"Оздоровительная работа в ритме оптимального дыхания детей старшего дошкольного возраста через непосредственно-образовательную деятельность"
"Оздоровительная работа в ритме оптимального дыхания детей старшего дошкольного возраста через непосредственно-образовательную деятельность"
Базовая модель обобщенного педагогического опыта
Заместителя директора по УВР структурного подразделения
«Детский сад» МБОУ «Новолавельская СОШ №3»
Тема:
«Оздоровительная работа в ритме оптимального дыхания
детей старшего дошкольного возраста через непосредственно- образовательную деятельность»
Идея:
«Оздоровление детей старшего дошкольного возраста
в ритме оптимального дыхания через систему игровых занятий»
ИПМ -1. Сведения об авторе.
Богданова Татьяна Михайловна
Год рождения: 1966
Образование: высшее. Поморский Государственный университет имени
М.В.Ломоносова, 2001г
Специальность по диплому: дошкольная педагогика и психология
Квалификация: преподаватель дошкольной педагогики и психологии
Стаж педагогической деятельности: 27 лет
Место работы: МБОУ «Новолавельская СОШ №3» структурное подразделение «Детский сад»
Должность: заместитель директора по УВР.
Награды: Почетная грамота Министерства образования, науки и культуры Архангельской области, 2008г.
ИПМ -2. Условия формирования опыта.
Опыт сформирован в условиях структурного подразделения «Детский сад» МБОУ «Новолавельская СОШ №3», расположенного в п.Новолавела. В детском саду воспитывается 55 детей / 3 разновозрастных группы/. Работы проводилась с детьми подготовительной группы – 8 детей/
Цель ДОУ: воспитание здоровой и всесторонне развитой личности.
1.На формирование опыта оказали влияние:
- курсы повышения квалификации «Инновационные обучающие компьютерные программы на основе технологии «БОС-Здоровье» 2009г
- изучение опыта инновационной технологии Александра Сметанкина «БОС- Здоровье»
ИПМ -3. Теоретическая интерпретация опыта.
3.1. Актуальность опыта.
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка- дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Внедрение в деятельность ДОУ здоровьесберегающих технологий позволяет использовать разные методики как мощный фактор оздоровления детей и снижения заболеваемости в группах.
В основе технологии лежит инновационная технология Александра Сметанкина «Бос-Здоровье». Бос-это биологически обратная связь. Главный секрет здоровья-«Дружба дыхания и сердца. Сердце и легкие друзья». Эта технология включает в себя два одновременных процесса обучения и оздоровления /в ритме оптимального дыхания знакомство с математикой и азбукой/, что позволяет повысить эффективность подготовки детей к школе.
Обучение детей по программе существенно повышает эффективность усвоения детьми учебного материала, положительно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка, улучшает внимание и память, способствует сохранению и укреплению здоровья (снижение заболеваний ОРЗ и гриппом в 3-4 раза).
Продолжительность занятий 6- 7 минут.
Настраиваясь на физиологический ритм дыхания, ребенок, заинтересованный с помощью игрового компонента технологии, самостоятельно приводит в норму важнейшие функции организма, что ведет к складыванию и совершенствованию благоприятного фона для изучения и закрепления материала. В рамках основной программы воспитания дошкольников с применением инновационной технологии как вспомогательного инструмента появилась возможность организовать подготовку к школьному обучению на высоком уровне не только без потери здоровья, но и интереса ребенка к образовательному процессу, познанию окружающего мира через игровые ситуации.
Цель: оздоровление детей старшего дошкольного возраста в ритме оптимального дыхания через непосредственно образовательную деятельность.
3.2.Новизна опыта.
Новизна опыта заключается в использовании:
-игровых занятий
-планирования работы ( свой план работы по годам)
3.3. Область применения опыта.
Использование в работе с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольных учреждениях.
3.4.Трудоемкость опыта.
- разработка модифицированной программы «Учимся и оздоравливаемся»
- разработка игровых занятий
-консультации для воспитателей и родителей
-использование компьютеров
3.5. Теоретическая база опыта.
В основу опыта легла идея оздоровительной технологии «БОС-Здоровье»российского ученого, физиолога, кандидата биологических наук А.А.Сметанкина. Он считает, что возможно нормализовать внутренне физиологическое состояние организма, добиться гармоничной работы сердечно - сосудистой, и дыхательной систем путем выработки навыка диафрагмального релаксационного типа дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС0 по методу биологической обратной связи. Овладев техникой диафрагмально –релаксационного дыхания, любой человек получает возможность самостоятельно корректировать функциональное состояние организма при расстройствах и заболеваниях, а также использовать этот тип дыхания для общего укрепления здоровья.
Данная методика в течении последних 15 лет прошла многочисленные и подробные клинические апробации, получила хорошее аппаратно-программное обеспечение и нашла широкое применение в массовых школах и ДОУ, в качестве эффективного средства профилактики ряда заболеваний и инструмента противодействия негативным последствиям влияния учебного процесса на организм ребенка.
Технология БОС основана на применении немедикаментозного метода лечения. БОС позволяет регистрировать физиологические параметры организма – ритмы сердца и мозга, температуру, мышечные реакции и т.д. Полученная информация с помощью приборов преобразуется в видимую, слышимую, доступную и понятную для ребенка форму: свет, музыку, видеофильм. Уникальность метода состоит в том, что дети, активно включаются в процесс оздоровления и обучения одновременно. Использование электронных учебных пособий, дает возможность ребенку изучать материал в ритме оптимального дыхания.
«Если бы люди правильно дышали, то болезни стали бы редкостью.»(Авиценна)
ИПМ-4
4.Технология опыта.
4.1. Задачи
1.В ритме оптимального дыхания формировать элементарные математические представления: совершать навыки количественного счета в прямом и обратном порядке от 1 до 10, на наглядной основе учить сравнивать числа, сравнивать предметы по величине, выполнять действия на сложение и вычитание.
2. В ритме оптимального дыхания знакомить с делением слов на слоги, познакомиться с гласными и согласными буквами по схемам игрового сюжета.
3. Приобщать детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
4.Совершенствовать речь как средство общения
1.Развить необходимые для дальнейшего обучения функции: самостоятельная организация деятельности, общее интеллектуальное развитие, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторная координация, внимание, память.
1.Воспитывать организованность, дисциплинированность,интерес к непосредственно образовательной деятельности.
4.2.Критерии эффективности проводимой оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Просмотр содержимого документа
«"Оздоровительная работа в ритме оптимального дыхания детей старшего дошкольного возраста через непосредственно-образовательную деятельность" »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Новолавельская средняя общеобразовательная школа №3»
Муниципального образования «Пинежский муниципальный район»
структурное подразделение «Детский сад»
Опыт работы по теме:
«Оздоровительная работа в ритме оптимального дыхания
детей старшего дошкольного возраста через непосредственно- образовательную деятельность»
Разработала заместитель директора по УВР
Богданова Т.М.
п.Новолавела
2014г
Список ИПМ
Сведения об авторе.
Условия формирования опыта.
Теоретическая интерпретация опыта
Актуальность опыта.
Новизна опыта.
Область применения опыта
3.4.Трудоемкость опыта.
3.5.Теоретическая база опыта
4.Технология опыта
4.1.Задачи
4.2. Критерии эффективности оздоровительной работы с детьми
4.3. Этапы работы.
4.4. Формы работы.
4.4.1.ННОД
5.Работа с родителями.
6. Работа с педагогами.
7.Результативность.
8.Перспективы.
9.Информационные ресурсы
Приложение.
Базовая модель обобщенного педагогического опыта
Заместителя директора по УВР структурного подразделения
«Детский сад» МБОУ «Новолавельская СОШ №3»
Тема:
«Оздоровительная работа в ритме оптимального дыхания
детей старшего дошкольного возраста через непосредственно- образовательную деятельность»
Идея:
«Оздоровление детей старшего дошкольного возраста
в ритме оптимального дыхания через систему игровых занятий»
ИПМ -1. Сведения об авторе.
Богданова Татьяна Михайловна
Год рождения: 1966
Образование: высшее. Поморский Государственный университет имени
М.В.Ломоносова, 2001г
Специальность по диплому: дошкольная педагогика и психология
Квалификация: преподаватель дошкольной педагогики и психологии
Стаж педагогической деятельности: 27 лет
Место работы: МБОУ «Новолавельская СОШ №3» структурное подразделение «Детский сад»
Должность: заместитель директора по УВР.
Награды: Почетная грамота Министерства образования, науки и культуры Архангельской области, 2008г.
ИПМ -2. Условия формирования опыта.
Опыт сформирован в условиях структурного подразделения «Детский сад» МБОУ «Новолавельская СОШ №3», расположенного в п.Новолавела. В детском саду воспитывается 55 детей / 3 разновозрастных группы/. Работы проводилась с детьми подготовительной группы – 8 детей/
Цель ДОУ: воспитание здоровой и всесторонне развитой личности.
1.На формирование опыта оказали влияние:
- курсы повышения квалификации «Инновационные обучающие компьютерные программы на основе технологии «БОС-Здоровье» 2009г
- изучение опыта инновационной технологии Александра Сметанкина «БОС- Здоровье»
ИПМ -3. Теоретическая интерпретация опыта.
3.1. Актуальность опыта.
Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка- дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно эти задачи являются приоритетными в программе модернизации российского образования. Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
Внедрение в деятельность ДОУ здоровьесберегающих технологий позволяет использовать разные методики как мощный фактор оздоровления детей и снижения заболеваемости в группах.
В основе технологии лежит инновационная технология Александра Сметанкина «Бос-Здоровье». Бос-это биологически обратная связь. Главный секрет здоровья-«Дружба дыхания и сердца. Сердце и легкие друзья». Эта технология включает в себя два одновременных процесса обучения и оздоровления /в ритме оптимального дыхания знакомство с математикой и азбукой/, что позволяет повысить эффективность подготовки детей к школе.
Обучение детей по программе существенно повышает эффективность усвоения детьми учебного материала, положительно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка, улучшает внимание и память, способствует сохранению и укреплению здоровья (снижение заболеваний ОРЗ и гриппом в 3-4 раза).
Продолжительность занятий 6- 7 минут.
Настраиваясь на физиологический ритм дыхания, ребенок, заинтересованный с помощью игрового компонента технологии, самостоятельно приводит в норму важнейшие функции организма, что ведет к складыванию и совершенствованию благоприятного фона для изучения и закрепления материала. В рамках основной программы воспитания дошкольников с применением инновационной технологии как вспомогательного инструмента появилась возможность организовать подготовку к школьному обучению на высоком уровне не только без потери здоровья, но и интереса ребенка к образовательному процессу, познанию окружающего мира через игровые ситуации.
Цель: оздоровление детей старшего дошкольного возраста в ритме оптимального дыхания через непосредственно образовательную деятельность.
3.2.Новизна опыта.
Новизна опыта заключается в использовании:
-игровых занятий
-планирования работы ( свой план работы по годам)
3.3. Область применения опыта.
Использование в работе с детьми старшего дошкольного возраста в дошкольных учреждениях.
3.4.Трудоемкость опыта.
- разработка модифицированной программы «Учимся и оздоравливаемся»
- разработка игровых занятий
-консультации для воспитателей и родителей
-использование компьютеров
3.5. Теоретическая база опыта.
В основу опыта легла идея оздоровительной технологии «БОС-Здоровье»российского ученого, физиолога, кандидата биологических наук А.А.Сметанкина. Он считает, что возможно нормализовать внутренне физиологическое состояние организма, добиться гармоничной работы сердечно - сосудистой, и дыхательной систем путем выработки навыка диафрагмального релаксационного типа дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца (ДАС0 по методу биологической обратной связи. Овладев техникой диафрагмально –релаксационного дыхания, любой человек получает возможность самостоятельно корректировать функциональное состояние организма при расстройствах и заболеваниях, а также использовать этот тип дыхания для общего укрепления здоровья.
Данная методика в течении последних 15 лет прошла многочисленные и подробные клинические апробации, получила хорошее аппаратно-программное обеспечение и нашла широкое применение в массовых школах и ДОУ, в качестве эффективного средства профилактики ряда заболеваний и инструмента противодействия негативным последствиям влияния учебного процесса на организм ребенка.
Технология БОС основана на применении немедикаментозного метода лечения. БОС позволяет регистрировать физиологические параметры организма – ритмы сердца и мозга, температуру, мышечные реакции и т.д. Полученная информация с помощью приборов преобразуется в видимую, слышимую, доступную и понятную для ребенка форму: свет, музыку, видеофильм. Уникальность метода состоит в том, что дети, активно включаются в процесс оздоровления и обучения одновременно. Использование электронных учебных пособий, дает возможность ребенку изучать материал в ритме оптимального дыхания.
«Если бы люди правильно дышали, то болезни стали бы редкостью.»(Авиценна)
ИПМ-4
4.Технология опыта.
4.1. Задачи
Образовательные:
1.В ритме оптимального дыхания формировать элементарные математические представления: совершать навыки количественного счета в прямом и обратном порядке от 1 до 10, на наглядной основе учить сравнивать числа, сравнивать предметы по величине, выполнять действия на сложение и вычитание.
2. В ритме оптимального дыхания знакомить с делением слов на слоги, познакомиться с гласными и согласными буквами по схемам игрового сюжета.
3. Приобщать детей проявлять инициативу с целью получения новых знаний.
4.Совершенствовать речь как средство общения
Развивающие:
1.Развить необходимые для дальнейшего обучения функции: самостоятельная организация деятельности, общее интеллектуальное развитие, зрительно-пространственное восприятие, зрительно-моторная координация, внимание, память.
Воспитательные:
1.Воспитывать организованность, дисциплинированность, интерес к непосредственно образовательной деятельности.
4.2.Критерии эффективности проводимой оздоровительной работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Мяч- м, мяч- б; мишка- м., мишка- б; зебра- м., зебра- б; медвежонок- м, медвежонок- б; утенок- м, утка- б; слон- б, мышка- м; бегемот- б, муравей- м; олененок- м, олениха- б; мишка- м, мишка- б; цыпленок- м, петух- б; дерево- б, дерево- м, мяч- м, мяч- б.
№2
Цифры 1,2
Время 3.45
Один кораблик- цифра 1, один телефон- ц ифра 1. Давай сосчитаем предметы- один- цифра 1.
Два зонтика- цифра 2, два мяча- цифра 2, два воздушных шара –ц 2, два кораблика – цифра 2, два телефона – ц 2. Давай сосчитаем предметы 1,2- цифра 2.
Цыпленок- один, цыплят- много; утка- одна, утят- много; щенок- один, будок- много; лягушка- одна, комаров- много; рак- один, рыбок- много; стрекоза- одна, бабочек- много; конфета – одна, ни одной конфеты, карандаш- один, ни одного карандаша; парашют – один, ни одного парашюта; цветков- много, ни одного цветка; зерен- много, ни одного зернышка; игрушек- много, ни одной игрушки.
Ни одного цветка- ц 0, шарики улетели- ни одного шарика – ц 0; ежик унес грибы- ни одного гриба- ц 0; яблоко съели- ни одного яблока –ц 0; много карандашей –ни одного карандаша – ц 0; много зонтов- ни одного зонта – ц 0; много капель- ни одной капли – ц 0; много воздушных шариков- ни одного шарика – ц 0; найди коробку, в которой нет ни одного мяча, ни одной ноты.
№13
Счет от 1 до 5
Время 2.40
Поможем муравью сосчитать яблоки. Соедини цифры по возрастанию 1,2,3,4,5.
Поможем муравью сосчитать яблоки, соединив цифры по убыванию 5,4,3,2,1.
Расставить по кружкам цифры от 1 до 5 от низкой к высокой пирамиде 1,2,3,4,5. Хорошо.
Расставить по кружкам цифры от высокой к низкой пирамиде 5,4,3,2,1.
№14
Тест. Счет от 1 до 5
Время 2.40
Поможем ежику собрать грибы, соединяя их по возрастанию 1,2,3,4,5.
Поможем ежику раздать грибы друзьям, соединяя их по убыванию 5,4,3,2,1.
Расставить по кружкам от 1 до 5 от короткой к длинной ленточке.
Расставить по кружкам от 5 до 1 от длинной ленточки к короткой ленточки.
№15
Счет от 1 до 10
Время 2.05
Поможем сороке сосчитать скворечники, соединив цифры по возрастанию 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.
Поможем сороке сосчитать скворечники, соединив цифры по убыванию 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1.
№16
Тест. Счет от 1 до 10
Время 2.05
Поможем пчелке собрать мед, соединив цифры по возрастанию 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 / самостоятельно считать/.
7 пингвинов и еще 1 пингвин всего 8 пингвинов 7+1=8
5 черепашек еще 3 черепашки всего 8 черепашек 5+3=8
8 рыбок еще2 рыбки всего 10 рыбок 8+2=10
№20
Вычитание
Время 4.35
4 воздушных шарика- 1 шарик лопнул, осталось 3 шарика 4-3=1
3 рыбки, 2 рыбки уплыло, осталось 1 рыбка 3-2=1
5 яблок 3 яблока съели, осталось 2. 5-3=2
3 лягушки- одна ускакала, осталось 2 3-1=2
4 мышки, 2 мышки убежало, осталось 2 4-2=2
6 яблок, 2 яблока съели, осталось 4 яблока 6-2=4
7 морковок- 3 съели, осталось 4 морковки 7-3=4
5 шишек, 1 упала, осталось 4шишки 5-1=4
ИПМ -5
Работа с родителями
1.Информационно-аналитическая
Информационное согласие родителей на участие детей /приложение №4/
2.Досуговые
Праздник «Здоровья» (приложение №5)
3.Познавательные
Семинар-практикум « Учимся и оздоравливаемся» (приложение №3)
4. Наглядно-информационные
выставка книг по инновационной методике «Учимся и оздоравливаемся»
ИПМ-6
6.Работа с педагогами
Проведение консультации на тему «Игра как необходимое условие реализации здоровьесберегающей технологии Александра Сметанкина «БОС-здоровье» в образовательном процессе детей дошкольного возраста « (приложение №1)
Выступление на педсоветах по программе «Учимся и оздоравливаемся»
Показ открытых занятий по кружковой работе.
ИПМ-7.Результативность
1.Ребенок должен освоить навык диафрагмального дыхания.
2.Ребенок должен овладеть навыками правильной речи.
3. Снижение заболеваемости в группе.
4.Эффективное усвоение детьми учебного материала.
Посещаемость с декабря по май (8 детей)
ИПМ-8. Перспективы
Внедрить в практику работы ДОУ кружковую работу по оздоровлению детей при помощи технологии «БОС-Здоровье»
Разработать и включить в работу игры-занятия с использованием образовательной области- художественно-эстетическое развитие.
Повысить качество оздоровительной работы до 100%./заболеваемость, посещаемость/.
Разработать проект «Использование оздоровительной технологии БОС-Здоровье в педагогическом процессе ДОУ»
ИПМ -9 Информационные ресурсы
Дубровская Ю.А., Крупин Д.В., Пулукчу А.И. Инновационная технология Александра Сметанкина «БОС-здоровье» в процессе обучения и оздоровления детей дошкольного возраста. Сборник статей. III Международная научно-практическая конференция «Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе: проблемы и перспективы». Пенза, 2009-с.42-50.
Дубровская Ю.А., Крупин Д.В. Инновационная технология Александра Сметанкина «Учимся и оздоравливаемся» как способ решения проблемы интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Материалы 4-й Всероссийской научно-практической конференции. Часть I. Армавир, 2009.-с.31-33.
Сметанкин А.А. «Дыхание по Сметанкину». СПб: ЗАО «Биосвязь», 2007.-160 с.
Сметанкин А.А., Сметанкина С.И., Пулукчу А.И., Крупин Д.В. Дыхание по Сметанкину: метод биологической обратной связи для формирования диафрагмально-релаксационного дыхания с максимальной дыхательной аритмией сердца. Сборник статей (на польском языке) Международной конференции «Невозможное становится возможным – реабилитация в эпоху развития науки и новых технологий», Польша: 2009.
Приложение 1
Консультация для педагогов Тема: Игра как необходимое условие реализации здоровьесберегающей технологии Александра Сметанкина «БОС-здоровье» в образовательном процессе детей дошкольного возраста
Цель: познакомить педагогов с технологией «БОС – Здоровье».
Игра –это первый вид жизнедеятельности, с которым человек сталкивается будучи ребенком, и навык которого формируется и закрепляется на долгие годы его жизни.
Во взрослом возрасте игра в большей степени носит развлекательный характер, помогая человеку легко и быстро адаптироваться в новых социальных условиях. В детском возрасте игра является важнейшим средством образовательного и воспитательного процесса. Игра существенно влияет на развитие личности и определение профессионального будущего ребенка. По мнению польского педагога Я. Корчака в игре ребенок ищет себя, определяет свою позицию среди сверстников. Условия игры способствуют освоению социального опыта, в котором закладывается самоуправление поведением, что предоставляет возможность воздействовать на свои же собственные границы – границы своего «Я», включающего не только духовную, нравственную и интеллектуальную составляющие, но и показатели уровня здоровья, состояния физического компонента – организма ребенка. Способ совершенствования последней физической составляющей своего «Я» посредством игровых ситуаций имеет широкое применение на занятиях и уроках «БОС-здоровье» в дошкольных и школьных образовательных учреждениях России на протяжении последних 8 лет. В основе использования тренажеров биологической обратной связи (БОС) лежит методика диафрагмально-релаксационного типа дыхания (ДРД) – дыхания по Сметанкину, которое помогает научить ребенка сохранять и укреплять свое здоровье. Инструкция по проведению дыхательной гимнастики следующая: на легком вдохе через нос ребенок надувает живот как шарик с последующим плавным переходом на равномерный и продолжительный выдох; на выдохе ребенок возвращает живот в исходное положение как будто «сдувает» его как шарик. Вдох ребенок делает через нос, коротким и «вкусным», как будто он вдыхает аромат цветов, а длительный выдох делает спокойным через слегка приоткрытый рот, словно под его воздействием маленький бумажный кораблик постепенно отправляется в плаванье. Дыхание свободное, как песня. При четком соблюдении правил дыхательного тренинга выполняются главные условия для образования правильной безусильной речи, и психофизиологического развития воспитанника в целом. Техническая оснащенность БОС позволяет оценить уровень здоровья с помощью регистрации дыхательной аритмии сердца (ДАС). ДАС – это разница пульса (частоты сердечных сокращений) на вдохе и выдохе. ДАС определяет качество взаимной работы двух основных систем: сердечно-сосудистой и респираторной. ДАС показывает баланс симпатического и парасимпатического процессов вегетативной нервной системы как ведущих процессов развития организма ребенка.
В компьютерной программе «Дыхание» игровые уроки «БОС-здоровье» продолжительностью от 7 до 12 минут содержат чередование периодов отдыха и работы. Во время отдыха ребенок рассматривает слайды на экране монитора по определенной тематике. Например, по темам «Природа», «Животные», «Петергоф» и т.д. Слайды с релаксирующей музыкой в первую очередь помогают ребенку расслабиться, успокоиться после активной школьной перемены, а так же переключить свое внимание с периода работы – диафрагмального дыхания. Периоды отдыха длятся 1-2 минуты. В периоды работы полностью включен механизм биологической обратной связи по зрительному и звуковому сигналам, благодаря которым ребенок может в игровой форме увидеть и услышать как работает его сердце под контролем дыхательных движений. Например, игровой сюжет «Вертикальное закрашивание забора» (слайд), продолжительностью 2-3 минуты. Когда невидимая кисточка на доске забора начинает подниматься вверх (сигнал о том, что пульс учащается), воспитанник делает вдох по вышеуказанной инструкции. Когда кисточка на последующей доске забора следует вертикально вниз (знак о том, что пульс становится реже), ребенок плавно по инструкции переходит на продолжительный равномерный выдох. И таким образом, перед ребенком встает задача подстроить свое дыхание под движение кисточки на заборе. Как показывает опыт, учитывая игровое содержание сюжета, задача выполняется легко, успешно и без принуждения . На основе поступающей с помощью БОС информации о взаимной деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, и диафрагмально-релаксационного тренинга в игровом стиле под контролем учителя здоровья, у ребенка формируется навык управления своим ДАС и психофизиологическими параметрами организма Применение игры также является базой инновационной технологии Александра Сметанкина «Учимся и оздоравливаемся», предназначенной не только для оздоровления, но и для обучения по различным направлениям воспитания и образования детей дошкольного возраста. Эта технология включает в себя два одновременных процесса обучения и оздоровления, что позволяет повысить эффективность подготовки детей к школе. При этом учебно-электронные пособия («Здоровая математика», «Здоровая азбука», «Окружающий мир») дают возможность ребенку изучать материал в ритме оптимального дыхания детей 3-7 лет – 12 дыханий в минуту . Длительность одного дыхания 5 секунд, из которых вдох составляет 1,5 секунды, а выдох – 3,5 секунды. Дидактический материал открывается на экране компьютера или телевизора в заданном ритме на фоне игровых сюжетов. Материал представлен в соответствии с образовательной программой обучения и воспитания в ДОУ. Например, воспитанник ДОУ знакомится с элементарными математическими понятиями «высокий и низкий» по схеме игрового сюжета «Закрашивание»: когда на экране монитора слева полоска поднимается вверх, ребенок делает вдох. Как только широкая полоска начинает двигаться слева направо, по принципу выделения части из целого все предметы, стоящие слева закрашиваются, за исключением ключевого объекта – «высокого дерева», и диктор произносит «дерево высокое», а малыш делает выдох. Это первое дыхание. На втором дыхании по аналогичному принципу изучается понятие «низкий», и соответствующее изображение «дерево низкое» выделяется на экране справа (слайд.2). Настраиваясь на физиологический ритм дыхания, ребенок, заинтересованный с помощью игрового компонента технологии, самостоятельно приводит в норму важнейшие функции организма, что ведет к складыванию и совершенствованию благоприятного фона для изучения и закрепления материала. В рамках основной программы воспитания дошкольников с применением инновационной технологии Александра Сметанкина «Учимся и оздоравливаемся» как вспомогательного инструмента появилась возможность организовать подготовку к школьному обучению на высоком уровне не только без потери здоровья, но и интереса ребенка к образовательному процессу, познанию окружающего мира через игровые ситуации.
Только благодаря использованию игры в здоровьесберегающей технологии «БОС-здоровье», включая и новую образовательную составляющую «Учимся и оздоравливаемся», можно увидеть подтверждение практической значимости высказывания великого педагога В.А. Сухомлинского, что «игра действительно как огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и понятий», что «игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Спасибо!
Приложение 2
Мастер класс для педагогов
Тема: «Учимся правильно дышать»
Цель: повышение профессионального мастерства и обмена опыта по инновационной технологии «БОС-Здоровье» Задачи:
Образовательные:
Познакомить педагогов с инновационной технологией БОС-Здоровье
Учить правильно дышать в ритме оптимального дыхания .
Познакомить с программой «Учимся и оздоравливаемся»
Развивающие:
Развивать интерес к оздоровительной методике
Воспитательные:
Воспитывать эмоциональную отзывчивость и положительный настрой на данный вид деятельности.
Краткий ход мастер –класса
Вступление, актуальность.
1.«Если бы люди правильно дышали, то болезни стали бы редкостью.»(Авиценна)
Одно из необходимых условий правильного развития, хорошего роста – умение правильно дышать. Ребенка легко можно научить правильному дыханию.
Девять детей из десяти дышат неправильно и по этой причине плохо себя чувствуют. Ребенка, не умеющего правильно дышать, можно узнать сразу: узкие плечи, слабая грудь, рот открыт, движения нервозны.
Главный секрет здоровья по А.А.Сметанкину –это дружба дыхания и сердца. Технология «БОС-Здоровье» включает в себя два одновременных процесса обучения и оздоровления/ в ритме оптимального дыхания знакомство с математикой и азбукой/, что позволяет повысить эффективность подготовки детей к школе.
2.Знакомство с программой «Учимся и оздоравливаемся»
3.Используя учебное электронное пособие «Азбука и Здоровая математика» мы с Вами будем дышать.
Необходимо соблюдать правила:
Вдох- короткий, через нос с надуванием живота.
Выдох – длинный, через рот, живот сдувается.
4.Сегодня Вы научились, как в ритме оптимального дыхания можно использовать такие образовательные области как речевое и познавательное развитие.
Приложение 3
Семинар-практикум с родителями
Тема: «Учимся и оздоравливаемся»
Цель: познакомить родителей с оздоровительной технологией «БОС-Здоровье»
Ход семинара:
Теоретическая часть.
Уважаемые родители, я сегодня познакомлю Вас с инновационной оздоровительной технологией Александра Сметанкина «БОС-Здоровье».
Бос-это биологически обратная связь. Главный секрет здоровья-«Дружба дыхания и сердца. Сердце и легкие друзья». Эта технология включает в себя два одновременных процесса обучения и оздоровления /в ритме оптимального дыхания знакомство с математикой и азбукой/, что позволяет повысить эффективность подготовки детей к школе.
Обучение детей по программе существенно повышает эффективность усвоения детьми учебного материала, положительно влияет на психоэмоциональное состояние ребенка, улучшает внимание и память, способствует сохранению и укреплению здоровья (снижение заболеваний ОРЗ и гриппом в 3-4 раза).
Настраиваясь на физиологический ритм дыхания, ребенок, заинтересованный с помощью игрового компонента технологии, самостоятельно приводит в норму важнейшие функции организма, что ведет к складыванию и совершенствованию благоприятного фона для изучения и закрепления материала. В рамках основной программы воспитания дошкольников с применением инновационной технологии как вспомогательного инструмента появилась возможность организовать подготовку к школьному обучению на высоком уровне не только без потери здоровья, но и интереса ребенка к образовательному процессу, познанию окружающего мира через игровые ситуации.
В игровой форме мы проводим занятия с детьми старшего дошкольного возраста. У нас есть учебные электронные пособия «Здоровая математика и Азбука». Дидактический материал в пособии открывается на экране компьютера в заданном ритме, под который ребенок подстраивает свое дыхание во время занятий. Продолжительность занятий 6- 7 минут.
Практическая часть.
- рассматривание пособий
- практическое занятие по программе: Дыхание 3.50, Азбука №1 /АО/- 0.45, Математика №1 /Большой –маленький/ 2.30.
Спасибо за внимание!
Приложение №4
Информационное согласие родителя/законного представителя/на участие ребенка в инновационной методике БОС-Здоровье «Учимся и оздоравливаемся»
Игры «Помоги пчелке собрать мед», «Помоги сороке сосчитать скворечники»
Подвижная игра «Медведь и пчелы»
Ведущий: Меньше нужно есть мучного,
Больше фруктов - и тогда
Будешь ты всегда здоровым,
Пользу принесет еда.
Презентация «Полезная и вредная еда»
Ведущий: Очень рада я за вас сегодня.
И совет такой я дам!
Занимайтесь физкультурой по утрам и вечерам
Будьте в дружбе с физкультурой
Мамы, папы, дети
Воздух, спорт и витамины всем нужны на свете!
Суть дыхания в том, чтобы впустить воздух в легкие и насытить кислородом кровь в легочных альвеолах. Дыхание распадается на два акта: вдох, во время которого грудь расширяется и воздух проникает в легкие; и выдох – грудная клетка возвращается к своему обычному объему, легкие сжимаются и выталкивают имеющийся в них воздух.
Ваша задача – научить ребенка хорошо очищать легкие. Если он полностью не выдыхает, то в глубине легких остается изрядное количество испорченного воздуха, а кровь получает мало кислорода. Научив ребенка дышать через нос, вы поможете ему избавиться от частых насморков, гриппа, ангины и т.п.
Нужно приучить ребенка к полному дыханию, чтобы он расширял грудную клетку и развивал мышцы живота. Покажите, как втягивать живот во время дыхания, сделать его плоским и впалым.
Понять, что такое дыхание, поможет игра с розой и одуванчиком. Дайте ему понюхать цветок (рот закрыт, ноздри развернуты). Многие дети сопят, а не нюхают. Помогите почувствовать разницу. Затем дайте подуть на одуванчик: сначала ртом, чтобы он видел, как разлетаются зернышки, потом носом (поочередно прижимая к переносице то одну ноздрю, то другую).
Можно продолжить игру: заставить кружиться бумажную мельницу, задуть свечу. Эти упражнения тоже выполняются попеременно (ртом и носом). Детей очень веселят мыльные пузыри – тоже полезное занятие для развития правильного дыхания..
Можно дуть через трубочку для коктейля в стакан с водой. Очень увлекательная игра – ребёнок дует, вода пузырится – весело и полезно, не только для укрепления дыхательных путей, но и для развития речевого аппарата.
Еще одна очень полезная для развития лёгких игрушка – свисток, тем более что разновидностей свистков существует великое множество, так что ребёнок не заскучает.
Детям постарше можно надувать воздушные шарики. Но помните, что дыхательные упражнения очень утомляют, поэтому не стоит их выполнять более 5 – 10 минут.
Во время прогулки в сквере, в лесу, у реки покажите, как можно почувствовать чудесный вкус чистого воздуха, медленно вдыхая его носом. Затем заставьте полностью удалить из легких использованный воздух. Одновременно развивайте восприимчивость: «Что ты чувствуешь? Цвет, запах травы или мокрых осенних листьев?»
Дыхательная гимнастика для детей
Хорошо бы во время прогулок делать «вытягивающую» гимнастику. Бросьте на травку небольшой коврик.
Упражнение 1. Встать на колени, ягодицы прижать к пяткам, руки поднять вверх. Ребенок должен медленно опускать руки и туловище вперед до тех пор, пока ладони и лоб не коснутся земли. Не поднимая ягодиц с пяток, вытянуть руки как можно дальше, потянуть спину.
Упражнение 2. Лечь на спину, руки вдоль тела. По диагонали вытянуть правую руку и левую ногу, потянуться; потом – левую руку и правую ногу, снова потянуться. Повторить несколько раз.
Упражнение 3. Встать на четвереньки, отвести прямую правую ногу назад как можно выше, выпрямить ее, потянуть. То же самое проделать с левой. Повторить несколько раз. Между повторами можно попросить малыша «выгнуться кошечкой».
Упражнение 4. Подняться, походить на носочках, поднимая руки вверх. Контролируйте дыхание малыша. Потом попросите поднимать попеременно руки вверх, пытаясь при этом вытянуться как можно выше.
Объясните малышу, что он не только подышал, но и помог себе расти.
Хорошо было бы сделать такие прогулки систематическими (кстати, и вам дыхательная гимнастика не только не помешает, но и вернет затраченные силы).
Игровой комплекс дыхательной гимнастики
Для того чтоб помочь ребёнку поскорее справиться с кашлем, предлагаю игровой комплекс дыхательной гимнастики (для детей с 2-х лет). Этот комплекс развивает дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений, мышцы рук и позвоночника, способствует правильному ритмичному дыханию и произнесению звуков.
Выполнять лучше до завтрака или после ужина.
Комплексы дыхательной гимнастики
1 Комплекс дыхательной гимнастики для восстановления носового и дифференциации ротового и носового дыхания.
Глубокий вдох - выдох через нос с произношением звука: "м-м-м (рот плотно закрыт).
Вдох через нос короткими толчками (рот плотно закрыт).
Выдох поочередно через левую и правую ноздрю (другая плотно прижата пальцем, рот закрыт).
Полный вдох через рот под счет 1:2:3:4. Нос зажать пальцами - задержка дыхания под счет 5:6:7; под счет 8:9:10 - выдох через нос. Полный вдох через рот.
Положить на ладонь легкую бумажку - сдуть ее, делая поочередно выдох левой или правой ноздрей (рот плотно закрыт).
«Ныряльщики»: разводим руки в стороны, делаем вдох ртом. Обхватываем себя руками и приседаем (опускаемся под воду). Выдох ртом.
«Кто лучше надует игрушку?» - вдох носом (1-4), медленный выдох через рот, в отверстие игрушки (1-8).
Дать понюхать цветок, духи, фрукты.
2 Комплекс дыхательной гимнастики.
«Часики» - стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед (вдох) - назад (выдох) произносить: "Тик - так. (10-12 раз).
«Трубач» - сидя на стуле, кисти рук сжаты в кулаки и подняты вверх перед ртом. Медленный выдох с громким произношением звука:"Ф-ф-ф. (4-5 раз).
«Лыжник» - стоя, ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитируем ходьбу на лыжах. Выдох через нос с произношением звука: "М-м-м. (1-2 мин).
3 Комплекс дыхательной гимнастики.
«На турнике» - стоя, ноги вместе. Гимнастическая палка в обеих руках перед собой. Поднимаясь на носки, поднять палку вверх - вдох, опустить палку на лопатки - длительный выдох с произношением звука: "Ф-ф-ф. (4-5 раз).
«Ежик» - сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке: "Ф-ф-ф. Выпрямить ноги - вдох. (4-5 раз).
«Гребля на лодке» (сидя, ноги врозь): вдох - живот втянуть (руки вперед), выдох - живот выпятить (руки в стороны). (5-6 раз).
4 Комплекс дыхательной гимнастики.
«Журавли» - основная стойка. Медленная ходьба. На вдох руки поднять в стороны, на выдох - опустить руки вниз с длительным произношением звука: "У-у-у. (1-2 мин).
«Пилка дров». Дети становятся друг против друга парами. Берутся за руки и имитируют пилку дров. Руки на себя - вдох, руки от себя - выдох. (5-6 раз).
«Дровосек» Ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх - вдох, опустить вниз - выдох с произношением слова: "Ух-х-х. (5-6 раз).
5 Комплекс дыхательной гимнастики.
«Вырастем большими». И.п.: ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища. Поднять сцепленные руки вверх - вдох, опустить вниз - медленный выдох с произношением слова: «Ух-х-х». (5-6 раз).
«Гуси гогочут». И.п.: сидя, кисти согнутых рук прижаты к плечам. Быстрый вдох, затем медленно наклонить туловище вниз, отвести локти назад - длительный выдох с произнесением слова: "Га-а-а. Голову держать прямо. Вернуться в исходное положение - вдох. (5-6 раз).
«Маятник». И.п.: ноги на ширине плеч, палка за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне - выдох с произнесением слова: «Ту-у-ук». Выпрямляясь - вдох. (5-6 раз).
"Заканчиваем гимнастику. Встать, ноги на ширине плеч. Подняться на носки, руки вверх - вдох. Встать на полную ступню, наклониться вперед, руки вниз - выдох. (5-6 раз).
Итак, проветрите помещение и приступайте.
Упражнение 1. ПУЗЫРИКИ.
Пусть малыш сделает глубокий вдох через нос, надует «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.
Упражнение 2. НАСОС.
Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 3. ГОВОРИЛКА.
Вы задаёте вопросы, малыш отвечает.
Как разговаривает паровозик? Ту – ту – ту - ту.
Как машинка гудит? Би – би. Би – би.
Как «дышит» тесто? Пых – пых – пых.
Можно ещё попеть гласные звуки: о-о-о-о-ооо, у-у-у-уууу.
Упражнение 4. САМОЛЁТ.
Рассказывайте стихотворение, а малыш пусть выполняет движения в ритме стиха:
Самолётик - самолёт (малыш разводит руки в стороны ладошками вверх, поднимает голову, вдох)
Отправляется в полёт (задерживает дыхание)
Жу- жу -жу (делает поворот вправо)
Жу-жу-жу (выдох, произносит ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встает прямо, опустив руки)
Я налево полечу (поднимает голову, вдох)
Жу – жу – жу (делает поворот влево)
Жу- жу –жу (выдох, ж-ж-ж)
Постою и отдохну (встаёт прямо и опускает руки).
Повторить 2-3 раза
Упражнение 5. МЫШКА И МИШКА.
Вы читаете стихотворение, ребёнок выполняет движения.
У мишки дом огромный (выпрямиться, встать на носочки, поднять руки вверх, потянуться, посмотреть на руки, вдох)
У мышки – очень маленький (присесть, обхватить руками колени, опустить голову, выдох с произнесением звука ш-ш-ш)
Мышка ходит в гости к мишке (походить на носочках)
Он же к ней не попадёт.
Повторить 3 – 4 раза.
Упражнение 6. ВЕТЕРОК.
Я ветер сильный, я лечу,
Лечу, куда хочу (руки опущены, ноги слегка расставлены, вдох через нос)
Хочу налево посвищу (повернуть голову налево, губы трубочкой и подуть)
Могу подуть направо (голова прямо, вдох, голова направо, губы трубочкой, выдох)
Могу и вверх (голова прямо, вдох через нос, выдох через губы трубочкой, вдох)
И в облака (опустить голову, подбородком коснуться груди, спокойный выдох через рот)
Ну а пока я тучи разгоняю (круговые движения руками).
Повторить 3-4 раза.
Упражнение 7. КУРОЧКИ.
Выполняйте вместе с малышом. Встаньте, наклонитесь, свободно свесьте руки-«крылья» и опустите голову. Произносим: «Так-так-так» и одновременно похлопываем по коленкам. Выдох. Выпрямитесь, поднимите руки вверх – вдох. Повторить 5 раз.
Упражнение 8. ПЧЁЛКА. Покажите ребенку, как нужно сидеть: прямо, скрестив руки на груди и опустив голову. Пчёлка сказала: «Жу-жу-жу» (сжимаем грудную клетку и на выдохе произносим: ж-ж-ж, затем на вдохе разводим руки в стороны, расправляем плечи и произносим…) Полечу и пожужжу, детям мёда принесу (встаёт и, разведя руки в стороны, делает круг по комнате, возвращается на место).
Повторить 5 раз. Следите, чтоб вдох был через нос, и дыхание было глубокое.
С помощью этих упражнений ваш ребенок оздоровится!
Мяч- м, мяч- б; мишка- м., мишка- б; зебра- м., зебра- б; медвежонок- м, медвежонок- б; утенок- м, утка- б; слон- б, мышка- м; бегемот- б, муравей- м; олененок- м, олениха- б; мишка- м, мишка- б; цыпленок- м, петух- б; дерево- б, дерево- м, мяч- м, мяч- б.
№2
Цифры 1,2
Время 3.45
Один кораблик- цифра 1, один телефон- ц ифра 1. Давай сосчитаем предметы- один- цифра 1.
Два зонтика- цифра 2, два мяча- цифра 2, два воздушных шара –ц 2, два кораблика – цифра 2, два телефона – ц 2. Давай сосчитаем предметы 1,2- цифра 2.
Цыпленок- один, цыплят- много; утка- одна, утят- много; щенок- один, будок- много; лягушка- одна, комаров- много; рак- один, рыбок- много; стрекоза- одна, бабочек- много; конфета – одна, ни одной конфеты, карандаш- один, ни одного карандаша; парашют – один, ни одного парашюта; цветков- много, ни одного цветка; зерен- много, ни одного зернышка; игрушек- много, ни одной игрушки.
Ни одного цветка- ц 0, шарики улетели- ни одного шарика – ц 0; ежик унес грибы- ни одного гриба- ц 0; яблоко съели- ни одного яблока –ц 0; много карандашей –ни одного карандаша – ц 0; много зонтов- ни одного зонта – ц 0; много капель- ни одной капли – ц 0; много воздушных шариков- ни одного шарика – ц 0; найди коробку, в которой нет ни одного мяча, ни одной ноты.
№13
Счет от 1 до 5
Время 2.40
Поможем муравью сосчитать яблоки. Соедини цифры по возрастанию 1,2,3,4,5.
Поможем муравью сосчитать яблоки, соединив цифры по убыванию 5,4,3,2,1.
Расставить по кружкам цифры от 1 до 5 от низкой к высокой пирамиде 1,2,3,4,5. Хорошо.
Расставить по кружкам цифры от высокой к низкой пирамиде 5,4,3,2,1.
№14
Тест. Счет от 1 до 5
Время 2.40
Поможем ежику собрать грибы, соединяя их по возрастанию 1,2,3,4,5.
Поможем ежику раздать грибы друзьям, соединяя их по убыванию 5,4,3,2,1.
Расставить по кружкам от 1 до 5 от короткой к длинной ленточке.
Расставить по кружкам от 5 до 1 от длинной ленточки к короткой ленточки.
№15
Счет от 1 до 10
Время 2.05
Поможем сороке сосчитать скворечники, соединив цифры по возрастанию 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.
Поможем сороке сосчитать скворечники, соединив цифры по убыванию 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1.
№16
Тест. Счет от 1 до 10
Время 2.05
Поможем пчелке собрать мед, соединив цифры по возрастанию 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10 / самостоятельно считать/.