Цель: способствовать осознанию учащимися значимости соблюдения правил пожарной безопасности; напомнить основные причины возникновения пожаров; повторить порядок действий учащихся в случае пожара.
Просмотр содержимого документа
«Классный час "Пожары людям не нужны"»
Классный час
«ПОЖАРЫ ЛЮДЯМ НЕ НУЖНЫ!»
Подготовила и провела
учитель русского языка и литературы
О.А Новикова (г. Смоленск)
Цель: способствовать осознанию учащимися значимости соблюдения правил пожарной безопасности; напомнить основные причины возникновения пожаров; повторить порядок действий учащихся в случае пожара.
Ребята, позади сложный, интересный год.. Мы проводили различные мероприятия, а сегодня мы поговорим о серьёзной теме - «Пожары людям не нужны»». Как известно, миллионы лет назад люди научились добывать огонь. В руках человека при условии соблюдения правил пожарной безопасности он послушен.
Ученик: А без доброго огня
Обойтись никак нельзя,
Он надежно дружит с нами;
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен.
И за то ему почет,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печет. ( Е.Ильин )
Ученица 1:Пожар - это горение, в результате которого частично или полностью уничтожается материальная ценность, создается опасность для жизни людей.
Ученик 1: Пожары являются большим бедствием, они приносят большой ущерб в повседневной жизни в мирное время. Большая часть пожаров происходит по вине людей из-за их беспечности. А каждый шестой пожар в жилом секторе происходит по вине детей.
Ученица 2: В нашей стране от детских шалостей с огнем ежегодно гибнет много людей. И становится обидно, когда дома, квартиры и все, что создано руками человека, - все уносит пожар за несколько часов. А количество пожаров растет.
Учитель:Исторические сведения:
Статистика говорит, что в нашей стране пожары вспыхивают каждые 2-3 минуты, в них ежегодно погибает около 20 тысяч человек. Пожары приводят к большим материальным потерям:
-превращают в пепел жилые и промышленные здания;
-уничтожают лесные массивы;
-уничтожают урожаи сельскохозяйственных культур.
Приведу примеры некоторых исторических фактов: (на экране фото)
1470г. - пожар в Москве ( осталось только 3 двора )
1972г. - торфяные пожары в Подмосковье (всю Москву заволокло дымом )
1977г. - пожар в гостинице "Россия", погибло 37 постояльцев и 5 сотрудников, госпитализировано 52 человека
1993г.-пожар на Камском автомобильном заводе (страна лишилась поставщика большегрузных автомобилей )
2008г - в нашем городе горел торговый комплекс «София». Общая площадь пожара составила 800 кв.м.,
- Всего за 2021 год в Смоленской области произошел 2981 пожар. Пятая часть от этой цифры приходится на Смоленск – 552 пожара.
- Большее их число произошло в Заднепровском районе - 235, в Промышленном - 191, в Ленинском – 126. Антилидерами из районов стали: Смоленский (503), Ярцевский (231), Вяземский (198) и Сафоновский (183).
Ученик 2: Злой огонь - огонь пожара,
Злой огонь - огонь войны!
От безжалостного жара
Дни темны,поля черны.
Жители земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь гасить должны!
Учитель: Отчего же происходят пожары?
неосторожное обращение с огнем в самых разнообразных формах
небрежное использование бытовых нагревательных приборов
нарушение правил пожарной безопасности при эксплуатации сети и электро проводки
неумение правильно эксплуатировать газовые приборы, особенно те, которые работают на сжиженном газе
возгорание телевизоров, радиоаппаратуры
неправильное устройство и неисправности печей и дымоходов
шалости детей с огнем.
Ученица 3: При пожаре, при пожаре
Знает каждый гражданин:
При пожаре, при пожаре
Набирают "Ноль - один!"
И вот машины красные
Спешат в места опасные.
Прохожие сторонятся -
Пожарные торопятся!
( Л.Куклин )
(Просмотр видеоролика)
Учитель: Что же делать, если случится пожар?
Ученик 3: Пожар обычно случается неожиданно, и поэтому очень важно в такой ситуации не растеряться. Паника - плохой помощник в сложной обстановке.
Ученица 1: Прежде всего надо позвать на помощь взрослых, если они рядом. Если очаг загорания небольшой, то его можно погасить. Надо только знать несколько правил:
Ученик 1: 1) Нельзя открывать окна, т.к. приток кислорода поддерживает горение;
(на экране фото и видео сопровождают информацию)
2) Нельзя тушить водой электроприборы, включенные в сеть. Прежде всего, загоревшийся электроприбор необходимо, по возможности, отключить от сети, т.е. вынуть вилку из розетки.
3) Если вы видите, что не можете справиться с огнем и огонь распространяется дальше, то необходимо срочно покинуть помещение и выйти младшим.
Ученица 2: 4) При сильном задымлении необходимо нагнуться или лечь на пол (т.к.ядовитые продукты горения с теплым воздухом поднимаются вверх) и, закрыв нос мокрым платком, полотенцем, двигаться к выходу вдоль стены.
5) Выбравшись из горящего помещения, нужно сообщить о пожаре по телефону "01". При этом надо четко назвать адрес горящего объекта, указать , что горит, назвать свою фамилию. Если проезд к месту пожара затруднен, указать наилучший маршрут, по возможности встретить пожарную машину и проводить пожарных к горящему объекту.
Учитель: Я призываю вас быть всегда осторожными с огнем и помнить о последствии пожара.
Не забывайте простую истину, ставшую заповедью безопасности:
Опасность легче предупредить, избежать, чем ее ликвидировать, бороться с нею.
А теперь поиграем. (класс делится на 2 команды )
1задание. Каждая команда дает эпитеты огню.
( например, "яркий", "веселый", "Жаркий", "опасный" и др. )
2 задание. Конкурс капитанов.
Нарисовать новый вариант пожарной машины, с
усовершенствованными деталями.
3 задание. Первой команде назвать причины возникновения пожара.
второй команде - что нужно делать, если случился пожар.
4 задание. Обыграть ситуацию пантомимой; после показа ответить на вопросы:
а ) Что было показано?
б) Как справиться с этой ситуацией?
в) Ваш вариант ( от команды )
Ситуации ( на карточках ):
1) "Возгорание телевизора"
2) " Возгорание электроутюга, включенного в сеть"
3) "Новогодняя елка, украшенная горящими свечами"
4) "Возгорание сковороды"
5 задание. Отгадай загадки:
1) Перевязочный материал из марли (бинт)
2) Переговорное устройство, с помощью которого можно вызвать пожарных
(телефон)
3) Головной убор пожарных ( каска )
4) Пожароопасная елочная игрушка ( хлопушка )
5) Остатки костра, в которых пекут картошку ( зола )
6) Самая нужная жидкость на земле ( вода )
7) Что бывает, если птички зажигают дома спички? ( пожар )
8) Один костер весь мир согревает ( солнце )
9) Без рук, без ног, а на гору ползет
10) Шипит и злится, воды боится. С языком, а не лает. Без зубов,
а кусает. ( огонь )
6 задание.Конкурс капитанов
капитаны сочиняют четверостишие с рифмованными словами,
Например, жар - пожар, свечка - печка, огонь - не тронь и т.п.
7 задание. Командам даются тексты пословиц и поговорок.
- За 5-6 мин. они должны сочинить по ним короткий рассказ, сказку, житейскую историю.
Подводятся итоги конкурса. Награждение.
- Ребята, а теперь слово ученикам, которые подготовили материал о книгах.
(Обзор книг и брошюр о пожарах )
А теперь представим страшную картину – в доме случился пожар!
(сопровождается презентацией)
1 ученик:
Большинство пожаров происходит в жилых домах. Причины их практически всегда одинаковы - обветшавшие коммуникации, неисправная электропроводка, курение в неположенных местах и оставленные без присмотра электроприборы. Если у вас или у ваших соседей случился пожар, главное - сразу же вызвать пожарную охрану. Если загорелся бытовой электроприбор, постарайтесь его обесточить, если телевизор - прежде всего, выдерните вилку из розетки или обесточьте квартиру через электрощит.
2 ученик:
Если пожар возник и распространился в одной из комнат, не забудьте плотно закрыть двери горящей комнаты - это помешает огню распространиться по всей квартире и лестничной площадке. Уплотните дверь мокрыми тряпками, чтобы в остальные помещения дым не проникал. В сильно задымленном пространстве нужно двигаться ползком или пригнувшись.
3 ученик:
Вопреки распространенному мнению, тушить огонь простой водой - неэффективно. Лучше всего пользоваться огнетушителем, а при его отсутствии - мокрой тканью, песком или даже землей из цветочного горшка.
4 ученик: Если вы видите, что ликвидировать возгорание своими силами не удается, немедленно уходите. Возьмите документы, деньги и покиньте квартиру через входную дверь. Если путь к входной двери отрезан огнем и дымом - спасайтесь через балкон. Кстати, самые безопасные места в горящей квартире - на балконе или возле окна. Здесь пожарные найдут вас быстрее! Только оденьтесь потеплее, если на улице холодно. Открывайте дверь на балкон осторожно, поскольку пламя от большого притока свежего воздуха может усилиться. Не забудьте плотно закрыть дверь балкона за собой.
5 ученик: Постарайтесь перейти на нижний этаж (с помощью балконного люка) или по смежному балкону к соседям. Но помните: крайне опасно спускаться по веревкам, простыням и водосточным трубам. Тем более не следует прыгать вниз!
6 ученик: Еще один путь спасения - через окно. Уплотните дверь в комнату тряпками. Как только убедитесь, что ваш призыв о помощи услышали, ложитесь на пол, где меньше дыма. Таким образом, можно продержаться около получаса.
7 ученик: Поскольку огонь и дым распространяются снизу вверх, особенно осторожными должны быть жители верхних этажей.
8 ученик: Если вы случайно оказались в задымленном подъезде, двигайтесь к выходу, держась за стены (перила нередко ведут в тупик). Находясь в высотном доме, не бегите вниз сквозь пламя, а используйте возможность спастись на крыше здания, не забывайте использовать пожарную лестницу.
Учитель: Дорогие ребята! Где бы вы ни находились, всегда и везде помните о правилах пожарной безопасности:
Ученица 2: Если вдруг пожар возник,
Ты обязан в тот же миг
В часть к пожарным позвонить,
О пожаре сообщить!
Ученик 2: Помни каждый гражданин
Пожарный номер " 01 "!
Совет запомни наш,
Возьми "на карандаш",
Если ты не глуп, то "ОГОНЬ - ДРУГ",
Если же не так, то " ОГОНЬ - ВРАГ"
Ученица 3: Пусть меньше будет боли и слез,
Бессонных и опасных операций;
И, пожалуй, непраздный вопрос -
Поменьше будет чрезвычайных операций!
Ученик 3: Огонь любви пусть сердца сжигает,
Пламя улыбок вас согревает.
Мужество, честь и отваги свет;
Мужской профессии лучше нет!
Ученица 1: Запомните все наши речи!
А теперь - до свидания! До встречи!
Учитель: Благодарю всех за подготовку и активное участие!