Информационный блок «Из истории этикета» (ответственные старшеклассники).
Памятка воспитанного человека (ответственный классный руководитель).
1. Приветствие - знак вежливости.
2. «Когда в товарищах согласья нет.»
3. «Встречают по одежке.»
4. Учись смеяться над собой.
IV. Заключительное слово.
Ход классного часа
I. Беседа «Хорошие манеры»
(Учащиеся разыгрывают диалоги.)
Первый диалог:
- Здорово, Викча!
- Здорово, Лерча!
- Как дела?
- Да так, дела стремные.
- Где тусуешься?
- На дискачах. Слышь, у тебя шнурки в стакане?
- А меня как-то не колышет.
- Ну все, я сваливаю, а то меня предки ждут.
- Везуха тебе, а мне еще мозги парить.
Второй диалог:
- Здравствуй, Лена!
- Здравствуй, Инна!
- Как твои дела?
- Спасибо, отлично. А твои?
- Тоже неплохо.
- Как поживают твои родители?
- У них все хорошо.
- До свидания, Лена!
- До свидания, Инна!
Классный руководитель. Чем отличаются эти ситуации?
(Дети высказываются.)
- За кем вам приятнее было наблюдать? Почему?
(Дети высказываются.)
Действительно, манера держаться развязно, привычка громко говорить, не стесняясь в выражениях, характеризуют людей грубых, невоспитанных, не слишком умных. С ними не очень-то приятно общаться.
Сегодня мы поговорим о правилах хорошего тона. Для любого человека важно знать хорошие манеры. Прежде всего, что такое манеры? Это способ держать себя, внешняя форма поведения, употребляемые в речи выражения, тон, жесты, мимика.
- Как вы думаете, что принято считать хорошими манерами?
(Дети высказываются.)
Человек, обладающий хорошими манерами, умеет произвести приятное впечатление на окружающих. Такой человек умеет контролировать свои поступки, внимателен, приветлив, с уважением относится к интересам других людей. Культура человека также проявляется в его речи. Умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли - тоже признак хороших манер.
II. Информационный блок «Из истории этикета».
Ученик 1. Многое изменилось в жизни человечества за миллионы лет. Однако из века в век, из года в год повторяются некоторые обычные, повседневные ситуации. Люди встречаются и расстается, знакомятся и прощаются, ходят в гости и принимают гостей, оказывают друг другу услуги, дарят подарки.
Ученик 2. Бесчисленное количество раз это повторялось, и постепенно люди выработали самые удобные и разумные способы поведения в таких ситуациях. Так возник этикет.
Ученик 1. Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище «король-солнце», гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек - этикетки - и произошло слово «этикет».
Ученик 2. Каждая нация вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей. Скандинавы, например, первыми ввели в этикет правило предоставлять самые лучшие места за столом женщинам и наиболее почетным гостям. За нарушение этикета назначались штрафы.
Классный руководитель. Мы сегодня не будем вводить штрафы. Напротив, за знание правил этикета и демонстрацию хороших манер я буду поощрять вас сердечками.
III. Памятка воспитанного человека.
1. Приветствие - знак вежливости. ( Приложение 1)
Классный руководитель. Предлагаю вам составить памятку воспитанного человека. В нее мы запишем самые важные правила этикета.
- Ребята, с чего начинается любое общение? (С приветствия.)
В разных странах люди приветствуют друг друга по-разному.
«Здоров ли ваш скот?» - эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов, касаясь друг друга носами, говорят: «Я тебя вижу». В Китае спрашивают: «Ели ли вы сегодня?»
- А что же говорят при встрече русские? (Здравствуйте!)
То есть мы желаем друг другу здоровья. Вот такие разные традиции. Но есть и кое-что общее: у всех народов уклонение от приветствия считалось верхом неприличия и неуважения к окружающим.
Сейчас мы проведем небольшой конкурс и узнаем, кто из вас лучше знает правила вежливости.
(Учитель читает вопросы, дети отвечают. За правильные ответы получают сердечки.)
1. Кто здоровается первым, если встретились старший и младший? (Младший.)
2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да.)
3. Вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться? (Кивнуть головой.)
4. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например по дороге в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться. (Да.)
5. Кто первым подает руку при приветствии: старший младшему или наоборот, мужчина женщине или наоборот? (Старший - младшему, женщина - мужчине.)
Классный руководитель. Вот видите, ребята, ваши мнения расходятся. Одним кажется, что нужно поступить так, а другим - иначе. Так какое же первое правило мы выведем?
(Дети высказывают предположения.)
Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Предлагаю записать это правило в нашу памятку.
2. «Когда в товарищах согласья нет.»
Классный руководитель. Одна девочка, которой сделали замечание, потому что она слишком громко и неестественно смеялась, обиженно сказала: «Мое поведение - мое личное дело».
- Права ли девочка?
(Дети высказываются.)
Да, действительно, мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки не безразличны окружающим.
- На улице или в транспорте вам наступили на ногу. Как вы поступите? (Ответы детей.)
- Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям? (Да.)
- В каких еще других случаях мы должны уступать друг другу?
(Дети высказываются.)
- Что будет, если двое друзей не будут уступать друг другу? (Они поссорятся.)
Послушайте вот какую историю. (Читает рассказ Валентины Осеевой «Рекс и Кекс».)
Слава и Витя сидели на одной парте.
Мальчики очень дружили и как могли помогали друг другу. Витя помогал Славе решать задачи, а Слава следил, чтобы Витя правильно писал слова и не пачкал свои тетради кляксами. Однажды они сильно поспорили.
- У нашего директора есть большая собака, ее зовут Рекс, - сказал Витя.
- Не Рекс, а Кекс, - поправил его Слава.
- Нет, Рекс!
- Нет, Кекс!
Мальчики поссорились. Витя ушел на другую парту. На следующий день Слава не решил заданную на дом задачу, а Витя подал учителю неряшливую тетрадь. Спустя несколько дней дела пошли еще хуже: оба мальчика получили по двойке. А потом они узнали, что собаку директора зовут Ральф.
- Значит, нам не из-за чего ссориться! - обрадовался Слава.
- Конечно, не из-за чего, - согласился Витя.
Оба мальчика снова уселись на одну парту.
- Вот тебе и Рекс, вот тебе и Кекс. Противная собака, две двойки мы из-за нее схватили! И подумать только, из-за чего люди ссорятся!.
Тот, кто хочет иметь друзей, должен научиться дружить, а значит, не конфликтовать по мелочам. Помните сточки из знаменитой басни Ивана Андреевича Крылова: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.,.»
- Так какое же правило мы запишем в нашу памятку? («Уступайте друг другу».)
3. «Встречают по одежке.».
Классный руководитель. Продолжаем конкурс знатоков этикета. Приз за правильный ответ - сердечко.
1. Кто должен первым закончить телефонный разговор: тот, кто позвонил, или тот, кому позвонили? (Тот, кто позвонил.)
2. Тарелку с супом не следует наклонять, потому что. (можно пролить суп).
3. Навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как. (ему надо отдохнуть и набраться сил).
4. Не перебивайте говорящего товарища или взрослого, потому что вы проявляете. (невоспитанность).
Существует такая пословица: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Поэтому мы должны учиться смотреть на себя со стороны, задумываться о том, как выглядим внешне, какое впечатление производим на окружающих.
- Как вы думаете, что считается дурными манерами? (Грызть ногти, слишком громко разговаривать, неряшливо одеваться, громко хлопать дверью, ковырять пальцем в зубах, сквернословить и т. п.)
Если вы не делаете этого, значит, у вас не так уж много дурных привычек. А если дурные привычки все же есть, то постарайтесь от них избавиться.
- Какое же следующее правило мы запишем? («Не доставляйте неудобств окружающим людям».)
4. Учись смеяться над собой.
Классный руководитель. В любом классе есть мальчики и девочки, старающиеся привлечь к себе внимание дурацкими выходками и кривляньем, неумным подшучиванием над другими. Народная мудрость гласит: «Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой». Сейчас мы послушаем веселые истории, которые произошли с вашими одноклассниками.
(Школьники по желанию рассказывают смешные случаи из жизни.)
Все мы порой попадаем в нелепые ситуации и чувствуем себя неловко. Учитесь в любой, даже самой трудной ситуации видеть смешную сторону. Важно также с достаточной долей юмора относиться к себе самому.
- Какое золотое правило мы могли бы записать? («Учись смеяться над собой».)
IV. Заключительное слово.
Классный руководитель. Я очень надеюсь, что сегодня мы общались не зря, и вы будете стараться объективно оценивать себя, следить за своим поведением. Помогает в самопознании и наблюдение за поведением окружающих. У древнегреческого писателя Лукиана спросили: «Где ты учился благовоспитанности?» - «У невоспитанных - ответил он, - я избегал делать то, что делают они».
Рефлексия:
- Ребята, что вы нового сегодня узнали на уроке?
- Что вам понравилось, или не понравилось?
- Как вы думаете, что принято считать хорошими манерами?
-Что вы понимаете в выражении «Культурный человек»?
Приложение № 1
Памятка воспитанного человека.
1. С чего начинается любое общение? (С приветствия.);
2. Кто здоровается первым, если встретились старший и младший? (Младший.);
3.Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да.);
4. Вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться? (Кивнуть головой.);
5. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например по дороге в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться. (Да.);
6. Кто первым подает руку при приветствии: старший младшему или наоборот, мужчина женщине или наоборот? (Старший - младшему, женщина - мужчине.);
7. Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям? (Да.);
8. Что будет, если двое друзей не будут уступать друг другу? (Они поссорятся.);
9. «Уступайте друг другу»;
10. Кто должен первым закончить телефонный разговор: тот, кто позвонил, или тот, кому позвонили? (Тот, кто позвонил.)
11. Тарелку с супом не следует наклонять, потому что. (можно пролить суп).
12. Навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как. (ему надо отдохнуть и набраться сил).
13. Не перебивайте говорящего товарища или взрослого, потому что вы проявляете. (невоспитанность).
Литература
1.Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 2000г. с. 170
Информационный блок «Из истории этикета» (ответственные старшеклассники).
Памятка воспитанного человека (ответственный классный руководитель).
1. Приветствие - знак вежливости.
2. «Когда в товарищах согласья нет...»
3. «Встречают по одежке...»
4. Учись смеяться над собой.
IV. Заключительное слово.
Ход классного часа
I. Беседа «Хорошие манеры»
(Учащиеся разыгрывают диалоги.)
Первый диалог:
- Здорово, Викча!
- Здорово, Лерча!
- Как дела?
- Да так, дела стремные.
- Где тусуешься?
- На дискачах. Слышь, у тебя шнурки в стакане?
- А меня как-то не колышет.
- Ну все, я сваливаю, а то меня предки ждут.
- Везуха тебе, а мне еще мозги парить.
Второй диалог:
- Здравствуй, Лена!
- Здравствуй, Инна!
- Как твои дела?
- Спасибо, отлично. А твои?
- Тоже неплохо.
- Как поживают твои родители?
- У них все хорошо.
- До свидания, Лена!
- До свидания, Инна!
Классный руководитель. Чем отличаются эти ситуации?
(Дети высказываются.)
- За кем вам приятнее было наблюдать? Почему?
(Дети высказываются.)
Действительно, манера держаться развязно, привычка громко говорить, не стесняясь в выражениях, характеризуют людей грубых, невоспитанных, не слишком умных. С ними не очень-то приятно общаться.
Сегодня мы поговорим о правилах хорошего тона. Для любого человека важно знать хорошие манеры. Прежде всего, что такое манеры? Это способ держать себя, внешняя форма поведения, употребляемые в речи выражения, тон, жесты, мимика.
- Как вы думаете, что принято считать хорошими манерами?
(Дети высказываются.)
Человек, обладающий хорошими манерами, умеет произвести приятное впечатление на окружающих. Такой человек умеет контролировать свои поступки, внимателен, приветлив, с уважением относится к интересам других людей. Культура человека также проявляется в его речи. Умение грамотно, ясно и красиво выражать свои мысли - тоже признак хороших манер.
II. Информационный блок «Из истории этикета».
Ученик 1. Многое изменилось в жизни человечества за миллионы лет. Однако из века в век, из года в год повторяются некоторые обычные, повседневные ситуации. Люди встречаются и расстается, знакомятся и прощаются, ходят в гости и принимают гостей, оказывают друг другу услуги, дарят подарки.
Ученик 2. Бесчисленное количество раз это повторялось, и постепенно люди выработали самые удобные и разумные способы поведения в таких ситуациях. Так возник этикет.
Ученик 1. Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV, имевшего громкое прозвище «король-солнце», гостям вручали карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек - этикетки - и произошло слово «этикет».
Ученик 2. Каждая нация вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей. Скандинавы, например, первыми ввели в этикет правило предоставлять самые лучшие места за столом женщинам и наиболее почетным гостям. За нарушение этикета назначались штрафы.
Классный руководитель. Мы сегодня не будем вводить штрафы. Напротив, за знание правил этикета и демонстрацию хороших манер я буду поощрять вас сердечками.
III. Памятка воспитанного человека.
1. Приветствие - знак вежливости. ( Приложение 1)
Классный руководитель. Предлагаю вам составить памятку воспитанного человека. В нее мы запишем самые важные правила этикета.
- Ребята, с чего начинается любое общение? (С приветствия.)
В разных странах люди приветствуют друг друга по-разному.
«Здоров ли ваш скот?» - эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов, касаясь друг друга носами, говорят: «Я тебя вижу». В Китае спрашивают: «Ели ли вы сегодня?»
- А что же говорят при встрече русские? (Здравствуйте!)
То есть мы желаем друг другу здоровья. Вот такие разные традиции. Но есть и кое-что общее: у всех народов уклонение от приветствия считалось верхом неприличия и неуважения к окружающим.
Сейчас мы проведем небольшой конкурс и узнаем, кто из вас лучше знает правила вежливости.
(Учитель читает вопросы, дети отвечают. За правильные ответы получают сердечки.)
1. Кто здоровается первым, если встретились старший и младший? (Младший.)
2. Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да.)
3. Вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться? (Кивнуть головой.)
4. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например по дороге в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться. (Да.)
5. Кто первым подает руку при приветствии: старший младшему или наоборот, мужчина женщине или наоборот? (Старший - младшему, женщина - мужчине.)
Классный руководитель. Вот видите, ребята, ваши мнения расходятся. Одним кажется, что нужно поступить так, а другим - иначе. Так какое же первое правило мы выведем?
(Дети высказывают предположения.)
Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Предлагаю записать это правило в нашу памятку.
2. «Когда в товарищах согласья нет...»
Классный руководитель. Одна девочка, которой сделали замечание, потому что она слишком громко и неестественно смеялась, обиженно сказала: «Мое поведение - мое личное дело».
- Права ли девочка?
(Дети высказываются.)
Да, действительно, мы живем среди людей, и наши слова, жесты, поступки не безразличны окружающим.
- На улице или в транспорте вам наступили на ногу. Как вы поступите? (Ответы детей.)
- Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям? (Да.)
- В каких еще других случаях мы должны уступать друг другу?
(Дети высказываются.)
- Что будет, если двое друзей не будут уступать друг другу? (Они поссорятся.)
Послушайте вот какую историю. (Читает рассказ Валентины Осеевой «Рекс и Кекс».)
Слава и Витя сидели на одной парте.
Мальчики очень дружили и как могли помогали друг другу. Витя помогал Славе решать задачи, а Слава следил, чтобы Витя правильно писал слова и не пачкал свои тетради кляксами. Однажды они сильно поспорили.
- У нашего директора есть большая собака, ее зовут Рекс, - сказал Витя.
- Не Рекс, а Кекс, - поправил его Слава.
- Нет, Рекс!
- Нет, Кекс!
Мальчики поссорились. Витя ушел на другую парту. На следующий день Слава не решил заданную на дом задачу, а Витя подал учителю неряшливую тетрадь. Спустя несколько дней дела пошли еще хуже: оба мальчика получили по двойке. А потом они узнали, что собаку директора зовут Ральф.
- Значит, нам не из-за чего ссориться! - обрадовался Слава.
- Конечно, не из-за чего, - согласился Витя.
Оба мальчика снова уселись на одну парту.
- Вот тебе и Рекс, вот тебе и Кекс. Противная собака, две двойки мы из-за нее схватили! И подумать только, из-за чего люди ссорятся!..
Тот, кто хочет иметь друзей, должен научиться дружить, а значит, не конфликтовать по мелочам. Помните сточки из знаменитой басни Ивана Андреевича Крылова: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет.,.»
- Так какое же правило мы запишем в нашу памятку? («Уступайте друг другу».)
3. «Встречают по одежке...».
Классный руководитель. Продолжаем конкурс знатоков этикета. Приз за правильный ответ - сердечко.
1. Кто должен первым закончить телефонный разговор: тот, кто позвонил, или тот, кому позвонили? (Тот, кто позвонил.)
2. Тарелку с супом не следует наклонять, потому что... (можно пролить суп).
3. Навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как... (ему надо отдохнуть и набраться сил).
4. Не перебивайте говорящего товарища или взрослого, потому что вы проявляете... (невоспитанность).
Существует такая пословица: «Встречают по одежке, а провожают по уму». Поэтому мы должны учиться смотреть на себя со стороны, задумываться о том, как выглядим внешне, какое впечатление производим на окружающих.
- Как вы думаете, что считается дурными манерами? (Грызть ногти, слишком громко разговаривать, неряшливо одеваться, громко хлопать дверью, ковырять пальцем в зубах, сквернословить и т. п.)
Если вы не делаете этого, значит, у вас не так уж много дурных привычек. А если дурные привычки все же есть, то постарайтесь от них избавиться.
- Какое же следующее правило мы запишем? («Не доставляйте неудобств окружающим людям».)
4. Учись смеяться над собой.
Классный руководитель. В любом классе есть мальчики и девочки, старающиеся привлечь к себе внимание дурацкими выходками и кривляньем, неумным подшучиванием над другими. Народная мудрость гласит: «Шутку любишь над Фомой, так люби и над собой». Сейчас мы послушаем веселые истории, которые произошли с вашими одноклассниками.
(Школьники по желанию рассказывают смешные случаи из жизни.)
Все мы порой попадаем в нелепые ситуации и чувствуем себя неловко. Учитесь в любой, даже самой трудной ситуации видеть смешную сторону. Важно также с достаточной долей юмора относиться к себе самому.
- Какое золотое правило мы могли бы записать? («Учись смеяться над собой».)
IV. Заключительное слово.
Классный руководитель. Я очень надеюсь, что сегодня мы общались не зря, и вы будете стараться объективно оценивать себя, следить за своим поведением. Помогает в самопознании и наблюдение за поведением окружающих. У древнегреческого писателя Лукиана спросили: «Где ты учился благовоспитанности?» - «У невоспитанных - ответил он, - я избегал делать то, что делают они».
Рефлексия:
- Ребята, что вы нового сегодня узнали на уроке?
- Что вам понравилось, или не понравилось?
- Как вы думаете, что принято считать хорошими манерами?
-Что вы понимаете в выражении «Культурный человек»?
Балейский филиал ГПОУ «Читинский педагогический колледж».
Классный час
Хорошие манеры в поступках и примерах.
Класс 4
(МДК 03.01)
Выполнила: Михалева А.Е.,
студентка 617 группы
Балей, 2015
Приложение № 1
Памятка воспитанного человека. 1. С чего начинается любое общение? (С приветствия.);
2. Кто здоровается первым, если встретились старший и младший? (Младший.);
3.Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе? (Да.);
4. Вы вошли в автобус на заднюю площадку и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Как надо с ними поздороваться? (Кивнуть головой.);
5. С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например по дороге в школу, но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться. (Да.);
6. Кто первым подает руку при приветствии: старший младшему или наоборот, мужчина женщине или наоборот? (Старший - младшему, женщина - мужчине.);
7. Нужно ли уступать место в транспорте пожилым людям? (Да.);
8. Что будет, если двое друзей не будут уступать друг другу? (Они поссорятся.);
9. «Уступайте друг другу»;
10. Кто должен первым закончить телефонный разговор: тот, кто позвонил, или тот, кому позвонили? (Тот, кто позвонил.)
11. Тарелку с супом не следует наклонять, потому что... (можно пролить суп).
12. Навещая заболевшего товарища, не задерживайтесь долго, так как... (ему надо отдохнуть и набраться сил).
13. Не перебивайте говорящего товарища или взрослого, потому что вы проявляете... (невоспитанность).
Литература
1.Богданова О.С Содержание и методика этических бесед с младшими школьниками. Москва, «Просвещение», 2000г. с. 170