Тема: «Добро и зло»
Цель:
- формировать понятие общечеловеческих ценностей; соблюдать принципы нравственности и морали, любить и уважать свой и чужой труд;
-воспитывать уважительное отношение учащихся к друг другу.
-осуществлять духовно-нравственное воспитание.
Оборудование: эпиграф на доске, капельки со словами (добро и зло), весы, чистый лист ватмана, заготовки для картины (деревья, облака, птицы, звери, люди, дом, солнце)
Эпилог: «Добрый человек - не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло».
Ход классного часа.
1.Организационный момент.
Ребята, сегодня мы постараемся разобраться в понятиях добра и зла.
Приведем примеры добрых и недобрых поступков. Посмотрим добро и зло – эти
качества внутри человека, или это вокруг человека.
Посмотрим на себя – какие мы, чего в нас больше добра или зла.
Мы живем в мире, где эти понятия, уж так получается, идут бок о бок с человеком, но как бы ни было коварно зло, доброта во сто крат сильнее.
Добро – исцеляющая сила,
Зло – уничтожающая сила.
Чтение стихотворения:
Как хорошо, что доброта
Живет на свете вместе с нами
Без доброты – ты сирота,
Без доброты – ты серый камень.
Тянусь я сердцем к доброте
И доброту я шлю от сердца
На доброту мою в беде
Товарищ может опереться.
- О чем говорит это стихотворение?
1. (Что доброта идет по свету, живет с нами)
(Что доброта в беде поможет)
-2.А почему без доброты – ты сирота?
(Доброта – это качество характера человека, которое делает его красивее, к нему тянутся люди, от доброго человека, как бы расходятся лучи доброты. Такой человек не может быть серым камнем) ( Добрый человек, как магнит притягивает к себе людей, у доброго человека много друзей)(А сирота – это человек одинокий, поэтому без доброты ты одинок)
3. Ребята, а добрый человек может быть злым?
(Не может, потому что добро и зло – это противоположные понятия).
А теперь поиграем в игру «Собери пословицу»
(Дано начало пословицы, надо найти продолжение).
Доброе слово лечит,
добром и платят,
Добрая слава летит,
злое – калечит.
Доброта нигде не теряет,
пустота.
Доброта без разума
За доброго человека
Кто любит добрые дела,
За добрые дела
а худая бежит.
тому и жизнь мила.
сто рук.
(не теряет) своего достоинств.
Послушайте историю. Видеоролик. Мудрец и бабочка.
Эта история произошла давным – давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. Он пошел на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка, я у мудреца, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет живая, я сомкну ладони, и бабочка погибнет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».
Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший: живая или мертвая?»
И тогда мудрец, который был, очень умным человеком сказал: «Всё в твоих руках»
Как вы относитесь к этому человеку?
- Как бы вы ответили на месте мудреца?
Как вы понимаете слова мудреца «всё в твоих руках»?
(Жизнь или смерть бабочки в данный момент зависела только от Завистника).
В. Да, в жизни есть ценности, без которых нет жизни на Земле.
В. Ребята назовите качества доброго, хорошего, положительного человека.
(Добрый и жалостливый, благородный и честный, ответственный, умный, добросердечный, дружный, душевный, доброжелательный, добродетельный, добродушный, добропорядочный, достойный).
«Доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Всё хорошее в природе от солнца, а всё лучшее в жизни от человека.»
- А что же вы сделали хорошего? Доброго в своей жизни? (ответы ребят)
- А почему надо делать добро?
Как вы думаете, трудно ли быть добрым?
- Что для этого надо иметь? (добрую душу, доброе сердце).
ИГРА «СКАЗОЧНЫЙ ГЕРОЙ – ДОБРЫЙ ИЛИ ЗЛОЙ»
- Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру, я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой.
Если добрый – хлопаете в ладоши, а если злой – у-у-у …
(Иван-Царевич, Кощей Бессмертный, Золотая Рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Золушка, Красная Шапочка, Водяной, Баба-Яга, Мальвина.)
- А на какого героя вы хотели бы быть похожими? Почему? (ответы ребят)
- Представим себе, что у каждого из нас есть маленькое солнышко – это солнышко доброта. Она очень нужна и вам самим, и близким вам людям, вашим друзьям, и просто тем, кто вас окружает. Ведь любовь и помощь согревает как солнце.
Добро и зло на чаше весов.
- Как выдумаете, ребята, чего на Земле больше: добра или зла? Может быть нам помогут узнать это весы? (в этом убедимся на весах)
- На одну чашу мы будем класть «зло»: зависть, грубость, хамство, наглость, жадность, лицемерие, безразличие.
- Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром».
Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг нас и по капельки положим их на чашу весов с «добром»: благородство, дружелюбие, радость, душевность, доброжелательность, счастье, отзывчивость, чуткость, забота, дружба, понимание, внимание, милосердие, доверие, любовь.
(Дети выходят по одному к весам со своей капелькой.)
Вот видите, ребята, как можно победить зло, так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки в реку, реки – в море добра.
Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Давайте и мы с вами сейчас сделаем одно общее доброе дело.
На чистый лист ватмана ребята наклеивают заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, солнце, облака, деревья, фигурки детей, птиц и т.д. (получается красивая картина.)
- Как мы назовем эту картину?
(«Мир», «Как прекрасен этот мир», «Добро побеждает зло».)
- Какое чувство вы испытали и испытываете делая добро?
(Делать добро приятно и радостно)
- А кто самый добрый и заботливый человек в вашей семье? (Мама)
- Почему говорят: «Около солнце тепло, а около матери – добро»
(Около солнце никогда не бывает холодно и от матери никогда не жди зла).
- Какая радость отразится в глазах матери, отца, если вы ребята своевременно и по собственной инициативе возьметесь выполнять часть общих домашних дел.
- Я думаю, вы согласитесь со мной, что родители хотят – чтобы у вас было сердце, каким? (ХОРОМ) ДОБРЫМ
- Мальчики, скажите у девочек доброе сердце? (Надеяться можно?)
- Девочки, а у мальчиков доброе сердце?
- Можно сказать, что у вас у всех добрые сердца!
- Вы должны помнить, что на все хорошее, что для вас делается людьми, нужно отвечать тоже добром, проявлять внимание, чуткость к взрослым, сверстникам и младшим, а также быть добрым по отношению к животным.
А сейчас на мои вопросы вы отвечаете «да» или «нет» - хором.
1. Можно ли человека заставить быть добрым? Нет.
2. Можно ли стать добрым на время? Нет.
3. Нужно ли быть добрым к любому человеку? Да.
4. Легко ли быть добрым? Да.
5. Есть ли у вас желание делать добрые дела? Да.
- У вас получилось больше ответов «да» и я вижу, что вы стремитесь к добру, а стесняться доброты не надо.
Доброта всегда приносит, что?
РАДОСТЬ ОКРУЖАЮЩИМ ЛЮДЯМ.- МОЛОДЦЫ!
- Скажите можно человека научить добру?
(да; нет – а стараться это делать надо?)
- Как вы думаете, добро на земле должно жить вечно? (Да).
- Значит, можно сказать добро – это вечная ценность? (Да).
Видеролик.Ералаш: Доброта побеждает зло.
- Чтобы мы не забывали о доброте друг к другу, мы с вами поиграем в игру, которая называется «добрый гном»
Для этого вы напишите на листочке своё имя и сложите так, чтобы не развернулся. Я эти листочки перемешаю и вам раздам. Для того, кто вам достался, вы – «добрый гном». Одно условие – нельзя рассказывать, кто кому достался. Что же означает «добрый гном»? Это означает, что вы в течение недели должны сделать что-нибудь приятное, не привлекая к себе при этом внимания. Кто для кого был «добрый гном» и какие добрые дела сделали, мы узнаем на следующем классном часе. Одно из главных условий игры – на все добрые дела не должны быть потрачены деньги.
- А сейчас хочется узнать, хорошо ли вы запомнили слова, которые помогают нам жить в мире и согласии. Без ссор и конфликтов. Я предлагаю разгадать кроссворд, в основе которого лежит слово «добро».
Дружба
отзывчивОсть
люБовь
довеРие
кОнфликт
теплоТа
внимАние
Вопросы:
- Она может быть настоящая и мнимая (дружба)
- Готовность помочь, отозваться на чужие беды (отзывчивость)
- Это чувство необходимо каждому человеку (любовь)
- Между друзьями должно быть взаимопонимание и … (доверие)
- Столкновение противоположных интересов (конфликт)
- Доброе, отзывчивое отношение к человеку (теплота)
- Заботливое отношение к людям (внимание)
И в заключение я хочу сказать слова М.Горького
.
«Если ты хочешь, чтобы вокруг тебя были хорошие, добрые люди, попробуй относиться к ним внимательно, ласково, вежливо – увидишь, что все станет лучше. Все в жизни зависит от тебя самого, поверь мне …"