kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательные школы Казахстана»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Долгие годы система образования четко делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где обучаются нормальные дети.

Мировое сообщество считает, что люди с инвалидностью имеют такие же права, как и все остальные граждане, и они должны иметь равные возможности в реализации этих прав. Сегодня задача государства и общества – сделать так, чтобы все дети могли получить образование и жить максимально полноценно, вне зависимости от возможностей здоровья.

Развитое мировое сообщество в системе образования давно отказалось от понятий «инвалид», «больной».

Термин «ограниченные возможности в развитии» (ОВР) принят в Казахстане в качестве официального, и именно он используется в нормативно-правовых документах. В России и Киргизии, например, используется термин «дети с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ), в Беларуси – «дети с особенностями психофизического развития» (ОПФР).

В настоящее время система образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) находится в состоянии активного обсуждения. Эта тема содержит множество дискуссионных вопросов. Один из самых актуальных — где должны обучаться дети с ОВЗ. В специальных образовательных учреждениях или же, как гласит ныне популярный слоган, «все дети должны учиться вместе»?

«Мы живем, как можем, а ОНИ живут, как мы поможем». За этой рифмовкой — весь смысл инклюзии.

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками в одних и тех же общеобразовательных школах.

Инклюзивное образование в процессе осуществления адаптации личности опирается на восемь основных принципов:

1) Все ученики равны в школьном коллективе;

2) каждый человек способен чувствовать и думать;

3) каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4) все люди нуждаются друг в друге;

5) подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6) все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; Семьи активно участвуют в жизни школы;

7) для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

    1. разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

 

 

Инклюзивное образование в Казахстане.

В Казахстане инклюзивное образование делает только первые шаги. В послании Президента Н. Назарбаева «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» отмечается, что необходимо «усилить внимание нашим гражданам с ограниченными возможностями. Для них Казахстан должен стать безбарьерной зоной. Позаботиться об этих людях, которых немало, – наш долг перед собой и обществом».

Развитие инклюзивного образования в республике нашло отражение в «Государственной программе развития образования», в «Национальном плане действий по развитию инклюзивного образования» в рамках выполнения «Конвенции о правах инвалидов».

Согласно Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы планируется к 2020 году увеличить до 70 % долю школ, создавших условия для инклюзивного образования от их общего количества. В целом можно выделить основные направления в планах мероприятий по реализации Государственной программы:

  • увеличение доли школы, создавших условия для инклюзивного образования;

  • увеличение доли детей, охваченных инклюзивным образованием, от общего количества детей с ограниченными возможностями в развитии;

  • совершенствование системы инклюзивного образования в школе и повышение качества образовательных услуг.

Образовательные учреждения с системой инклюзивного образования основываются в своей работе на нормативно-правовую базу, включающую следующие документы:

  1. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.).

  2. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 года.

  3. Конституция Республики Казахстан.

  4. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, приняты генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г. (резолюция 48/96).

  5. Закон Республики Казахстан от 11 июля 2002 года N 343 «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями».

  6. Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан».

  7. Закон «Об образовании».

  8. Типовые правила организации деятельности кабинетов коррекции и инклюзивного образования детей дошкольного возраста.

Проекты:

  1. Национальный план действий по развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан.

  2. План действий по развитию системы инклюзивного образования в Республике Казахстан.

  3. Методические рекомендации по определению детей с ограниченными возможностями в инклюзивные (общеобразовательные) организации образования.

  4. Концептуальные подходы к развитию инклюзивного образования в республике Казахстан.

  5. Правила о порядке организации деятельности инклюзивных (общеобразовательных) организаций образования.

Специальную подготовку должны иметь педагоги, знать, как оценивать успехи особых детей. Самым мощным учебным, методическим центром является Казахский национальный педагогический университет имени Абая. Переподготовка специалистов ведется на базе ННПЦКП. Недавно в Актюбинском педагогическом институте появилась кафедра дефектологии.

Как уже говорилось, в Казахстане инклюзивное образование еще не получило широкого распространения. Между тем определенные шаги в данном направлении уже делаются. Инструктивно-методическое письмо на новый учебный год называется «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях (в том числе реализующих инклюзивное образование) Республики Казахстан в 2014-2015 учебном году». То есть инклюзивное образование, пусть даже в скобочках, но уже прописывается. Значит, через какое-то время оно начнет реализовываться во всех общеобразовательных учреждениях нашей страны.

  Пока же к этому непростому процессу нужно готовиться. Первое, что следует сделать, – дополнить законодательную базу. Второй важный момент – необходимы специализированные кадры. Третий нюанс – надо подготовить основную массу детей к тому, что в их среду придут ребята с особенностями в развитии. Начинать эту интеграцию следует не со школы, а еще с детского сада.

Поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями. Этот мир придуман не нами, но, начиная с себя, мы можем менять его в лучшую сторону, делая добро.

Для того, чтобы эта система работала, нужно тщательно создавать условия: нужна особая оборудованная среда, классы с меньшей наполняемостью, специально подготовленные педагоги... Если всё это будет, я за инклюзию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательные школы Казахстана» »

В ноябре месяце 2014 года в Национальном центре «Орлеу» я прошла курсы повышения квалификации на тему «Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательных школах». Несколько слов об инклюзивном образовании:

Долгие годы система образования четко делила детей на обычных и инвалидов, которые практически не имели возможности получить образование и реализовать свои возможности, их не брали в учреждения, где обучаются нормальные дети.

Мировое сообщество считает, что люди с инвалидностью имеют такие же права, как и все остальные граждане, и они должны иметь равные возможности в реализации этих прав. Сегодня задача государства и общества – сделать так, чтобы все дети могли получить образование и жить максимально полноценно, вне зависимости от возможностей здоровья.

Развитое мировое сообщество в системе образования давно отказалось от понятий «инвалид», «больной».

Термин «ограниченные возможности в развитии» (ОВР) принят в Казахстане в качестве официального, и именно он используется в нормативно-правовых документах. В России и Киргизии, например, используется термин «дети с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ), в Беларуси – «дети с особенностями психофизического развития» (ОПФР).

В настоящее время система образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) находится в состоянии активного обсуждения. Эта тема содержит множество дискуссионных вопросов. Один из самых актуальных — где должны обучаться дети с ОВЗ. В специальных образовательных учреждениях или же, как гласит ныне популярный слоган, «все дети должны учиться вместе»?

«Мы живем, как можем, а ОНИ живут, как мы поможем». За этой рифмовкой — весь смысл инклюзии.

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками в одних и тех же общеобразовательных школах.

Инклюзивное образование в процессе осуществления адаптации личности опирается на восемь основных принципов:

1) Все ученики равны в школьном коллективе;

2) каждый человек способен чувствовать и думать;

3) каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;

4) все люди нуждаются друг в друге;

5) подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;

6) все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников; Семьи активно участвуют в жизни школы;

7) для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;

    1. разнообразие усиливает все стороны жизни человека.



Инклюзивное образование в Казахстане.

В Казахстане инклюзивное образование делает только первые шаги. В послании Президента Н. Назарбаева «Казахстанский путь – 2050: Единая цель, единые интересы, единое будущее» отмечается, что необходимо «усилить внимание нашим гражданам с ограниченными возможностями. Для них Казахстан должен стать безбарьерной зоной. Позаботиться об этих людях, которых немало, – наш долг перед собой и обществом».

Развитие инклюзивного образования в республике нашло отражение в «Государственной программе развития образования», в «Национальном плане действий по развитию инклюзивного образования» в рамках выполнения «Конвенции о правах инвалидов».

Согласно Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы планируется к 2020 году увеличить до 70 % долю школ, создавших условия для инклюзивного образования от их общего количества. В целом можно выделить основные направления в планах мероприятий по реализации Государственной программы:

  • увеличение доли школы, создавших условия для инклюзивного образования;

  • увеличение доли детей, охваченных инклюзивным образованием, от общего количества детей с ограниченными возможностями в развитии;

  • совершенствование системы инклюзивного образования в школе и повышение качества образовательных услуг.

Образовательные учреждения с системой инклюзивного образования основываются в своей работе на нормативно-правовую базу, включающую следующие документы:

  1. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. (ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13 июня 1990 г.).

  2. Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей от 30 сентября 1990 года.

  3. Конституция Республики Казахстан.

  4. Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, приняты генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1993 г. (резолюция 48/96).

  5. Закон Республики Казахстан от 11 июля 2002 года N 343 «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями».

  6. Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан».

  7. Закон «Об образовании».

  8. Типовые правила организации деятельности кабинетов коррекции и инклюзивного образования детей дошкольного возраста.

Проекты:

  1. Национальный план действий по развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан.

  2. План действий по развитию системы инклюзивного образования в Республике Казахстан.

  3. Методические рекомендации по определению детей с ограниченными возможностями в инклюзивные (общеобразовательные) организации образования.

  4. Концептуальные подходы к развитию инклюзивного образования в республике Казахстан.

  5. Правила о порядке организации деятельности инклюзивных (общеобразовательных) организаций образования.

Специальную подготовку должны иметь педагоги, знать, как оценивать успехи особых детей. Самым мощным учебным, методическим центром является Казахский национальный педагогический университет имени Абая. Переподготовка специалистов ведется на базе ННПЦКП. Недавно в Актюбинском педагогическом институте появилась кафедра дефектологии.

Как уже говорилось, в Казахстане инклюзивное образование еще не получило широкого распространения. Между тем определенные шаги в данном направлении уже делаются. Инструктивно-методическое письмо на новый учебный год называется «Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях (в том числе реализующих инклюзивное образование) Республики Казахстан в 2014-2015 учебном году». То есть инклюзивное образование, пусть даже в скобочках, но уже прописывается. Значит, через какое-то время оно начнет реализовываться во всех общеобразовательных учреждениях нашей страны.

  Пока же к этому непростому процессу нужно готовиться. Первое, что следует сделать, – дополнить законодательную базу. Второй важный момент – необходимы специализированные кадры. Третий нюанс – надо подготовить основную массу детей к тому, что в их среду придут ребята с особенностями в развитии. Начинать эту интеграцию следует не со школы, а еще с детского сада.

Поиск наиболее оптимальных путей, средств, методов для успешной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество – это задача всех и каждого. Ведь помочь наполнить черно-белый мир «особого ребенка» яркими и светлыми тонами можно только совместными усилиями. Этот мир придуман не нами, но, начиная с себя, мы можем менять его в лучшую сторону, делая добро.




Для того, чтобы эта система работала, нужно тщательно создавать условия: нужна особая оборудованная среда, классы с меньшей наполняемостью, специально подготовленные педагоги... Если всё это будет, я за инклюзию.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Внедрение инклюзивного образования в общеобразовательные школы Казахстана»

Автор: Мансумова Марина Анатольевна

Дата: 10.01.2015

Номер свидетельства: 152833


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства