Использование технологии портфолио в формировании лингвистической компетенции обучаемых
Использование технологии портфолио в формировании лингвистической компетенции обучаемых
Сегодня в образовании реализуется социальный заказ на тип личности, способной к стремительному и гибкому изменению своей жизнедеятельности.
В последние годы появились педагогические технологии, направленные на повышение эффективности образования.
Одной из технологий, поддерживающей компетентностно - ориентированный подход в образовании, развитии самостоятельности личности является технология портфолио. Она позволяет признать основной ценностью становления личности, ее самобытность, уникальность, неповторимость, а также показывает поэтапный индивидуальный рост личности в учебной деятельности.
Понятие портфолио пришло из зарубежной педагогики, а в частности США, где говорят о нем, как об одном из основных образовательных трендов последнего десятилетия. Более того, утверждается, что школа 21 века – это «школа портфолио». Идея портфолио выступает как один из существенных элементов модернизации образования, происходящей по всему миру.
Публикации в научно-методических и педагогических журналах рассматривают разновидности портфолио, а также проблемы, связанные с их применением в современной школе.
Термин портфолио (в широком понимании) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося в определенный период обучения.
Кроме «накопительной», портфолио выполняет другие функции, отражая динамику развития учащегося, демонстрируя его стиль учения, показывая общую культуру, отдельные стороны интеллекта, помогая проводить рефлексию собственной учебной работы.
Именно эта позиция показалась мне наиболее привлекательной и была апробирована в практической деятельности с учащимися 8 класса для формирования лингвистической и коммуникативной компетенции при изучении дисциплины «Русский язык». Структура портфолио, которое создавали часть учащихся в течение года состояла из основных разделов: визитная карточка, тематический план, творческие работы, достижения, самооценка и оценка преподавателем.
Формируя лингвистическую компетенцию, ученики с помощью портфолио систематизировали знания о языке, реализовали учебные цели, показали диапазон навыком и умений, получили результаты деятельности, участвуя в конкурсах, олимпиадах, конференциях.
Из существующих четырех типов портфолио:
папка достижений,
рефлексивный,
проблемно-исследовательский,
тематический
Нами использовались элементы всех четырех.
В конце изучения дисциплины (по окончанию учебного года) к публичной защите было представлено 5 лучших портфолио, в которых отразилось качество подготовки ученика, рост его личности и уровень достижений.
Изучив технологию портфолио, занимаюсь исследовательской работой по внедрению языкового портфолио в практику работы с учащимися 5 классов на уроках литературы. Технология портфолио позволяет разглядеть личность обучающегося, помочь ему полнее реализоваться. Так с помощью конкурса портфолио в классе был выявлен потенциал творческих, активных, ставшими лидерами ребят.
Сопоставление оценки и самооценки дает возможность обучаемым понять насколько объективен он в оценке собственных знаний и умений, а преподавателю понять, насколько у обучаемого развито критическое мышление, рефлексия и самооценка.
Таким образом, портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами познавательной деятельности учащихся, предназначенных для демонстрации, анализа и развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности, собственной субъектной позиции.
Безусловно, существуют реальные трудности и противоречия во внедрении данной инновации в учебный процесс. Но вместе с тем учебные портфолио дают новый толчок развитию проблемы оценки, показывают возможные направления обновления традиционной системы и, в конечном счете, формируют понимание самого процесса обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование технологии портфолио в формировании лингвистической компетенции обучаемых »
Использование технологии портфолио в формировании лингвистической компетенции обучаемых.
Сегодня в образовании реализуется социальный заказ на тип личности, способной к стремительному и гибкому изменению своей жизнедеятельности.
В последние годы появились педагогические технологии, направленные на повышение эффективности образования.
Одной из технологий, поддерживающей компетентностно - ориентированный подход в образовании, развитии самостоятельности личности является технология портфолио. Она позволяет признать основной ценностью становления личности, ее самобытность, уникальность, неповторимость, а также показывает поэтапный индивидуальный рост личности в учебной деятельности.
Понятие портфолио пришло из зарубежной педагогики, а в частности США, где говорят о нем, как об одном из основных образовательных трендов последнего десятилетия. Более того, утверждается, что школа 21 века – это «школа портфолио». Идея портфолио выступает как один из существенных элементов модернизации образования, происходящей по всему миру.
Публикации в научно-методических и педагогических журналах рассматривают разновидности портфолио, а также проблемы, связанные с их применением в современной школе.
Термин портфолио (в широком понимании) – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающегося в определенный период обучения.
Кроме «накопительной», портфолио выполняет другие функции, отражая динамику развития учащегося, демонстрируя его стиль учения, показывая общую культуру, отдельные стороны интеллекта, помогая проводить рефлексию собственной учебной работы.
Именно эта позиция показалась мне наиболее привлекательной и была апробирована в практической деятельности с учащимися 8 класса для формирования лингвистической и коммуникативной компетенции при изучении дисциплины «Русский язык». Структура портфолио, которое создавали часть учащихся в течение года состояла из основных разделов: визитная карточка, тематический план, творческие работы, достижения, самооценка и оценка преподавателем.
Формируя лингвистическую компетенцию, ученики с помощью портфолио систематизировали знания о языке, реализовали учебные цели, показали диапазон навыком и умений, получили результаты деятельности, участвуя в конкурсах, олимпиадах, конференциях.
Из существующих четырех типов портфолио:
папка достижений,
рефлексивный,
проблемно-исследовательский,
тематический
Нами использовались элементы всех четырех.
В конце изучения дисциплины (по окончанию учебного года) к публичной защите было представлено 5 лучших портфолио, в которых отразилось качество подготовки ученика, рост его личности и уровень достижений.
Изучив технологию портфолио, занимаюсь исследовательской работой по внедрению языкового портфолио в практику работы с учащимися 5 классов на уроках литературы. Технология портфолио позволяет разглядеть личность обучающегося, помочь ему полнее реализоваться. Так с помощью конкурса портфолио в классе был выявлен потенциал творческих, активных, ставшими лидерами ребят.
Сопоставление оценки и самооценки дает возможность обучаемым понять насколько объективен он в оценке собственных знаний и умений, а преподавателю понять, насколько у обучаемого развито критическое мышление, рефлексия и самооценка.
Таким образом, портфолио представляет собой одновременно форму, процесс организации и технологию работы с продуктами познавательной деятельности учащихся, предназначенных для демонстрации, анализа и развития рефлексии, для осознания и оценки ими результатов своей деятельности, собственной субъектной позиции.
Безусловно, существуют реальные трудности и противоречия во внедрении данной инновации в учебный процесс. Но вместе с тем учебные портфолио дают новый толчок развитию проблемы оценки, показывают возможные направления обновления традиционной системы и, в конечном счете, формируют понимание самого процесса обучения.