Просмотр содержимого документа
«Доклад "Роль семьи в развитии ребенка"»
Доклад на родительском собрании
«Роль семьи в развитии ребенка».
Наибольшее влияние на ранних этапах процесса развития личности оказывает, как правило, семья. Развитие ребенка и помощь ему невозможно оторвать от реалий современной жизни. Взаимоотношения между родителями всегда тесно связаны с характером взаимоотношений между самими родителями, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, её счастьем.
Семья для ребенка - это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть - здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый либо колючий и дерзкий… - он там свой.
Именно в семье совершаются первые шаги по воспитанию будущего человека, по привитию ему определенных качеств, идей и взглядов. В семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей - продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья - это определенный морально-психологический климат, это для ребенка школа взаимоотношений между людьми.
То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течении всей последующей жизни. Именно в семье складываются представления о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям.
Однако, семья таит в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. И никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья. Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка.
Известно, что человек приобретает ценность для общества только тогда, когда он становится личностью, и это становление требует постоянного целенаправленного, систематического воздействия.
Именно семья с её постоянным и естественным характером влияния оказывает решающее воздействие на формирование черт характера, взглядов, убеждений, мировоззрения ребенка.
Поэтому воспитательная функция семьи - одна из важнейших её функций.
В целом можно заключить, что задачи семьи:
- создать максимальные условия для роста и развития индивида,
- обеспечить социально-экономическую и психологическую защиту человека,
- передать опыт создания и сохранения семьи, воспитания в ней детей и отношения к старшим,
- научить детей полезным прикладным навыкам и умениям, направленным на самообслуживание и помощь близким,
- воспитать чувство собственного достоинства, ценности собственного «я».
В рамках семьи осуществляется особый вид воспитания - семейное воспитание. Семейное воспитание - это система взаимодействия, складывающаяся между родителями, их детьми и другими родственниками, в процессе которого происходит трансляция опыта, образование и всестороннее формирование личности (Радугин А.А.).
Сама жизнь в семье учит дошкольника, а затем и школьника очень и очень многому. Так как семейное воспитание немыслимо без родительской любви к детям и ответного чувства детей к родителям, оно более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание. Семья объединяет людей разного возраста, пола, нередко с разными профессиональными интересами. Это позволяет ребенку наиболее полно проявлять свои эмоциональные и интеллектуальные возможности.
Характерная особенность воспитательного влияния семьи на детей - его устойчивость. Обычно правильное отношение родителей к воспитанию детей раннего и дошкольного возраста положительно отражается потом на их учебной, трудовой и общественной активности. И наоборот, недостаточное внимание родителей к воспитанию детей младшего возраста отрицательно отражается на их общественной активности даже тогда, когда они уже обучаются в школе.
Активное воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов.
Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что семейное воспитание должно базироваться на следующих принципах:
- любовь, гуманность и милосердие к ребенку,
- постоянное внимание и забота о растущем человеке,
- вовлечение детей в жизнедеятельность семьи как её равноправных участников,
- открытость и доверительность отношений с детьми,
- последовательность в своих требованиях,
- оказание посильной помощи ребенку, готовность отвечать на все его вопросы.