Семья как социальный институт воспитания занимает одно из важнейших мест в процессе формирования и развития личности.
Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.
На нравственный облик ребенка влияет вся жизнь семьи с ее повседневными заботами, бытом, устоями. Через семью ребенок приобщается к культуре общества, приобретает опыт общения, что в значительной степени определяет характер его взаимоотношений с окружающими людьми в последующей жизни.
По мнению многих ученых, наиболее важными факторами, влияющими на формирование личности ребенка, на его отношение к окружающим, являются атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта у ребенка с родителями, позиция ребенка, структура семьи. Многие исследователи подчёркивают, что любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых являются для ребенка необходимым своеобразным, жизненно важным «витамином», который даёт ему ощущение защищённости, обеспечивает эмоциональное равновесие, повышает его самооценку.
Важнейшие функции семьи - продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстановительная (организация досуга), воспитательная. Между этими функциями существует тесная связь, взаимозависимость.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад «Роль семьи в обучении и воспитании детей»»
ДОКЛАД
социального педагога школы
Паниной О.А.
на тему:
«Роль семьи
в обучении и воспитании детей»
Семья как социальный институт воспитания занимает одно из важнейших мест в процессе формирования и развития личности.
Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе.
На нравственный облик ребенка влияет вся жизнь семьи с ее повседневными заботами, бытом, устоями. Через семью ребенок приобщается к культуре общества, приобретает опыт общения, что в значительной степени определяет характер его взаимоотношений с окружающими людьми в последующей жизни.
По мнению многих ученых, наиболее важными факторами, влияющими на формирование личности ребенка, на его отношение к окружающим, являются атмосфера семьи, наличие эмоционального контакта у ребенка с родителями, позиция ребенка, структура семьи. Многие исследователи подчёркивают, что любовь, забота, внимание со стороны близких взрослых являются для ребенка необходимым своеобразным, жизненно важным «витамином», который даёт ему ощущение защищённости, обеспечивает эмоциональное равновесие, повышает его самооценку.
Важнейшие функции семьи - продолжение рода (репродуктивная), хозяйственная, восстановительная (организация досуга), воспитательная. Между этими функциями существует тесная связь, взаимозависимость.
Воспитание ребенка начинается с рождения, с колыбели, когда мама улыбается ребенку, радуется ему - это уже воспитание самой глубокой нравственности. Поэтому, родители являются первыми и основными учителями ребенка до его поступления в школу и выполняют эту роль в дальнейшем. Влияние семьи на ребенка сильнее всех других воспитательных воздействий. В семье формируются те качества, которые нигде, кроме как в семье, формированы не будут.
Наша задача - поддержка и развитие тёплых чувств детей к близким, превращение их любви из эмоционального отношения в действие (должны делиться с воспитанниками опытом взаимоотношений в своей семье, рассказывать о традициях семьи и побуждать ребят писать поздравления, делать своими руками подарки, оказывать другие знаки внимания членам семьи, помогать семье в домашних делах).
Школа - «второй дом» для детей. Поэтому любовь к школе, помогающей найти себя, свое место в жизни, - одна из наших главных задач. Здесь важно знакомство с традициями школы, класса
(дни рождения, походы, встречи с выпускниками, праздничные мероприятия - народные, календарные и тематические). Подготовка к ним (беседы, подбор материала, репетиции, оформление) и само проведение должны вызывать положительные, яркие эмоциональные переживания у учащихся.
Эффективность работы школы по воспитанию детей во многом зависит оттого, насколько она взаимодействует с семьей. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают действия, проводимые школой по отношению к обучению детей, и участвуют в их реализации. Одна из важнейших задач классного руководителя - способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания родителей и детей, созданию комфортных, благоприятных условий для развития ребенка. Успешное ее решение возможно, если в основе воспитательной работы заложена идея сотрудничества педагогов, родителей и детей. Положительным результатом сотрудничества для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, родителей, большая удовлетворенность своей работой, более творческий подход к ней.
Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения и пожелания, ощущение своей значимости в школе, укрепление семьи и улучшение общения с детьми. Для детей - лучшее отношение к школе, к учебе, развитие их знаний и умений, успешное социальное положение.
В связи с вышеизложенным перед школой стоят сложные и многогранные задачи работы с семьей.
Работой с семьей в школе занимается и социальный педагог.
Семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать социальный педагог. Поэтому множество людей, в основном с педагогическим образованием, стали овладевать профессией социального педагога, а в педагогические институты на специальность социальной педагогики поступают молодые люди, заинтересованные в том, чтобы помогать обществу решать проблемы важной ее подструктуры- семьи. Объем решенных проблем, связанных с неблагополучными семьями и трудными подростками, во многом зависит от общественных, правовых, образовательных и других учреждении, окружающих семью и социального педагога, работающего с ней. Поэтому эти учреждения должны всеми возможными силами осуществлять поддержку семьи, а также принимать непосредственное участие в работе социального педагога с семьями «группы риска». Социальный педагог сталкивается с разными неблагополучными семьями. Это семьи где ребенок живет в постоянных ссорах родителей, родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Современные условия добавили еще и безработицу родителей. Задача социального педагога в работе с семьей — это разрешение кризисных ситуаций и их своевременное предупреждение и нейтрализация. К предупреждениям относится материальные: помощь семьям со стороны государства в виде выплат пособий. Предоставление льгот, социальной помощи. Кроме педагогических проблем социальный педагог решает социальные, экономические, медицинские и психологические задачи.
Главная цель социального педагога — это мобилизировать внутренние силы семьи на преодоление кризиса. Любая работа социального педагога в семье начинается с изучения этой семьи анализ проблем и определение пути выхода из кризиса.
Для оказания помощи семьям организованы различные центры социальной службы, приюты и др. В работе с семьей социальный педагог выделяет работу с родителя-ми. Контакт с родителями помогает эффективно осуществлять индивидуальную реабилитационную программу, организовать патронаж. Особое внимание обращается на семьи, которые оказались в тяжелом материальном положении, учатся, работающие на вредном предприятии, многодетными, нетрудоспособные, имеющие детей инвалидов. Социальный педагог, непосредственно работающие с детьми может по сути своей профессиональной деятельности, внести посильный вклад в дело укрепления семьи. На сегодняшний день социальный педагог рассматривает семью, как социальную среду, которая коренным образом определяет ситуацию развития ребенка в период детства. Но в тоже время, на современном этапе, социальный педагог испытывает значительные трудности: бывает трудно устано-вить суть проблемы, разобраться в причинах тех или иных наруше-ниях. Поэтому социальному педагогу необходимо подключаться к организации процесса взаимодействия учителя, семьи и ребенка, приложить все усилия для оптимальной, результативной работы. Семья - основана на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью и взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью, отношения между мужем и женой , родителями и детьми, также учитывается средний размер семьи, состав семей, осуществляемый по различным основаниям (числу поколений в семье, числу и полноте супружеских пар, числу и возрасту несовершеннолетних детей), деление семей по социально- классовым признакам. Для семьи как малой социальной группы характерно наличие ряда общественных целей, которые изменяются на разных жизненных циклах; частичное различие в интересах, потребностях и установках членов семьи; опосредованность совместной деятельности. Следовательно, от того в какой мере супруги и другие члены семьи способны и готовы заботиться друг о друге, сочувствовать, сострадать, сопереживать, объединять усилия для преодоления трудностей, проявлять терпимость и снисходительность, зависят благополучие долголетие семьи. Все множество проблем, связанных с современной семьей можно разделить на следующие группы. 1.Социально-экономические проблемы - к этой группе можно отнести проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, ее бюджетом, удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей живущих ниже черты бедности, со специфическими потребностями многодетных и молодых семей, государственной системы материальной помощи. 2.Социально-бытовые проблемы - по смысловому содержанию сходны с социально-экономическими проблемами. К данной группе относятся проблемы связанные с обеспечением семей жильем, с условиями проживания, а также потребительский бюджет средней семьи и т.д. 3.Социально-психологические проблемы -Эта группа включает самый широкий спектр проблем: они связаны со знакомством, выбором брачного партнера и далее брачно-семейной адаптацией ролей личности автономией и самоутверждение в семье. Кроме того, к ним относятся и проблемы супружеской совместимости, семейный конфликт, сплоченность семьи как малой группы, насилие в семье. 4.Проблемы стабильности современной семьи - данную проблематику состояния и динамика семейных разводов, их социально-типологические и региональные аспекты, причины разводов, ценности супружества, удовлетворение браком как фактор стабильности семейного союза, ее социально-психологического характера. 5.Проблемы семейного воспитания - в данной группе проблемы могут рассматриваться состояния семейного воспитания, типы семей по критерию воспитания, родительские роли. Положение ребенка в семье. Условия эффективности и прочеты семейного воспитания. Указанные проблемы естественным образом связаны с социально-психологическими проблемами и проблемами стабильности семьи. 6.Проблемы семей группы риска - факторы, обуславливающие социальный риск, могут иметь социально-экономический, медико-санитарный, социально-демографический, социально - психологический, криминальный характер. Их действие приводит к утрате семейных связей, росту числа детей, оставшихся без попечения родителей, постоянного места жительства, средств к существованию. К семьям группы риска относятся: неполные семьи, семьи, воспитывающие или имеющие в своем составе инвалидов, многодетные семьи, малоимущие и бедные семьи и др. Из этого следует, что современная семья переживает не лучшие времена: упадок престижа семьи, экономическая нестабильность, жилищные проблемы и т.д. привели к несущей потребности профессионального вмешательства социального педагога для детей и их родителей, для поддержки их личного статуса жизни. Семья выступает как социальный институт и призвана выполнять ряд функций (репродуктивная, экономическая, хозяйственно-бытовая, воспитательная, рекреационная и психолого-терапевтическая и другие функции) и имеет определенный статус. Социальный статус с семьи — сочетание индивидуальный характер членов семьи с ее структурными и функциональными параметрами. В психолого-педагогической литературе описаны 4 статуса семьи: социально-экономическая (материальное положение семьи, жилищные условия, имущественная обеспеченность); социально-психологические (благоприятный психологический климат); социокультурный (общая культура семьи, уровень образования взрослых членов) и ситуационно-ролевой (отношение к ребенку и его проблемам). По статусу семьи можно назвать рад факторов определяющие неблагополучие семьи. - Это падение жизненного уровня, безработица и низкий доход семьи тем самым ухудшение условий содержания ребенка. -Отсутствие и недостаток в семьях эмоционального и доверительного общения, тем самым конфликты в отношениях между взрослыми членами семьи и детей. -Падение нравственных устоев семьи алкоголизм наркомания родителей, и отсюда- жестокое отношение с детьми, пренебрежение их интересами и потребностями.
1.2 Цели и задачи социального педагога в семье. Социальный педагог является производным от слова «педагог», но вместе с тем профессиональная деятельность этих специалистов имеет ряд существенных отличий. Миссия социального педагога состоит в обеспечении интеграции ребенка, находящегося в процессе социализации, динамично развивающее общество. Социальный педагог осуществляет координацию усилий педагогического коллектива по реализации социально - педагогических функций в деятельности современного образовательного учреждения, являясь специалистом по воспитанию детей и подростков, имеющие те или иные проблемы социальной жизни. Социальный педагог — сотрудник школы, который создает условия для социального и профессионального саморазвития учащихся, орган деятельности педагогов и родителей на основе принципов гуманизма, с учетом исторических и культурных традиций. В компетенцию социального педагога входит разработка, формирование механизма и осуществление мер в отношении защиты социального и образователь-ного права ребенка. Он способствует развитию социальной политики государственных и общественных структур в области детства, инфор-мирует население, обеспечивает признание и приоритетное удовлетво-рение интересов детей как особой социально- демографической группы общества. Социальный педагог- это новая профессия, рождение которой, в боль-шой степени, вызвано « новым качеством социализации личности», в связи с резким обострением социально- политическими, экономичес-кими, национальными противоречиями в современном мире. Деятельность социального педагога в образовательном учреждении представлена весьма многообразна. Профессиональная деятельность социального педагога может быть организована только в рамках государственно- социальной политики. Для более точного определения границ профессиональной компетентности, более полного осуществления своих прав и обязанностей социальный педагог использует следующие нормативно- правовые документы. -Конституция РК -Конвенция ООН о правах ребенка. -Закон «Об основных гарантий права ребенка в РК». -Закон РК « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних». -Гражданское, семейное, трудовое и жилищное право.
Главной сферой деятельности социального педагога является социум. При этом приоритетней является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении. Социальный педагог работает с детьми их семьей. Вывод: Социальный педагог - это новая профессия, рождение которой в большой степени, вызвано «новым качеством социализации личности», в связи с резким обострением социальной политики, экономики и национальными противоречиями в современном мире. Социальный педагог выступает в различных профессиональных ролях: в качестве посредника, защитника, организатор и наставника, который помогает своевременно определить, предупредить и нейтрализовать проблемы связанные с родителями и их детьми так как семья находится в кризисном состоянии: это падение жизненного уровня, алкоголизм или наркомания родителей, непонимание родителей их детей и многие другие факторы действующие неблагоприятно на семью, естественным образом привлекают внимание специалиста требует глубокого и всестороннего изучения и решения на уровне государства, общества и конкретной личности. Делая заключение по этой главе можно выделить, то что социальный педагог нужен в каждом образовательном учреждении что бы помо-гать детям адаптироваться в жизни, выяснять и нейтрализовывать проблемы связанные с ребенком, его семьей и близким его окружением. Заключение: Современные условия жизни очень жестокие. Они бьют по самой уязвимой, но важной части человеческого общества — по семье. Семья в мире большого выбора, новых технологий и услуг теряется, возникают проблемы семьи. Не только как подструктуры общества, но и как самостоятельные системы. Именно эти проблемы разрушают семью изнутри. Этого допускать нельзя, иначе общество тоже станет разрушаться. Нужно помогать и поддерживать семью. Эту задачу может и должен осуществлять социальный педагог. Итак, работа социального педагога — создать в семье ощущение безопасности, он должен быть твердо убежден правильности своих действий, быть спокойным четко излагать свои цели клиентам, с которыми собирается работать. Социальный педагог должен постоянно усваивать новые методы и приемы работы с семьей, понимать механизм их воздействия и ответственно подходить к их применению. Оказывая помощь другим людям, он должен отличаться от других профессионалов не только специальными знаниями, но и особым отношением к своим клиентам. С одной стороны, он должен признавать и уважать их права как личности, а с другой учитывать неповторимость внутреннего мира каждого человека, что не терпит общего подхода. Для установления контакта социальный педагог должен научиться смотреть на мир глазами своего клиента — с позиции клиента центризма. Социальный педагог сталкивается с разными семьями. Это семьи где ребенок живет в постоянных ссорах родителей, где родители пьяницы или наркоманы, хронически больные или инвалиды. Требуется повседневная защита социальным педагогам, когда в семье нет отца или матери и ребенок воспитывается у бабушки или родственников, когда во время запоев или загулов родителей ребенок остается одиноким. Именно в таких семьях у ребенка наблюдаются отклонения в поведении. Когда в семье нет контактов, когда к ребенку относятся формально. Социальный педагог таким семьям необходим так как современные школы занимаются только обучением, а 2\3 родителей испытывают трудности в воспитании ребенка. Задача социального педагога - это разрешение кризисных ситуации, и их своевременное предупреждение и нейтрализация. Социальный педагог кроме педагогических проблем решает также социальные, экономические, медицинские и психологические задачи. Главная цель социального педагога в работе с семьей — мобилизовать внутренние силы семьи на преодоления кризиса. Но даже то, что совершается на сегодня в этой сфере, не маловажно и статистика показывает хорошие результаты работы. Ведь социальные педагоги предлагают все усилия, чтобы семья педагогически, психологически, социально и материально развивалась правильно и гармонично. Здоровая семья — залог светлого и счастливого будущего для детей, взрослых, общества и человечества в целом.