Воспитание в школе и семье.
В условиях социальных преобразований в обществе к человеку предъявляются требования активности, мобильности, готовности жить в быстро меняющемся мире, ответственности за выбор и принятые решения. Важную роль приобретает личностная позиция растущего человека в освоении им гуманистических и нравственно-правовых норм, действующих в социуме, становлении себя в качестве субъекта гражданской, профессиональной, семейной сфер собственной жизнедеятельности. Поэтому актуальной выступает смена традиционной парадигмы воспитания.
Согласно новому подходу к воспитанию в России, целью воспитания должно быть формирование базовой культуры личности как основы для дальнейшего развития. Базовая культура включает в себя культуру жизненного самоопределения, семейных отношений, экономическую и культуру труда, политическую и правовую, интеллектуальную, нравственную, культуру общения, экологическую, художественную, физическую культуру.
Под культурой жизненного самоопределения понимается осознание человеком себя как субъекта умения по самовоспитанию. Содержание воспитания отражает в единстве его общую цель, задачи и направления. Каждое направление воспитания, как имеющее собственную цель, методы, организацию, реализуется в его результатах.
Основными направлениями в содержании воспитания являются: умственное, трудовое, экономическое, экологическое, правовое, политическое, эстетическое, физическое воспитание.
Проблема воспитания личности, способной решать на высоком научном уровне современные задачи, тесно связана с развитием интеллектуальных способностей человека. Развитие творчески мыслящей личности - задача умственного воспитания. Оно направлено на развитие интеллектуальной культуры, личности, познавательных мотивов, навыки мыслительной деятельности и осуществляется в тесном единстве с формированием научного мировоззрения. Основные пути умственного воспитания - систематическое обучение учащихся, построенное на основе принципов развивающего обучения, и внеучебная работа по развитию умственной культуры.
В отечественной педагогике вопросами умственного воспитания много занимались Л. Выготский, Л. Занков, П. Гальперин, А. Матюшкин, Д. Эльконин и другие.
Умственную деятельность активизируют познавательные потребности или мотивы, формируемые у учащихся под влиянием педагогов, средств массовой информации, художественной и научно-популярной литературы. Познавательные мотивы имеют свою градацию и характеризуют личностный смысл учения, действенность мотива, самостоятельность возникновения и проявления, уровень осознания, степень распространения.
Задачи идейно-нравственного, политического, правового воспитания взаимосвязаны и решаются в комплексе. Идейно-нравственное сознание личности - форма психического отражения человеком действительности, выражающаяся в его представлениях, убеждениях, которые перерастают в принципы. Данными принципами руководствуются люди, принимая решения и выбирая способы поведения.
Чтобы понять тенденции развития российского воспитания, нужно проанализировать его развитие на нескольких уровнях существования. Первый уровень-уровень понимания развития воспитания в контексте развития общества; второй-это воспитание как широкий социальный процесс, как народное воспитание; третий- анализ развития самого воспитания. И далее уровень анализа фундаментальных компонентов различных видов и институтов воспитания; его целей, его содержания, его технологий, его организации.
То, что воспитание должно быть вписано в существующее, даже утопическое государство - это уже поняли Платон и Аристотель. Проблема заключается в том, что реально воспитание не просто соответствует развитию общества, развитию государства; поскольку само государство так или иначе реализует те или иные цели своего бытия, то и цели воспитания не согласовываются с целями бытия общества.
Воспитание - это пространство и процесс долговременного формирования и развития человеческой личности, процесс его сущностного развития. Это особенно очевидно на уровне семейного воспитания.
Ученые констатируют, что современные молодые родители не умеют воспитывать своих собственных детей от этого страдают и дети, и их родители, и учителя. Причин много.
Во-первых, малодетность семьи в городских условиях уже во многих поколениях, особенно в течение последнего полувека. Это означает, что воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу и воспитанию своих братьев и сестер, было характерно в условиях многодетной семьи. Воспитывая младших сестер и братьев, будущие родители получали практические навыки, которые затем можно было использовать с появлением собственных детей.
Во-вторых, в молодых семьях есть возможность отделиться от родителей, от старших поколений. Казалось бы в этом есть определенное благо. Но жизнь отдельно от старших поколений лишает молодые семьи возможности пользоваться знаниями и мудростью в вопросах воспитания детей. Влияние старшего поколения на детей снижается, остается без запроса накопленные за долгие годы жизненная мудрость и жизненный опыт. Кроме того, они лишены ласки, сказок, внимания бабушек и дедушек. Вместе с тем страдает и старшее поколение без наивной непосредственности внуков, без общения с ними.
В-третьих, основательно утрачены традиции народной педагогики, национального воспитания, по законам которых считалось, что воспитывать ребёнка нужно, пока он еще маленький («лежит поперек, а не вдоль лавки»). Народная педагогика учила высокой морали путем пословиц и поговорок, с помощью наивных, но очень значимых народных высказываний.
В-четвертых, вследствие урбанизации общества усилилась анонимность общения детей и взрослого населения. Раньше в селе все знали, чей это сын или чья дочь, что нарушает, что нарушают правила поведения, допускают асоциальные поступки. Поэтому родителям было стыдно иметь невоспитанных детей, а детям стыдно вести себя недостойно. Совсем другая ситуация в круглых городах, где живут люди «в первом поколении», выходцы из сёл, которые разорвав корни с крестьянскими традициями, не усвоили еще городского образа жизни.
В-пятых, среди причин, усложнили семейное воспитание, все возрастающие социальные и экономические трудности, низкая заработная плата. Все это снижает уровень взаимоотношений внутри самой семьи, эмоционального настроя, не создает благоприятных условий для общения в семье, а в результате для семейного воспитания.
В-шестых, гипертрофированная политизация общества, когда прямая трансляция выступлений депутатов приковывает к телеэкрану молодых родителей, а от детей в это время они отмахиваются как от назойливых мух «Отойди от меня». Причины, которые позволяют или мешают молодым родителям заниматься воспитанием собственных детей, можно продолжить. Однако и этих вполне достаточно чтобы констатировать проблемы семейного воспитания. Поэтому учителя заинтересованы в оказании помощи молодым родителям относительно содержания и организации воспитания детей в семье, в педагогическое просвещение родителей, вооружении их знаниями и умениями воспитательного воздействия на детей, установлении между школой, родителями и учителями общих взаимоотношений.
Классный руководитель - самая массовая категория организаторов воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях. Заметно меняется в настоящее время содержание, формы и методы их работы. Главное направление деятельности классного руководителя в воспитательном процессе -забота об индивидуальном развитии ребенка, проследить формирование личности, посодействовать максимальному проявлению личностных особенностей и выявить индивидуальные способности.
Классный руководитель курирует индивидуальные личностные становления школьника, прослеживает становление, корректирует обстоятельства и активность ребенка, осуществляет помощь и индивидуальную поддержку ребенку в его взаимодействии с миром. Классный руководитель - центральное лицо воспитательного процесса. Родители судят о школе по мастерству классного руководителя, выражая удовлетворение либо неудовлетворение в первую очередь его профессионализмом. Родители чувствуют самое главное - кто и как вводит ребенка в жизнь.
Работая классным руководителем более 30 лет, стараюсь разделить формы воспитательной работы на три группы:
-
Словесные (собрания, информации и т.п.), в ходе которых используются словесные методы и виды общения;
-
Наглядные (выставки, музеи, экскурсии, стенды и другие формы наглядной агитации), которые ориентированы на использование наглядных методов - зрительного восприятия воспитанниками образцов отношений, действий;
-
Практические (дежурства, шефская и благотворительная деятельность, сбор и оформление экспонатов для музеев, в нашей школе их 9, выставок, изготовление стендов, выпуск газет, участие в трудовых операциях), основу которых составляют практические действия воспитанников, изменяющие объекты их деятельности.
Собрание - эту форму воспитательной работы рассматриваю как высшую форму ученического самоуправления(по примеру отношений в объединениях взрослых) с той особенностью, что на собрании воспитанников взрослые(педагоги) имеют право решающего голоса.
Во всех воспитательных системах (С.Т. Шацкого, А.С. Макаренко, С. Френе и др.) прославившихся высокими результатами, их организаторы отводили собранию очень важное место.
Со своим классом собрания провожу регулярно, не реже одного раза в неделю. На них обсуждаем и решаем все наиболее важные вопросы совместной жизни воспитанников, при этом каждый имеет равные с остальными права и возможности участия в обсуждении и принятии решений. Еще Я.А. Каменский рекомендовал, чтобы учащиеся «… в известные дни на общих собраниях разбирали дела, как это происходит в благоустроенном государстве. Это будет действительно подготавливать юношей к жизни путем навыка к такого рода деятельности.»