Сборник педагогических ситуаций. Этическое поведение младших школьников.
Сборник педагогических ситуаций. Этическое поведение младших школьников.
О нравственности можно говорить только тогда, когда человек нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения, когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.
На основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, учебного плана образовательного учреждения составлен сборник педагогических ситуаций, направленный на формирование этического поведения младших школьников.
Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. Учителя остаются один на один с чудовищами XXI века: развратом, жестокостью, культом разрушительной силы. В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знание, мудрость, ту педагогическую теорию, которые помогут осуществить задачу нравственного и гражданского воспитания школьников, раскрыть её духовные качества, развить нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор, нравственные самоопределения.
Продолжают нарастать и негативные тенденции в молодежной среде: распространяется равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и институтам власти; сохраняется высокий уровень преступности, распространяется наркомания и алкоголизм среди молодежи; ухудшается физическое и психическое состояние молодежи. Благодаря работе с этическим поведение будут развиваться следующие ценностные ориентиры: эмоциональное отношение к доброте, злости, доброжелательность, конфликтность, вежливость.
Этическое поведение – составная часть нравственного воспитания детей, состоящая в воспитании культуры поведения дома, в школе, в общественных местах, на улице. Этическое воспитание включает в себя: изучение норм нравственности как опоры правил поведения, формирование понятий о правилах поведения в различных условиях, выработка навыков и умений нравственно-этических качеств личности. Проводя этическое воспитание, педагоги учат детей, как вести себя в самых различных условиях.
Исходя из данного понятия выделяют уровни этического поведения:
Уровень дезадаптации;
Уровень идентфикации;
Уровень индивидуализации;
Уровень социализации;
Уровень интеграции.
Сборник заданий – это издание, содержащее различные произведения одного или нескольких авторов, а так же различные материалы.
Данное пособие адресовано учителям начальных классов. Данные педагогические ситуации в зависимости от целей воспитания учитель может использовать как на уроке так и вне урока.
Цель: подборка и систематизация педагогических ситуаций, направленных на формирование этического воспитания младшего школьника.
Данный сборник состоит из 3 разделов, которые можно использовать в любом порядке:
1 раздел «Педагогические ситуации на уроке», в котором 15 педагогических ситуаций. Задания могут выполняться не по порядку.
2 раздел «Педагогические ситуации вне урока», в котором 15 педагогических ситуаций. Задания могут выполняться не по порядку.
3 раздел «Педагогические ситуации преднамеренно созданные», в котором 10 педагогических ситуаций. Данные педагогические ситуации могут выполняться как на уроке, так и вне урока. Задания могут выполняться не по порядку.
Всего в сборнике представлено …педагогических ситуаций.
Рекомендации по использованию: задания могут использоваться на уроках и вне урока. Они могут быть представлены на карточках. Обработку результатов осуществляет сам учитель.
Практическая значимость: студентам для формирования у младших школьников этического воспитания как во внеурочной деятельности, так и при проведении уроков. Учитель также использует материал для формирования этического поведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Сборник педагогических ситуаций, направленный на формирование этического поведения/ сост. Э. Емельянова – Камышлов: ГБОУ СПО «Камышловский педагогический колледж», 2016. 17 с.
3 раздел «Педагогические ситуации преднамеренно созданные» 16
Список литературы 20
Пояснительная записка
О нравственности можно говорить только тогда, когда человек нравственно ведет себя в силу внутреннего побуждения, когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляют сущность нравственного воспитания.
На основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, учебного плана образовательного учреждения составлен сборник педагогических ситуаций, направленный на формирование этического поведения младших школьников.
Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Воспитывая детей, мы должны обращать их взор к доброму, вечному, благому. Учителя остаются один на один с чудовищами XXI века: развратом, жестокостью, культом разрушительной силы. В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знание, мудрость, ту педагогическую теорию, которые помогут осуществить задачу нравственного и гражданского воспитания школьников, раскрыть её духовные качества, развить нравственные чувства, привить навыки борьбы со злом, умение сделать правильный выбор, нравственные самоопределения.
Продолжают нарастать и негативные тенденции в молодежной среде: распространяется равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и институтам власти; сохраняется высокий уровень преступности, распространяется наркомания и алкоголизм среди молодежи; ухудшается физическое и психическое состояние молодежи. Благодаря работе с этическим поведение будут развиваться следующие ценностные ориентиры: эмоциональное отношение к доброте, злости, доброжелательность, конфликтность, вежливость.
Этическое поведение – составная часть нравственного воспитания детей, состоящая в воспитании культуры поведения дома, в школе, в общественных местах, на улице. Этическое воспитание включает в себя: изучение норм нравственности как опоры правил поведения, формирование понятий о правилах поведения в различных условиях, выработка навыков и умений нравственно-этических качеств личности. Проводя этическое воспитание, педагоги учат детей, как вести себя в самых различных условиях.
Исходя из данного понятия выделяют уровни этического поведения:
Уровень дезадаптации;
Уровень идентфикации;
Уровень индивидуализации;
Уровень социализации;
Уровень интеграции.
Сборник заданий – это издание, содержащее различные произведения одного или нескольких авторов, а так же различные материалы.
Данное пособие адресовано учителям начальных классов. Данные педагогические ситуации в зависимости от целей воспитания учитель может использовать как на уроке так и вне урока.
Цель: подборка и систематизация педагогических ситуаций, направленных на формирование этического воспитания младшего школьника.
Данный сборник состоит из 3 разделов, которые можно использовать в любом порядке:
1 раздел «Педагогические ситуации на уроке», в котором 15 педагогических ситуаций. Задания могут выполняться не по порядку.
2 раздел «Педагогические ситуации вне урока», в котором 15 педагогических ситуаций. Задания могут выполняться не по порядку.
3 раздел «Педагогические ситуации преднамеренно созданные», в котором 10 педагогических ситуаций. Данные педагогические ситуации могут выполняться как на уроке, так и вне урока. Задания могут выполняться не по порядку.
Всего в сборнике представлено …педагогических ситуаций.
Рекомендации по использованию: задания могут использоваться на уроках и вне урока. Они могут быть представлены на карточках. Обработку результатов осуществляет сам учитель.
Практическая значимость: студентам для формирования у младших школьников этического воспитания как во внеурочной деятельности, так и при проведении уроков. Учитель также использует материал для формирования этического поведения.
1 раздел. «Педагогические ситуации на уроке»
Ситуация 1. «Испорченная картина»
Что за шум? Говорят сразу:
– Он нарисовал на картине...
– Он испортил ее!..
Да, теперь вижу: мальчик у доски, у картины, которую мы только что рассматривали на уроке. Он глядит снизу вверх, напряженно молчит. И резко, горячо выдыхает:
– Я...Я не хотел, я нечаянно...
Мальчик громко заплакал...
Вопросы:
Зачем ты это сделал?
Разве так можно портить картины?
Будешь ли ты еще так поступать? Почему?
Как нужно относиться к вещам?
Ситуация 2.
ТРУД
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж.
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь,
И каждый дом,
И каравай хлеба –
Все это сделано трудом,
А не свалилось с неба...
(В. Лившиц)
Вопросы:
Почему на руки людей надо смотреть с уважением и надеждой?
Можно ли оправдать тех людей, которые ломают, портят то, что упорным трудом создали другие?
Как вы думаете, о чем думает тот, кто не бережет ни свое, ни чужое добро?
Ситуация 3.
ДЕДУШКА МАЗАЙ И ЗАЙЦЫ
Старый Мазай разболтался в сарае:
«В нашем болотистом низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы силками ее не давили.
Зайцы вот тоже, – их жалко до слез!
Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гинут,
Нет! еще мало! бегут мужики,
Ловят, и топят, и бьют их баграми.
Где у них совесть?.. Я раз за дровами
В лодке поехал – их много с реки
К нам в половодье весной нагоняет, –
Еду, ловлю их. Вода прибывает.
Вижу один островок небольшой –
Зайцы на нем собралися гурьбой.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, – ничего!
Только уселась команда косая,
Весь островочек пропал под водой...
(Н. Некрасов)
Вопросы:
Почему дедушке Мазаю «жалко до слез» зайцев?
Как он относится к окружающей его природе?
Ситуация 4.
ПРО ТОРОПЛИВУЮ КУНИЦУ И ТЕРПЕЛИВУЮ СИНИЦУ
Стала торопливая Куница шелковый сарафан к лету кроить. Тяп-ляп! Весь шелк искромсала-изрезала в лоскутки. И не то что сарафан – платка из этих лоскутков нельзя сшить.
Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет, там смекнет, сюда подвинет, туда подвернет. Все она сообразила, все высчитала, все вычертила, потом за ножницы взялась. Хороший фартук получился. Ни одного лоскутка не пропало даром.
Диву далась Куница. На фартук глядит – завидует:
– Где ты кройке-шитью училась, Синица? У кого?
– Бабушка меня шитью выучила.
– А как она учила тебя?
– Да очень просто. Пять волшебных слов велела запомнить.
– Каких?
– Семь раз отмерь – один отрежь.
Вопросы:
Почему у Синицы получился хороший фартук?
Что означает пословица: «Семь раз отмерь – одни отрежь»?
Ситуация 5.
Учительница раздает детям буквари. Один ученик молча возвращает книгу учительнице. Учительница, показывая букварь детям, спрашивает:
– Почему Игорь вернул мне букварь?
– Он рваный.
– Что нужно сделать, чтобы букварь был приятен и им можно было опять пользоваться?
– Его надо отремонтировать и бережно с ним обращаться.
Вопросы:
А кто думает по-другому?
Кто посоветует Игорю, как надо было поступить?
Ситуация 10.
Несколько учеников играют на уроке в «Морской бой». . .
Так как это сказано на весь класс, необходимо пожертвовать временем от урока. Думаю, дети будут ждать, как отреагирует учитель, на это оскорбление, унижение, ненужность этого предмета. Продолжать урок бессмысленно, так как без ответа такие высказывания оставлять нельзя, потому что ситуация на этом уроке будет только ухудшаться.
Начинаем так:
- Кто еще так думает?
Дети еще подняли руки.
- А хотите с вами договоримся, если я вам сейчас ДОКАЖУ, что этот предмет Вам необходим, пусть по этому предмету и нет вступительных экзаменов, но он дает нечто большее чем просто необходимость изучать те предметы, которые считаются обязательными. То я больше не увижу тех, кто играет в «Морской бой» и не опаздывает из столовой. Ну, как Вам договор? Слушаю Вас, согласны?
Ситуация 11.
Несколько учеников опоздали на урок на 15 минут.
Педагог спрашивает: «Почему вы опаздываете?»
Обучающиеся (дожевывая на ходу булочки): «А мы в столовой были»
Вопросы:
Не стыдно ли вам отнимать время от урока?
Правильно ли вы поступили? Почему?
Как нужно поступить в данной ситуации?
Ситуация 12.
Учащийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание и т.п.)». — Как следует на это отреагировать учителю?
Вопросы:
Ты считаешь правильным ходить на уроки без тетради?
Почему ты забыл тетрадь?
Что следует делать, чтобы не забывать про тетради?
Ситуация 13.
Ученик пришел на урок и не поздоровавшись с учителем сел на свое место.
Вопросы:
Ребята, правильно ли поступил ученик? Почему?
Что нужно делать, когда приходишь в класс?
Для чего мы это делаем?
Ситуация 14.
На уроке литературного чтения дети изучают произведение Ш. Перро «Кот в сапогах». После прочтения первой части произведения учитель вместе с детьми обсуждают.
Вопросы:
Правильно ли, что младший сын недооценив своего кота? Почему?
Какой вывод можно сделать?
Нужно ли помогать своим товарищам, как это сделал кот? Почему?
Ситуация 15.
На уроке физкультуры дети выполняли прыжки в высоту. У одного ученика не получается выполнить это упражнение и поэтому другие ребята засмеялись над ним. Ребенок обиделся и сел на скамейку.
Вопросы:
Ребята, можно ли смяться над этим? Почему?
Что следовало бы сделать в этой ситуации?
Будете ли вы так поступать в будущем? Почему?
2 раздел. «Педагогические ситуации вне урока»
Ситуация 1. «Это же нельзя!»
Вот перед нами готовая педагогическая ситуация. Примеры на самом деле можно приводить бесконечно, мы же разберем, например, ситуацию с порчей лестничных перил, которую можно назвать так: «Это же нельзя!» Учитель, спускаясь по ступеням, случайно заметила, как ученик перочинным ножом пытался резать перила лестницы. Увидев преподавателя, мальчик убежал, забыв даже куртку на площадке. Обо всем случившемся учитель рассказал матери ребенка, которая просто не поверила, что ее сын мог такое совершить. Она была убеждена в том, что сын ее совершенно не виноват, и это сделали другие ребята, ведь они живут в квартире с идеальным порядком и красивой обстановкой, все в семье бережно и аккуратно относятся к вещам и мебели. На вопрос матери сын признался, что просто хотел попробовать свой ножик в деле. Каково же было удивление и возмущение мальчика, когда учитель предложила ему порезать у себя дома стол или стул. Он просто был уверен, что так делать нельзя, ведь этот стол ему купил отец. После восстановления картины этой ситуации можно перейти к ее анализу.
Вопросы:
Зачем ты резал перила?
Тебе не жалко чужой труд?
Как можно было бы поступить?
Ситуация 2.« Сломали»
Во дворе плачет семилетний Вадим.
–Ты о чем?
Растирая руками слезы, он рассказывает, что дал поиграть машинку мальчикам, а они ее сломали... Мама не сможет купить другую, у нее нет денег...
Вопросы:
Хорошо ли поступили мальчики? Почему?
Ребята, разве можно ломать чужие игрушки?
Можно ли помочь мальчику?
Что посоветуем мальчикам и Вадиму?
Ситуация 3. «Мне не жалко»
В семье, где растет Таня, трое детей. Мать воспитывает их одна. Девочка аккуратно относится к своим вещам, учебникам, тетрадям... Однажды она увидела, как одноклассник Петя вырывал из тетради чистые листы и делал из них самолетики. – Ты что делаешь? Зачем рвать тетрадь, ведь она денег стоит?! – У меня их много... Мне не жалко... Захочу – отец завтра еще купит...
Вопросы:
Разве можно рвать тетради, ведь на них тратит деньги твой отец, а не ты?
Как нужно относиться к своим вещам?
Как нужно относиться к чужим вещам?
Зачем нужно так делать?
Ситуация 4. «Нужно экономить бумагу!»
Дети подклеивают книги: один нарезает полоски бумаги, двое приклеивают их к обложкам. Вова, примерив полоску к книге, обнаружил, что она длиннее, чем нужно. Мальчик небрежно бросает книгу и полоску Маше, нарезавшей ее.
– Что ты бросаешь книгу, порвешь ведь! – возмущенно говорит Маша.
– А кто так отрезает? Бумагу не экономишь, дай мне ножницы, я сам отрежу!
Вопросы:
Вова, правильно ли ты поступил?
Как нужно обращаться с книгами? Почему?
Можно ли кричать на людей из-за ошибки? Разве ты никогда не ошибаешься?
Как следовало бы поступить?
Как нужно обращаться с книгами? Почему?
Ситуация 5.
На митинге 9 мая на почетном карауле возле памятника стояли 2 ученика 8 класса. Вдруг из толпы учеников выбегает ученик 2-3 класса, подбегает к караульным и начинает корчить рожицы.
Вопросы:
Зачем ученик так поступил? Правильно ли он сделал?
Как следует вести себя на таких мероприятиях?
Что следует посоветовать этому ученику?
Ситуация 6.
Весь 3 класс идет в столовую и перед едой дружно моют руки. Один ученик, не помыв руки, бегом садится за стол. Учитель спрашивает:
- Петя, почему ты не помыл руки перед едой?
- А я никогда не мою руки перед едой, - говорит Петя.
-Почему?- спрашивает учитель.
- А зачем? Они же все равно станут грязные, - сказал Петя.
Вопросы:
Правильно ли поступил Петя? Почему?
Зачем нужно мыть руки перед едой?
Что нужно посоветовать Пете?
Ситуация 7.
Учитель, идя по коридору школы, заметил, как пара мальчишек из 3 класса отрывают у цветов листья, которые стоят на подоконнике.
Вопросы:
Ребята, разве можно портить растения?
Вы дома поступаете так же?
Разве можно портить чужой труд?
Как нужно относиться к красоте природы? Почему?
Что можно посоветовать мальчикам?
Ситуация 8.
Утром, придя в школу, на пороге у входа учительница столкнулась со своими учениками Сашей и Димой. Дима, быстро поздоровавшись, проскользнул вперед учительницы в дверь. Саша же наоборот, открыл перед учительницей дверь, поздоровался и пропустил вперед.
Вопросы:
Кто из мальчиков поступил правильно и почему?
Что соблюдал Дима?
Какие правила этикета вы еще знаете?
Соблюдаете ли вы их?
Что можно посоветовать мальчикам?
Ситуация 9.
Во время перемены урока все дети играют в коридоре. Олег и Вика, во время бега сталкиваются, налетают друг на друга. Вика с плачем подходит к учителю и говорит, что Олег ее стукнул.
Вопросы:
Правильно, ли поступила Вика? Почему?
Как нужно поступить в этой ситуации?
Какие правила поведения вы еще знаете?
Ситуация 10.
– Как не стыдно! – корит классный руководитель четвероклассника, которого девочка ударила книжкой и который хотел ответить ей тем же, – ты же мужчина! – Пусть сама не задевает, – бурчит в ответ «провинившийся». – Это же некрасиво – драться с девочкой. – А что она первая лезет... – Опять он свое! – сокрушается учитель – Она ударила, а я что... – А ты отойди, будь рыцарем! – Еще чего! – поднимает мальчишка удивленные глаза на учителя, – она дерется, а я что... – Да пойми ты, наконец! – возмущается учитель... Мальчик уходит из учительской, так и не став «рыцарем» и не поняв, за что его ругал классный руководитель. – Пусть сама не лезет, – говорит он, открывая дверь и вытирая рукавом слезы.
Вопросы:
Почему мальчик так и не стал «рыцарем»?
Правильно ли он поступил и почему?
Что следовало бы сделать мальчику? Девочке?
Как нужно вести себя по отношению к девочкам и мальчикам?
Ситуация 11.
Весь 3 класс собирается в поход на целый день. Всю дорогу девочки усердно несут свои тяжелые сумки, а мальчики весело бегут рядом, даже не пытаясь помочь девочкам.
Вопросы:
Правильно ли поступают мальчики?
Что следовало бы сделать мальчикам и девочкам?
Как нужно себя вести в походе? Почему?
Ситуация 12.
На секции по баскетболу проходят соревнования. В мальчика, который не попал в кольцо, в следствии чего команда проиграла, начинают кидать мячом и смеяться.
Вопросы:
Ребята, разве можно так поступать?
Что надо сделать в этой ситуации?
Что посоветуем эти мальчикам?
Давайте назовем правила поведения с мячом?
Ситуация 13.
Однажды ребята 3 класса вместе со своей учительницей пошли на экскурсию в музей. Ребятам было очень интересно, и они внимательно слушали экскурсовода и смотрели экспонаты. Но пара мальчишек из их класса не стали слушать экскурсовода и бегали от одного экспоната к другому громко их обсуждая и смеясь.
Вопросы:
Как поступили мальчики? Почему?
Как нужно вести себя в музее? Почему?
Какие правила поведения в общественных местах вы знаете?
Что посоветуем мальчикам?
Ситуация 14.
Дети 2 класса вместе со своей учительницей садили цветы на пришкольном участке. Как только начали прорастать цветы, девочки очень обрадовались, а затем мальчики пришли и потоптали их.
Вопросы:
Правильно ли поступили мальчики?
Можно ли портить цветы?
Как нужно относиться к природе?
Что посоветуем мальчикам?
Могут ли они помочь девочкам? Как?
Ситуация 15.
На кружке рисования детям нужно было нарисовать флаг России. Все ребята, которые ходят на кружок принялись за работу. Один из учеников нахмурившись сидел, не приступив к работе.
-Почему ты не приступил к работе?- спросил учитель.
-Потому что мне не нравится наша страна, я хочу нарисовать флаг другой страны, - ответил ученик.
Вопросы:
Правильно ли, что ребенок не является патриотом своей страны? Почему?
Что нужно сделать, чтобы этот ученик гордился своей страной?
Что мы можем посоветовать этому ученику?
Какие символы нашей страны вы знаете?
3 раздел «Педагогические ситуации преднамеренно созданные»
Ситуация 1.
Учитель просит заранее подготовленных учеников к доске и просит каждую из пар сделать кормушки для птиц. Первая пара ребят с удовольствием начинают делать кормушку, а вторая пара учеников говорят:
Вопросы:
Правильно, что ребята отказались делать кормушки? Почему?
Зачем нам нужно подкармливать птиц?
Что еще мы можем сделать для птиц кроме кормушек?
Ситуация 2.
Заранее подготовленные ребята читают произведение «Федорино горе». Затем вместе с классом проходит обсуждение.
Вопросы:
Какой была Федора?
Что нужно делать, чтобы не быть ленивыми?
А вы любите трудиться?
Как вы трудитесь?
Ситуация 3.
Во время эстафеты на уроке физкультуры один из учеников проиграл, вследствии чего он обиженный садится на лавку и сидит там до конца урока.
Учитель спрашивает : «Почему ты не продолжил играть с ребятами?
- У меня не получается, я не буду заниматься спортом,- отвечает ученик.
Вопросы:
Почему мальчик не хочет заниматься спортом?
А нужно ли заниматься спортом? Почему?
Что мы можем посоветовать мальчику, чтобы воспитать спортивный дух?
Ситуация 4.
Учитель на классном часу учитель спрашивает учеников, в какие года была Великая Отечественная Война. Большая часть класса поднимают руки и отвечают на вопрос, оставшиеся дети сидят не поднимая рук. Учитель спрашивает одного из них.
- Вы разве не знаете, когда была война?
-Нет, это было давно и мне это не интересно, - отвечает один из учеников.
Вопросы:
Ребята, правильно ли, что мальчик не является патриотом страны? Почему?
Что можно сделать, чтобы развивать чувство патриотичности?
Что мы можем посоветовать мальчику?
Нужно ли любить свою страну? Почему?
Зачем нам быть патриотами?
Ситуация 5.
Пара учеников читают выразительно часть произведения и обсуждают его.
Посмотри-ка на свои руки, дружок... Погляди, дружок, на свои руки, погляди на них с уважением и надеждой. Ведь всё, что окружает тебя, всё, что построено, возведено, добыто на свете, – и стол, за которым ты сидишь, и парта в классе, где ты учишься, и окошко, через которое ты смотришь на белый свет, и крыша над твоей головой, и всё, во что ты одет-обут, и страница, на которой напечатаны эти слова, и хлеб, без которого ты дня не проживешь, – всё, решительно всё сделали человеческие руки. Они управляются пером и молотом. Они держат штурвалы кораблей и рулевые баранки автомашин, лопаты и микроскопы. Они способны бережно положить кусочек сахара в твою чашку чая и увесистый кирпич в фундамент нового дома, извлечь жемчужину из морских глубин и занозу из твоего пальца. И с погремушкой для малыша, и с винтовкой солдата умеют обращаться человеческие руки. Они могут метко забросить мяч в баскетбольную корзину и ракету на Луну.
Вопросы:
О чем здесь говорится?
Важен ли труд для человека? Почему?
Нужно ли беречь труд других?
А вы любите трудиться? Как вы трудитесь?
Ситуация 6.
Ученик 4 класса грубо нарушает дисциплину. После бесед с ним классного руководителя и школьной администрации уверяет, что больше подобного не повторится. Но выходя за дверь класса, все начинает сначала. Подобное поведение продолжается довольно долго…
Вопросы:
Правильно ли ведет себя ученик? Почему?
Почему, как вы думаете, он нарушает дисциплину снова?
Как нужно вести себя в школе? Почему?
Что нужно посоветовать мальчику?
Ситуация 7.
Однажды учитель пошел в поход с учащимися 4 класса. Учитель всё проверил как положено, но, пройдя 500 м, решил ещё раз проверить: у Оли. оказался тяжёлый рюкзак (она взяла 4 кг картофеля), он «резал» плечи. Посоветовавшись, ребята решили отдать картофель мальчику, у которого был самый лёгкий рюкзак. Но этот мальчик – Вова, сразу и резко отказался. Ребята дружно возмутились его отказом, тогда Вова побежал куда глаза глядят, два мальчика побежали за ним, но не догнали, а он вернулся домой. Мы взяли его рюкзак и пошли дальше. Отдыхали, веселились…
Вопросы:
Правильно ли поступил Вова? Почему?
Нужно ли помогать товарищам? Зачем?
А вы любите помогать? Кому вы помогаете?
Что мы посоветуем Вове?
Ситуация 8.
Учитель просит каждого из учеников написать свои нравственные качества, перед эти объяснив, что такое нравственность и нравственные качества. Затем идет обсуждение.
Вопросы:
Сколько качеств вы написали?
Каких получилось больше? Хороших или плохих?
Как вы думаете почему таких качеств получилось больше?
Считаете ли вы себя нравственными?
Как мы можем стать более нравственными?
Ситуация 9.
На перемене две ученицы 3 класса решили почитать книжку со сказками. Первая взяла книгу Таня, Оле тоже хотелось почитать эту же книгу. Оля подошла к парте Тани:
- Таня, дай мне эту книгу, - попросила Оля.
- Нет, не дам, я же первая ее взяла, - ответила Таня.
- Если не дашь книгу, я заберу твою ручку, - сказала Оля.
Вопросы:
Ребята, что можно сказать про девочек?
Хорошо ли быть жадными? Почему?
Как должны были поступить каждая из девочек?
А вы любите жадничать? Почему?
Какими нужно быть по-отношению к друзьям? Взрослым?
Ситуация 10.
Учитель 3 класса со своими ученицами садили цветы на пришкольном участке.
После уроков один из учеников дарит учителю один из тех цветов, которые они сегодня садили.
- Зачем ты сорвал цветы, которые сегодня садили девочки?- спросила учительница.
- Я хотел сделать вам приятно, - виновато ответил ученик.
- Спасибо, но больше так не делай, - ответила учительница.
Вопросы:
Правильно ли поступил ученик? Почему?
Как выдумаете понял ли мальчик, почему учитель сказала так не делать?
Как нужно относиться к природе? Почему?
Нужно ли было ругать ученика? Почему?
Что мы посоветуем мальчику?
Список литературы
Морозова И.О. Деятельность классного руководителя по формированию нравственного поведения младших школьников. Смоленск, 2001. URL: http://www.e-ng.ru/pedagogika/deyatelnost_klassnogo_rukovoditelya_po.html
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / Данилюк А.Я, Кондаков А.М., Тишков В.А.- 2009. - с.5
Нравственное воспитание детей в современной начальной школе. URL: http://diplomba.ru/work/100466
Задания и педагогические ситуации: Пособие для студентов пед. ин-тов и учителей / В. Л. Омельяненко; Л. Ц. Вовк, С. В. Омельяненко – М.: Просвещение, 1993.
Тамбовкина Т.И. Педагогические ситуации // Начальная школа. 2006. № 16
Годник С.М., Спирин Л.Ф., Фрумкин М.Л. и др. Педагогические ситуации в воспитании школьников. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1985.
Артюх В.А. Педагогические ситуации и пример их решения. Методы решения сложных педагогических ситуаций. 22.06.14. URL: http://fb.ru/article/144122/pedagogicheskie-situatsii-i-primer-ih-resheniya-metodyi-resheniya-slojnyih-pedagogicheskih-situatsiy