Разработка классного часа по теме "Твое русское имя"
Разработка классного часа по теме "Твое русское имя"
Важнейшим элементом культурной традиции является имя человека. Оно в последнее время подвергается уродливым трансформациям. Классный час, посвященный рассмотрению традиций, связанных с именем, представляется мне весьма актуальным. Разговор ведется в форме круглого стола, учитель-ведущий лишь направляет его, Словосочетание «русское имя» в названии классного часа подразумевает не само имя человека, которое по происхождению может быть греческим, римским, еврейским, а русскую форму полного имени: фамилия, имя, отчество.
Цели: расширить представление детей о культурной традиции; формировать положительное отношение к православным традициям, уважение к нравственным ценностям русского народа, способствовать воспитанию интереса к истории своей семьи, рода, побуждать детей к самосовершенствованию, саморазвитию; помочь детям в социализации, в осознании себя частью русской истории и культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка классного часа по теме "Твое русское имя"»
ТВОЕ РУССКОЕ ИМЯ
Важнейшим элементом культурной традиции является имя человека. Оно в последнее время подвергается уродливым трансформациям. Классный час, посвященный рассмотрению традиций, связанных с именем, представляется мне весьма актуальным. Разговор ведется в форме круглого стола, учитель-ведущий лишь направляет его, Словосочетание «русское имя» в названии классного часа подразумевает не само имя человека, которое по происхождению может быть греческим, римским, еврейским, а русскую форму полного имени: фамилия, имя, отчество.
Цели: расширить представление детей о культурной традиции; формировать положительное отношение к православным традициям, уважение к нравственным ценностям русского народа, способствовать воспитанию интереса к истории своей семьи, рода, побуждать детей к самосовершенствованию, саморазвитию; помочь детям в социализации, в осознании себя частью русской истории и культуры.
Предварительная работа с детьми
Распределить материал информационного блока (6 учеников).
Чтобы обеспечить всех выступающих текстами, достаточно сделать одну ксерокопию данного сценария (только информационный блок) и разрезать ее на фрагменты.
Оформление
Церковный календарь, фотографии православных храмов, иконы святых.
План классного часа
Интерактивная беседа.
Игра «Эстафета имен».
Информационный блок.
«Что такое именины?»
«Значение имени».
«Имена, ставшие знаменитыми».
Заключительная беседа «Дорожи своим именем».
Поздравление именинников.
Подведение итогов.
Ход классного часа
I. Интерактивная беседа
Классный руководитель. Я прошу выйти к доске (фамилии трех учеников).Три ученика выходят к доске.
Напишите, пожалуйста, на доске свои имена.Дети записывают имена.
(Читает имена.) Какие красивые у вас имена! Что вам больше нравится: когда к вам обращаются по имени или по фамилии? Дети отвечают.
Спасибо, (называет всех по именам), садитесь, пожалуйста, на свои места. Дети садятся.
(Обращаясь к классу.) Ребята, а вам нравится, когда вас называют по имени? Как в нашем классе все обращаются друг к другу?
Примерные ответы детей:
Приятно, когда называют по имени, но так делают только друзья, а остальные обращаются по фамилии.
Многие мальчики присваивают девочкам прозвища, коверкают фамилии.
Девочки тоже любят давать ребятам клички, дразнят всех.
Некоторые учителя называют всех по именам, таких учителей все уважают.
Классный руководитель. С рождения всю жизнь звучит
для нас наше ИМЯ, оно - часть нашей личности. Психологи заметили, что самый сладостный звук для человека - это его имя. Все люди любят, когда их называют по имени. Даже пословица такая есть: «Хорошо и там, и тут, где по имени зовут». Но многие в нашем классе почему-то стесняются это делать.
II. Игра «Эстафета имен»
Классный руководитель. Ребята, ученые заметили, что, когда человека часто называют по имени, он чувствует себя увереннее, спокойнее. Когда к нему редко обращаются по имени, он чувствует себя некомфортно, неуверенно, неуютно, и это, конечно же, очень мешает ему. Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Эстафета имен». Задача этой игры - громко назвать человека по имени. Сначала я обращаюсь по имени к первому ученику за первой партой. Он называет имя своего соседа, сосед называет имя того, кто сидит у него за спиной, тот вновь передает эстафету к соседу. Так, двигаясь по цепочке, змейкой, эстафета имен дойдет до последнего ученика. Он называет мое имя, и эстафета заканчивается. Внимание, начали!
Дети называют друг друга по именам, учитель помогает, подсказывая, кто должен отвечать следующим.
Классный руководитель. Какие у вас были добрые, умные лица, когда вы слышали свои имена!
Я надеюсь, что даже те, кто забыл имена одноклассников, наконец-то их вспомнили и в нашем классе все будут обращаться друг к другу только по имени.
III. Информационный блок
«Что такое именины?»
Классный руководитель. В последнее время взрослые все чаще называют друг друга и представляются просто по имени, причём по сокращенному - Катя, Саша, Дима... Конечно, это личное дело каждого, и все-таки не будем забывать, что традиционно в России было принято обращаться к человеку по полному имени и отчеству. В русских дворянских семьях даже детей называли именно так, уважительно. Считалось, что сохранивший отчество, сохранит и Отечество.
Поэтому сегодня мы поговорим о том, что значит наше русское имя и как его беречь. И наш разговор мы начнем с праздника, который называется именины или День ангела.
О значении этого праздника расскажут (имена, фамилии).
Ученик 1. С самых древних времен люди придавали огромное значение имени человека. Считалось, что имя определяет судьбу, от имени зависят счастье, успех, здоровье. В Древней Руси имя содержало характеристику человека, которая выделяла его по каким-то | признакам из семьи, из рода. Детей называли Мал, Бел, Кудряш, Черныш, Добр, Храбр, Горд, Молчун, Первый, Второй, Ждан, Меньшой, Старшой. Но после принятия христианства эта традиция исчезла.
Ученик 2. Россия - страна многонациональная и многоконфессиональная. Однако если рассматривать русскую православную традицию, то в соответствии с ней родители выбирают имя ребенку в специальном календаре, который называется «Святцы». Каждая дата в этом календаре связана с именами святых, память которых празднует в этот день Православная Церковь. Всего в «Святцах» 2500 святых. Однако имен меньше - 900 мужских и 250 женских.
Ученик 1. Родители смотрят, память какого святого отмечается в день рождения их ребенка. Именем этого святого и называют дитя при крещении. Бывает и по-другому: если в семье очень любят кого-либо из святых и часто ему молятся, то, в знак почтения к нему, называют его именем ребенка. Тогда день рождения может не совпадать с именинами.
Ученик 2. Именины - это день, когда в церкви отмечается память одноименного святого. День именин еще называют Днем ангела. Ангел-хранитель и святой становятся небесными покровителями человека. Они молятся за него и всегда готовы прийти ему на помощь. И православные постоянно обращаются к своим защитникам с молитвами. Чтобы показать любовь к своему святому, православные люди стараются достать икону своего святого, узнать о его жизни и под вигах, подражать ему. Для православного человека его святой - не только покровитель, но и образец для подражания.
«Значение имени»
Классный руководитель. Спасибо, говорят, что даже значение имени накладывает свой отпечаток на характер человека. Например, имя «Наталия» означает «естественная», «спокойная». Наталье не к лицу капризничать и кривляться. Имя «Ирина» означает «тишина». Ирина не будет кричать и скандалить, ей свойственны душевное равновесие и мир. Александр - «защитник людей». Такой не будет унижать слабых, заступится за обиженных. Светлана - одним именем своим дарит людям свет и тепло. Видите, сколько хороших имен? О значении некоторых имен нам расскажут (имена, фамилии учеников).К доске выходят 2 ученика.
Ученик 3. Значение своего имени каждый может узнать из специальных словарей, например, «Словарь русских имен» А.В. Суперанской, «Словарь русских личных имен» Н.А. Петровского и других.
Ученик 4. Большинство русских людей сейчас носит христианские имена. Это имена греческого, римского, древнееврейского происхождения. Это имена святых, которые есть в святцах. Вот что мы узнали о значении некоторых имен.
Ученики по очереди читают список имен своих одноклассников, дают толкования.
Александр - защитник мужей, мужественный. Алексей - защитник.
Анатолий - восточный. Анастасия - воскресшая.
Андрей - храбрый. Анна - миловидная, грациозная.
Антон - состязающийся, соревнующийся. Валентин - здоровый.
Валерий-добрый. Василий - царский.
Вера - победа. Виктор - победитель.
Виталий – жизнерадостный. Галина - тишина, кротость.
Раиса - беспечная, легкая. Роман - римлянин, римский.
Сергей - высокочтимый. София - мудрая.
Татьяна - устроительница, учредительница. Федор - дар Бога.
Ученик 3. Среди христианских имен встречаются и славянские, например: Владимир, Борис и Глеб. Это имена русских князей, которые стали первыми русскими святыми.
Ученик 4. Со временем к христианским именам славянского происхождения прибавились имена Вячеслав, Мстислав, Ростислав, Святослав, Ярослав.
Ученик 3. Все имена обозначают что-то хорошее. Но чтобы соответствовать тому хорошему, что есть в имени, нужно совершать добрые поступки.
Ученик 4. Об этом говорит и русская пословица: «Не имя красит человека, а человек - имя».
Ученики садятся на свои места.
«Имена, ставшие знаменитыми»
Классный руководитель. Спасибо, действительно, бывает так, что имя человека входит в историю как напоминание о его добрых или злых делах. Об этом нам рассказывают (имена, фамилии учеников). К доске выходят 2 ученика.
Ученик 5. Был когда-то недалеко от Лондона постоялый двор, который содержал ирландец Хулиган. Своим скандальным характером, грубостью и невоспитанностью Хулиган и его семейство чинили людям много неприятностей. Вот и прославили свое имя: «хулиганами» стали называть всех, кто нарушает общественный порядок.
Ученик 6. Дурную славу своему имени принес и житель города Эфеса Герострат. Чтобы прославить себя, он сжег одно из 7 чудес света - храм Артемиды Эфесской. Так он и вошел в историю: «геростратами» называют теперь честолюбцев, которые хотят добиться славы любым путем.
Ученик 5. В Евангелии рассказывается о жестоком древнеиудейском царе Ироде. С этим именем связано убийство младенцев, казнь Иоанна Крестителя, издевательства над Иисусом Христом. С тех пор мучителя, изверга, тирана в народе часто называют «ирод».
Ученик 5. Но все же больше в истории тех, кто прославил свое имя добрыми делами. Все знают сейчас, кто такой меценат. Это человек, который жертвует деньги на развитие науки, искусства. А ведь римский патриций Гай Цильний Меценат, жил в I веке до нашей эры! Он был покровителем поэтов Вергилия и Горация, которые прославили его имя на века.
Ученик б. Римский император гай Юлий Цезарь прославил свое имя, как никто другой. По его имени словом «цезарь» (в русском варианте «царь») стали называть всех римских императоров и вообще монархов.
Ученик 5. Искусные мастера прославили себя своими делами. Есть такая хлопчато-бумажная ткань - «батист» - необыкновенно гонкая и прозрачная. Такую умел делать только замечательный мастер Батист Шомри, который жил во Франции в XIII веке. Имя мастера давно бы забыли, если бы не его прекрасная ткань.
Ученик 6. Гобелен - «стенной ковер с вытканными узорами» - плотная декоративная ткань с вытканными узорами» - происходит от фамилии красильщиков Гобеленов, живших в X веке.
Ученик 5. Многие ученые оставили свое имя в науке: ампер, джоуль, герц, ом - в этих физических единицах увековечили свои имена ученые-физики.
Ученик 6. Немецкий инженер Дизель изобрел двигатель внутреннего сгорания и дал ему свое имя.
Ученик 5. Наган, маузер, кольт - названия всех этих пистолетов - от фамилий их изобретателей, так же, как и наш самый лучший в мире автомат, который все зовут просто «Калашников» или «калаш».
Ученик 6. А сколько имен на географической карте! Это имена сильных, мужественных людей. Мыс Дежнева, Берингов пролив, море Лаптевых, мыс Челюскин, Санкт-Петербург, Хабаровск - тысячи первопроходцев, строителей оставили свои имена на карте.
Ученик 5. Хороших имен в истории гораздо больше, чем плохих.
Ученик 6. От каждого человека зависит, какую память о себе он оставит.
IV. Заключительная беседа «Дорожи своим именем»
Классный руководитель. Спасибо, очень ценная и поучительная информация.
Ребята, в соответствии с русской традицией полное имя включает в себя имя святого, которое дано человеку с крещением, имя отца, отраженное в отчестве, и имя семьи, рода, отраженное в фамилии. Как вы думаете, почему нужно дорожить своим именем? Примерные ответы детей:
Нужно уважать память святого, имя которого ты носишь.
Нужно дорожить честью своей семьи.
Потому что по твоим поступкам судят о твоей семье.
Чтобы родителям не было за тебя стыдно.
Чтобы твои потомки не стыдились тебя.
Классный руководитель. А как вы понимаете слова: «Человек уронил свое имя»?
Примерные ответы детей:
Совершил преступление, опозорил свою семью.
Обманул, схитрил, предал.
Совершил что-то такое, из-за чего люди перестали ему доверять.
Классный руководитель. Есть такая пословица: «Береги честь смолоду». Как вы считаете, имеет ли она отношение к имени человека?
Примерные ответы детей:
Конечно, имеет. Нужно беречь честь своего имени, своей семьи смолоду, потому что от этого зависит твоя репутация.
Если в молодости вел себя подло, бесчестно, тебя никто не будет уважать и в старости.Кто в молодости оступился, потом может всю жизнь об этом жалеть.
Классный руководитель. Действительно, дорожить своим имением должен каждый человек, но, к сожалению, многие начинают понимать это слишком поздно, когда имя уже запятнано. Опозорить свое имя легко, а вернуть уважение людей потом очень трудно. Я желаю всем вам беречь свое доброе имя.
V. Поздравление именинников
Классный руководитель. Ребята, мы сегодня говорили об именинах. Давайте посмотрим в церковный календарь, кого мы можем поздравить сегодня с Днем ангела?
Дети смотрят в календарь, называют имена.
Дорогие наши именинники! От всей души поздравляем вас с Днем ангела. Дай Бог вам всем доброго здравия, мира душевного, сил и терпения!
Классный руководитель. Что нового вы узнали сегодня? О чем задумались? С чем, может быть, не согласились?
Примерные ответы детей:
Узнала о значении своего имени. Мне кажется, оно соответствует моему характеру.
Узнал о том, как люди смогли прославить свое имя.
Узнал о том, чем именины отличаются от дня рождения.
Задумался о том, что значит мое имя, подходит оно мне или нет.
Со всем согласен, своим именем нужно дорожить.
Не согласен, что одним плохим поступком можно опозорить свое имя. Всегда можно исправиться, попросить прощения.