kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Воспитание долга и ответственности на примере художественных произведений

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Цель: воспитывать самостоятельность, ответственность, способность осознанно совершать нравственный выбор в трудных жизненных ситуациях.

Задачи: научить

  • контролировать свои действия.
  • объективно оценивать свои возможности.
  • осознавать важность выбора той или иной модели поведения в каждый момент жизни.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Воспитание долга и ответственности на примере художественных произведений»

Тема: воспитание долга и ответственности на примере художественных произведений

Цель: воспитывать самостоятельность, ответственность, способность осознанно совершать нравственный выбор в трудных жизненных ситуациях.

Задачи: научить

  • контролировать свои действия.

  • объективно оценивать свои возможности.

  • осознавать важность выбора той или иной модели поведения в каждый момент жизни.

Ход занятия:

Будь повелителем самого себя: управляя собою, ты будешь иметь превосходную власть и самую высокую должность

Пифагор



Учитель: Добрый день! Рада приветствовать вас на нашем уроке. Сегодня мы поговорим с вами о тех нравственных качествах, которые сопровождают человека на протяжении всей жизни. А о каких именно, вы сами мне ответите. Прочитайте пословицы и скажите, что их объединяет.

Кто в деле, тот и в ответе.

Хорошо жить в почёте, да ответ велик.

Кому поручают, тот и отвечает.

Незнание ответственности не снимает.




Учитель: Да, сегодня мы поговорим с вами о долге и ответственности, но не просто об этих качествах, мы вспомним художественные произведения, в которых поднимается эта проблема.

Чтобы снять усталость, накопившуюся за день, и настроиться на рабочий лад, я предлагаю вам начать с разминки. Вам нужно ответить на вопросы, какими качествами обладали герои известных вам произведений?



А) Из-за чего Стрекоза осталась без тепла и крова? (легкомыслие)

Б) Какая черта характера Красная Шапочки привела к трагическому событию? (болтливость)

В) Какая черта характера оставила Старуху у разбитого корыта? (жадность)

Г) Из-за чего Иванушка стал козленочком? (непослушание)

Д) Из-за чего Буратино остался без золотых монет (глупость, доверие)

- Это отрицательные или положительные качества человека?

- Слышали ли вы выражение: «Я бы пошел/не пошел с ним в разведку»? А вы бы пошли с этими героями на опасное дело? Почему?

Какими качествами должен обладать человек, чтобы люди хотели с вами иметь дело и не боялись, что вы их подведете?

А еще человек должен обладать такими качествами как долг и ответственность. Только взрослый человек, в отличие от ребенка, способен быть ответственным за все.

- А за что можно быть ответственным?

А) за дело

Б) за слабого

В) за данное слово

Г) за тех, кто тебе поверил

Д) даже за неживой предмет


Сегодня мы вспомним, в каких произведениях и как поднимается эта проблема. Прослушайте произведение М. Зощенко: «Пора вставать» (приложение №1) и ответьте на вопросы.

(Произведения читают заранее подготовленные ученики)


- О чем этот рассказ?

- Какими качествами обладал герой этого произведения?

- Перед чем проявил ответственность мальчик? (перед делом)

- Всегда ли вы добросовестно относитесь к порученному вам делу?

Слушаем отрывок из рассказа Алексея Пантелеева «Честное слово» (приложение №2)

- Как вы оцениваете поступок мальчика?

- Почему рассказчик решил, что смеяться не над чем?

- Перед чем проявил ответственность мальчик (перед словом)

- Предлагаю вспомнить произведение, с которым мы познакомились с вами в 6 классе и послушать отрывок из него.

Вспомнили? Назовите автора произведения и его автора. (В. Распутин «Уроки французского», приложение №3)


- Почему мальчик не поехал домой? (он чувствовал ответственность, ему доверили, его первого отправили из деревни учиться в райцентр, и он никого не мог подвести)

- Перед кем герой рассказа проявил ответственность? (перед односельчанами)

- А как бы поступили вы на его месте?

- Мы много сегодня говорили об ответственности. Я предлагаю вам ситуации из вашей жизни. Если вы честно ответите на вопросы анкеты, то поймёте, всё ли вы верно делаете, или вам ещё надо работать над собой.

1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:

а) Отложу все дела и займусь оформлением

б) Займусь, когда будет свободное время

в) Перепоручу другому однокласснику

2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:

а) Уступлю место

б) Попрошу соседа, чтобы уступил место

в) Отвернусь, и буду смотреть в окно

3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:

а) Постараюсь защитить

б) Попрошу вмешаться прохожих

в) Пройду мимо

4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:

а) Постараюсь вернуть владельцу

б) Передам взрослому

в) Возьму себе

Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.

Если вы набрали от 15 – 20 баллов - вы порядочный человек. Продолжайте действовать так же и дальше. Родители и школа могут гордиться вами.

Если от 10 – 15 баллов - вам есть, над чем поработать.

Если менее 10 баллов - здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.



- От кого зависит, каким человеком вы вырастите? Конечно же, от нас самих. В заключении нашего урока прослушайте притчу «Про бабочку и мудреца»

- В чем смысл этой притчи? (все в жизни зависит от нас самих)

- Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока и прокомментируем его.

- Наш классный час подошел к концу. Пусть на вашем жизненном пути встречаются только люди с добрыми сердцами, честные, ответственные и умеющие держать слово. И сами будьте такими же.










Приложение №1

Один мальчик, по имени Павлик, поступил в этом году в школу. И он очень боялся опоздать на уроки. А в доме у них будильника не было.

Только были стенные часы «ходики». Тогда мальчик решил сделать себе будильник.

Он заметил, что, когда он встает утром, гиря от часов доходит почти до табуретки.

Тогда он поставил на табуретку чайник с водой. Утром гиря опустилась в воду и, по закону физики, вытеснила воду из чайника.

Но из чайника вода потекла не на пол, а она потекла по резиновой трубочке, которую мальчик приделал к чайнику.

И вот течет вода из чайника по трубочке и капает на мальчика. И мальчик уже знает, что восемь часов — пора вставать.

Но потом родители мальчика не разрешили ему пользоваться этим будильником, потому что вода текла прямо на кровать, и это было неудобно.

И папаша принес откуда-то настоящий будильник. И с тех пор мальчик сам заводил этот будильник и каждое утро вставал в указанное время.

Приложение №2


…Я подошел и окликнул его:

- Эй, что с тобой, мальчик?

Он сразу, как по команде, перестал плакать, поднял голому, посмотрел на меня и сказал:

- Ничего.

- Как это ничего? Тебя кто обидел?

- Никто.

- Так чего ж ты плачешь?

Ему еще трудно было говорить, он еще не проглотил всех слез, еще всхлипывал, икал, шмыгал носом.

- Давай пошли, - сказал я ему. - Смотри, уже поздно, уже сад

закрывается. И я хотел взять мальчика за руку. Но мальчик поспешно отдернул руку и сказал:

- Не могу.

- Что не можешь?

- Идти не могу.

- Как? Почему? Что с тобой?

- Ничего, - сказал мальчик.

- Ты что - нездоров?

- Нет, - сказал он, - здоров.

- Так почему ж ты идти не можешь?

- Я - часовой, - сказал он.

- Как часовой? Какой часовой?

- Ну, что вы - не понимаете? Мы играем.

- Да с кем же ты играешь?

Мальчик помолчал, вздохнул и сказал:

- Не знаю.

Тут я, признаться, подумал, что, наверно, мальчик все-таки болен и что у него голова не в порядке.

- Послушай, - сказал я ему. - Что ты говоришь? Как же это так? Играешь и не знаешь - с кем?

- Да, - сказал мальчик. - Не знаю. Я на скамейке сидел, а тут какие-то большие ребята подходят и говорят: "Хочешь играть в войну?" Я говорю: "Хочу". Стали играть, мне говорят: "Ты сержант". Один большой мальчик... он маршал был... он привел меня сюда и говорит: "Тут у нас пороховой склад – в этой будке. А ты будешь часовой... Стой здесь, пока я тебя не сменю". Я говорю: "Хорошо". А он говорит: "Дай честное слово, что не уйдешь".

- Ну?

- Ну, я и сказал: "Честное слово - не уйду".

- Ну и что?

- Ну и вот. Стою-стою, а они не идут.

- Так, - улыбнулся я. - А давно они тебя сюда поставили?

- Еще светло было.

- Так где же они?

Мальчик опять тяжело вздохнул и сказал:

- Я думаю, - они ушли.

- Как ушли?

- Забыли.

- Так чего ж ты тогда стоишь?

- Я честное слово сказал...

Я уже хотел засмеяться, но потом спохватился и подумал, что смешного тут ничего нет и что мальчик совершенно прав. Если дал честное слово, так надо

стоять, что бы ни случилось - хоть лопни. А игра это или не игра – все равно.


Приложение №3

Но едва я оставался один, сразу наваливалась тоска — тоска по дому, по деревне. Никогда раньше даже на день я не отлучался из семьи и, конечно, не был готов к тому, чтобы жить среди чужих людей. Так мне было плохо, так горько и постыло! — хуже всякой болезни. Хотелось только одного, мечталось об одном — домой и домой. Я сильно похудел; мать, приехавшая в конце сентября, испугалась за меня. При ней я крепился, не жаловался и не плакал, но, когда она стала уезжать, не выдержал и с ревом погнался за машиной. Мать махала мне рукой из кузова, чтобы я отстал, не позорил себя и ее, я ничего не понимал. Тогда она решилась и остановила машину.

— Собирайся, — потребовала она, когда я подошел. Хватит, отучился, поедем домой.

Я опомнился и убежал



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Воспитание долга и ответственности на примере художественных произведений

Автор: Головина Татьяна Александровна

Дата: 12.01.2019

Номер свидетельства: 494919

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Методика работы над художественно-творческим проектом «Мастерская. Роспись пасхальных яиц» "
    ["seo_title"] => string(100) "mietodika-raboty-nad-khudozhiestvienno-tvorchieskim-proiektom-mastierskaia-rospis-paskhal-nykh-iaits"
    ["file_id"] => string(6) "113801"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1411053261"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "календарно- тематическое планирование 4 класс (система Занкова) "
    ["seo_title"] => string(67) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-4-klass-sistiema-zankova"
    ["file_id"] => string(6) "192565"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427472289"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Театральная гостиная "Православные традиции в русских народных сказках" "
    ["seo_title"] => string(78) "tieatral-naia-ghostinaia-pravoslavnyie-traditsii-v-russkikh-narodnykh-skazkakh"
    ["file_id"] => string(6) "217417"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1433340192"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока на тему "Живописная музыка. Красный цвет в музыке." "
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt-uroka-na-tiemu-zhivopisnaia-muzyka-krasnyi-tsviet-v-muzykie"
    ["file_id"] => string(6) "112162"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408377520"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(258) "Декоративно – прикладное творчество как средство формирования художественных способностей учащихся на уроках изобразительного искусства"
    ["seo_title"] => string(80) "dekorativno_prikladnoe_tvorchestvo_kak_sredstvo_formirovaniia_khudozhestvennykh_"
    ["file_id"] => string(6) "490242"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1544545754"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства