статья "Новые эффективные образовательные технологии"
Статья "Новые эффективные образовательные технологии"
«Современные образовательные технологии в условиях введения ФГОС в начальной школе»
Автор: учитель начальных классов
МБОУ «Прохровская гимназия»
Прохоровского района
Белгородской области
Халюта Наталья Викторовна
«Кто постигает новое,
лелея старое, тот может
быть учителем". Конфуций
В стандарте нового поколения четко обозначены требования к его результатам, не только предметным, но и метапредметным, и личностным. И теперь задача системы образования - делать все возможное для достижения обозначенных результатов: разрабатывать новые образовательные программы, программы по предметам, применять эффективные образовательные технологии, совершенствовать условия, в которых учатся дети.
С ведением новых образовательных стандартов изменились требования и к учителю, и к уроку. Системно-деятельностный подход в обучении вышел на первое место.Деятельностный подход; предполагает наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить); выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний; выявление и освоение учащимися способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания; формирование у школьников умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу; включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить на четыре группы:
1) уроки «открытия» нового знания (это: традиционный (комбинированный), лекция, экскурсия, исследовательская работа, учебный и трудовой практикум. Имеет целью изучение и первичное закрепление новых знаний);
2) уроки отработки умений и рефлексии (это: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, семинары, консультация. Имеет целью выработку умений по самостоятельному применению знаний в комплексе, в новых условиях);
3) уроки общеметодологической направленности(построения системы знаний (это: семинар, конференция, круглый стол и т.д. Имеет целью обобщение единичных знаний в систему);
4) уроки развивающего контроля (это: контрольная работа, зачет, тестирование, смотр знаний и т.д. Имеет целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками).
На первое место стали такие организационные формы:
- учебная исследовательская деятельность;
- изготовление учебных продуктов;
- работа в системе погружения.
Использования возможностей современных развивающих технологий, позволит обеспечить формирование базовых компетентностей современного человека:
- информационной (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
- коммуникативной (умение эффективно сотрудничать с другими людьми);
- самоорганизации (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы);
- самообразования (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентоспособность).
Педагогическая технология (в новом понимании) - это не просто использование технических средств обучения или компьютеров, - это выявление принципов и разработка приемов оптимизации образовательного процесса путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность, путем конструирования и применения приемов и материалов, а также посредством оценки применяемых методов.
Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.
Педагогические технологии
Достигаемые результаты
Проблемное обучение
Создание в учебной деятельности проблемных ситуаций и организация активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками, развиваются мыслительные способности.
Разноуровневое обучение
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
Проектные методы обучения
Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Исследовательские методы в обучении
Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого школьника.
Лекционно-семинарско-зачетная система
Данная система используется в основном в старшей школе, т.к. это помогает учащимся подготовиться к обучению в ВУЗах. Дает возможность сконцентрировать материал в блоки и преподносить его как единое целое, а контроль проводить по предварительной подготовке учащихся.
Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр
Расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, .развитие общеучебных умений и навыков.
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, Суть индивидуального подхода в том, чтобы идти не от учебного предмета, а от ребенка к предмету, идти от тех возможностей, которыми располагает ребенок, применять психолого-педагогические диагностики личности.
Информационно-коммуникационные технологии
Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.
Здоровьесберегающие технологии
Использование данных технологий позволяют равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.
Систему инновационной оценки «портфолио»
Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения обучения.
Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, познавательной творческой деятельности. Она побуждает начало мышления, активную, мыслительную деятельность, которая протекает в процессе постановки и решения проблемы.
Познавательная потребность возникает у человека в том случае, когда он не может достичь цели с помощью известных ему способов действия, знаний. Эта ситуация и называется проблемной. Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную потребность учащегося, дать ему необходимую направленность мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала, обеспечить возможность управления со стороны педагога.
Проблемная ситуация стимулирует мыслительную деятельность учащегося в процессе обучения.
Проблемная ситуация - центральное звено проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность, активизируется мышление, создаются условия для формирования правильных обобщений.
Совершенствование процесса обучения определяется стремлением учителей активизировать учебно-познавательную деятельность учащихся. Суть активизации обучения младшего школьника заключается в такой организации учебной деятельности, при которой учащийся приобретает основные навыки получения знаний и на основе этого научится самостоятельно «добывать знания».
Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание учащимися возможно при изучении почти каждой темы. Подготовленность ученика к проблемному обучению определяется, прежде всего, его умением (или возникшую в ходе урока) увидеть выдвинутую учителем проблему, сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами. На основе анализа психолого-педагогических исследований можно сделать вывод, что проблемная ситуация представляет собой затруднение, новых знаний и действий. В проблемной ситуации ученик ставится перед противоречиями и потребностью самостоятельного поиска выхода из этих противоречий.
Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача, наглядность, задание. Вопрос имеет первостепенное значение, т. к. стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся.
Задача является важным фактом повышения познавательной активности учеников. Наглядность служит инструментом «схватывания» обобщенного «видения» содержания новых абстрактных понятий и представлений и облегчает формирование научных понятий.
Человечество постоянно развивается, поток информации постоянно увеличивается, но сроки ее интерпретации в школе остаются прежними. Приоритет отдается осознанному усвоению знаний. Опора на мотивационную сферу позволяет удерживать внимание к данному предмету, развивая не только интеллектуальные, но и личностные качества учащихся. Учить, используя традиционные формы, не оптимально. Поэтому именно за проблемным обучением будущее современной школы.
Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«статья "Новые эффективные образовательные технологии" »
НОВЫЕ ЭФФЕКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. ПРОЕКТНАЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКЕ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Зозуля Ирина Викторовна
учитель начальных классов, ГБОУ СОШ № 783, г. Москва
Е-mail: izozulya_66@vail.ru
«К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь»
В.А. Сухомлинский
В современном мире особенное значение для развития цивилизации, для обеспечения благосостояния людей приобретает образование. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Только высоко и всесторонне образованные специалисты смогут обеспечить дальнейший прогресс науки, техники, технологии и обратить их достижения на пользу общества. В этих условиях, несомненно, должна измениться и сама школа.
Начальная школа – фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальных классов. Его задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребёнка, развивать его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности, последнее особенно важно сейчас в наш быстро меняющийся мир, переполненный информацией. Научить ребёнка работать с информацией - научить учиться. Что может быть важнее?
Высказывание академика Семёнова А.П. “Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы” должно стать определяющим в работе каждого учителя.
Наряду с обучением навыкам чтения, письма и счёта важно учить детей использованию цифровой техники в качестве рабочего инструмента в учёбе и повседневной жизни, начиная с первого класса. Применение информационных технологий в начальной школе помогает учителю по-новому организовать учебный процесс, оживить и разнообразить, сделать более интересным.
Уроки с использованием информационных технологий имеют ряд преимуществ перед традиционными уроками.
· Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, следствием чего, как правило, становится более эффективное усвоение знаний.
· Использование некоторых компьютерных программ позволяет облегчить труд педагога: подбор заданий, тестов, проверка и оценка качества знаний - тем самым на уроке освобождается время для дополнительных заданий (за счет того что материалы заранее заготовлены в электронном виде).
· Повышение эффективности урока за счет наглядности. Конечно, достигнуть этого можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности.
· Возможность продемонстрировать явления, которые в реальности увидеть невозможно. Современные персональные компьютеры и программы позволяют с помощью анимации, звука, фотографической точности моделировать различные учебные ситуации, имеют возможность представления в мультимедийной форме уникальных информационных материалов (картин, рукописей, видеофрагментов); визуализации изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами.
· Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, причем не только за счет разноуровневых заданий, но также и за счёт самообразования учащегося.
Что же такое информатизация?
Информатизация – направленный процесс системной интеграции компьютерных средств, информационных и коммуникационных технологий с целью получения новых общесистемных свойств, позволяющих более эффективно организовать продуктивную деятельность человека, группы, социума.
Термин «информатизация» (англ. informatization) нашел широкое распространение лишь в России и Китае. Это было связано, во-первых, с недостаточной разработанностью в 80-90-х годах прошлого века глоссария по тематике «информационные технологии» и «информационное общество», во-вторых, с некоторыми специфическими особенностями развития информационно-коммуникационных технологий в этих странах. Они характеризовались высоким уровнем развития прикладных и специализированных аппаратно-программных комплексов и крайне слабой телекоммуникационной инфраструктурой, которая становилась тормозом гармоничного развития информационного общества
В настоящее время информационную технологию обучения все больше связывают с деятельным подходом к усвоению детьми новых знаний. Одной из разновидностей такого подхода является проектная деятельность.
Метод проектов не новое явление в педагогике. Он применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30 годы), и в зарубежной. В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Первоначально его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж.Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком [5].
Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот подход органично сочетается с методом обучения в сотрудничестве.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Метод проекта – это одна из информационно-личностноориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
· Развивать умения самостоятельно конструировать свои знания.
· Развивать умения ориентироваться в информационном пространстве.
Cуть метода проекта – стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного или критического мышления.
Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления.
Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта. Новое знание для обучающихся в ходе проекта учитель может дать, но в очень незначительном объеме и только в момент его востребованности обучающимися. Учащемуся понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы.
В рамках традиционных занятий используются специальные организационные формы и методы, им уделяется отдельное внимание в канве урока. Работая на уроках математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира в рамках системно-деятельностного подхода ставит ребят перед проблемой, которую надо решить на одном уроке или нескольких – это есть маленькая часть проектного исследования. Такая форма работы активизирует ребят, заставляет их действовать, т.е. не глотать полученный результат, а, исследуя, видеть «истину или ложь», выдвигать свои варианты выхода из данной проблемной ситуации. Необходимо формировать у учащихся навыки в совместном или самостоятельном планировании выполнения практического задания, в групповой работе на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализом и самооценкой. Например, формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект с разных сторон. Приведем пример проектного задания на формирование этой способности.
«…Дойдя до речки, мы увидели на берегу следы костра, пустые банки и пластиковые бутылки».
Задание: Продолжить рассказ, представив себя в роли мальчика, гуляющего вдоль речки с друзьями; эколога; главы местного самоуправления; галки, сидящей на дереве и т. д.
Развитие умения выдвигать гипотезы. Пример задания: «Давайте вместе подумаем»
· Почему весной появляются почки на деревьях?
· Почему бобров называют речными строителями?
· Для чего белке хвост?
Упражнения на обстоятельства.
·При каких обстоятельствах пишутся слова СИДЕТЬ - СЕДЕТЬ, ЛИСА – ЛЕСА, ПОЛАСКАТЬ – ПОЛОСКАТЬ и др.?
Например: соль, апельсин, букет цветов.
· При каких условиях каждый из этих предметов будет очень полезным?
· При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?
Так, работая на уроке, постепенно можно готовить учеников к работе над исследовательским проектом. Конечно, не каждый ученик сможет самостоятельно провести исследование, но нам кажется, важно положить начало этой деятельности, подключая родителей, а совместная работа приносит качественные результаты, учит быть коммуникабельным, гибким, а это такой полезный опыт не только для ребенка, но и для взрослых. Говорят, что с проектами легче работать в старших классах, но с этим можно поспорить, напомнив, что возраст «почемучек» далеко не 15 лет. Старшеклассники более осмысленно подходят к выбору проекта, у них уже сформированы свои интересы, но начальная школа – это «почемучки», и исследовательские проекты могут помочь выявить склонность ребенка, помогут раскрыть его интересы, поднять свою самооценку.
В этом году нами была проведена работа с первоклассниками над различными проектами: «Мой город», «Моя семья» и др. В ходе работы над проектами дети вместе с родителями еще раз вспомнили интересные места в Москве, театры, музеи которые они посетили. Знакомясь со своей семьей, исследуя само слово «семья», некоторые узнали профессии своих бабушек и дедушек, подготовили пословицы и поговорки о семье, нашли стихи. Следя за подготовкой этих проектов, мы увидели активные семьи, интересующихся, мотивированных детей. Работая над проектом, мы прошли по всей структуре подготовки проекта, многому научились – работать в группе (выполняя групповое панно), проводить опыты, искать в справочниках нужный материал, готовя выступление, выделять из общего главное.
Таблица 1. План работы над проектом: ученик – учитель.
Этапы работы над проектом
Содержание работы на данном этапе
Деятельность учащихся
Деятельность
учителя
Мотивационный этап
Постановка учебной задачи
Создание учебной ситуации на основе проблемы, интересного факта, значимых событий.
Уточняют информацию, обсуждают задание, формируют цель урока и результат
Направляет детей, организует учебную ситуацию, предлагает идею
Планирование
Анализ проблемы, определение источников информации, распределение ролей в команде
Формируют задачи, уточняют информацию
Помогает в анализе и синтезе, наблюдает
Информационно- аналитический этап
Сбор и уточнение информации, решение промежуточных задач.
Выполняют задания, вырабатывают план действий. Фиксируют результаты.
Участвует в коллективном анализе и оценке результатов проекта
Рефлексивный этап
Анализ выполнения проекта
Участвуют в самоанализе и самооценке проекта
Наблюдает, направляет процесс анализа, продумывает вопросы.
И в конце ученики выступили перед классом, на конкурсах, где заняли призовые места, а самое главное - учащиеся захотели и дальше работать над исследовательскими проектами.
«Целевой установкой проектного обучения являются способы деятельности, а не накопление фактических знаний» [4]. «Андреас Папандреу (Институт Образования, Кипр) указывает, что проектное обучение является непрямым, и здесь ценны не только результаты, но в большей мере сам процесс.
Список литературы:
1.Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе. Издательство: Просвещение, 2011
2.Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе. Издательство: Учитель, 2011
4.Ефимова Ю.А. Теория и методика профессионального образования. Научная электронная библиотека. 2004 [электронный ресурс] – Режим доступа - http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-realizatsii-problemno-deyatelnostnogo-podkhoda-k-professionalnomu-i (дата обращения 18.06.2012)