Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы педагога. Беседа «Как учиться легко?»»
Беседа
«Как учиться легко?»
27.10.2025
Цель: обсудить эффективные методы и подходы к обучению, которые помогут сделать процесс учебы более легким и интересным.
Как учиться легко, быстро и максимально продуктивно?
Вы когда-нибудь задумывались, почему иной раз вы тратите на изучение чего-то очень много времени, а в итоге результат оказывается почти нулевым? Многие, даже очень умные, люди не могут в достаточной мере сосредоточиться и ни на что не отвлекаться во время занятий.
Часто это становится серьезной проблемой. Студенты жалуются на то, что не могут запомнить новый материал или проваливают экзамены, несмотря на то что тратят на занятия долгие часы.
Как решить эту проблему? Мы собрали крутые методики обучения, самые полезные и эффективные советы, которые помогут вам учиться гораздо продуктивнее!
Залог успеха – в подготовке
Мало кто может в любое время и в любой обстановке взять учебник и быстро что-то выучить. Даже если это удастся сделать, информация может задержаться в памяти совсем ненадолго. Большинству из нас для продуктивной учебы необходима правильная подготовка и организация личного пространства.
Во-первых, важно организовать свое рабочее место. Согласно рекомендациям врачей, заниматься лучше всего в тихом, хорошо освещенном и проветриваемом помещении. В идеале – за удобным письменным столом. Такое место можно организовать у себя дома или заниматься в другом месте, например, в библиотеке.
Во-вторых, во время учебы не стоит ни на что отвлекаться. Поэтому важно, чтобы все необходимое было под рукой – тетрадь, ручка, учебники, словари, вода и даже пара бутербродов, если вдруг во время занятий у вас разыграется аппетит.
Для учебы нужна тихая и спокойная обстановка. Многим людям лучше всего подходят занятия в полной тишине. Если такое место найти сложно, можно использовать беруши. Еще один вариант – попробовать включить в наушниках негромкую музыку (лучше всего – классическую). Как ни странно, некоторых студентов музыка не отвлекает, а наоборот помогает сосредоточиться.
Если вы сядете за учебу уставшим или утомленным, вы рискуете элементарно заснуть над учебниками. Чтобы этого избежать, важно понять, жаворонок вы или сова, и организовывать занятия в то время, когда вы чувствуете себя наиболее бодро. Конечно же, нельзя забывать и о здоровом сне!
Наконец, еще одна важная часть подготовки – это четкое понимание того, что именно и как вы будете делать. Даже если вы не можете составить конкретного расписания своих занятий, стоит хотя бы держать в голове все поставленные задачи.
Инструкция.
«Ребята, сейчас Вам будет предложена анкета, состоящая из 10 вопросов. На каждый вопрос есть три варианта ответов. Выберите пожалуйста один из предложенных ответов на каждый вопрос».
ВОПРОСЫ АНКЕТЫ
1. Тебе нравится в школе или не очень?
не очень
нравится
не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
чаще хочется остаться дома
бывает по-разному
иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить все ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
не знаю
остался бы дома
пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки?
не нравится
бывает по-разному
нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
хотел бы
не хотел бы
не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
не знаю
не хотел бы
хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
часто
редко
не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
точно не знаю
хотел бы
не хотел бы
9. У тебя в классе много друзей?
мало
много
нет друзей
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
нравятся
не очень
не нравятся
Обработка.
Для возможности дифференцироваю детей по уровню школьной мотивации использовалась система бальных оценок:
ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций – 3 баллов;
нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) – 1 балл;
ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к школе, к той или иной школьной ситуации – 0 баллов.
Интерпретация.
1. 25 – 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и .п.
2. 20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, в при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
3. 15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами.
Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие дети изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
4. 10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация.
Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой, присутствуют в школе.
5. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Могут плакать, проситься домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать нормам, правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения нервно-психического здоровья. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка
Беседа
«Как учиться легко?»
Ф. И. воспитанника __________________________ Дата 27.10.2025
Цель: обсудить эффективные методы и подходы к обучению, которые помогут сделать процесс учебы более легким и интересным.
Инструкция.
«Ребята, сейчас Вам будет предложена анкета, состоящая из 10 вопросов. На каждый вопрос есть три варианта ответов. Выберите пожалуйста один из предложенных ответов на каждый вопрос».
ВОПРОСЫ АНКЕТЫ
1. Тебе нравится в школе или не очень?
не очень
нравится
не нравится
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
чаще хочется остаться дома
бывает по-разному
иду с радостью
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить все ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
не знаю
остался бы дома
пошел бы в школу
4. Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки?
не нравится
бывает по-разному
нравится
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
хотел бы
не хотел бы
не знаю
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
не знаю
не хотел бы
хотел бы
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
часто
редко
не рассказываю
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?