Факультативный курс «Основы выбора профессии» является обязательным учебным курсом в рамках профориентационной работы с обучающимися, рассчитан на один год обучения и предназначен для обучающихся 9-х классов. Общее количество часов: 34 часов 1 час в неделю.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по основам выбора профессии»
Рабочая программа
по основам выбора профессии
для 9 класса
Нуштаева Марина Иосифовна
учитель первой квалификационной категории
201__год
1. Пояснительная записка
Профессиональное самоопределение обучающихся является одним из наиболее важных направлений психолого-педагогической деятельности в образовательном учреждении. Работа по профессиональному самоопределению осуществляется в форме поэтапного и непрерывного формирования общих и профессиональных компетенций на основе личных возможностей и потребностей. В этой связи все более актуальными становятся вопросы оказания помощи обучающимся в выборе профессии, в поиске ресурсов для самостоятельного формирования собственного образовательно-профессионального формата, а также обучение способам использования этих ресурсов.
Настоящая программа является авторской. Программа определяет теоретическую базу и основные направления профориентационной работы с учащимися 9-х классов. Она включает обоснование актуальности профориентации для системы образования, цели и задачи, основные направления и способы решения задач профориентационной работы, методологические подходы к организации и внедрению данного вида деятельности в практику.
Цель курса: оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку в осознанном самостоятельном выборе учащимися 9-х классов профиля обучения, профессиональном самоопределении после окончания основной школы.
В ходе работы по программе необходимо решить ряд задач:
Способствовать осознанию подростками собственных жизненных целей, ценностей и ценностей труда;
Формирование актуального для подростков «информационного поля»;
Познакомить учащихся с возможными вариантами выбора образовательного маршрута;
Изучить интересы, потребности и склонности учащихся 9 класса;
Изучить возможности учащихся 9 класса: способность к общению и саморегуляции, тип интеллекта, достижения в учебной и досуговой деятельности;
Соотнести интересы, потребности и склонности с возможностями в процессе совместной работы;
Информировать учащихся 9 класса и их родителей о различных учебных заведениях;
Способствовать формированию и развитию навыков самостоятельного и осознанного принятия решения;
Обеспечение подростков средствами самопознания, психологическими методиками и диагностическим инвентарем.
2. Общая характеристика курса
Каждому ученику на определенных этапах обучения в школе приходится принимать решения, анализируя возможные варианты выбора. Как помочь подростку почувствовать себя успешным? От чего зависит успех в жизни? Как помочь ученику добиться успеха на важном, но очень сложном этапе выбора профиля обучения, будущей профессии? Ведь первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый ученик. Правильно сделанный подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
С целью организации помощи учащимся в выборе профиля обучения и в профессиональном самоопределении и была разработана программа «Человек и выбор будущей профессии». Работая по программе, ученики 9 класса обучаются основным подходам и принципам принятия решения, приобретают первый опыт критического самопознания. В данном случае выбор профильного курса рассматривается в качестве примера для практических занятий по подготовке учеников к выбору.
Данная программа реализуются в рамках комплексного сопровождения и предполагает взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: учеников, их родителей, педагогов, классного руководителя, психолога. Программа базируется на основных принципах гуманистической психологии и педагогики и ориентирована на реализацию собственных возможностей личности учащегося, его самостоятельность и активную позицию.
Основными инструментами данной программы являются: диагностические материалы (анкеты, тесты, опросные листы), портфолио ученика, где отражается работа по определению собственных целей, пошаговое продвижение к ним, а также фиксируются значимые для ученика успехи и достижения; дневник «Я выбираю», который помогает ребенку проанализировать совместно с психологом собственные интересы, склонности, потребности и соотнести их с имеющимися возможностями; на основе полученной информации, рассмотрев все возможные варианты, принять правильное самостоятельное решение.
В рамках занятий предполагается проведение серии занятий с классом с использованием дневника и портфолио, индивидуальное консультирование учеников и их родителей, проведение родительских собраний.
3. Место курса в учебном плане
Факультативный курс «Основы выбора профессии» является обязательным учебным курсом в рамках профориентационной работы с обучающимися, рассчитан на один год обучения и предназначен для обучающихся 9-х классов. Общее количество часов: 34 часов 1 час в неделю.
4. Требования к уровню подготовки обучающихся
Предполагаемым результатом реализации программ должно стать овладение учащимися навыкамисамопознания, состоятельного самостоятельного решения.
Элективный курс «Человек и выбор будущей профессии» разработан на основе анализа типичных трудностей, с которыми сталкиваются старшеклассники, их родители, классные руководители на этапе выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределении в 9 классе. В ходе работы учащиеся должны научиться критически анализировать сложившиеся ситуации и искать оптимальные пути решения проблем и трудностей разнопланового характера.
Активизирующий подход предполагает постепенное формирование у учащихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), что далеко не всегда удается, но что может выступать как некоторая идеальная цель профконсультационной работы.
Методы преподавания определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.Предусматриваются также следующие методы работы:
- Учебная дискуссия;
- Деловые игры;
- Использование проблемных методов обучения, проблемное изложение;
- Встречи со специалистами правовых и юридических организаций и институтов.
Изучение курса может быть организовано в следующих формах учебной деятельности:
- игровая;
- фронтальная;
- групповая;
- индивидуальная.
5.Содержание учебного курса
Раздел 1.Выбор профессии – первые шаги. 8 часов.
Вводное занятие. «Знакомство». Анкета «Знакомство».Игра «Что мы знаем друг о друге».
Как выбрать профессию. Что такое профессия?
Профессия. Специальность. Квалификация.
Анкета «Готов ли ты к выбору профессии?»
Классификация профессий. Типы. Классы. Отделы.
Формула выбора профессии. Хочу. Могу. Надо.
Что влияет на выбор профессии? Мнения окружающих.
Способности. Интересы.
Раздел 2. Оценка своих способностей и предрасположенностей. 7 часов.
Тест «Я предпочту» Климова Е.А.(5 типов профессий), карта ДДО.
Карта «Мои интересы».
Анкетирование «Тест Холланда» (определение типа личности).
Методика поиска профессии. 7 этапов принятия решения.
Ошибки при выборе профессии. Аксиомы профессионального самоопределения.
Основные отличия разных профессий. Технологические, экономические, педагогические, медицинские характеристики профессий.
Деловая игра с учащимися «Кем быть?»
Раздел 3. Знакомство с профессиями. Успешное трудоустройство. 19 часов.
3. Волкова Н.А. Лучшие психологические тесты для профориентации и профотбора. – Петрозаводск: Петриком, 1992;
4. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. М.: Прогресс, 2001;
5. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. – М.: Академия, 1996;
Каверина Р.Д. Мир профессий. – М.: Молодая гвардия, 1986;
Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 1996;
Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М., 1989;
Климов Е.А. Памятка профконсультанту - М.: РОСТ, 2002;
Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. СПб, 2003;
Корнеева К.Ю. Специфика профконсультирования. М.: Юрайт, 2004;
Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. – М., 2004;
Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996;
Права человека / Под ред. Е.А. Лукашевой.— М., 1999;
Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Практическое руководство для школьных психологов. – М.: Вако, 2006;
Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профориентации/ «Феникс» Ростов-на-Дону, 2005;