kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Правовые взаимоотношения в общеобразовательном учреждении

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час по теме "Правовые взаимоотношения в общеобразовательном учреждении". Игровой практикум.

Просмотр содержимого документа
«Правовые взаимоотношения в общеобразовательном учреждении»

Классный час по правовому воспитанию в 6В классе

Дата 20.05.2020г.

Классный руководитель: Усеинова Ирина Николаевна

«Правовые взаимоотношения в общеобразовательном учреждении»

(Игровой правовой практикум)


Цели и задачи классного часа:

  • развитие навыков аргументированного ведения дис­куссии;

  • анализ основ правовых взаимоотношений педаго­гического коллектива, обучающихся и их родите­лей;

• воспитание правовой культуры школьников.


Ход классного часа

Законодательное право на образование

Классный руководитель: Ребята, сегодня мне хотелось бы с вами поговорить о ваших правах, обязанностях и ответственности в рамках нашей школы (лицея, гимна­зии), т.е. об основах правовых взаимоотношений взрос­лых и детей в общеобразовательной средней школе (ли­цее, гимназии).

Согласно ст. 5 Закона РФ «Об образовании», «граж­данам Российской Федерации гарантируется возможность получения образования, независимо от пола, расы, наци­ональности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и дол­жностного положения, наличия судимости.

Ограничения прав граждан на профессиональное об­разование по признакам пола, возраста, состояния здо­ровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

Государство обеспечивает гражданам право на обра­зование путем создания системы образования и соответ­ствующих социально-экономических условий для полу­чения образования.

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основ­ного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность среднего профессиональ­ного, высшего профессионального и послевузовского про­фессионального образования в государственных и муни­ципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если об­разование данного уровня гражданин получает впервые».

Как вы понимаете свои права на образование в соот­ветствии с этой статьей федерального закона? (Прохо­дит краткая дискуссия-диалог между классным руково­дителем и учащимися.)


«Интернет-конференция» с «зарубежным гостем» о законодательном регулировании отношений в общеобразовательном учреждении

Классный руководитель: А теперь представьте себе, что мы присутствуем на интернет-конференции с иностран­ным гостем, интересующимся положением образования в нашей стране. Свои вопросы он будет задавать нам че­рез Интернет, а мы в прямом эфире отвечать на его во­просы.

Только при этом я буду играть роль «юриста», т.е. отвечать с юридической точки зрения, а вы — с позиции «практиков», т.е. учащихся пятых классов. Естествен­но, перед «иностранным гостем» не хотелось бы выгля­деть безграмотным, поэтому постарайтесь высказывать свою точку зрения грамотно.

Итак, начинаем правовую интернет-конферен­цию. Слово предоставляется нашему гостю.

(Приглашенный старшеклассник, играя роль зарубеж­ного гостя, приветствует ребят и начинает задавать вопросы.)

Что такое правовой статус обучающегося в сред­ней школе?

Ответ классного руководителя («юриста»): Общая теория права под правовым статусом личности подразумевает комплекс его прав, обязанностей, ответ­ственности, а также условий и гарантий, сопутствующих реализации данного права (например, наличие россий­ского гражданства как предпосылка осуществления пра­ва на образование, или институт судебной защиты прав человека как гарантия реализации данного права). При­менительно к правовому статусу школьника, обучающе­гося в государственном или муниципальном общеобра­зовательном учреждении (средней школе), можно выде­лить следующие элементы. Ответы учащихся. (Возможные рассуждения учени­ков.)

Каковы права обучающихся в ваших школах?

Ответ классного руководителя («юриста»):

Права и обязанности школьника определяются Законом РФ «Об образовании» (ст. 50, 51), Типовым положением об общеобразовательном учреждении, иными норматив­но-правовыми актами, а также Уставом общеобразова­тельного учреждения и иными локальными актами дан­ного учреждения. Так, например, обучающиеся всех об­разовательных учреждений имеют право:

  • на получение образования в соответствии с госу­дарственными образовательными стандартами;

  • на обучение в пределах этих стандартов по инди­видуальным учебным планам;

  • на ускоренный курс обучения;

  • на получение дополнительных (в том числе плат­ных) образовательных услуг;

  • на участие в управлении образовательным учреж­дением;

  • на уважение своего человеческого достоинства;

  • на свободу совести, информации;

  • на свободное выражение собственных мнений и убеждений и др.

Ответы учащихся. (Возможные рассуждения учеников.)

Кроме прав имеются ли обязанности у школь­ников?

Ответ классного руководителя («юриста»): В соответствии с п. 57 Типового положения «Об общеоб­разовательном учреждении», утв. Постановлением Пра­вительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.02.2005 № 49), обучающиеся обязаны:

  • соблюдать устав общеобразовательного учреждения;

  • добросовестно учиться;

  • бережно относиться к имуществу учреждения;

  • уважать честь и достоинство других обучающихся и работников учреждения;

  • выполнять требования работников учреждения по соблюдению правил внутреннего распорядка.

Ответы учащихся. (Возможные рассуждения учеников.)

Имеются ли у граждан государственные гаран­тии на образование?

Ответ классного руководителя («юриста»): Гарантии права граждан на образование определены в ст. 5 Закона РФ «Об образовании». Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономичес­ких условий для получения образования, а также гаран­тирует гражданам общедоступность и бесплатность началь­ного общего, основного общего, среднего (полного) обще­го образования. Государство гарантирует защиту от диск­риминации в области образования, социальную поддержку граждан, нуждающихся в таковой, создание специаль­ных условий для граждан с ограниченными способностя­ми и поддержку наиболее одаренных.

Ответы учащихся. (Возможные рассуждения учеников.)

Но ведь школьники еще дети, как они могут за­щитить свои права в области образования?

Ответ классного руководителя («юриста»): В силу возраста школьники, не достигшие совершенноле­тия, не могут самостоятельно воспользоваться доступны­ми средствами защиты своих прав. Их права и законные интересы представляют и защищают их родители (закон­ные представители). Так, например, родители школьни­ка при поступлении ребенка на обучение в общеобразова­тельное учреждение знакомятся с документами, регламен­тирующими образовательный процесс в данном учрежде­нии, дают согласие на привлечение детей к труду, не пре­дусмотренному учебным процессом, на перевод ребенка в группу компенсирующего обучения в случае неуспевае­мости, оставлении на второй год, решают иные вопросы, связанные с обучением ребенка в школе. Родители обла­дают правом защищать законные права и интересы своих детей (п. 59 Типового положения «Об общеобразователь­ном учреждении», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2001 г. № 196 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.12.02 № 919, от 01.02.05 № 49)). В случае нарушения прав и законных интересов ребенка родители (законные представители) вправе воспользоваться всеми имеющимися средствами защиты: обращение в органы управления образованием и надзорные органы, в органы опеки и попечительства, в прокуратуру, с иском в суд.

Ответы учащихся. (Возможные рассуждения учеников.)

Существует ли предельный возраст получения основного общего образования?

Ответ классного руководителя («юриста»): В соответствии с Конституцией России (ч. 4 ст. 43) и Законом РФ «Об образовании» (п. 3 ст. 19) основное об­щее образование и государственная (итоговая) аттеста­ция являются обязательными.

Требование обязательности основного общего образо­вания применительно к конкретному обучающемуся со­храняет силу до достижения им возраста пятнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обу­чающимся ранее. Предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования в общеобразо­вательном учреждении по очной форме обучения — 18 лет. Для категорий обучающихся, указанных в п. 10— 12 ст. 50 Закона РФ «Об образовании», предельный воз­раст получения основного общего образования может быть увеличен. По согласию родителей (законных представи­телей) и местного органа управления образованием обу­чающийся, достигший возраста пятнадцати лет, мо­жет оставить общеобразовательное учреждение до полу­чения им основного общего образования.

Ответы учащихся. (Возможные рассуждения учеников.)

За какие проступки могут исключить из школы и в каком возрасте?

Ответ классного руководителя («юриста»): По решению органа управления образовательного учреж­дения за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава образовательного уч­реждения допускается исключение из данного образова­тельного учреждения обучающихся, достигших возрас­та четырнадцати лет. Решение об исключении детей-си­рот и детей, оставшихся без попечения родителей (за­конных представителей), принимается с согласия орга­нов опеки и попечительства.

Об исключении обучающегося из образовательного учреждения администрация школы (лицея, гимназии) обязана в трехдневный срок проинформировать органы местного самоуправления. Органы местного самоуправ­ления совместно с родителями (законными представите­лями) исключенного в месячный срок принимают меры, обеспечивающие его трудоустройство или продолжение обучения в другом образовательном учреждении (п. 4—7 ст. 19 Закона РФ «Об образовании»).

Ответы учащихся. (Возможные рассуждения учеников.)

А какие виды общеобразовательных учреждений существуют в России?

Ответ классного руководителя («юриста»): Согласно соответствующим типовым положениям в Рос­сийской Федерации существуют следующие виды общеоб­разовательных учреждений: начальная школа-детский сад, прогимназия, начальная общеобразовательная школа, ос­новная общеобразовательная школа, средняя общеобразо­вательная школа, средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов, лицей, гим­назия, вечерняя (сменная) общеобразовательная школа. Ответы учащихся. (Возможные рассуждения учеников.)

В каких формах учащиеся могут осваивать об­щеобразовательные программы?

Ответ классного руководителя («юриста»): С учетом потребностей и возможностей обучающихся об­щеобразовательные программы осваиваются в следующих формах: в очной, очно-заочной (вечерней), заочной; в форме семейного образования, самообразования, экстер­ната. Допускается сочетание различных форм получе­ния образования в общеобразовательном учреждении. Выбор формы получения образования осуществляется обу­чающимся и его родителями (законными представите­лями).

Ответы учащихся. (Возможные рассуждения учеников.)

Какими документами регулируется деятель­ность общеобразовательного учреждения?

Ответ классного руководителя («юриста»): Деятельность государственных и муниципальных обра­зовательных учреждений регулируется типовыми поло­жениями об образовательных учреждениях соответству­ющих типов, утверждаемыми постановлениями Прави­тельства Российской Федерации и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Для негосударственных образовательных учреждений ти­повые положения об образовательных учреждениях вы­полняют функции примерных.

Обязательными для исполнения являются законода­тельные акты Российской Федерации и нормативные правовые акты, утверждаемые Министерством образова­ния и науки РФ в установленном порядке. Ответы учащихся. (Возможные рассуждения учени­ков.)

Куда могут обращаться родители (законные представители) обучающихся в конфликтных ситуациях?

Ответ классного руководителя («юриста»): Ро­дители обучающихся в случае возникновения конфликт­ной ситуации могут обращаться в администрацию обра­зовательного учреждения, а в случае ее неразрешения — в соответствующий орган управления образованием (му­ниципальный, региональный).

Ответы учащихся. (Возможные рассуждения учеников.)

Если существуют лицеи и гимназии, зачем тог­да нужны общеобразовательные школы? Ответ классного руководителя («юриста»): Раз­личные виды общеобразовательных учреждений суще­ствуют в целях более полного удовлетворения образова­тельных потребностей населения: кому-то нужна углуб­ленная подготовка по определенным предметам, кто-то уже ориентирован относительно будущей профессии и желает обучаться в профильных классах лицея или гимназии. Наличие учреждений, подобных лицеям и гим­назиям, вовсе не означает, что общеобразовательная школа хуже так называемых «элитарных» учреждений. В этих видах учреждений несколько различаются про­граммы, но в целом образовательный процесс, условия обучения, микроклимат в школе могут быть ничуть не хуже. В «обычную» школу нередко идут дети, в первую очередь, потому, что она расположена близко к дому, что является большим плюсом. Надо помнить, что не всем детям нужна углубленная подготовка, учитывая их состояние здоровья и возможности. Кроме того, обуче­ние в общеобразовательной школе не закрывает пути к поступлению в вуз. Требования к уровню подготовки вы­пускников на всех трех ступенях (начальное, основное, среднее (полное)) общего образования одинаково регули­руются государством во всех видах общеобразовательных учреждений. В соответствии с новым типовым положе­нием об общеобразовательном учреждении в лицеях дол­жно осуществляться профильное обучение в старших классах по физико-математическому, естественно-науч­ному направлениям, а в гимназиях — по гуманитарному и социально-экономическому направлениям.

Ответы учащихся. (Возможные рассуждения учеников.)

Существует ли конкурсный прием в школу? Ответ классного руководителя («юриста»): Нет,

не существует. Начальное общее и основное общее обра­зование является в нашей стране обязательным, среднее (полное) общее общедоступным, то есть выбор осуществ­ляется гражданами, а не общеобразовательными учреж­дениями. Отказ от приема в любой класс может быть мотивирован только отсутствием мест.

Ответы учащихся. (Возможные рассуждения учеников.)

• С какого класса можно поступать в гимназии, и как проводится прием в них?

Ответ классного руководителя («юриста»): В со­ответствии с Типовым положением об общеобразователь­ном учреждении гимназия и лицей открываются на сту­пени основного общего и среднего (полного) общего обра­зования (с 5, 10 классов), но возможно их открытие и с начальной ступени обучения. Это определяет учредитель. Ответы учащихся. (Возможные рассуждения учеников.)

Как проводится прием в обычную школу? Ответ классного руководителя («юриста»): При­ем в общеобразовательные учреждения проводится обыч­но по заявлению родителей. Документы о состоянии здо­ровья требуются для контроля за здоровьем ребенка в общеобразовательном учреждении, но не могут регламен­тировать поступление в общеобразовательное учрежде­ние того или иного вида. Порядок приема устанавлива­ется уставом общеобразовательного учреждения.

Ответы учащихся. (Возможные рассуждения учеников.)

Что отличает «элитную школу» от обычной? Ответ классного руководителя («юриста»): Нор­мативного и законодательного понятия «элитная шко­ла» не существует. Можно предположить, что это школа с хорошим качеством обучения, сильными учителями, использующими современные гуманистически ориенти­рованные педагогические технологии.

Ответы, учащихся. (Возможные рассуждения учеников.)

В чем отличие частной школы от государствен­ной?

Ответ классного руководителя («юриста»): Учредителем частного общеобразовательного учреждения может стать любой гражданин России или других стран, оформивший необходимые документы для открытия школы (лицензия, аккредитационные документы и т.д.). Если негосударственное общеобразовательное учрежде­ние не имеет аккредитации, то оно не может выдавать документ государственного образца. Своими плюсами не­государственные учреждения считают хорошее матери­альное обеспечение учебного процесса и малую наполня­емость классов. Уровень оснащенности образовательно­го процесса, учебные планы, состав педагогического кол­лектива весьма различны в негосударственных школах, но в больших случаях качество подготовки обучающих­ся ниже, чем в государственных школах.

Ответы учащихся. (Возможные рассуждения учеников.)

Классный руководитель: На этом наша интернет-кон­ференция заканчивается. Поблагодарим нашего гостя за столь грамотные вопросы и рассуждения об образовании в нашей стране.

Давайте вернемся в обыденную жизнь и подведем итоги сегодняшнего разговора. Мы с вами очень кратко поговорили об особенностях государственного регулиро­вания общеобразовательных учреждений.

Что больше всего вам понравилось на сегодняшнем классном часе? {Возможные рассуждения ребят.)

Хотели ли бы вы еще раз пригласить «зарубежного гостя» на классный час и на какую тему хотелось бы вам с ним поговорить? (Возможные рассуждения учеников.)


Литература: Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 5 – 7 классах. – Ростов н/Д: Феникс. 2007. – с. 71 – 80.



4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Правовые взаимоотношения в общеобразовательном учреждении

Автор: Усеинова Ирина Николаевна

Дата: 07.06.2020

Номер свидетельства: 552873

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "«Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательные школы Казахстана» "
    ["seo_title"] => string(87) "vniedrieniie-inkliuzivnogho-obrazovaniia-v-obshchieobrazovatiel-nyie-shkoly-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "152833"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420908408"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Управляющий совет в системе управления образовательным учреждением "
    ["seo_title"] => string(82) "upravliaiushchii-soviet-v-sistiemie-upravlieniia-obrazovatiel-nym-uchriezhdieniiem"
    ["file_id"] => string(6) "176732"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424459267"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "Воспитание в школе и семье"
    ["seo_title"] => string(31) "vospitaniie-v-shkolie-i-siem-ie"
    ["file_id"] => string(6) "256467"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1448135047"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(56) "Социальное здоровье школьника"
    ["seo_title"] => string(35) "sotsial_noie_zdorov_ie_shkol_nika_1"
    ["file_id"] => string(6) "452673"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1516956894"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Многомерная компетентность классного руководителя в малокомплектной сельской школе. "
    ["seo_title"] => string(93) "mnoghomiernaia-kompietientnost-klassnogho-rukovoditielia-v-malokompliektnoi-siel-skoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "121190"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1413903271"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства