1 слайд: «Интеллектуальные – карты» - как метод развития связной речи у детей 4 – 5 лет».
2 слайд:
Цель: формирование компетентности педагогов в использовании метода интеллект-карт в развитии связной речи у детей 4- 5 лет.
Задачи:
- Вызвать у педагогов интерес к методу интеллект-карт;
- Познакомить педагогов с методом интеллект-карт, рекомендации по их составлению;
- Создать условия для получения педагогами практического опыта создания интеллект-карты.
Ход: Добрый день, уважаемые коллеги. Добро пожаловать в мою творческую мастерскую по теме «Интеллектуальные – карты» - как метод развития связной речи у детей 4-5 лет». Этот тема моего самообразования в этом учебном году. Такой данный метод стал для меня новой формой работы в развитии связной речи у детей.
3 слайд: Встал большой вопрос, как ввести в совместную деятельность с детьми интеллект - карты, чтобы дети захотели ими пользоваться. Пока я размышляла, дети сами подкинули мне идею связать карту с любимыми детскими персонажами мультфильма про Фиксиков. У Фиксиков есть инструмент «Помогатор», который помогает решать разные жизненные проблемы героев. На обсуждении с детьми по теме «Труд детей в природе» в связи с большим количеством детских предложений, возникла необходимость все зафиксировать на бумаге. Я принесла лист формата А3, сказав детям, что это подарок от Фиксиков, а в процессе заполнения листа символами и иллюстрациями дети сами назвали ее «Помогатор». Так у карты появилось детское название, которое дополнительно стимулирует детей к её использованию. Детям нравится пользоваться «Помогатором» и создавать его самим.
Коротко расскажу историю этого метода.
4 слайд: Метод интеллект – карт был создан американским ученым и бизнесменом Тони Бьюзеном. По- английски он называется mind maps. Буквальное слово mind –означает «ум», а слово maps- «карты». В итоге получаются «карты ума». Но чаще всего в переводах используют термин интеллект – карты. В мире дошкольных технологий, карты- пришли благодаря кандидату педагогических наук В.А.Акименко, которая предложила использовать этот метод для развития связной речи у детей.
5 слайд: Интеллектуальная карта - это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого развиваются как творческие, так и речевые способности детей, активизируется память и мышление.
Метод интеллект - карты основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Применение интеллект - карт побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира.
6 слайд:
Полезные свойства интеллект – карты:
- Наглядность: всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом;
- Привлекательность: хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно;
- Запоминаемость: благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается;
- Своевременность: интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;
- Творчество: интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи;
- Возможность пересмотра: пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
7 слайд:
Советы по составлению интеллект - карты:
- Для создания карт используются фломастеры, цветные карандаши, маркеры и т. д;
- Лист располагается горизонтально;
- Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки;
- Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения выводятся линии (ветви), каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы;
- Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово;
- Ветви детализируются, добавляются символы, иллюстрации;
- В процессе моделирования добавляются символы и иллюстрации.
8 слайд:
Алгоритм создания интеллект карты:
- Постановка цели – рождение идеи;
- «Мозговой штурм», цель которого — записать все ассоциативно появившиеся идеи, связанные с создаваемым интеллектуальным продуктом;
- Создание интеллект карты – структурирование информации, продумывание хода « детского исследования»;
- «Оформление» интеллект карты в ходе «детского исследования».
9 слайд:
Использование интеллект – карты:
- Первое направление: сбор материала об объекте или предмете;
- Втрое направление: закрепление и обобщение материала;
- Третье направление развитие связной речи.
10 слайд:
Первое направление:
Сбор материала о предмете или объекте.
- Создание интеллект – карты в ходе обсуждения предмета или темы;
- Выполняя данное задание, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение;
- Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
11 слайд:
Второе направление:
Закрепление и обобщение материала.
- Создание обобщенной интеллект - карты может являться итоговой работой по изученным темам;
- Выполняя данное задание, дети развивают умение выделить главную мысль, припоминание изученного или выявление уровня знаний, пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической теме, развиваются умения составлять и распространять предложения, развиваются процессы мышления – анализ, синтез, аналогия, обобщение, сравнение, классификация;
- Работа проводится, как индивидуально, так и фронтально.
12 слайд:
Третье направление:
Развитие связной речи.
Составление и распространение предложений и рассказов по интеллект-карте. Выполняя данное задание, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен. Данная работа выполняется на подгрупповых занятиях по развитию связной речи.
13 слайд:
Рекомендации по применению интеллект – карты:
- Задавайте больше вопросов;
- Обращайте внимание на то, чтобы дети отвечали полным ответом;
- Беседуйте по карте;
- Составляйте рассказы;
- Добавляйте и усложняйте в соответствии с возрастом детей, экспериментируйте и у вас все получиться.
14 слайд:
Вывод:
Интеллект – карты – это уникальный образовательный продукт, инструмент, который учит работать с информацией в том формате, в котором наш мозг лучше всего её понимает и усваивает. С помощью интеллект – карт изучать предметы и осваивать новые знания интереснее.
14 слайд:
Используемая литература:
- Электронная книга Тони Бьюзен. Интеллект-карты. Практическое руководство.
15 слайд:
Мастер – класс с педагогами на тему «Подарок»
- Главная идея обводится в центре страницы. Для ее изображения можно использовать рисунки, картинки;
- Из «главной идеи» с помощью разноцветного выделения выводятся линии (ветви), каждая из которых соответствует определенному фрагменту рассматриваемой темы;
- Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово;
- Ветви детализируются, добавляются символы, иллюстрации.
А сейчас я попрошу Вас составить рассказ о подарке с помощью Вашей интеллект – карты(участники рассказывают).