kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока-игры по обществознанию в 6 классе "Спешите делать добро".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Существует множество форм проведения повторительно-обобщающих уроков по обществознанию. Огромен интерес у меня и у учеников к урокам обобщения, которые проводятся в форме игры. Ученики становятся активными участниками процесса обучения, поэтому и планы уроков в 5-6 классах по обществознанию под редакцией Л.Н.Боголюбова мною предложены как сценарии.

Урок-игра «Спешите делать добро»

Цель: формирование у детей ресурсов противостояния “опасностям”, исходящим из личного пространства, пространства внешней среды и социального пространства.

Задачи:

  • установление взаимосвязи между человеческими чувствами и физическим здоровьем;
  • формирование умения владеть своими чувствами;
  • развитие речи, эмоций, мышления, воли, интереса к своему здоровью.

Форма проведения - фронтальная, групповая

Методы: словесный, проблемно-поисковый, творческий, практический.

Ход урока

I. Слово учителя

У человека есть два вида жизни. Первая - реальная, повседневная жизнь. Это его учеба, работа, выполнение обязанностей, взаимопонимания с другими людьми.

Вторая - скрытая, духовная жизнь. Это мысли, чувства, идеалы, внутренний мир. У французского писателя Виктора Гюго есть красивые слова: “Во внутреннем мире человека доброта - это солнце”.

А что такое доброта? Какой человек может называться добрым? Об этом и будет наш сегодняшний разговор.

Тема урока "СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО". Эпиграфом к нашему разговору станут слова А.Чепурова:

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом.
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!

- А что такое доброта?

В.О. (милосердие, помощь, взаимовыручка и т.д.)

- По словарю Ожегова: Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Добро - все положительное, полезное, хорошее.

Доброволец - добровольно взял на себя какую-либо работу.

Доброжелатель - доброжелательно относящийся к кому-нибудь.

Добродетель - высокая нравственность.

Добронравие - хороший нрав.

Добросердечность - ласковое, доброе сердце.

Доброхот - доброжелатель.

Добряк - добрый человек.

Вот как много однокоренных слов.

- А для чего нужна доброта?

Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течений столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.

II. Работа с пословицами

Существует множество пословиц и поговорок о добре.

Собери пословицу и объясни значение.

Добро помни, а

Пожнешь

Что посеешь, то и

Зло забывай

За добро

Добра не делает никому

Худо тому, кто

Добром плати

А какие пословицы знаете вы и как вы их понимаете?

В.О. Доброе слово лечит, а злое калечит.

Злой не верит, что есть добрый.

Добрая слава лежит, а худая бежит.

Доброго чтут, а злого не жалуют.

Добряк творит добро, быть может, и не зная, что от того болит душа у негодяя.

- Молодцы! Хорошо знаете пословицы!

III. Физкультпауза. Родители по очереди называют добрые и ласковые слова, которыми они называют своих детей, а дети показывают движения.

IY. Говорят, если есть в человеке доброта, чуткость, значит, он как человек состоялся. Но вот в чем вопрос: так это или нет? Без большого жизненного опыта в этом разобраться, конечно, непросто. Так что давайте для начала послушаем то, что по данному вопросу говорили и писали выдающиеся мыслители древности, поэты и писатели. А помогут нам в этом наши родители. (Родители зачитывают высказывания).

Y. Это интересно (для родителей)

Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Уже в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: “Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Напротив себялюбец - несчастлив.

Иван Сергеевич Тургенев писал: “Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево”.

Многие поэты и писатели высказывались о доброте. Какие высказывания вам, уважаемые родители, известны?

В.О. “Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям” (Жан Жак Руссо).

- “Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других” (Лев Толстой).

- “Знания должны увеличиваться с добротой” (Фазиль Искандер).

- “Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе” (Вильям Шекспир).

- “Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добро в людях” (Блез Паскаль).

- “В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других” (Лев  Толстой).

- Почему выдающиеся люди так много внимания уделяли именно этому качеству человека?

- Доброта очень ценилась на Руси. Людям давали клички за это, а позднее она превратилась в фамилию.

YI. Игра “Кто больше?”

Народ слагал не только пословицы о доброте. Есть имена и фамилии с корнем - ДОБР. Давайте проведем конкурс по группам. Назвать фамилии с корнем ДОБР. Побеждает та группа, которая назовет больше. Родители тоже участвуют.

В.О. Добрых, Добролюбов, Добронравов, Добров, Доброхотов, Добросмехов, Добрынин, Добрыня, Добреньких.

- Вот мы еще раз убедились в правоте пословицы: "Добрые умирают, а дела их живут". Фамилии давались предкам по их поступкам, делам.

YII. Ролевая игра

- Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты?

Давайте посмотрим сценку из известного вам произведения.

СЦЕНКА

Действующие лица: Незнайка, Пилюлькин, Пончик, Сиропчик, Кнопка, автор.

Незнайка: Ты, Пилюлькин, все трудишься, все другим помогаешь, а тебе никто помочь не хочет. Давай я потолку тебе лекарство.

Пилюлькин: Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь. Мы все должны помогать друг другу.

(Подходят Сиропчик и Пончик).

Пончик: Смотри, Незнайка тоже решил стать доктором. Вот будет потеха, когда он начнет лечить всех.

Сиропчик: Нет, он, наверное, решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы тот не давал ему касторки.

Незнайка (замахивается и начинает драться): Молчи, а то вот как дам ступкой.

Пилюлькин: Стой! Стой!

Незнайка: Ах, ты, Сироп, противный! Я тебя еще покажу. Какое доброе дело пропало даром!

Автор: Незнайка и Кнопка стали думать, почему все так вышло

Кнопка: А может быть ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды?

Незнайка: Как это - не бескорыстно? Растеряйке шапку помог найти. Моя шапка, что ли? Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от этих ландышей?

Кнопка: А для чего ты их собирал?

Незнайка: Будто не понимаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых дела, то получу волшебную палочку.

Кнопка: Вот видишь - а говоришь бескорыстно.

Незнайка: А для чего ж я, по-твоему, должен совершать добрые поступки?

Кнопка: Ты должен совершать их просто так, из хороших побуждений.

YIII. Беседа по теме - Какое правило доброты вы услышали сейчас?

Давайте попробуем выработать другие правила и вместе составим свод правил “Спешите делать добро” (5 минут). Раздать детям листочки по группам и задание родителям:

Какие советы, наказы чаще всего даете вы своим детям об отношении к окружающим людям?

  1. Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений
  2. Любить людей знакомых и незнакомых.
  3. Призывать окружающих к хорощим взаимоотношениям
  4. Делать добро для близких, друзей.
  5. Не завидовать.
  6. Не вредничать.
  7. Не грубить

Давайте зачитаем ваши правила. (А на доске учитель и родитель наклеивают напечатанные заранее правила).

- Каким делает человека доброта?

В.О. - Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах.

- А что вы сделали хорошего? Чем вы помогли людям?

  • Высказывания детей и родителей (3 минуты).
  • Принятие общего решения

- Ребята, мне запомнился один случай в детском доме. Чудесный осенний день. Деток вывели на прогулку. Мы, приехавшие к детям в гости, с радостью старались каждому дать конфету, игрушку. А один худенький сероглазый мальчишка протянул ручонки, бросил игрушку и сказал: “Не надо, лучше возьми меня на ручки”.

-Что же оказалось для него главным? (Доброта, ласка).

- Оказывается, каждый ребенок имеет на это право.

У взрослых есть закон. Кто его знает? (Конституция).

- А у детей есть такой документ? Да, это Конвенция о правах ребенка - документ большой нравственной силы.

IX. Итог урока

- Легко или трудно быть добрым?

Добрым быть совсем-совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.

- Будем стараться воспитывать в себе это чувство и соблюдать эти правила.

А сейчас послушаем стихи.

Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою Доброты,
И радость помоги найти кому-то.

Как бы жизнь не летела
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело
А не тлело во мгле
Все вместе: Делай доброе дело -
Тем живем на земле.

Как праздник, как счастье, как чудо
Идет доброта по земле,
Все вместе: И я про нее не забуду,
Как я забываю о зле.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока-игры по обществознанию в 6 классе "Спешите делать добро". »

Существует множество форм проведения повторительно-обобщающих уроков по обществознанию. Огромен интерес у меня и у учеников к урокам обобщения, которые проводятся в форме игры. Ученики становятся активными участниками процесса обучения, поэтому и планы уроков в 5-6 классах по обществознанию под редакцией Л.Н.Боголюбова мною предложены как сценарии.

Урок-игра «Спешите делать добро»

Цель: формирование у детей ресурсов противостояния “опасностям”, исходящим из личного пространства, пространства внешней среды и социального пространства.

Задачи:

  • установление взаимосвязи между человеческими чувствами и физическим здоровьем;

  • формирование умения владеть своими чувствами;

  • развитие речи, эмоций, мышления, воли, интереса к своему здоровью.

Форма проведения - фронтальная, групповая

Методы: словесный, проблемно-поисковый, творческий, практический.

Ход урока

I. Слово учителя

У человека есть два вида жизни. Первая - реальная, повседневная жизнь. Это его учеба, работа, выполнение обязанностей, взаимопонимания с другими людьми.

Вторая - скрытая, духовная жизнь. Это мысли, чувства, идеалы, внутренний мир. У французского писателя Виктора Гюго есть красивые слова: “Во внутреннем мире человека доброта - это солнце”.

А что такое доброта? Какой человек может называться добрым? Об этом и будет наш сегодняшний разговор.

Тема урока "СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО". Эпиграфом к нашему разговору станут слова А.Чепурова:

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом.
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!



- А что такое доброта?

В.О. (милосердие, помощь, взаимовыручка и т.д.)

- По словарю Ожегова: Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

Добро - все положительное, полезное, хорошее.

Доброволец - добровольно взял на себя какую-либо работу.

Доброжелатель - доброжелательно относящийся к кому-нибудь.

Добродетель - высокая нравственность.

Добронравие - хороший нрав.

Добросердечность - ласковое, доброе сердце.

Доброхот - доброжелатель.

Добряк - добрый человек.

Вот как много однокоренных слов.

- А для чего нужна доброта?

Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течений столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.

II. Работа с пословицами

Существует множество пословиц и поговорок о добре.

Собери пословицу и объясни значение.

Добро помни, а

Пожнешь

Что посеешь, то и

Зло забывай

За добро

Добра не делает никому

Худо тому, кто

Добром плати

А какие пословицы знаете вы и как вы их понимаете?

В.О. Доброе слово лечит, а злое калечит.

Злой не верит, что есть добрый.

Добрая слава лежит, а худая бежит.

Доброго чтут, а злого не жалуют.

Добряк творит добро, быть может, и не зная, что от того болит душа у негодяя.

- Молодцы! Хорошо знаете пословицы!

III. Физкультпауза. Родители по очереди называют добрые и ласковые слова, которыми они называют своих детей, а дети показывают движения.

IY. Говорят, если есть в человеке доброта, чуткость, значит, он как человек состоялся. Но вот в чем вопрос: так это или нет? Без большого жизненного опыта в этом разобраться, конечно, непросто. Так что давайте для начала послушаем то, что по данному вопросу говорили и писали выдающиеся мыслители древности, поэты и писатели. А помогут нам в этом наши родители. (Родители зачитывают высказывания).

Y. Это интересно (для родителей)

Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Уже в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: “Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Напротив себялюбец - несчастлив.

Иван Сергеевич Тургенев писал: “Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево”.

Многие поэты и писатели высказывались о доброте. Какие высказывания вам, уважаемые родители, известны?

В.О. “Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям” (Жан Жак Руссо).

- “Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других” (Лев Толстой).

- “Знания должны увеличиваться с добротой” (Фазиль Искандер).

- “Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе” (Вильям Шекспир).

- “Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добро в людях” (Блез Паскаль).

- “В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других” (Лев  Толстой).

- Почему выдающиеся люди так много внимания уделяли именно этому качеству человека?

- Доброта очень ценилась на Руси. Людям давали клички за это, а позднее она превратилась в фамилию.

YI. Игра “Кто больше?”

Народ слагал не только пословицы о доброте. Есть имена и фамилии с корнем - ДОБР. Давайте проведем конкурс по группам. Назвать фамилии с корнем ДОБР. Побеждает та группа, которая назовет больше. Родители тоже участвуют.

В.О. Добрых, Добролюбов, Добронравов, Добров, Доброхотов, Добросмехов, Добрынин, Добрыня, Добреньких.

- Вот мы еще раз убедились в правоте пословицы: "Добрые умирают, а дела их живут". Фамилии давались предкам по их поступкам, делам.

YII. Ролевая игра

- Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты?

Давайте посмотрим сценку из известного вам произведения.

СЦЕНКА

Действующие лица: Незнайка, Пилюлькин, Пончик, Сиропчик, Кнопка, автор.

Незнайка: Ты, Пилюлькин, все трудишься, все другим помогаешь, а тебе никто помочь не хочет. Давай я потолку тебе лекарство.

Пилюлькин: Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь. Мы все должны помогать друг другу.

(Подходят Сиропчик и Пончик).

Пончик: Смотри, Незнайка тоже решил стать доктором. Вот будет потеха, когда он начнет лечить всех.

Сиропчик: Нет, он, наверное, решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы тот не давал ему касторки.

Незнайка (замахивается и начинает драться): Молчи, а то вот как дам ступкой.

Пилюлькин: Стой! Стой!

Незнайка: Ах, ты, Сироп, противный! Я тебя еще покажу. Какое доброе дело пропало даром!

Автор: Незнайка и Кнопка стали думать, почему все так вышло

Кнопка: А может быть ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды?

Незнайка: Как это - не бескорыстно? Растеряйке шапку помог найти. Моя шапка, что ли? Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от этих ландышей?

Кнопка: А для чего ты их собирал?

Незнайка: Будто не понимаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых дела, то получу волшебную палочку.

Кнопка: Вот видишь - а говоришь бескорыстно.

Незнайка: А для чего ж я, по-твоему, должен совершать добрые поступки?

Кнопка: Ты должен совершать их просто так, из хороших побуждений.

YIII. Беседа по теме - Какое правило доброты вы услышали сейчас?

Давайте попробуем выработать другие правила и вместе составим свод правил “Спешите делать добро” (5 минут). Раздать детям листочки по группам и задание родителям:

Какие советы, наказы чаще всего даете вы своим детям об отношении к окружающим людям?

  1. Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений

  2. Любить людей знакомых и незнакомых.

  3. Призывать окружающих к хорощим взаимоотношениям

  4. Делать добро для близких, друзей.

  5. Не завидовать.

  6. Не вредничать.

  7. Не грубить

Давайте зачитаем ваши правила. (А на доске учитель и родитель наклеивают напечатанные заранее правила).

- Каким делает человека доброта?

В.О. - Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах.

- А что вы сделали хорошего? Чем вы помогли людям?

  • Высказывания детей и родителей (3 минуты).

  • Принятие общего решения

- Ребята, мне запомнился один случай в детском доме. Чудесный осенний день. Деток вывели на прогулку. Мы, приехавшие к детям в гости, с радостью старались каждому дать конфету, игрушку. А один худенький сероглазый мальчишка протянул ручонки, бросил игрушку и сказал: “Не надо, лучше возьми меня на ручки”.

-Что же оказалось для него главным? (Доброта, ласка).

- Оказывается, каждый ребенок имеет на это право.

У взрослых есть закон. Кто его знает? (Конституция).

- А у детей есть такой документ? Да, это Конвенция о правах ребенка - документ большой нравственной силы.

IX. Итог урока

- Легко или трудно быть добрым?

Добрым быть совсем-совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.

- Будем стараться воспитывать в себе это чувство и соблюдать эти правила.

А сейчас послушаем стихи.

Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою Доброты,
И радость помоги найти кому-то.

Как бы жизнь не летела
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.

Чтобы сердце горело
А не тлело во мгле
Все вместе: Делай доброе дело -
Тем живем на земле.

Как праздник, как счастье, как чудо
Идет доброта по земле,
Все вместе: И я про нее не забуду,
Как я забываю о зле.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока-игры по обществознанию в 6 классе "Спешите делать добро".

Автор: Косых Марина Викторовна

Дата: 03.10.2015

Номер свидетельства: 235885


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства