Существует множество форм проведения повторительно-обобщающих уроков по обществознанию. Огромен интерес у меня и у учеников к урокам обобщения, которые проводятся в форме игры. Ученики становятся активными участниками процесса обучения, поэтому и планы уроков в 5-6 классах по обществознанию под редакцией Л.Н.Боголюбова мною предложены как сценарии.
Урок-игра «Спешите делать добро»
Цель: формирование у детей ресурсов противостояния “опасностям”, исходящим из личного пространства, пространства внешней среды и социального пространства.
Задачи:
- установление взаимосвязи между человеческими чувствами и физическим здоровьем;
- формирование умения владеть своими чувствами;
- развитие речи, эмоций, мышления, воли, интереса к своему здоровью.
Форма проведения - фронтальная, групповая
Методы: словесный, проблемно-поисковый, творческий, практический.
Ход урока
I. Слово учителя
У человека есть два вида жизни. Первая - реальная, повседневная жизнь. Это его учеба, работа, выполнение обязанностей, взаимопонимания с другими людьми.
Вторая - скрытая, духовная жизнь. Это мысли, чувства, идеалы, внутренний мир. У французского писателя Виктора Гюго есть красивые слова: “Во внутреннем мире человека доброта - это солнце”.
А что такое доброта? Какой человек может называться добрым? Об этом и будет наш сегодняшний разговор.
Тема урока "СПЕШИТЕ ДЕЛАТЬ ДОБРО". Эпиграфом к нашему разговору станут слова А.Чепурова:
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом.
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
- А что такое доброта?
В.О. (милосердие, помощь, взаимовыручка и т.д.)
- По словарю Ожегова: Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
Добро - все положительное, полезное, хорошее.
Доброволец - добровольно взял на себя какую-либо работу.
Доброжелатель - доброжелательно относящийся к кому-нибудь.
Добродетель - высокая нравственность.
Добронравие - хороший нрав.
Добросердечность - ласковое, доброе сердце.
Доброхот - доброжелатель.
Добряк - добрый человек.
Вот как много однокоренных слов.
- А для чего нужна доброта?
Доброта, милосердие вырабатывались человечеством в течений столетий для того, чтобы всем было легче жить, общаться друг с другом, чтобы это общение приносило радость.
II. Работа с пословицами
Существует множество пословиц и поговорок о добре.
Собери пословицу и объясни значение.
Добро помни, а
Пожнешь
Что посеешь, то и
Зло забывай
За добро
Добра не делает никому
Худо тому, кто
Добром плати
А какие пословицы знаете вы и как вы их понимаете?
В.О. Доброе слово лечит, а злое калечит.
Злой не верит, что есть добрый.
Добрая слава лежит, а худая бежит.
Доброго чтут, а злого не жалуют.
Добряк творит добро, быть может, и не зная, что от того болит душа у негодяя.
- Молодцы! Хорошо знаете пословицы!
III. Физкультпауза. Родители по очереди называют добрые и ласковые слова, которыми они называют своих детей, а дети показывают движения.
IY. Говорят, если есть в человеке доброта, чуткость, значит, он как человек состоялся. Но вот в чем вопрос: так это или нет? Без большого жизненного опыта в этом разобраться, конечно, непросто. Так что давайте для начала послушаем то, что по данному вопросу говорили и писали выдающиеся мыслители древности, поэты и писатели. А помогут нам в этом наши родители. (Родители зачитывают высказывания).
Y. Это интересно (для родителей)
Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Уже в IV веке до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: “Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье”. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Напротив себялюбец - несчастлив.
Иван Сергеевич Тургенев писал: “Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево”.
Многие поэты и писатели высказывались о доброте. Какие высказывания вам, уважаемые родители, известны?
В.О. “Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям” (Жан Жак Руссо).
- “Доброта. Вот качество, которое я желаю приобрести больше всех других” (Лев Толстой).
- “Знания должны увеличиваться с добротой” (Фазиль Искандер).
- “Чтобы оценить доброту в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества в самом себе” (Вильям Шекспир).
- “Чем человек умнее и добрей, тем больше он замечает добро в людях” (Блез Паскаль).
- “В жизни есть только одно несомненное счастье - жить для других” (Лев Толстой).
- Почему выдающиеся люди так много внимания уделяли именно этому качеству человека?
- Доброта очень ценилась на Руси. Людям давали клички за это, а позднее она превратилась в фамилию.
YI. Игра “Кто больше?”
Народ слагал не только пословицы о доброте. Есть имена и фамилии с корнем - ДОБР. Давайте проведем конкурс по группам. Назвать фамилии с корнем ДОБР. Побеждает та группа, которая назовет больше. Родители тоже участвуют.
В.О. Добрых, Добролюбов, Добронравов, Добров, Доброхотов, Добросмехов, Добрынин, Добрыня, Добреньких.
- Вот мы еще раз убедились в правоте пословицы: "Добрые умирают, а дела их живут". Фамилии давались предкам по их поступкам, делам.
YII. Ролевая игра
- Как вы думаете, есть какие-либо правила доброты?
Давайте посмотрим сценку из известного вам произведения.
СЦЕНКА
Действующие лица: Незнайка, Пилюлькин, Пончик, Сиропчик, Кнопка, автор.
Незнайка: Ты, Пилюлькин, все трудишься, все другим помогаешь, а тебе никто помочь не хочет. Давай я потолку тебе лекарство.
Пилюлькин: Пожалуйста. Это очень хорошо, что ты хочешь мне помочь. Мы все должны помогать друг другу.
(Подходят Сиропчик и Пончик).
Пончик: Смотри, Незнайка тоже решил стать доктором. Вот будет потеха, когда он начнет лечить всех.
Сиропчик: Нет, он, наверное, решил подлизаться к Пилюлькину, чтобы тот не давал ему касторки.
Незнайка (замахивается и начинает драться): Молчи, а то вот как дам ступкой.
Пилюлькин: Стой! Стой!
Незнайка: Ах, ты, Сироп, противный! Я тебя еще покажу. Какое доброе дело пропало даром!
Автор: Незнайка и Кнопка стали думать, почему все так вышло
Кнопка: А может быть ты не бескорыстно совершал эти поступки, а ради выгоды?
Незнайка: Как это - не бескорыстно? Растеряйке шапку помог найти. Моя шапка, что ли? Пилюлькину ландыши собирал. Какая мне выгода от этих ландышей?
Кнопка: А для чего ты их собирал?
Незнайка: Будто не понимаешь. Сама ведь сказала: если совершу три добрых дела, то получу волшебную палочку.
Кнопка: Вот видишь - а говоришь бескорыстно.
Незнайка: А для чего ж я, по-твоему, должен совершать добрые поступки?
Кнопка: Ты должен совершать их просто так, из хороших побуждений.
YIII. Беседа по теме - Какое правило доброты вы услышали сейчас?
Давайте попробуем выработать другие правила и вместе составим свод правил “Спешите делать добро” (5 минут). Раздать детям листочки по группам и задание родителям:
Какие советы, наказы чаще всего даете вы своим детям об отношении к окружающим людям?
- Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений
- Любить людей знакомых и незнакомых.
- Призывать окружающих к хорощим взаимоотношениям
- Делать добро для близких, друзей.
- Не завидовать.
- Не вредничать.
- Не грубить
Давайте зачитаем ваши правила. (А на доске учитель и родитель наклеивают напечатанные заранее правила).
- Каким делает человека доброта?
В.О. - Обаятельным, красивым. Человек, в душе которого доброта, приятно выглядит, у него выражение радости и покоя на лице, милая улыбка на губах.
- А что вы сделали хорошего? Чем вы помогли людям?
- Высказывания детей и родителей (3 минуты).
- Принятие общего решения
- Ребята, мне запомнился один случай в детском доме. Чудесный осенний день. Деток вывели на прогулку. Мы, приехавшие к детям в гости, с радостью старались каждому дать конфету, игрушку. А один худенький сероглазый мальчишка протянул ручонки, бросил игрушку и сказал: “Не надо, лучше возьми меня на ручки”.
-Что же оказалось для него главным? (Доброта, ласка).
- Оказывается, каждый ребенок имеет на это право.
У взрослых есть закон. Кто его знает? (Конституция).
- А у детей есть такой документ? Да, это Конвенция о правах ребенка - документ большой нравственной силы.
IX. Итог урока
- Легко или трудно быть добрым?
Добрым быть совсем-совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.
Только надо, надо добрым быть
И в беде друг друга не забыть.
- Будем стараться воспитывать в себе это чувство и соблюдать эти правила.
А сейчас послушаем стихи.
Когда по склонам вечной суеты
Бежать от неудач устанешь люто,
Направь шаги тропою Доброты,
И радость помоги найти кому-то.
Как бы жизнь не летела
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело
А не тлело во мгле
Все вместе: Делай доброе дело -
Тем живем на земле.
Как праздник, как счастье, как чудо
Идет доброта по земле,
Все вместе: И я про нее не забуду,
Как я забываю о зле.