kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по основам выбора профессии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факультативный курс «Основы выбора профессии» является обязательным учебным курсом в рамках профориентационной работы с обучающимися, рассчитан на один год обучения и предназначен для обучающихся 9-х классов. Общее количество часов: 34 часов 1 час в неделю.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по основам выбора профессии»












Рабочая программа

по основам выбора профессии

для 9 класса























Нуштаева Марина Иосифовна

учитель первой квалификационной категории





201__год




1. Пояснительная записка


Профессиональное самоопределение обучающихся является одним из наиболее важных направлений психолого-педагогической деятельности в образовательном учреждении. Работа по профессиональному самоопределению осуществляется в форме поэтапного и непрерывного формирования общих и профессиональных компетенций на основе личных возможностей и потребностей. В этой связи все более актуальными становятся вопросы оказания помощи обучающимся в выборе профессии, в поиске ресурсов для самостоятельного формирования собственного образовательно-профессионального формата, а также обучение способам использования этих ресурсов.

Настоящая программа является авторской. Программа определяет теоретическую базу и основные направления профориентационной работы с учащимися 9-х классов. Она включает обоснование актуальности профориентации для системы образования, цели и задачи, основные направления и способы решения задач профориентационной работы, методологические подходы к организации и внедрению данного вида деятельности в практику.


Цель курса: оказать эффективную психолого-педагогическую поддержку в осознанном самостоятельном выборе учащимися 9-х классов профиля обучения, профессиональном самоопределении после окончания основной школы.


В ходе работы по программе необходимо решить ряд задач:


  • Способствовать осознанию подростками собственных жизненных целей, ценностей и ценностей труда;

  • Формирование актуального для подростков «информационного поля»;

  • Познакомить учащихся с возможными вариантами выбора образовательного маршрута;

  • Изучить интересы, потребности и склонности учащихся 9 класса;

  • Изучить возможности учащихся 9 класса: способность к общению и саморегуляции, тип интеллекта, достижения в учебной и досуговой деятельности;

  • Соотнести интересы, потребности и склонности с возможностями в процессе совместной работы;

  • Информировать учащихся 9 класса и их родителей о различных учебных заведениях;

  • Способствовать формированию и развитию навыков самостоятельного и осознанного принятия решения;

  • Обеспечение подростков средствами самопознания, психологическими методиками и диагностическим инвентарем.


2. Общая характеристика курса

Каждому ученику на определенных этапах обучения в школе приходится принимать решения, анализируя возможные варианты выбора. Как помочь подростку почувствовать себя успешным? От чего зависит успех в жизни? Как помочь ученику добиться успеха на важном, но очень сложном этапе выбора профиля обучения, будущей профессии? Ведь первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задает себе каждый ученик. Правильно сделанный подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.

С целью организации помощи учащимся в выборе профиля обучения и в профессиональном самоопределении и была разработана программа «Человек и выбор будущей профессии». Работая по программе, ученики 9 класса обучаются основным подходам и принципам принятия решения, приобретают первый опыт критического самопознания. В данном случае выбор профильного курса рассматривается в качестве примера для практических занятий по подготовке учеников к выбору.

Данная программа реализуются в рамках комплексного сопровождения и предполагает взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: учеников, их родителей, педагогов, классного руководителя, психолога. Программа базируется на основных принципах гуманистической психологии и педагогики и ориентирована на реализацию собственных возможностей личности учащегося, его самостоятельность и активную позицию.

Основными инструментами данной программы являются: диагностические материалы (анкеты, тесты, опросные листы), портфолио ученика, где отражается работа по определению собственных целей, пошаговое продвижение к ним, а также фиксируются значимые для ученика успехи и достижения; дневник «Я выбираю», который помогает ребенку проанализировать совместно с психологом собственные интересы, склонности, потребности и соотнести их с имеющимися возможностями; на основе полученной информации, рассмотрев все возможные варианты, принять правильное самостоятельное решение.

В рамках занятий предполагается проведение серии занятий с классом с использованием дневника и портфолио, индивидуальное консультирование учеников и их родителей, проведение родительских собраний.



















3. Место курса в учебном плане

Факультативный курс «Основы выбора профессии» является обязательным учебным курсом в рамках профориентационной работы с обучающимися, рассчитан на один год обучения и предназначен для обучающихся 9-х классов. Общее количество часов: 34 часов 1 час в неделю.

4. Требования к уровню подготовки обучающихся

Предполагаемым результатом реализации программ должно стать овладение учащимися навыкамисамопознания, состоятельного самостоятельного решения.

Элективный курс «Человек и выбор будущей профессии» разработан на основе анализа типичных трудностей, с которыми сталкиваются старшеклассники, их родители, классные руководители на этапе выбора образовательного маршрута и профессионального самоопределении в 9 классе. В ходе работы учащиеся должны научиться критически анализировать сложившиеся ситуации и искать оптимальные пути решения проблем и трудностей разнопланового характера.

Активизирующий подход предполагает постепенное формирование у учащихся внутренней готовности к осознанному и самостоятельному построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального, жизненного и личностного), что далеко не всегда удается, но что может выступать как некоторая идеальная цель профконсультационной работы.


Методы преподавания определяются его целями и задачами. Обсуждение проблемных вопросов невозможно без приобретения учащимися опыта ведения диалога, дискуссии и приобщения учащихся к творческой деятельности, способности к моделированию ситуаций.Предусматриваются также следующие методы работы:

- Учебная дискуссия;

- Деловые игры;

- Использование проблемных методов обучения, проблемное изложение;

- Встречи со специалистами правовых и юридических организаций и институтов.



Изучение курса может быть организовано в следующих формах учебной деятельности:

- игровая;

- фронтальная;

- групповая;

- индивидуальная.






5.Содержание учебного курса


Раздел 1.Выбор профессии – первые шаги. 8 часов.

    1. Вводное занятие. «Знакомство». Анкета «Знакомство».Игра «Что мы знаем друг о друге».

    2. Как выбрать профессию. Что такое профессия?

    3. Профессия. Специальность. Квалификация.

    4. Анкета «Готов ли ты к выбору профессии?»

    5. Классификация профессий. Типы. Классы. Отделы.

    6. Формула выбора профессии. Хочу. Могу. Надо.


    1. Что влияет на выбор профессии? Мнения окружающих.



    1. Способности. Интересы.

Раздел 2. Оценка своих способностей и предрасположенностей. 7 часов.


  1. Тест «Я предпочту» Климова Е.А.(5 типов профессий), карта ДДО.


  1. Карта «Мои интересы».


  1. Анкетирование «Тест Холланда» (определение типа личности).


  1. Методика поиска профессии. 7 этапов принятия решения.


  1. Ошибки при выборе профессии. Аксиомы профессионального самоопределения.


  1. Основные отличия разных профессий. Технологические, экономические, педагогические, медицинские характеристики профессий.


  1. Деловая игра с учащимися «Кем быть?»

Раздел 3. Знакомство с профессиями. Успешное трудоустройство. 19 часов.

  1. Психологические типы профессий. Базовая классификация.

  2. Карта «Я могу».Карта «Мои интеллектуальные возможности».

  3. Новые профессии и исчезающие. Характеристика профессий.

  4. Мониторинг рынка труда. Востребованные профессии.

  5. Как подготовиться к собеседованию с работодателем. Рекомендации.

  6. Психологическая игра «В мире профессий».

  7. Как закрепиться на рабочем месте. Рекомендации.

  8. Темперамент и выбор профессии. Виды темпераментов. Самоанализ.

  9. Профигра «Человек – профессия».

  10. Интересы и выбор профессии. Интерес. Потребность.

  11. Карта «Мои интересы».

  12. Склонности и профессиональная направленность.

  13. Что влияет на мои возможности?

  14. Тест «Матрица выбора профессии».

  15. Профессиональный тип личности. Краткая характеристика профессий и требований к ним.

  16. Деловая игра «Кадровый вопрос».

  17. Как достичь успеха в профессии – секреты успеха. Поддержка окружающих. Запасные варианты.

  18. «Портфолио». Знакомство с портфолио. Цель составления, структура. Достоинства.

  19. Итоговое занятие.














6.Тематическое планирование учебного предмета


Раздел

Кол-во часов на изучение темы


Раздел 1. Выбор профессии – первые шаги.


8

Раздел 2. Оценка своих способностей и предрасположенностей.


7

Раздел 3. Знакомство с профессиями. Успешное трудоустройство.


19

Итого:


34 ч.





































7.Материально-техническое обеспечение


1. Бандюков М.А., Соломин И., Ткачев М. Азбука профориентации. - С-Пб., 1997;

2. Бурлачук Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике. – К.: Наука, 1989;

3. Волкова Н.А. Лучшие психологические тесты для профориентации и профотбора. – Петрозаводск: Петриком, 1992;

4. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. М.: Прогресс, 2001;

5. Дубровина И.В. Руководство практического психолога. Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. – М.: Академия, 1996;

    1. Каверина Р.Д. Мир профессий. – М.: Молодая гвардия, 1986;

    2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону, 1996;

    3. Климов Е.А. Как выбирать профессию. – М., 1989;

    4. Климов Е.А. Памятка профконсультанту - М.: РОСТ, 2002;

    5. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. СПб, 2003;

    6. Корнеева К.Ю. Специфика профконсультирования. М.: Юрайт, 2004;

    7. Махаева О.А., Григорьева Е.Е. Я выбираю профессию. – М., 2004;

    8. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996;

    9. Права человека / Под ред. Е.А. Лукашевой.— М., 1999;

    10. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Практическое руководство для школьных психологов. – М.: Вако, 2006;

    11. Тутубалина Н.В. Твоя будущая профессия: сборник тестов по профориентации/ «Феникс» Ростов-на-Дону, 2005;

    • компьютер;

    • проектор;

    • мультимедийная техника;

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Рабочая программа по основам выбора профессии

Автор: Нуштаева Марина Иосифовна

Дата: 25.12.2016

Номер свидетельства: 373169

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности кружок «Основы выбора профессии» 5 класс"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_po_vneurochnoi_deiatelnosti_kruzhok_osnovy_vybora_professii_"
    ["file_id"] => string(6) "582928"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1623154274"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Рабочая программа по технологии 5 класс"
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaia_programma_po_tekhnologii_5_klass"
    ["file_id"] => string(6) "512142"
    ["category_seo"] => string(11) "tehnologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1558722436"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Рабочая программа по технологии 7 класс"
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaia_programma_po_tekhnologii_7_klass"
    ["file_id"] => string(6) "512145"
    ["category_seo"] => string(11) "tehnologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1558723025"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Рабочая программа по технологии 6 класс"
    ["seo_title"] => string(42) "rabochaia_programma_po_tekhnologii_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "512144"
    ["category_seo"] => string(11) "tehnologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1558722804"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Рабочая программа Технология.Технический труд-8 класс"
    ["seo_title"] => string(64) "rabochaia-proghramma-tiekhnologhiia-tiekhnichieskii-trud-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "247662"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1446612594"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства