Программы направлений воспитательной системы класса:
1) «Я и Отечество» (гражданско – патриотическое воспитание);
2) «Найти Себя» (духовно – нравственное воспитание);
3) «Мой выбор» (воспитание положительного отношения к труду и творчеству);
4) «Хочу всё знать» (интеллектуальное воспитание);
5) «Я и Здоровый Образ Жизни» (здоровьесберегающее воспитание);
6) «Мы все такие разные» (социокультурное и медиакультурное воспитание);
7) «Я и Творчество» (культуротворческое и эстетическое воспитание);
8) «Я – Гражданин России» (правовое воспитание и культура безопасности);
9) «Я и Семья» (воспитание семейных ценностей);
10) «Путь к успеху» (воспитание коммуникативной культуры);
11) «Я и Зелёная Планета» (экологическое воспитание).
Просмотр содержимого документа
«Мой выбор»
Просмотр содержимого документа
«Мы все такие разные»
Просмотр содержимого документа
«Найти себя»
Просмотр содержимого документа
«Путь к успеху»
Актуальность:
В настоящее время страна переживает период нестабильности, противоречий во всех сферах жизни, отсутствие целостности. Элементы социальной сферы действуют не в русле единой программы действий, а хаотично, во многом неуправляемо. Это обстоятельство в значительной степени ограничило возможности, способ и характер усвоения социального опыта отдельной личностью, многочисленность идеологический и политических позиций затрудняет ориентацию человека в принятии и усвоении значимой информации, замедляет освоения человеком социального опыта, не способствует формированию полноценной личности. Новая реальность диктует необходимость и одновременно потребность современного человека разобраться в сложившейся ситуации, понять свою роль и место обществе, оказать воздействие на происходящие процессы. Для этого ему нужны определённые знания, умения, навыки. С начала 90-х годов воспитание подрастающего поколения в стране получило возможность развиваться на принципах свободы, демократии и гуманизма. Однако новое время порождает и новые проблемы. Разгром прежней идеологической базы образования, отказ от старой системы ценностей, деполитилизация и деидеологизация школы, проведённые поспешно – всё это привело практически к отказу от воспитания как целенаправленной педагогической деятельности. В настоящее время государственная политика в области образования предполагает умение организовывать общение, выстроить отношения с учеником таким образом, чтобы способствовать его личностному росту. Воспитание учащихся в духе свободы и демократии требует развития школьного самоуправления, деятельности различных объединений по интересам, выявления и развития природных задатков и творческого потенциала учащихся, воспитания чувства собственного достоинства, самоуважения, готовности и способности к рефлексии собственного поведения с позиции адекватности современным нормам. В настоящее время в условиях внедрения в школьную практику идеи педагогики «сотрудничества», «диалога», «соуправления» с неизбежностью возрастают требования к коммуникативной стороне педагогической деятельности.
Цели направления: создать условия для формирования и развития коммуникативной компетентности как одного из важнейших условий самореализации, социализации молодых людей, востребованности на рынке труда, а в широком смысле – важнейшего условия общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира.
Задачи направления:
введение инновационных технологий групповой работы старшеклассников, способствующей развитию творческих способностей личности;
методическое и информационное обеспечение программ детских молодёжных движений и объединений;
изучение и обобщение новых форм деятельности, возникающих в результате творчества учащихся;
поиск, обработка, анализ, создание моделей, форм, методов и видов деятельности, способствующих социальному, интеллектуальному и духовному развитию личности старшеклассника, его лидерских качеств;
содействие в осуществлении контактов и обмена опытом работы с Областным и Городским Советом Ученического самоуправления;
формирование знаний в области современных средств коммуникации, безопасности общения.
Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:
формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную и межкультурную коммуникацию;
формирование у обучающихся ответственного отношения к слову как к поступку;
формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;
формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.
По этому направлению возможны следующие мероприятия:
серия деловых игр «Умею ли я слушать?», «Умею ли я говорить?», «Умею ли я сопереживать?» и т.д.;
комплекс мероприятий из серии «Забота», классные вечера отдыха и праздники;
экскурсии, походы, совместный отдых на природе, тренинги общения;
концерты и тематические дискотеки, КТД, ролевая игра «Какой мы коллектив?».
Проводимые мероприятия будут направлены:
на развитие речевых способностей обучающихся, на формирование конструктивной коммуникации между ровесниками, на повышение риторической компетенции молодых граждан (проведение дискуссий для старшеклассников, использования технологии дебатов на межпредметном уровне и т.д.);
на развитие школьных средств массовой информации (выпуск школьной газеты «Школьный вестник», постоянное обновление школьного сайта).
Предполагаемые результаты деятельности:
личный рост участников, формирование личности, способной к самоопределению, самоорганизации, самореализации, саморазвитию;
изменение взаимоотношений между учащимися и взрослыми в сторону взаимопонимания и сотрудничества на базе овладения технологиями творческого взаимодействия с детьми;
развитие классного самоуправления и возрождение объединений молодёжи и детей на базе современного социального заказа;
ориентация учащихся на важнейшие жизненные смыслы, с опорой на деятельный подход.
Просмотр содержимого документа
«Хочу всё знать»
Актуальность:
Интеллектуальное развитие – важнейшая сторона подготовки подрастающих поколений.
Формирование интеллекта происходит не только на уроках, но и во внеурочной деятельности, в интеллектуально направленном общении, во внеклассных видах деятельности. Развитие интеллектуальных возможностей дает не только успешность в учении, но и помогает осознанию своего внутреннего мира, своих возможностей, своего эмоционального состояния и состояния других людей. Под воспитанием интеллекта нужно подразумевать создание условий для самореализации и самовоспитания, конструктивного взаимодействия с окружающей средой, стремления к самосовершенствованию. Воспитание интеллекта ребенка требует всестороннего развития его познавательных способностей (широты и тонкости разнообразных ощущений, наблюдательности, упражнений разных видов памяти, стимуляции воображения), но в особенности развития мышления. Воспитание интеллекта – одна из центральных задач всестороннего гармонического развития личности. Интеллектуальное воспитание – важнейшая сторона подготовки к жизни и труду подростков, заключающееся в руководстве развития интеллекта и познавательных способностей путем возбуждения интереса к интеллектуальной деятельности, вооружая знаниями, методами их добывания и применения на практике, привитию культуры интеллектуального труда. Забота о воспитании интеллекта является задачей семьи и школы. Интеллектуальное развитие – непрерывный процесс, совершающийся в учении, труде, играх, жизненных ситуациях, и оно наиболее интенсивно происходит в ходе активного усвоения и творческого применения знаний, т.е. в играх, которые содержат особенно ценные операции для развития интеллекта.
Цели направления: осознание учащимися значимости развитого интеллекта для будущего личностного самоутверждения и успешного взаимодействия с окружающим миром.
Задачи направления:
знакомство учащихся с накопленным интеллектуальным опытом и достижениями других людей;
создание условий для становления, развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся;
поощрение инициативы и стремления учащихся к интеллектуальному совершенствованию;
способствовать проявлению интеллектуальных способностей учащихся в школе и за ее пределами;
разъяснение учащимся необходимости разумного сочетания интеллектуальной и физической деятельности для достижения гармонии в своем развитии.
Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:
формирование у обучающихся представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности;
формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства;
формирование отношения к образованию как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.
По этому направлению возможны следующие мероприятия:
классный час «Образование – путь к успеху», викторина «Читать – это не модно?», ток – шоу «Ученому и книги в руки» (о получении высшего образования), устный журнал «ЕГЭ. Как готовиться к экзамену»;
предметные недели, участие в НПК и олимпиадах различного уровня, научно-исследовательская и проектная деятельность, посещение музеев и выставок, способствующих интеллектуальному развитию;
методика «Адаптация в 10 классе», день дублера, психологический тренинг «Экзамены – это не страшно!», мониторинг знаний.
Проводимые мероприятия будут направлены:
на организацию работы с одаренными детьми и подростками, на развитие их научно-исследовательской деятельности, повышение познавательной активности обучающихся;
на создание системы олимпиад, конкурсов, творческих лабораторий и проектов, направленных на развитие мотивации к обучению в различных областях знаний для обучающихся.
Предполагаемые результаты деятельности:
Воспитание личности обладающей комплексом знаний и умений в области культуры умственного труда, умением определять цели познавательной деятельности, планировать ее, выполнять познавательные операции различными способами, работать с источниками, оргтехникой, владеть информационными технологиями, заниматься самообразованием;
Просмотр содержимого документа
«Я и ЗОЖ»
Просмотр содержимого документа
«Я и Зелёная Планета»
Просмотр содержимого документа
«Я и Отечество»
Просмотр содержимого документа
«Я и Семья»
Актуальность:
Воспитание подрастающего поколения – многогранный процесс, включающий в себя различные виды влияний на формирование жизненных позиций у детей и подростков, важнейшим из них является семья (персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров). Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества. Социально-экономический параметр определяется имущественными характеристиками и занятостью родителей на работе. Гигиенический параметр зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни. Демографический параметр связан со структурой семьи. Ребенок испытывает влияние семьи на протяжении многих лет, если не всю жизнь. Коллектив семьи имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, психологический климат. В этом климате формируется у ребенка восприятие мира, людей, самого себя. Совместное введение хозяйства, проведение досуга, различное увлечение семьи, на что направлены главные интересы семьи – все это накладывает неизгладимый отпечаток на ребенка. В семье он приобретает знание, умение и навыки в различных областях, прежде всего в области общения, человеческих отношений. Современное состояние семьи в России можно охарактеризовать как кризисное состояние. Происходит девальвация смысла семейной жизни, её ориентации на воспитание детей. Родители, не владея в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, его развития, зачастую осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Особенно осложнен процесс воспитания личности в тех семьях, где пьянство, иждивенчество, полукриминальный образ жизни родителей оказываются превалирующими факторами на ребенка. Современная семья сталкивается со сложными проблемами. Это связано с увеличением числа малообеспеченных семей. Фактором сегодняшней жизни стало насилие в семье, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей. В своей структуре современная семья неоднородна: есть семьи из трёх поколений, из двух, однодетные, многодетные семьи, семья с детьми со стороны мужа или жены.
Изучение семей в школе позволило их классифицировать по следующим типам:
1. Семья с высоким уровнем нравственных отношений, в которых здоровая моральная атмосфера, дети получают возможность для развития своих способностей.
2. Семьи, характеризующиеся нормальными отношениями между родителями, но при этом не обеспечивающая положительную направленность в воспитании детей.
3. Конфликтные семьи, в которых родителям не до детей, так как они сами не могут разобраться в своих отношениях.
4. Внешне благополучные семьи, в которых процветает бездуховность, отсутствуют истинные и нравственные ценности.
5. Неблагополучные семьи, для которых характерны грубость, скандалы, аморальное поведение.
Таким образом, необходимость создания системы целенаправленной работы с семьей очевидна.
Цели направления: обеспечение координаций совместных усилий семьи, ОУ и социума по повышению эффективности семейного воспитания.
Задачи направления:
изучение семьи и определение совместных форм и методов развития в ней личности ребенка;
активизация роли родителей как участников образовательного и воспитательного процесса;
повышение правовой педагогической культуры и ответственности родителей за воспитание детей;
помощь учащимся в определении с выбором профессии через семейные традиции.
Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:
формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;
формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.
По этому направлению возможны следующие мероприятия:
классные часы «Семья. Семейные ценности», «Мамы разные важны, мамы разные нужны», «Профессии, которые выбирают наши родители»;
круглый стол «Что я думаю о своем классе», ток-шоу «Семейные проблемы. Как их решать»;
встречи с мамами разных профессий, собрание детей и родителей «Дети и родители, узнать себя хотите вы?», беседа со школьной медсестрой «Малолетние мамы»;
индивидуальные встречи с родителями, приглашение их в школу, посещение на дому.
Проводимые мероприятия будут направлены:
на повышение авторитета семейных отношений, на развитие диалога поколений, на совместное решение задач (проведение дней семьи, дней национально-культурных традиций семей, совместного благоустройства школьного пространства и т.д.);
на организацию лекций и семинаров для обучающихся, проводимых специалистами (педагогами, психологами, социологами, философами, правоведами, врачами и т.д.).
Предполагаемые результаты деятельности:
понимание учащимися ценности и важности семейных отношений и сохранение семейных традиций;
воспитание справедливости, честности, доброжелательности, способности к сопереживанию, уважения профессионального выбора своих родителей.
Просмотр содержимого документа
«Я и Творчество»
Актуальность:
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся сведена к проведению мероприятий и фактически отдельна от содержания деятельности ребенка в школе, в семье, в группе сверстников, в обществе от его социального и информационного окружения; усиливает объективно существующую в современной культуре тенденцию к изоляции детской субкультуры от мира не только взрослых, но и от старшего поколения детей и молодежи. Это приводит к еще большему нарушению механизмов трансляции культурного и социального опыта, разрыву связей между поколениями, автоматизации личности, снижению ее жизненного потенциала росту неуверенности в собственных силах, падению доверия другим людям, обществу, государству, миру. Досуговая деятельность — необходимый спутник обучения в школе. Внеклассные мероприятия нередко запоминаются больше, чем уроки. Отдых, шутки, веселье, совместные праздники, походы, экскурсии позволяют снять напряжение после учебного дня, дети становятся более раскрепощенными, активными. Именно на таких мероприятиях происходит сплочение коллектива, укрепляется дружба. Дети становятся более коммуникабельными.
Основной составляющей воспитательной работы в классе является участие класса во всех общешкольных мероприятиях согласно годовому плану работы школы. Это позволит четко определить место классного коллектива в общей системе учебно-воспитательного процесса в школе, будет способствовать: повышению уровня общительности каждого в отдельности; развитию личностных качеств учащихся, направленных на благо коллектива в целом, поможет рассмотрению классного коллектива как неотъемлемой части дружной и веселой семьи, название которой – школа; формированию чувства коллективизма и гуманизма у школьника. Участие класса во всех общешкольных мероприятиях поможет классному руководителю заполнить досуг школьника интересными и познавательными, веселыми и развлекательными мероприятиями, тем самым, сведя к минимуму влияние улицы, что особенно важно для старшеклассников.
Цели направления: формирование и развитие навыков социального творчества через осознание необходимости и важности деятельности для других, к искреннему желанию что-то делать самостоятельно или вместе со всеми, осуществить свою идею, сделать это хорошо, достойно и своим деянием принести кому-то радость, пользу.
Задачи направления:
привлечение учащихся к творческой деятельности (понимаемой весьма широко: от занятий искусством, до самодеятельности и выполнения исследовательских проектов);
стимулирование активности и общественно полезной деятельности учащихся;
открытие новых перспектив перед каждым учеником, обогащение его как личность, развитие в нем жажды открытий, уверенности в своих силах, поощрение его интересов и склонностей.
Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:
формирование у обучающихся навыков культуроосвоения и культуросозидания, направленных на активизацию их приобщения к достижениям общечеловеческой и национальной культуры;
формирование представлений о своей роли и практического опыта в производстве культуры и культурного продукта;
формирование условий для проявления и развития индивидуальных творческих способностей;
формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях, собственных эстетических предпочтений и освоение существующих эстетических эталонов различных культур и эпох, развитие индивидуальных эстетических предпочтений в области культуры;
формирование основ для восприятия диалога культур и диалога цивилизаций на основе восприятия уникальных и универсальных эстетических ценностей;
формирование дополнительных условий для повышения интереса обучающихся к мировой и отечественной культуре, к русской и зарубежной литературе, театру и кинематографу, для воспитания культуры зрителя.
По данному направлению возможны следующие мероприятия:
пешеходная прогулка по улицам города (в рамках знакомства с городом, в котором мы живем), автобусная экскурсия по городу, знакомство с памятниками архитектуры;
систематическое посещение театра, с просмотром спектаклей, затрагивающих проблемы молодежи, помогающих определить морально-нравственные ценности общества;
посещение Музея изобразительных искусств в рамках создания предпосылок в необходимости общения с прекрасным;
посещение цирка, концертных залов и других развлекательных центров, ведь следует помнить, что юность – прекрасная пора радости и веселья;
посещение храмов и соборов города, символизирующее духовное возрождение общества;
проведение автобусных однодневных экскурсий по различным местам необъятной Родины, богатой великими событиями и людьми.
Проводимые мероприятия будут направлены:
на развитие деятельности школьных творческих кружков и объединений, на организацию проведения творческих конкурсов, детских фестивалей искусств, на мероприятия по эстетическому оформлению школьного пространства;
на организацию связи с музейной педагогикой, с детским и молодёжным туризмом (деятельность туристического кружка «Меридиан», проведение туристических походов, участие в туристических слетах, организация дней культуры, театра и т.д.).
Предполагаемые результаты деятельности: сплочение классного коллектива, развитие коммуникативных качеств и толерантности, осознание учащимися необходимости доброго отношения друг к другу, понимание ценности любви и дружбы.