Формирование основ гражданско - патриотического воспитания
у обучающихся в хореографическом коллективе
Фомичева Евгения Николаевна
Педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории
МБОУДОД «ЦДТ п. Дербышки»
Советского района города Казани
Email: [email protected]
Укрепление патриотизма - путь к возрождению России. Именно патриотизм является фундаментом социального устройства государства и укрепляет духовно-нравственную основу общественной жизни.
Вопросы патриотического воспитания актуальны для нашего времени. Воспитание – для всех времен и всех народов важнейшее явление духовной жизни общества. Без воспитания немыслима жизнь человеческого общества, ибо его назначение – передача накопленных знаний и жизненного опыта от поколения к поколению. Патриотизм относится к числу идеалов, утрата которых делает общество нежизнеспособным. Он тесно связан с концепцией национальной безопасности. В этой ситуации актуальны слова президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина о том, что, «утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы потеряем себя как народ, способный на великие свершения. Отсюда воспитание патриотизма у подрастающего поколения является в настоящее время важнейшей задачей государственной политики».
Важная цель патриотического воспитания - как можно раньше пробудить в ребенке любовь к родной земле, сформировать у обучающихся такие черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином. Любовь к Родине - это необыкновенно прекрасное и совершенное по своему благородству и бескорыстию чувство. Яркое и чистое, как родник, оно хранится где - то глубоко в тайниках человеческой души и по мере надобности проявляет себя, начиная от нежной любви к родному краю и доходя до высокого гражданского звучания. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родному дому, семье, к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства - одна из главных задач педагога.
Воспитание детей в хореографическом коллективе, основанное на традициях народной культуры, считается истинно патриотическим, так как оно формирует гражданское самосознание, любовь к Родине, знание культуры своего народа, воспитывает преданность к Отечеству, в том числе к своей Родине.
Задавая вопрос обучающимся, знают ли, любят ли он песни и танцы родного края, которые исполняют по праздникам местные старейшины, и считают ли они необходимым сохранение народных традиций, - то многие из них отвечают, что никому не нужны эти старые, давно отжившие свое мотивы. Эти данные были выявлены в беседах, которые являются традиционными при подготовке к фестивалям народного творчества.
Однако, сохранение и изучение народных традиций - это ценнейшее культурное достояние народов, которое педагог дополнительного образования должен научить любить и беречь. Непонимание же молодежью искусства, созданного народом, происходит от серьезных пробелов в художественном ее воспитании, и почти полного отсутствия до недавнего времени пропаганды народного искусства, в частности хореографического.
Педагог хореографического коллектива, работающий в области народно-сценической хореографии, строит свою творческую деятельность на принципах художественной обработки, разработки и стилизации фольклора, бережно сохраняет традиции народной хореографии, ищет инновационные пути её развития и совершенствования, что особенно важно в деле художественного воспитания, формирования всесторонне развитой личности.
Следуя народной традиции хореографического воспитания, рекомендуется осваивать фольклорный танец, учитывая специфику и очередность этапов: игрового, технического, хореографического, которые соответствуют возрастным особенностям физического и психического развития детей. Порой в выступлениях детских фольклорных коллективах приходится наблюдать механическое исполнение, неискренность их поведения, показной артистизм, всякое отсутствие импровизации в танцах и плясках. Чаще всего это связано с отсутствием при обучении детей глубокого изучения традиций и обычаев родного народа. Руководители в своем стремлении к быстрому результату закрепощают детей, формируют у них неверные целевые установки. Исправить такие навыки бывает очень трудно, а порой и невозможно. Поэтому в своей практике, при постановке того или иного танцевального номера я использую видеоматериалы с хореографическими постановка известных коллективов народного танца, для успешного постижения стилевых особенностей такая практика просто необходима. Это позволяет глубже изучать исполнительские традиции, как стройную систему психофизической коррекции, направленную на гармоничное развитие обучающегося.
На занятиях с обучающимися ведутся беседы, проводятся творческие задания, викторины, направленные на изучение истории создания того или иного народного танца, на знакомство с богатейшим фольклором России, с географическими условиями отдельных регионов, оказавших влияние на формирование самобытного танцевального творчества. Данные формы организации деятельности детского объединения дополнительного образования оказывают большое влияние на рост самосознания и развитие патриотических чувств у воспитанников. Совместная работа хореографических коллективов, сами выступления создают атмосферу увлеченности искусством, что, в свою очередь, развивает чувство дружбы, понимание ответственности, воспитывает коллективизм.
Результатом такой кропотливой работы стали победы в конкурсах и фестивалях народного творчества.
Постоянно ведется работа по усилению роли семьи, сохранению национальных традиций. Проводятся мероприятия, где и родители, и дети могут вместе творить, участвовать в концертах и т. д. В коллективе много внимания уделяется традициям и праздникам. Обязательными для обучающихся хореографического коллектива стали такие мероприятия как «Осенины», «Преданье старины глубокой», где дети и родители совместно разыгрывают сценки из старинных обрядов, готовят пищу по старорусским рецептам, поют и играют по старинным обычаям.
Для развития общественного и патриотического сознания, искоренения таких негативных качеств, как равнодушие, нетерпимость, эгоизм, индивидуализм, агрессивность, цинизм, неуважительное отношение к государству и социальным институтам, в хореографическом коллективе проводятся «День Знаний», «День здоровья», «Мамин день», «Великий День победы» и многие другие. Организованные педагогом - хореографом встречи с ветеранами, помощь им, - это еще один сильный фактор, влияющий на патриотическое воспитание обучающихся.
Развитие понимания Родины ребенком всегда тесно связано с конкретными представлениями о том, что ему близко и дорого. Очень важно донести все это до каждого воспитанника в доступной форме, приобщая его к духовному наследию России, воспитать веселого, доброго, порядочного человека, готового любить и защищать свою Родину.