классный час «Мои родственники - участники Великой Отечественной войны»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Воспитательные:
- Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
- Воспитание любви к своей Родине.
- Воспитание чувства глубокого уважения и гордости за своих родственников.
Образовательные:
- Интеллектуальное и нравственное развитие личности.
- Формирование критического и творческого мышления.
- Формирование умения работать с информацией.
Развивающие:
- Развивать умение рассуждать, анализировать, обобщать и делать выводы.
- Развивать умение вести конструктивный диалог.
- Развивать интерес к истории, познавательную активность детей.
Форма проведения:
- классный час.
Подготовительная работа:
- создание творческих, инициативных групп по подготовке классного часа: поисковой, оформительской. Задание всем учащимся: выяснить, кто из ближних родственников защищал нашу Родину в годы Великой Отечественной войны, собрать и сохранить информацию о славных прадедах;
- организационные встречи с инициативной группой по разработке и подготовке хода проведения классного часа;
- оформление плакатов;
- подбор фрагментов фильма о начале войны;
- прослушивание песен о войне;
- размещение фотографий родственников, которые воевали в 1941 – 1945г;
- подбор стихотворений и их чтецов.
Оборудование:
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- фотографии военных лет;
- электронный диск «Военные песни и песни из военных кинофильмов»;
- электронный диск «Вторая Мировая Война», кинохроника.
Оформление:
- плакат «70-летие Великой Победы», « День Победы»;
- фотографии родственников, участников Великой Отечественной войны;
- мультимедийная презентация;
- репродукции плакатов времён Великой Отечественной войны, картин советских художников.
Возрастная группа:
- учащиеся 8 класса
Ход классного часа
( звучит песня «Вставай страна огромная»)
Классный руководитель:
Здравствуйте ребята. Слова, которые сейчас прозвучали, в 1941 году вошли в каждый дом, каждую семью, они возвестили о начале Великой Отечественной войны. В этом году исполняется 70 лет Великой победе нашего народа над фашизмом. Эту победу заслужила вся страна, свою лепту внесли солдаты, офицеры, защитники тыла. Сегодня мы продолжим с вами цикл классных часов посвященных истории ваших семей, и наш классный час называется «Мои родственники - участники Великой Отечественной войны»
Ведущий 1: Война 1941-1945 гг., названная народом Великой Отечественной, занимает героическое, но в тоже время трагическое место в истории нашей страны. Война принесла людям страдания, горе, раны оставшиеся после войны в сердцах людей не заживают до сих пор. В борьбе с фашизмом на полях сражений и в партизанских отрядах сложили головы многие патриоты, в их числе и наши с вами родственники. В этом году исполняется 70 лет Великой победе, которую для нас добыли наши деды и прадеды, к сожалению, с каждым годом их становится все меньше и меньше, и наша задача отдать дань почести и благодарности за ту возможность жить, учиться, работать, которую они нам дали.
Ведущий 2:
Вся Родина встала заслоном.
Нам биться с врагом до конца, –
Ведь пояс твоей обороны
Идёт через наши сердца!
Идёт через грозные годы
И долю народа всего,
Идёт через сердце народа
И вечную славу его.
Идёт через море людское,
Идёт через все города…
И всё это, братья, такое,
Что враг не возьмёт никогда!
Москва! До последних патронов,
До дольки последней свинца
Мы в битвах! Твоя оборона
Идёт через наши сердца!
Классный руководитель:
Мою семью война, не обошла стороной, у меня воевали оба деда, моя тетя по папиной линии прошла всю войну медсестрой, мой отец, когда ему исполнилось 18 лет, принимал участие в военных действиях с 1944 года. К сожалению, я не видела своих дедов, они умерли от ран вскоре после войны. Папа очень не любил рассказывать о войне. На мои просьбы рассказать о войне он чаще отмалчивался. Однажды он сказал: «Дочка, я не хочу, чтоб ты хотя бы в мыслях ощутила тот ужас, что мы пережили. Нам не было страшно. Мы воевали за свою Родину, за счастье своих детей, жен, матерей. Пусть над твоей головой всегда будет мирное небо».
Ведущий 3:
«Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне»
Это стихотворение Юлия Друнина написала в 1943г.
Классный руководитель задает вопросы учащимся:
- Скажите, а у кого из вас ребята воевали родственники?
- Что они вам рассказывали о войне?
Рассказ Максимовой Виктории:
Я из семьи, где не одно поколение мужчин кадровые офицеры, причем и по маминой и по папиной линии. Я хочу рассказать вам об этих настоящих мужчинах. Мамин дедушка Настин Василий Дмитриевич. О нем я знаю немного только то, что он родился в 1915. В 1939 году он стал кадровым офицером артиллеристских войск. Служил в Литве. С первых дней принимал участие в военных действиях. Погиб в 1945 году на территории Германии. Папин дедушка Титаев Иван Павлович. Родился в 1922, умер в 1982. Кадровый офицер. Прошел всю войну (воевал в ракетных войсках). Имеет награды: орден «Красной звезды», орден «Отечественной войны», медаль «За освобождение Польши», медаль «За освобождение Чехословакии».
Рассказ Волковской Ксении:
Мой прадедушка Буренков Сергей Алексеевич родился в 1920 году. После школы он отслужил в армии и работал на тракторном заводе слесарем. Когда началась война, он пошел в военкомат. Его зачислили в танковые войска. Первый бой он принял под Минском. В том бою его танк был подбит, но экипаж продолжал бой. Наводчик был смертельно ранен, другие члены экипажа не пострадали. Бой был продолжительным, много потерь было, но позиций своих в том бою не сдали. В октябре 1941 года Сергей Алексеевич был серьезно ранен. Перенес несколько операций, около года провел в госпиталях. В конце 1942 года вернулся на фронт. Был еще 2 ранен. Принимал участие в военных действиях до самой Победы. Умер в 1947 году.
Классный руководитель:
Ребята, вы принесли сегодня фотографии своих родственников, которые воевали в 1941 – 1945 годах. Давайте назовем их имена. (Учащиеся называют). Когда вы готовились к классному часу, с какими трудностями вы столкнулись?
Предполагаемые ответы учащихся:
Не сохранились фотографии.
Не помнят старшие родственники номера и названия, воинских частей в которых воевали прадеды.
Нет видеозаписей с воспоминаниями участников военных действий.
А какие выводы из этого вы сделали?
Предполагаемые ответы учащихся:
Максимально возможно сделать видеозаписи с воспоминаниями о войне 1941 – 1945 г.
Продолжить работу по сбору информации о своих родственниках, участниках боевых действий и тружениках тыла в 1941 – 1945 годах.
Классный руководитель:
Ребята, а почему необходимо собирать и беречь воспоминания очевидцев о войне?
Предполагаемые ответы учащихся:
В воспоминаниях очевидцев настоящая правда о войне!
Чтоб знать историю своей страны, своего города и передавать ее следующим поколениям.
(песня в исполнении учащихся « Журавли»)
Да, действительно война это лишения, ужас, горе. Очень многие не вернулись с фронта, а кто-то умер после войны, поэтому давайте почтим память погибших в этой войне минутой молчания. (минута молчания)
Классный руководитель:
Спасибо присаживайтесь. К сожалению их уже не вернуть, но они будут жить в нашей душе вечно. Очень жаль, что многого не знаем о войне, ее героях, но мы всегда должны быть благодарны нашим ветеранам за Великую победу. О тех, кто еще жив, мы должны заботиться и помогать. Как никто другой, они могут рассказать всю правду о той тяжелой и страшной войне. Вы, сегодняшние школьники, последнее поколение, которое может общаться с ветеранами войны, с теми, кто прошли концлагеря, с теми, кто выносил раненных солдат с полей сражений, кто по 16 часов стоял у станков, чтоб на передовой была техника и боеприпасы. Вы уже неоднократно встречались, общались с ветеранами. Совсем недавно мы посетили музей г. Солнечногорска «Ратной и трудовой славы». Экскурсию для вас проводил ветеран Великой Отечественной, ветеран вооруженных сил России. Он дал вам наказ: «Помнить, и чтит тех людей, что погибли в боях за свободу и независимость Родины»
Ведущий 4:
Мы вас помним, солдаты!
Пусть известны не все имена,
Но войны той жестокой раскаты
Не умолкнут на все времена.
Ведущий 5:
Чашу страданья испив, всю до дна,
Вы из жизни ушли молодыми,
Но в памяти нашей, на все времена,
Останетесь вечно живыми!
Ведущий 6:
Чтобы стихли на земле орудья,
Нужно всем уметь себя заставить
Сохранить и всем грядущим людям
Пронести, как знамя, эту память.
Ведущий 7:
Мир!
Это слово, как набат,
Планету нашу будит.
Пусть пламенем войны объятым,
Мир никогда не будет!
Классный руководитель:
Мне очень приятно ребята, что вы интересуетесь своей историей, мы с вами встречаемся с ветеранами и стараемся помогать, постоянно участвуем в возложениях цветов на братских могилах в нашем городе. И хочется верить, что после проведенного классного часа, вы испытываете гордость за нашу страну и тех людей, которые были верны своей Отчизне, за своих прадедов, что отстояли для нас свободу и мирное небо. А без знания своего прошлого, никогда не будет будущего. Вечная память героям Великой Отечественной войны, и огромное спасибо им. Это меньшее из того, что можем сделать мы для них! Помнить!
Список литературы
-
Русская советская поэзия. Сб. стихов. Авт. – сост. Л.П. Кременцов. – Ташкент: Укитувчи, 1984.
-
Путешествие в страну Поэзия. Книга вторая. Сост. Л.А. Соловьёва, Д.А. Семичев. – Ленинград: Лениздат, 1976.
3. В.А. Таборко «Летопись Великой Отечественной войны 1941-1945». М. Молодая гвардия, 1985.
4. Стихотворение Юлии Друнина «Я столько раз бывала в рукопашном…».
5. Песни военных лет: «Священная война», «Журавли».
6. Личные архивные материалы учащихся и учителя.