успех.
Учитель раздает родителям памятки - буклеты.
Рефлексия:
Целью данного мероприятия являлось:
- Вовлечение семьи в формирование у обучающихся толерантности.
Задачи:
• научить родителей быть толерантными в отношениях с детьми между собой
и с окружающими.
• развить интерес к вопросам толерантного подхода к процессу воспитания.
• применять полученные знания в процессе воспитания детей, во взаимоотношениях
Родители с огромным интересом участвовали в обсуждении данной темы, для многих она принесла очень много полезной информации, так как проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности обусловлена изменениями, которые тревожат общество. Это рост агрессивности, недоброжелательности, нетерпимости, озлобленности, конфликтов. Поэтому формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия, терпимости является насущной необходимостью современного общества.