Мероприятие направлено на достижение личностных результатов, предусмотренных ФГОС НОО, в первую очередь на формирование у младших школьников нравственно-этической ориентации, воспитание таких качеств как доброта, милосердие, отзывчивость, способность к состраданию, желание помогать другим людям. Проводится как классный час, который входит в систему воспитательной работы школы и является традиционным.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
1.2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
(актуальность)
Нравственное воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач воспитания в условиях современного образования. Оно должно осуществляться целенаправленно, в системе, начиная с первых лет жизни ребенка.
Актуальность методической разработки воспитательного мероприятия обусловлена тем, что формирование духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения в условиях современности становится центральной педагогической задачей общеобразовательной школы, от решения которой зависит будущее как самого вступающего в жизнь поколения, так и общества в целом.
Главная задача школы в современном сложном мире – научить детей быть добрыми, честными, милосердными. Именно в начальном школьном возрасте нужно учить детей ценить друзей, заботиться о ближних людях. Для этого учитель на основе примеров и жизненного опыта детей должен показать, насколько важно быть добрым человеком, воспитывать доброе ко всем окружающим людям.
В связи с этим было разработано воспитательное мероприятие «Кто, если не мы, - должны делать добро!», направленное на формирование у детей духовных и нравственные ценностей личности.
1.3.Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса)
Целевая аудитория: обучающиеся 3-4 класс, 9 – 11 лет.
1.4.Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность)
Мероприятие направлено на достижение личностных результатов, предусмотренных ФГОС НОО, в первую очередь на формирование у младших школьников нравственно-этической ориентации, воспитание таких качеств как доброта, милосердие, отзывчивость, способность к состраданию, желание помогать другим людям. Проводится как классный час, который входит в систему воспитательной работы школы и является традиционным.
Воспитательной программой класса является программа, основанная на курсе по внеурочной деятельности «Разговоры о важном», включающая такие разделы как: «О наших бабушках и дедушках», «Волонтёры», «От поколения к поколению: любовь россиян к Родине», «День детских общественных организаций», «Добро помогает людям», «День народного единства». Изучение этих разделов тесно связано с учебными предметами «Окружающий мир», «Литературное чтение».
При реализации данной программы используются следующие формы: экскурсии по родному месту (Ростовская область, п. Зимовники), классные часы, посвященные известным людям нашего села, беседы и акции: «Забота и внимание», «Дари Добро», «Наши бабушки и дедушки», «Поздравляем любимых учителей» и т.д., творческие конкурсы (конкурс рисунков «Мои Зимовники», изготовление поделок на уроках технологии).
1.5.Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.
Цель мероприятия: формирование у детей духовных и нравственных ценностей личности: доброты, сочувствия, милосердия, взаимопонимания.
Задачи мероприятия:
Образовательные: формировать у обучающихся этические представления, знания о категориях добра и зла, уважение к общечеловеческим нравственным ценностям.
Развивающие: способствовать созданию условий для развития у детей мотивации к совершению добрых и гуманных поступков, развивать умение сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
Воспитательные:
- воспитывать чувство взаимопомощи, критичность мышления и доверительные отношения;
- учить выслушивать мнения одноклассников, правильно реагировать на их замечания.
Планируемые результаты воспитательного мероприятия:
Предметные УУД:
- сформулируют понятия «доброволец», «волонтёр»;
-научатся анализировать свои действия, формулировать ответы на поставленные вопросы, приобретут опыт работы в парах, группах;
-научатся извлекать нужную информацию;
-сделают выводы на основе обобщения умозаключений.
Личностные УУД:
-применение приобретенных знаний и умений в дальнейшей жизни;
-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
-умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
Метапредметные УУД:
- самостоятельно формулировать цели занятия после предварительного обсуждения совместно с классом, совместно с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих учебных речевых ситуаций;
- высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
- слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
- организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
1.6.Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
Форма проведения: воспитательная беседа-тренинг с элементами игры.
Воспитывать важные качества у ребенка значительно проще и эффективнее в процессе игры. В игре не обойтись без логического мышления, умения взаимодействовать с товарищами. Участники учатся договариваться друг с другом, распределять обязанности, действовать вместе, переживать друг за друга, помогать. Все это способствует сплочению детского коллектива.
1.7.Педагогическая технология/методы/приёмы, используемые для достижения планируемых результатов
Для достижения планируемых результатов использовались педагогические технологии: проблемный диалог, ИКТ-технологии, здоровьесберегающие и игровые технологии, личностно-ориентированная, технология сотрудничества.
В ходе воспитательного мероприятия были использованы следующие методы:
- игровой (игра «Собери пословицу», «Цветок доброты», «Сказочная долина»);
и приёмы:
- анализ поведения («Притча о мальчике и морских звёздах», «Доктор Айболит»), составление «Цветка доброты», игровые ситуации, рефлексия.
1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.)
Для успешного проведения воспитательного мероприятия немаловажное значение имеет предварительная работа по подбору необходимой методической литературы. Одним из основных источников получения информации является интернет.
К материально-техническим относится: компьютер, колонки, интерактивная доска, видео-презентация, воздушные шары, бабочки и сердечки из бумаги, маркеры по числу обучающихся, конверты с пословицами, аудиозапись «Дорогою Добра».
Место проведения: классный кабинет Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения начальной общеобразовательной школы имени А.С.Пушкина.
1.9.Рекомендации по использованиюметодической разработки в практике работы классных руководителей
Данная методическая разработка воспитательного мероприятия может быть использована классными руководителями при проведении классного часа, благотворительной акции.
2. Основная часть
2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия:
- проведение акции к дню пожилых людей «Дари Добро», с привлечением родителей;
- определение темы воспитательного мероприятия;
- поиск и отбор нужной информации;
- создание презентации;
- подготовка и оформление классного кабинета;
- назначение участников и ответственных за подготовку и оформление внеклассного мероприятия (приготовить конверты, шары, маркеры);
-составление и обсуждение плана проведения внеклассного мероприятия;
- подготовка материал для воспитательного мероприятия, задания и вопросы; подбор музыкального сопровождения; продумывание содержания презентации.
- подготовка конвертов с пословицами, бабочек, карточек с качествами, шаблонов сердечек.
2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия (сценарий, конспект мероприятия, дидактическая карта мероприятия и др.)
Ход воспитательного мероприятия
1.Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть ваши добрые лица, лучистые глаза, ваши улыбки. Давайте подарим частичку своего хорошего настроения друг другу. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь!
- Сегодня мы с вами поговорим о важном, нужном качестве человека, без которого он не может называться человеком.
Это качество
В сердце у многих живет,
И о боли других
Позабыть не даёт.
Слово это серьёзное
Главное, важное.
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого
В нём забота и ласка,
Тепло и любовь
И стремление на помощь прийти
Вновь и вновь.
- О чем сегодня пойдет речь? (о доброте).
- А что такое «доброта»? (заботливое, внимательное отношение)
2. Вводная часть (Проблемная ситуация. Определение темы мероприятия)
- Чтобы определить тему нашего занятия, обратите Внимание на экран (причта «Притча о мальчике и морских звёздах»)
Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке - миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.
- Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил человек, подходя ближе.
- Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.
- Но это же просто глупо! - закричал человек. - Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!
Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:
- Нет, мои попытки изменят очень много… для этой звезды.
- Какое важное качество есть у мальчика? (доброта)
- Как же сейчас нужна доброта нашему миру и всем людям.
- А как вы думаете, кто должен делать добро? (все люди, мы)
- Сформулируйте тему нашего занятия: «Кто если не мы….» (должны делать добро)
3. Основной этап
- Кого можно назвать «морской звездой», которую спасал мальчик? (человек, находящийся в трудной жизненной ситуации и нуждающийся в помощи)
- Кто такой мальчик? (доброволец, помощник, волонтёр)
- Волонтёр – это кто?
- Совершенно верно, волонтёр - человек, добровольно занимающийся за свой счёт безвозмездной общественно полезной деятельностью.
- 5 декабря, Международный день добровольца. Этот день считается праздником волонтёров.
- Волонтёры работают, в какой-либо области, по своей воле и согласию, а не по принуждению. При этом волонтёры должны обладать целым набором качеств.
Задание №1.«Цветок доброты»
- Сегодня мы вместе заставим наш цветок доброты расцвести яркими красками. Для этого вам необходимо записать, какими качествами должен обладать волонтёр.
Каждой группе я даю карточки, на которых напечатаны качества личности. Вы, посоветовавшись, отбираете те, которыми можно охарактеризовать волонтёра.
- Правильно. Молодцы! Именно этими качествами должен обладать волонтёр.
- А почему вы не все карточки использовали?
- Может быть таким волонтёр?
- Правильно!!!
- Одним из, очень важных, качеств волонтера, является - Доброта. Человек который делает добро, умеет сопереживать чувствует себя счастливым.
Для того чтобы ощутить себя счастливым от помощи другим и реализовать себя в жизни как доброволец, помощник, волонтёр, необходимо
каждому в себе выделить важный компонент – доброту.
Задание №2. Игра «Собери пословицу» (работа в парах).
-Издавна люди стремились к добру и ненавидели зло. И эту мысль они отразили в пословицах.
На столах у вас лежат конверты. Каждой паре выдаются рассыпанные пословицы. Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу (Приложение 1).
Задание №3. Игра-тренинг «Доктор Айболит».
-Ребята, вы, наверное, слышали такую пословицу: «Доброе слово лечит, а злое калечит».
- Как вы понимаете ее смысл?
- Сегодня, я вам разрешу делать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Катя (Приложение 2). Сейчас мы её будем обижать. Я попрошу мне помочь. Обижая друг друга, даже, словом мы причиняем боль. Вы будете говорить кукле что-то обидное, а я буду причинять ей боль, загибая края бумаги.
- Посмотрите на куклу. Такая ли она была в начале? Что в ней изменилось?
- Мы очень травмировали куклу. Можем ли мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (пожалеть, сказать что-то приятное, попросить прощения, извиниться)
- Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, сами тем временем будем разглаживать те шрамы, которые мы оставили.
- Ребята, а сейчас посмотрите на Катю, ей уже лучше, но стала ли она такой как прежде? Почему?
Вывод: боль остается в душе еще очень долго, и не какие комплименты не смогут ее разгладить. Русский ученый Павлов говорил: «Слово может убить, слово может воскресить». Слово имеет очень большое значение в жизни человека.
Задание №4. Игра «Сказочный калейдоскоп».
- Да, непросто быть добрым человеком. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и сказки. Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. Нам нужно догадаться, о ком идёт речь.
1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр. (Папа Карло)
2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки (Айболит)
3. Это были любимые цветы девочки, которая оказалась сильнее Снежной королевы и спасла своего друга из ледяного плена (Герда)
4. Эта девочка использовала последний лепесток, чтобы помочь выздороветь больному мальчику. (Женя из» Цветика-семицветика» Катаева)
5. Этот сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка. (Кот)
-Чем же отличаются эти сказочные герои от всех остальных героев, например Бабы-Яги, Карабаса-Барабаса? (тем, что они творят добро, помогают доброму человеку, хорошему делу, мешают злому).
Задание №5. (музыка «Дорогою добра»).
-Перед вами на столах лежат воздушные шарики. Напишите своё имя на шарике с помощью маркера.
-Теперь выйдите ко мне и станьте в круг. Передаем шарики по кругу, по команде бросьте шарики в центр круга.
-Ваша задача: по моей команде возьмите каждый свой шарик. Кто не успеет, возьмет любой. Готовы? Начали!
-Посмотрите, вам достался ваш шарик? (Какие вы молодцы, за ограниченный промежуток времени вы нашли именно свой шар, это говорит о том, что вы помогали друг другу и поэтому вы добились результата)
- Передайте шарик тому, чье имя указано на нём.
- Как вы думаете, почему вы не смогли сразу взять свой шарик?
- Именно это происходит в нашей жизни. Каждый отчаянно ищет добра и счастья вокруг, не зная, где оно находится. Наше счастье заключается в помощи другим людей. Подарите им добро, вы станете чуточку счастливее. И это есть цель человеческой жизни.
4.Заключительный этап. Рефлексия
- Вы сегодня узнали, кто такие волонтёры, какими они качествами должны обладать.
- С каким важным качеством волонтёра мы сегодня познакомились? (добротой).
-Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлёты и падения, спуски и подъёмы, чередование добра и зла. Научиться быть по-настоящему добрым – трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершённых поступках.
- Наше занятие подходит к концуи я предлагаю вам взять в руки бабочку того цвета, который Вам нравится и поднимите её так, чтобы было хорошо видно, покажите друг другу.
- Спасибо, преобладает: (красный цвет- вы сегодня были целеустремленными, активными; желтый цвет - вы были позитивными, проявили интерес; зеленый цвет – вы были заинтересованы, активны).
- А сейчас каждый бабочку посадите в свою ладонь. Послушайте легенду.
Жил на свете мудрец, который знал всё. Но один человек захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умерщвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил:
- Всё в твоих руках.
- Сейчас хочу подарить вам символ добра, милосердия - сердечко (сувениры-заготовки). Будьте активными, творческими, милосердными, трудолюбивыми, добрыми и помните, кто, если не мы - должны делать добро.
- Я благодарю вас за тёплый разговор, за добрые мысли, за творческое отношение к работе. Спасибо.
Список использованной литературы
Н. И. Величко, Педагогический проект «Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся через разнообразные формы внеклассной деятельности в условиях обновления содержания образования» / Н. И. Величко. // Завуч начальной школы. – 2017. – № 6. – С. 31-49.
Г. В. Головачева, Воспитательная система «Добрыми должны быть люди»: (для обучающихся начальной школы) / Г. В. Головачева. // Завуч начальной школы. – 2017. – № 1. – С. 58-67.
В. Ф. Грачева, Новые формы, приемы и методы воспитательной работы / В. Ф. Грачева, Е. Н. Мичурова. Образование в современной школе. – 2020. – № 1/2. – С. 11-12.
Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде / Авт. состав. Е.М.Зуева-М.,2008 – С. 336.
Е. Н. Землянская, Теория и методика воспитания младших школьников: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. Н. Землянская. – Москва: Юрайт, 2019. URL: https://urait.ru/bcode/428926 (дата обращения: 26.07.2022). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. – Текст: электронный.
Интернет-ресурс:
1. https://урок.рф/library/dobrota_202231.html (дата обращения 02.07.22г)
2. https://infourok.ru/klassniy-chas-pogovorim-o-dobrote-1511336 (дата обращения 10.07.22г)
3. https://урок.рф/library/klassnij_chas_14_kl_141300.html (дата обращения 12.08.22г)
4. https://www.b17.ru/blog/278365/ (дата обращения 04.07.22г)
5. https://elibrary.ru/item.asp?id=36802681 (дата обращения 14.08.22г)