Просмотр содержимого документа
«Агрессивное поведение у младших школьников»
Агрессивное поведение у младших школьников
Целесообразно начать разговор о детской агрессии, причинах ее возникновения и путях ее преодоления с самого понятия « Агрессивное поведение «.
Агрессивное поведение-это специфическая форма действий человека, характеризующихся демонстрацией превосходства в силе или применением силы по отношению к другому человеку или группе лиц, которым субъект стремится причинить ущерб. Агрессивное поведение может варьироваться по степени интенсивности и форме проявления: от демонстрации неприязни и недоброжелательства до словесных оскорблений и применения грубой физической силы. Для понимания происхождения конкретных проявлений агрессивного поведения необходимо установить его место в общей структуре индивидуальной и коллективной деятельности. Например, показать, является ли агрессивный акт неадекватной защитной реакцией субъекта, следствием «аффекта», или же агрессивное поведение приобретает самостоятельную цель и смысл, превращаясь в особую индивидуальную или коллективную деятельность (в случаях так называемого отклоняющегося поведения).
Часто приходится слышать от огорченных родителей: «Такой замечательный был ребенок, а сейчас не знаю, что с ним случилось»?
К сожалению, нередко эти жалобы вполне обоснованны. Такие превращения из хорошего и доброго ребенка в драчуна и задиру встречаются довольно часто.
К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, культивируется в семье и средствах массовой информации.
Вспышки ярости с элементами агрессии впервые наблюдаются тогда, когда желание ребенка по какой то причине не выполняется. Препятствием к выполнению желания обычно служит запрет или ограничения со стороны взрослого. Ребенок хочет что-то получить: хорошую игрушку, о которой давно мечтал, хорошую оценку в школе, выбросить ненужную на его взгляд вещь-разнообразие таких желаний не имеет границ. Только малая часть их может быть осуществлена без неприятных последствий для самого ребенка или для взрослых. Во всех остальных случаях приходится ограничивать требования ребенка и это правильно. И вот появляется реальная возможность для возникновения конфликта между ребенком и взрослым. Нередко встречаются такие ситуации, когда агрессивность ребенка является частью протеста против действий взрослого, принуждающего его к чему-либо. Это часто встречается в семьях, где родители переусердствовали в отношении каких-либо действий, которые они считают необходимыми. Например: (одевать именно эту кофту в школу, делать уроки в определенные часы). И под своим авторитарным воздействием заставляем ребенка сделать так, как мы хотим. Хотя у него может быть масса причин не поступать таким образом, как мы считаем нужным. К примеру, многие ребята находят данную кофту детской, или вышедшей из моды, в 16 часов и ни минутой позже мама заставляет делать уроки, а в это время идет такая интересная передача по телевизору. Но взрослые порой бывают неумолимы. Они заставляют ребенка что- то делать, вызывая у него реакцию протеста. Большое значение для появления агрессивности в школьном возрасте имеет популярность ребенка в группе сверстников. Желая занять позицию лидера в классе, он достигает этого любыми действенными для него способами, иногда даже при помощи физической силы. В различные возрастные периоды решающее значение для получения популярности имеют различные требования со стороны группы. Имеют значение интеллектуальный уровень, развитие речи, физическое развитие, ловкость, степень овладения различными видами деятельности. Среди школьников ценятся также внешний вид и красивая одежда, общительность, готовность делится личными вещами. Но доминирующее значение имеет то, насколько ребенок овладевает учебными навыками, навыками любимых всеми игр, умеет ли он организовать игру, придумать сюжет, распределить роли. Подобные факторы полностью определяют положение ребенка в группе сверстников.
Агрессивность, таким образом, может быть следствием переживаний, связанных с обидой, ущемленным самолюбием. Впервые она возникает в той ситуации, которая является психотравмирующей и направлена против тех, кого ребенок считает причиной неприятных переживаний и конфликтов.
Безусловно, если вы замечаете у своего ребенка проявления агрессивности, необходимо тщательно анализировать ее причины, выявлять трудности, испытываемые ребенком, по возможности устранять их, а затем формировать у ребенка недостающие умения, навыки, а также установки в отношении других людей. Таков будет алгоритм работы с агрессивным ребенком. Внимательность и огромное терпение со стороны взрослых -обязательное условие успеха.
Хорошо известна такая фраза: « Лучшая защита - это нападение». Причина возникновения детской агрессии может начинаться и с появления определенных страхов. Страх наказания, страх быть непринятым в детском коллективе, страх не оправдать надежды взрослых. Когда от ребенка требуют, например ,что-то, что может унизить его в глазах других. Например, мама и бабушка требуют, чтобы ребенок называл нелюбимого им неродного отца папой. Или ходить на прогулку в той одежде, в которой его дразнят ребята.
Требования, предъявляемые к ребенку в семье и в школе, могут противоречить друг другу. Например, папа требует, чтобы сын был инициативным и активным, а в школе, чтобы тихим и активным. Если с такими проявлениями не работать, то страх может трансформироваться в неприязнь к окружающим, а затем и в различные формы агрессивного поведения. Ребенок может рассуждать: « Я не такой, каким нужно быть, меня не понимают, у меня ничего не получится. Меня не любят, в конце концов. Значит лучше быть плохим». Одним из главных условий предотвращения агрессивного поведения детей является требовательность родителей по отношению к себе и к своему ребенку. Требовательный по отношению к себе родитель никогда не позволит требовать от ребенка то, что им самим в нем не заложено.
Главное в этом направлении помощи – чаще общаться с ребенком, особенно во время каких-то совместных занятий. Если в доме есть животное, уход за ним хорошо помогает в этом общении. Трудные для ребенка ситуации хорошо включать в игры. Во взаимодействии родителей с агрессивными детьми наибольшую роль играет открытые, доверительные взаимоотношения с ребенком, которые необходимы независимо от того, обычный или нестандартный ребенок растет в семье. Известный психолог К.Бремс сформулировал некоторые родительские действия, которых желательно избегать.
1. Навязывать ребенку свою точку зрения;
2. Припугивать ребенка с целью того, чтобы он встал на вашу точку зрения;
3. Ограничиваться пониманием только внешнего содержания речи ребенка, вместо того, чтобы пытаться услышать его чувства или скрытое содержание;
4. Быть мстительными, вспоминая о прошлых обидах и неприятностях;
5. Использовать сарказм или насмешки, чтобы показать глупость установок, убеждений или чувств ребенка;
Существует несколько этапов враждебности и агрессивного поведения, по которым можно выяснить причину Их появления и попробовать изменить данную ситуацию.
когда ребенок о чем-то просит взрослых, то бывает иногда очень сердечным, иногда равнодушным;
в ответ на приветствие может выражать злость или подозрительность;
чаще избегает здороваться со взрослыми;
Данные проявления свидетельствуют о том, что ребенок скорее всего не видит должного внимания к себе со стороны взрослых;
портит личную и общественную собственность;
«бормочет под нос» если чем-то недоволен;
негативно относится к замечаниям;
часто лжет;
вульгарен язык, рассказы, стихи, рисунки;
Эти проявления говорят об открытой враждебности к окружающим.
«дикий взгляд», смотрит исподлобья;
Не соблюдает дисциплину;
Агрессивен (кричит, угрожает, употребляет силу);
Часто ворует деньги, сладости, ценные предметы;
Охотнее всего дружит с так называемыми «подозрительными типами»;
Ведет себя непристойно»
Полная враждебность, часто неуправляемая. Иногда требуется помощь врача-специалиста.
В целях привлечения к себе внимания, стремления занять позицию лидера в коллективе ребенок:
мешает другим детям в играх и учебе, посмеивается над ними;
Ссорится, обижает других детей;
Прячет или уничтожает предметы, принадлежащие другим детям;
другие дети его не любят или даже не терпят;
Ни в коем случае нельзя реагировать на агрессивное поведение ребенка ответной агрессией. Ни в коем случае нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, ни с хорошими, ни с плохими.
-Помните, что запрет и повышение голоса - самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины агрессивного поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность вашего ребенка будет снята;
- Дайте ребенку возможность выплеснуть свою агрессию, сместите ее на другие объекты. Разрешите ему поколотить подушку, выплеснуть ему свою накопившуюся энергию;
- Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева или нелестные высказывания о своих друзьях или коллегах, строя планы мести;
- Пусть ваш ребенок в каждый момент времени чувствует, что вы любите, цените и принимаете его. Не стесняйтесь лишний раз его приласкать или пожалеть. Пусть он видит, что он нужен и важен для вас.
Для младших и средних подростков более часто характерно проявление агрессии в том случае, если взрослые пытаются показать себя абсолютным авторитетом во всех областях. В таком возрасте ребят очень трудно обмануть. Часто поступки родителей расходятся с их словами и наставлениями, что также вызывает агрессию сына или дочери.
Еще не менее важная причина возникновения агрессивного поведения у подростков является физиологическое и половое созревание. У разных людей этот процесс происходит по-разному, с разной интенсивностью. Многие дети, чаще девочки, начинают испытывать неудобство, а затем может возникнуть комплекс неполноценности и нередко агрессивная реакция.
Памятка для родителей
Пять рецептов избавления от гнева.
Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:
слушайте его;
проводите с ним как можно больше времени;
делитесь с ним свои опытом;
рассказывайте ему о своем детстве, победах и неудачах.
Следите за собой, особенно в те минуты, когда вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия:
отложите или отмените совместные дела с ребенком;
старайтесь не прикасаться к нему в минуты раздражения;
выйдите из комнаты, в которой находится ребенок.
Если вы расстроены, дети должны знать об этом, говорите им прямо о своих чувствах, желаниях и потребностях. Когда вы расстроены и разгневаны, сделайте для себя что- нибудь приятное, что могло бы вас успокоить.
Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые помогут вызвать ваш гнев:
не давайте играть ребенку с теми вещами и предметами, которыми вы очень дорожите;
не позволяйте выводить себя из равновесия, учитесь предчувствовать наступление срыва.
К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь учесть возможные варианты и подготовить ребенка к предстоящим событиям:
изучите силы и возможности вашего ребенка (например, как долго он может быть занят одним делом, может ли сконцентрировать внимание);
если вам предстоит первый визит, например, к врачу, отрепетируйте его заранее, объяснив ребенку необходимость данного визита.
Дети многому учатся у взрослых, и , к сожалении., не только хорошему, но и плохому. Поэтому начните заниматься самовоспитанием. Надеемся, что данные рекомендации вам помогут.