kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формы работы с обучающимися по формированию патриотических и гражданских качеств личности

Нажмите, чтобы узнать подробности

О формировании патриотизма и гражданственности у обучающихся

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формы работы с обучающимися по формированию патриотических и гражданских качеств личности»

Формы работы с обучающимися по формированию патриотических и гражданских качеств личности



Автор:

Каминская Ольга Николаевна,

Заместитель директоа БОУ
г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 129»


На сегодняшний день изучение проблемы формирования гражданско-патриотических качеств у обучающихся является актуальным. Вопросы патриотического воспитания подрастающего поколения рассматриваются в немалом количестве пособий, методических разработок педагогов-новаторов. В этом направлении работают И.А.Пашкович, Т.А.Касимова,  Н.К.Беспятова,  Буторина Т.С., Т.А.Орешкина и другие. В своих работах ими были предприняты попытки, наряду с общими проблемами недостатков школьной программы, отобразить проблемы, связанные с формированием патриотизма у подрастающего поколения. Их интерес к данной теме обусловлен активизацией в последнее время в России работы по патриотическому и гражданскому воспитанию молодежи, а значит новыми требованиями к работе педагогов основного и дополнительного образования, возможность непосредственного влияния которых на воспитание патриотов, деловых и здоровых людей обуславливает их исключительную роль. Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является гражданско-патриотическое воспитание. Среди поставленных на современном этапе перед школой задач присутствует задача по формированию гражданско-патриотического воспитания школьников. Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой комплекс политического, патриотического, правового и нравственного образования, которое реализуется через учебное время, а особенно внеклассную работу. Для её эффективного решения от школы требуется создание целостной системы по формированию гражданско-патриотических ориентиров у обучающихся. Для более глубокого исследования проблемы патриотического воспитания необходимо рассмотреть понятия «патриотизм», «гражданственность», «патриотическое воспитание» и «гражданское воспитание», а также их соотношение. В словаре С. И. Ожегова патриотизм трактуется как преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Г. Н. Филонов определяет гражданственность, как комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека при выполнении им социально-ролевых функций —осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинно свободной и честной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности, включая сферы труда, семейно-бытовых отношений, межнациональных и межличностных отношений. Для того чтобы соотнести понятия «патриотическое» и «гражданское воспитание» необходимо внести определенность в трактовку самого понятия «воспитание». Воспитание в широком смысле рассматривается как общественное явление, как воздействие общества на личность. В данном случае воспитание практически отождествляется с социализацией. Воспитание в узком смысле рассматривается как специально организованная деятельность педагогов и воспитанников для реализации целей образования в условиях педагогического процесса. Деятельность педагогов в этом случае называется воспитательной работой. Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы. Школа призвана постепенно формировать у обучающихся любовь к своей Родине, постоянной готовности к её защите, формирование активной гражданской позиции, осознание своего места в обществе. Это неустанная работа по воспитанию у школьников гордости за свою страну и свой народ, уважения к его великим вершинам и достойным страницам прошлого. Ученые выделяют конкретные направления в содержании патриотического воспитания. В. П. Лукьянова выделяет 8 компонентов гражданско-патриотического воспитания: культурно-историческое, военно-историческое, духовно-нравственное, правовое, военно-техническое, физическое, психическое, профессионально — деятельностное. Культурно–исторический компонент предполагает ознакомление со знаменательными событиями в истории России, ее переломными моментами, где народ проявил самоотверженность, стойкость и героизм; воспитание гордости за русский народ, его патриотизм, проявившихся в годы суровых испытаний; воспитание любви и благодарности к предкам, таланту русского народа и его созидательному труду. Военно-исторический компонент предполагает изучение этапов героического прошлого нашей Родины, борьбы русского народа от многочисленных врагов; изучение этапов развития и укрепления новых воинских традиций. Духовно-нравственный — привитие таких ценностей как гражданственность; формирование высокой социальной активности; выработка правильных подходов к определению истинных и приходящих ценностей в вопросах патриотизма и гражданственности. Правовой компонент предполагает изучение законов, разъяснение ответственности за их выполнение как фактора развития гражданской зрелости, сознательного отношения к своему поведению; воспитание уважения к законам Российской Федерации, нормам коллективной жизни. Военно-технический компонент предполагает воспитание убежденности в необходимости защиты Отечества в современных условиях; понимание каждым человеком своей роли и места в выполнении задач по защите Отечества; формирование основных качеств, свойств, навыков, привычек, необходимых для выполнения обязанностей по военной службе. Физический компонент — сохранение, укрепление и коррекция здоровья, улучшение физического состояния; выработка способности молодого человека сохранить свое здоровье и жизнь. Психологический компонент предполагает формирование устойчивого положительного отношения к воинской службе; воспитание морально-психологической готовности отстаивать национальные ценности в области патриотизма; профилактика негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряженности. Профессионально-деятельностный — формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству; притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности; развитие способности результативно и с высокой эффективностью выполнять обязанности и достигать конкретных целей; формирование умения прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

Для реализации этих компонентов предполагается применение соответствующих форм организации деятельности на уроках, во внеурочное время, внешкольных и общественных организациях: По В. И. Косолапову и И. И. Мозосзону:

-  словесные формы (собрания, сборы, линейки, лекции, доклады, конференции, диспуты, встречи, ученические газеты);

-  практические формы (походы, экскурсии, олимпиады, конкурсы работ, поисковая работа, экологическая деятельность, кружки, субботники);

- наглядные формы (школьные и классные музеи, галерея героев, выставки, тематические стенды).

По И. С. Марьенко:

-  формы организации и руководства жизнью ученического коллектива (собрания, совещания, заседания актива, дежурства, отчеты);

-  информационно-массовые формы (уроки, доклады, беседы, тематические вечера, линейки, конференции, встречи);

- действенно-практические (агитбригада, экспедиция, туристический поход);

- синтетические формы (школьный клуб, огонек, просмотр и обсуждение кинофильмов, телепередач, книг);

- формы индивидуальной работы (консультации, беседы, выполнение заданий и поручений).

При формировании гражданско-патриотического воспитания необходимо опираться на соответствующие формы организации деятельности. Все они, несомненно, несут вклад в поднятии уровня гражданско-патриотического воспитания. Так же при организации гражданско —патриотического воспитания можно опираться на классификацию методов воспитания, предложенной Ю. К. Бабанским:

- методы формирования сознания (понятий, законов, взглядов, убеждений, идеалов), то есть словесные и наглядные методы;

- методы организации деятельности и формирования опыта поведения (постановка задач, предъявление требований, поручения, упражнения, приручения к выполнению норм поведения);

-  методы стимулирования и мотивации поведения (поощрение, наказание, создание ситуаций эмоциональных переживаний, игровых ситуаций);

-  методы контроля, самоконтроля, оценки и самооценки деятельности и поведения.

Большую роль в воспитании патриотизма играют предметы гуманитарного и естественнонаучного циклов. Прежде всего — это достижения в процессе обучения, отбора содержания образовательного процесса. Изучение природы родного края, его исторического прошлого эмоционально переживается ребенком, укрепляет и развивает чувство любви к Родине. Формированию культуры межнационального общения способствует изучение иностранных языков, раскрывающих историю, культуру стран изучаемого языка, традиции и обычаи народов этих стран. Согласно определению А. А. Аронова, система патриотического воспитания — это единство и совокупность целей и задач, содержания и принципов, методов и средств, организационных форм, обеспечивающие целостное, организованное, постепенное, непрерывное, активное воздействие всего воспитательного процесса на сознание, чувства и поведение школьников с целью всесторонней подготовки их к выполнению своего патриотического долга. Патриотическое воспитание, согласно Государственной программе и Концепции патриотического воспитания, это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Главная направленность гражданского воспитания — формирование у воспитанников чувства неразрывной связи с народом, сознание ответственности за безопасность, процветание Родины, ее продвижение по пути прогресса. Гражданское воспитание определяется уровнем развития в обществе демократии, гуманности и востребованности гражданских качеств его членов. Среди гражданских качеств личности выступает ответственность — осознание человеком реальных проблем своей страны и готовность защищать ее интересы. Таким образом: под гражданско-патриотическим воспитанием мы понимаем специально организованный процесс, направленный на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота России и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

    1. В БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 129» разработан План военно-патриотического воспитания, который предусматривает приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивает:

    2. -создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания;

    3. - формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко-культурную, этническую и региональную специфику;

    4. - формирование у обучающегося активной гражданской позиции и патриотизма.

Первоначально проводилась диагностика динамики развития нравственной культуры обучающихся и участия обучающихся и педагогов в мероприятиях патриотической направленности.

На основе результатов диагностики разработана система непрерывного военно-патриотического воспитания детей и молодежи, рассматриваются и обновляются формы и методы работы с привлечением родительской общественности, общественных организаций, в том числе Совета ветеранов.

На втором этапе реализуются мероприятия плана, которые делятся на мероприятия школьного уровня, а также городского и регионального. Работа по патриотическому направлению ведется в рамках учебных предметов (истории, обществознания, литературы, основы религиозной культуры и светской этики, основы духовно-нравственной культуры народов России), по программам дополнительного образования («Юные краеведы» 3 класс, «Моя малая родина» 5,6 классы, «Краеведение» 5 классы, «Тайны прошлого» 6 классы, музейное объединение «Краеведение»). Во внеурочное время кроме мероприятий школьных, городских, классы вместе с классным руководителем планируют посещение краеведческого музея, музея воинской славы омичей, литературного музея им. Ф.М. Достоевского, музея археологии и этнографии ОмГУ им. Ф.М. Достоевского, экскурсии по историческим местам.

Для углубления знаний граждан о событиях, ставших основой государственных праздников и памятных дат России и ее регионов в течение года оформляется стенд, информацию которого могут читать как обучающиеся, так и родители, эта же информация дублируется на официальном сайте учреждения, в памятные даты учителя истории, старший вожатый и классные руководители проводят мероприятия (беседы, классные часы, видео-уроки, уроки с презентацией, просмотр документальных или художественных фильмов).

Для увеличения числа участников спортивных соревнований и численности молодых людей, выполнивших нормативы ГТО в течение года проводятся школьные соревнования (по пионерболу, перестрелке, волейболу, баскетболу, футболу, спортивные эстафеты (в том числе с родителями)) и запланированы выходы на городские и областные спортивные соревнования (по дартс, по волейболу, баскетболу по пулевой стрельбе, Лыжня России, по велосипедному спорту, по кроссу).

С целью увеличения числа участников конкурсов различного уровня, углубления знаний об истории России и повышения уровня осознания необходимости сохранения памяти о великих исторических подвигах в школе предусмотрены конкурсные мероприятия (городская конференция «Шаги в науку» школьный этап, конкурс и выставка рисунков «Они сражались за Родину», смотр строя и патриотической песни «Аты-баты, шли солдаты» с представителями Омского танкового института, отборочные туры конкурса патриотической песни «Люблю тебя, моя Россия», конкурс проектов ко дню Космонавтики «Через тернии к звездам», «На просторах Галактики», конкурс рисунков и плакатов «Спасибо деду за победу!», конкурс мультимедийных презентаций, посвященных Победе в Великой Отечественной войне) и запланированы участия в мероприятиях города и области (городской конкурс плакатов «Гимн чести, мужеству и славе», городская олимпиада «Восхождение к праву», городской фестиваль-конкурс патриотической песни и художественного слова «Богатства края моего», городская конференция «Шаги в науку», муниципальный этап областной олимпиады по школьному краеведению, городской смотр-конкурс строевой подготовки и военно-патриотической песни, городской фестиваль детских общественных объединений «Мы- будущее России», VII фестиваль «Омская журавушка»).

С целью укрепления и развития преемственности поколений, повышения уровня осознания необходимости сохранения памяти о великих исторических подвигах защитников Отечества в школе проводятся митинги и линейки (День вывода советских войск из Афганистана с приглашением школьного фельдшера, служившей в Афганистане, митинг «День защитника Отечества» с возложением цветов к памятнику Л.Н. Гуртьева), работает музейная комната, где руководитель музейного объединения вместе с подготовленными обучающимися запланировали тематические выставки и беседы (о Карбышеве, Л.Н. Гуртьеве, гуртьевской дивизии), планируется введение новых форм работы, одна из них литературно-музыкальная композиция, подготовленная силами детского общественного объединения «Я родом не из детства – из войны», проведение праздничного гала-концерта патриотической песни «Люблю тебя, моя Россия!» с приглашением КТОСа, Совета ветеранов и родителей обучающихся.

Коллектив школы продолжает улучшать межэтнические и межконфессиональные отношения для этого проводятся беседы классными руководителями с обучающимися, а в школе проводятся Международный день Мира (урок с презентацией и коллективное отпускание шаров с голубями в небо), международный день против фашизма, расизма и антисемитизма (беседы учителей истории), Международный день толерантности (классные часы, круглые столы, диспуты, проекты с участием родителей), проведение праздника «Новый год у разных народов» (изучить и показать традиции, обычаи, особенности празднования Нового года у разных народов, традиционная кухня и костюмы).

Классные руководители активно работают с классами, используя новые формы и методы работы в сфере патриотического воспитания с привлечением родительской общественности. Педагоги и классные руководители активно посещают семинары, конференции, выставки и экспозиции, посвященные историческим и культурным событиям, знаменательным датам и видным деятелям России как лично, так и с обучающимися.

В настоящее время ведется поиск новых форм и методов работы для социализации обучающихся, воспитания гражданских и патриотических качеств личности. И в тоже время в школе уже сложилась система внедрения различных современных воспитательных форм и методов организации гражданско-патриотического воспитания обучающихся. Хочется отметить, что гражданско-патриотическое воспитание в школе проводится с учетом возрастных особенностей школьников. Усвоение знаний, направленных на гражданско-патриотическое воспитание обучающихся осуществляется под руководством педагогов школы. При подборе материала для организации каких-либо мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию они исходят из его воспитательной ценности, интереса детей, принципов доступности, научности, возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, стараются охватить всех обучающихся разнообразными массовыми, групповыми и индивидуальными формами воспитательной работы и организовать это так, чтобы школа стала центром и способствовала обогащению учеников их гражданским опытом. Следует помнить, что почти любая форма работы предполагает и воздействие словом, и чувственные переживания, и игру (соревнование), и труд (работу). Обязательные элементы всех форм работы с учениками: информация, переживания, действия. Информация – это то новое и важное, о чем узнают ученики, участвуя в том или ином деле. Переживания – это их эмоциональное восприятие информации и всего происходящего. Действия – это их совместная (друг с другом и взрослыми) деятельность, которая обогащает и развивает.

Дети, участвуя в различных видах деятельности, познают новое, переживают успехи и неудачи, счастливые минуты творчества, приобретают необходимый им социальный опыт, одобряемую обществом направленность личности и имеют активную гражданскую позицию.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Каминская Ольга Николаевна

Дата: 21.02.2017

Номер свидетельства: 394153

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ  ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ (из опыта работы) "
    ["seo_title"] => string(77) "mietodologichieskiie-osnovy-i-printsipy-vospitaniia-v-shkolie-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "109868"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405171060"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(238) "Гражданско-патриотическое воспитание как средство становления духовно-нравственной личности детей младшего школьного возраста"
    ["seo_title"] => string(80) "grazhdansko_patrioticheskoe_vospitanie_kak_sredstvo_stanovleniia_dukhovno_nravst"
    ["file_id"] => string(6) "506993"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1555224569"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(158) "доклад"Формирование  гражданской активности и социальной  ответственности учащихся " "
    ["seo_title"] => string(92) "doklad-formirovaniie-ghrazhdanskoi-aktivnosti-i-sotsial-noi-otvietstviennosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "109936"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1405258491"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Опыт работы детского общественного объединения "Оорлештер""
    ["seo_title"] => string(69) "opyt_raboty_dietskogho_obshchiestviennogho_obiedinieniia_oorlieshtier"
    ["file_id"] => string(6) "383696"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1485349472"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Формирование основ гражданско - патриотического воспитания у обучающихся в хореографическом коллективе "
    ["seo_title"] => string(121) "formirovaniie-osnov-ghrazhdansko-patriotichieskogho-vospitaniia-u-obuchaiushchikhsia-v-khorieoghrafichieskom-kolliektivie"
    ["file_id"] => string(6) "213964"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1432190002"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства